Заклятые друзья: командообразование коллективов изнутри

Саморегулирующиеся системы – мечта любого менеджера. Организация работы подразделения таким образом, чтобы члены коллектива могли самостоятельно диагностировать проблемы и предлагать идеи для их решения, к сожалению, все еще остается утопической идеей. Однако, некоторые контуры «технологии мечты» уже проявляются через регулярную обратную связь, «оценку 360 градусов» и некоторые другие приемы. Упомянутый в настоящей статье метод вряд ли можно назвать революционным. Однако, в части решения вопросов по внутренней диагностике взаимоотношений сотрудников отдельного подразделения в моей практике он оказался эффективным.

Постановка задачи: команда или «Лебедь, Рак и Щука»?

Зачастую мнение руководителя может существенно расходиться с мнением коллектива о своих коллегах по подразделению. Это происходит и потому, что менеджменту более важен результат, в то время как коллектив обращает значительное внимание также на человеческие качества. В итоге условная Иванова, которая у начальства стоит на хорошем счету как педантичный и компетентный сотрудник, в коллективе может быть известна, прежде всего, как сплетница и интриганка, ловко присваивающая себе чужие заслуги. А условный Сидоров, известный начальству как медлительный и неинициативный специалист, может крайне высоко цениться коллегами как человек, готовый всегда прийти на помощь и взять на себя решение самых сложных проблем.

Незнание этих деталей, кроме всего прочего, может девальвировать авторитет руководителя, который, по мнению коллектива, будет принимать решения, исходя из видения ситуации «только со своей колокольни». Но главное – результатом не услышанной обратной связи может стать нарастание негативных настроений в подразделении, отсутствие командной игры и самоустранение отдельных сотрудников от решения задач «не из их должностных инструкций». По моему мнению, это одна из тех «потенциальных революций», которую лучше предотвратить, нежели потом искать способы ее возглавить.

Идея для решения: скажи мне, кто твой коллега

Нижеописанная методика была реализована для диагностики проблем внутри коллектива из более чем десяти бухгалтеров путем формирования общей усредненной обратной связи по каждому сотруднику от их коллег по профессиональным и человеческим качествам. Впоследствии успешный опыт переносился и на другие подразделения.

Применение методики складывается из двух фаз, каждая из которых состоит из трех этапов.

Рисунок 1. Формирование критериев оценки сотрудников

ChadinTeam1.jpg

Подготовка опросника – процесс индивидуальный, хотя, как показала практика, большинство критериев у различных отделов остаются одинаковыми. Эту фазу необходимо проходить один раз в самом начале реализации проекта, а так же в случае существенных изменений в составе персонала и/или бизнес-процессах.

Непосредственно опрос необходимо проводить на регулярной основе, чтобы сотрудники могли оценивать динамику отношения к ним в коллективе. Я делал опросы ежемесячно.

В остальном метод более похож на конструктор, из которого можно собрать модель под собственные нужды, нежели на некую догму. Разберем составляющие его этапы более подробно.

Описание «идеального коллеги»

Чтобы повысить объективность рейтинга, критерии для оценки должны быть сформированы на основе мнений самих сотрудников. Для этого им предлагается описать портрет некого идеального коллеги: «Выделите пять-десять наиболее значимых качеств, которыми должен обладать в достаточной мере сотрудник вашего отдела, чтобы с ним было работать и эффективно, и приятно?»

Главный подводный камень этапа – размазанные определения и поверхностный взгляд отвечающих. Например, как может помочь в работе такое качество как «начитанность», которая изредка попадалась мне в ответах? Разумеется, при прочих равных приятнее работать с более эрудированным человеком, но при таком подходе в опросник могут попасть и «наличие собственного стиля в одежде» или «модельная внешность». Избежать подобных ответов можно, если заранее подробно разъяснить коллективу, как и что вы планируете делать дальше с полученной информацией.

Результат. Итогом этапа становится достаточно большой перечень всевозможных качеств, часть из которых уникальна, а часть повторяется.

Nota bene. Данный этап можно провести анонимно, это, по идее, должно повысить искренность.

Формирование списка критериев

Полученный на предыдущем этапе список необходимо сократить до разумного размера. Практика показала, что путем объединения и исключения, возможно получить всего шесть-семь действительно важных и значимых качеств. Для этого все качества из изначального списка необходимо поделить на три группы и провести соответствующую селекцию.

Рисунок 2. Выставление оценки сотрудникам

ChadinTeam2.jpg

Результат. По итогам селекции в опроснике необходимо оставить не более десяти качеств и каждому из них дать конкретное определение (пример ниже).

Таблица 1. Пример критериев оценки сотрудников

ChadinTeam3.jpg

По этим восьми качествам оценивало друг друга одно из учетных подразделений. У другого подразделения список вышел несколько иным: профессионализм, ответственность, порядочность, активность, взаимовыручка и доброжелательность. Списки не совпали по размеру и содержали только три одинаковых качества. Но таковы были мнения коллективов.

Nota bene. Самый сложный этап. Важно не перекроить мнение коллектива по-своему, не исключить действительно важные качества и при этом сделать список разумных размеров, понятным и прозрачным. Для этих целей возможно привлечение наиболее активных сотрудников к обсуждению отдельных позиций для объединения похожих качеств и исключения спорных и малозначимых. Так же необходимо дать каждому критерию в итоговом списке понятное всему коллективу определение того, что входит в каждый пункт оценки.

Расстановка приоритетов: когда размер имеет значение

Очевидно, что в полученном списке не все качества будут важны равнозначно. Например, коммуникабельность для специалиста, занятого обработкой бумаг, не так необходима, как профессионализм, а увлеченность в ряде ситуаций не так влияет на результат, как командность и добросовестность. Помочь разобраться в степени важности критериев призвана их «развесовка».

На этом этапе вы предлагает каждому члену коллектива составить его личный рейтинг качеств, поставив на первое место самое, по его мнению, важное и далее по степени убывания. Последнее место в данном рейтинге означает, что данный критерий у данного сотрудника набрал 1 балл, предпоследнее место – 2 балла, и так далее. В результате простого сложения вы получите балльный вес каждого критерия. Далее, разделив каждый балл на общую сумму баллов, вы получите «индекс важности». Ниже представлен результат весовой оценки качеств вышеупомянутой таблицы.

Таблица 2. Пример выставления баллов по критериям

ChadinT4.jpg

Таким образом, в данном примере коллектив считает, что профессионализм более чем в четыре раза важнее, чем увлеченность, но всего в два раза важнее порядочности.

Результат. Именно в конце данного этапа у вас и появляется итоговый опросник со списком критериев и их весовой ценностью.

Nota bene. Точность веса (количество знаков после запятой) – на ваше усмотрение.

Опрос сотрудников

На этом этапе вы просите всех сотрудников подразделения оценить своих коллег по каждому критерию.

Таблица 3. Пример итоговой таблицы после подсчета баллов

ChadinT5.jpg

В своем опыте для оценки использую пятибалльную систему:

1 балл – указанное качество не характерно указанному сотруднику;

2 балла – иногда характерно, но, скорее, нет;

3 балла – 50/50;

4 балла – скорее сотрудник проявляет это качество;

5 баллов – сотрудник проявляет указанное качество.

Результат. На этом этапе вы получаете многомерное оцифрованное мнение коллектива о самом себе.

Nota bene. Для увеличения объективности я использовал анонимную оценку – в указанный период времени распечатанные листы с итогами собирались в определенном месте. В этом случае каждый оценивал не только коллег, но и самого себя (в противном случае можно было легко понять, кто автор оценки), но, по моему мнению, даже если самооценки и были завышены, они практически не повлияли на результаты. На ваше усмотрение остается проблема того, что кто-то может оценить коллег дважды, а кто-то может воздержаться от участия по объективным или субъективным причинам.

Формирование результата: всем сестрам по серьгам

После получения данных от сотрудников вам остается только простыми арифметическими действиями вычислить среднюю оценку по каждому сотруднику по каждому критерию, далее перемножить средние оценки на их вес, сложить и получить итоговый балл каждого сотрудника за указанный период. Для удобства расчетов я итоговую оценку умножал на 100. Таким образом, в моем случае с пятибалльной системой на восьми критериях сотрудник мог набрать от 100 до 500 баллов. На практике, сотрудники набирали от 386 до 487 баллов.

Таблица 4. Пример формирования результата для рейтинга

ChadinT6.jpg

Результат. В итоге у вас на руках оказывается рейтинг каждого сотрудника за период.

Nota bene. Обращайте внимание на точность. В упомянутой системе я использовал точность до одного знака после запятой, и в одном из месяцев разница между сотрудниками составила всего лишь 0,2 балла. При этом точность промежуточных результатов желательно делать на два-три порядка выше.

Анализ результатов: не упустить важных деталей

Имеющиеся данные можно использовать в прямом смысле без ограничения фантазии. В открытый доступ сотрудникам я предоставлял список занявших первые три места по количеству баллов, а так же статистику по среднему и минимальному значению за месяц. В индивидуальном порядке рассылались средние оценки сотрудника по каждому качеству, а так же их динамика по сравнению с предыдущим периодом. Руководитель подразделения получал полную картину.

Таблица 5. Итоговый результат подсчета баллов по критериям оценки сотрудников

ChadinT7.jpg

Как показала практика, общее мнение руководства незначительно отличалось от полученного рейтинга, однако крайне полезной оказалась его «оцифровка» и некоторые детали оценки по отдельным качествам.

Результат. Каждый из сотрудников получал усредненную обратную связь от коллег и мог видеть, по каким качествам коллектив его ценит, а над какими ему еще требуется поработать.

Nota bene. Необходимо быть осторожным с конфиденциальностью получаемой информации. Очевидно, что коллектив и так знает, кто из сотрудников замыкает рейтинг. Но опубликование данной информации в открытом доступе вряд ли позитивно повлияет на ситуацию. Так же не забывайте отметить победителей рейтинга. В качестве «специального приза» за первое место я использовал приглашение на бесплатный бизнес-ланч со мной, во время которого победитель имел возможность предоставить мне обратную связь по целому ряду вопросов. Впрочем, я использовал не только «пряник», но и «кнут», предупредив, что попадание одного и того же сотрудника на последнее место в течение трех месяцев подряд будет рассматриваться мной как «черная метка» данному специалисту от лица коллектива.

Post scriptum: о чем не знает теория

Практика использования данной методики в течение нескольких месяцев показала любопытные результаты.

Во-первых, во время второй оценки и далее сотрудники стали подходить к выставлению баллов более аккуратно, в отличие от первого раза, когда некоторые поставили «всем пять!». Во-вторых, ряд сотрудников действительно подтянулись из «хвоста» рейтинга поближе к середине, и обратная связь от их коллег подтвердила, что они объективно улучшили свое взаимодействие с коллективом.

Но самым важным итогом моего первого опыта оказался приход инициативной группы на третий месяц использования системы с предложением перераспределить функциональные обязанности в подразделении, так как существующее распределение не позволяло специалистам быть достойно представленными в рейтинге ввиду неравномерной нагрузки. После ряда консультаций мы с руководителем подразделения пересмотрели обязанности, решив, как оказалось позже, ряд давно существовавших в коллективе взаимных претензий и скрытых конфликтов.

После проведенных преобразований атмосфера в коллективе стала более благоприятной, рейтинг стабилизировался, и мною было принято решение прекратить эксперимент, признав его успешным и поспособствовавшим достижению поставленных перед ним целей.

Nota bene. Впоследствии в другом подразделении при проведении очередной оценки я однажды получил десяток одинаковых листов с «пятерками» всем. Так коллектив «стал горой» друг за друга, устроив своеобразный flash-mob в собственную защиту. Я поблагодарил всех за такое участие, объяснив, что такая высокая оценка друг друга воспринята мною как важный сигнал руководству, что все сотрудники находятся на своих местах. И действительно, более жалоб друг на друга из этого подразделении не поступало. Впрочем, это уже совсем другая история.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

ммм... няшечные менеджеры ставят другим няшечным менеджерам специальные баллы

чтобы такая схема работала, нужно как следует напугать колллектив, чтобы кроме симулирования рвения и ответственности они начали симулировать и ''дружбу на работе''

если люди понимают кроме всего, что бизнес компании шаток, а начальству краном нужно доставать голову из задницы, чтобы оно посмотрело на реальность дел, эта схема вообще идеальна

и начальство поучаствует в ''создании системы'' и весь коллектив, если в фирме денег совсем нет а например на носу новогодние праздники, то можно устроить эвент с вытягиванием фантов - кто из сотрудников кому дарит праздничные корпоративные подарки и потом посмотреть как кто кому радуется и насколько качественные подарки дарятся

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
:)
нужно как следует напугать коллектив, чтобы кроме симулирования рвения и ответственности...
Как правило, предложения руководства о стимуляции дружбы, поступают как раз к тому времени, когда коллектив УЖЕ состоит из сильно напуганных людей, боящихся остаться без работы (остальные ). Думаю, они будут готовы ''дружить''. Очень сдержано улыбаюсь....
Финансовый директор, Москва

Странный у вас опыт, уважаемые менеджеры.
Судя по комментариям, отделы с такими проблемами больше похожи на Освенцим. Впрочем, приятно, что даже в таких экстремальных условиях, до которых, как мне ранее казалось, нормальный руководитель не может довести коллектив, можно применять описанную мной методику.
Удачи в управлении людьми!

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Сергей Чадин пишет: Удачи в управлении людьми!
Спасибо..., :) , Но, менеджеры, все более системой управляют... Пусть людьми управляют финансовые управляющие и лидеры, которых можно ''позднее'' заменить...
Финансовый директор, Москва

Все верно, Юрий!
В компаниях, в которых люди - расходный материал, именно так и поступают.
К счастью, в таких не работал, но наслышан.

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Сергей Чадин пишет: Странный у вас опыт
Кстати об опыте. Всегда было интересно, как финансиста мотивировать работать на людей... Как ОН людей ДЕмотивирует, я знаю... :) И, вероятно, думает, что он управляет людьми.... :) Есть веские основания полагать, что это не более чем стопор в системе управления, когда лидер финансист.
Директор по правовым вопросам, Екатеринбург

Интересная статья Сергей! Спасибо! Но есть несколько по примению данной методики.
1. На мой взгляд не во всех коллективах возможно примение такого эксперимента. Я как руководитель юридического департамента не вижу пока как именно даннуюметоду применить.
2. Как долгопо времени может быть проведен такой эксперимент.
3. Вы говорите о анонимности. Это здорово. Возможно нак каком то этапе это возможно получить. Но как вы приходите к тому что по оценкам коллектива получаете мнение о себе как руководителе совсем непонятно. Возможно если вы проясните столкнусь с вами и всерьез в качестве эксперимента подумаю чтобы данную методу опробовать в своем департаменте

Финансовый директор, Москва
2 Юрий Гринько. Если Ваш финансист демотивирует людей, увольняйте его, это неправильный финансист:) Скорее всего, под видом его Вам подсунули несостоявшегося горе-экономиста со средним баллом 3.0 какого-нибудь провинциального техникума. Впрочем, если у Вас есть веские основания полагать, что знакомый Вам лидер-финансист - это ''не более, чем стопор'', менять ничего не надо:) Вы нашли друг друга. ВалИте все, конечно же, на него и ни за что не увольняйте: кого иначе потом обвинять? И еще, как вариант, даже добавьте ему зарплату, чтобы было явно видно, что Вы-то - точно акселератор в системе, дающий всем шанс и возможность. Это, я считаю, благородно и мудро. Пусть коллектив знает, кто истинный стопор! ;) 2 Никита Душкин Спасибо, Никита. 1. Справедливо, что никакого универсального рецепта нет. Возможно, Вы будете использовать только какую-то из всего многообразия идей. Это честнее прямого накладывания кальки и ожидания однозначного ответа. 2. Я обычно использую 3-4 итерации. Но, например, в некотором роде подобная система - NPS - у нас используется уже далеко не первый год, и вполне успешно. Отсюда простой вывод: используйте инструмент, пока он работает и помогает добиваться целей. 3. В основном, эффективно получаются горизонтальные оценки. Руководитель - всегда особый оценивающий и оцениваемый. Здесь намешиваются и вопросы авторитета, и вопросы нежелания подчиненных ссориться с боссом. Или, наоборот, эмоциональное желание ''отомстить''. Постарайтесь учесть эти факторы, тогда и обратная связь ''руководитель-коллектив'' будет более транспарентной. В противном случае, исключите руководителя из списка оценивающих и оцениваемых.
Директор по правовым вопросам, Екатеринбург

Сергей не понял что такое итерации.. Может вы говорили про операции.хотелось бы все таки уточнить сколько по времени занимает поведение такого опроса. На мой взгляд оптимально 3-5 дней. В противном случае оценки будут весьма посредственными.
Что касается дружбы?? То здесь вами не соглашусь. Наиболее эффективно коллектив работает когда отношения строятся по принципу команды. Как показывает практика наличие дружбы ведет к появлению любимчиков в составе этой самой команды

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Никита Душкин пишет: Как показывает практика наличие дружбы ведет к появлению любимчиков в составе этой самой команды
Присоединюсь... Задавая ценности людям, важно понимать, что когда-то они не захотят их ''переступить'', ради целей бизнеса. Это же такая старая тема, когда дружные коллективы оказываются уязвимыми при рыночных отношениях. Хотя, если речь идет о коллективах юристов и финансистов, тогда понятно почему автора волнует тема эффективности бизнеса за счет повышения личной активности коллектива. Только вот, мне кажется, что в основе подхода заложен неправильно понятый принцип - о сопоставлении целей коллектива с целями бизнеса. Соблюдение принципа должно способствовать качественному использованию навыков персонала. То есть, инициировать в коллективе проявление профессиональных или специальных навыков, благодаря прозрачности именно служебных отношений. В то время как дружба, может легко переступить принципы вашего бизнеса. Говоря о лидерах финансистах из области моей деятельности, в командах, например, главным качеством специалиста является клиентоориентирование, а менеджеры мотивированы конкурировать за клиента...., так ему лучше сразу забыть эту идею и приступить к жестким методам контроля мотивирующих ресурсов, включая контроль соблюдения правил соперничества.... Важно не допускать конкуренции ''внутри'', а установками перемещать конкурентные преимущества на рынок за который приходиться бороться или развивать. Вот мы и теряем в этой системе вещей финансиста. То есть, либо лидер с навыками финансового учета, либо финансист с лидерскими замашками.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.