Топ-менеджеры прощаются с кризисом

По данным 14-го Ежегодного глобального опроса (14thAnnual Global CEO Survey), проведенного PwC среди руководителей крупнейших компаний мира (1201), 48% топ-менеджеров выразили «полную уверенность» в перспективах роста на ближайшие 12 месяцев. Это основное изменение по сравнению с показателем в 31% в 2010 году и 50% в 2008-м, когда до наступления экономического кризиса половина опрошенных были «полностью уверены» в перспективах роста. Примечательно, что в экономическом подъеме в России в 2011 году убеждены 60% руководителей крупнейших отечественных компаний – впечатляющий процент от общего числа респондентов.

95% российских топ-менеджеров и 88% по всему миру в разной степени уверены перспективах роста в ближайшие 12 месяцев. В подъеме в течение следующих трех лет убеждены 93% опрошенных из России и 94% из других стран.

rost_pribyli.jpg


Методология исследования:

В рамках подготовки 14-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, устраиваемого PwC, было проведено 1 201 интервью с руководителями компаний в 69 странах в последнем квартале 2010 года. В разбивке по регионам 420 интервью было проведено в странах Западной Европы, 257 интервью – в Азиатско-тихоокеанском регионе, 221 интервью – в странах Латинской Америки, 148 интервью – в Северной Америке, 98 интервью – в странах Восточной Европы и 57 интервью – в странах Ближнего Востока и Африки. В России было проведено 60 интервью, глобальная выборка учитывает 30. Все данные по России приведены на основе 60 интервью.

Основные возможности для развития бизнеса в будущем

39% руководители компаний отметили, что самой важной страной для будущего роста является Китай, за которым следуют США – 21%, Бразилия – 19% , Индия – 18%, Германия – 12%, а также Россия – 10%. При этом Китай, США и Индия были названы как самые значимые в будущем источники продукции и сырья. Анализируя деятельность своих компаний, 90% респондентов подчеркнули, что ожидают рост активности в Азии в ближайшие 12 месяцев, за которой следуют Латинская Америка – 84%, Африка – 75%, Ближний Восток – 72% и страны Восточной Европы – 70%.

Со стратегической точки зрения, наилучшие возможности для роста в ближайшие 12 месяцев будут связаны с разработкой новой продукции и услуг (30% опрошенных в России и 29% в мире) и с увеличением доли на существующих рынках (37% в России и 29% в мире). 17% руководителей по всему миру и 12% российских руководителей также отметили в качестве источника для будущего роста выход на новые рынки. Слияния и поглощения (14% в мире и 10% в России) и совместная деятельность и альянсы (10% в мире и 8% в России) были названы в качестве стратегий роста.

«Преодолев много трудностей, возникших в условиях кризиса, сегодня руководители крупнейших компаний изучают возможности для роста уже в краткосрочной перспективе и намерены воспользоваться улучшением глобальных экономических условий и ростом потребительского спроса», – прокомментировал президент международной сети фирм PwC Деннис М. Нелли. – «Темпы роста быстроразвивающихся стран, например, Китая и Индии, намного опережают темпы роста развитых стран, а перестановка сил в глобальной экономике усложняет принятие многих решений. Выиграют те компании, которые используют диверсифицированные модели роста в развитых и быстроразвивающихся странах».

Положительная динамика роста уверенности руководителей компаний нашла свое отражение в планах по найму персонала. 62% топ-менеджеров из России и более половины руководителей из других стран (51%) отметили, что планируют увеличить число рабочих мест в ближайшие 12 месяцев.

В то же время, сокращение численности персонала в ближайшие 12 месяцев предполагают 17% опрошенных в России, а по всему миру только 16% по сравнению с 25% в 2010 году.

Результаты исследования выявили, как экономический спад повлиял на стратегию компаний. Большинство респондентов (84% в мире и 80% в России) подчеркнули, что в последние два года внесли изменения в стратегию развития своей компании, и треть руководителей подтвердили, что данные изменения были кардинальными. Стратегические изменения в мире в основном были вызваны условиями экономической неопределенности и потребностями клиентов, а в России – потребностями клиентов, динамикой развития отрасли и отношением к риску.

83% руководителей компаний в мире и 73% в России отметили, что планируют изменить стратегии управления кадровым потенциалом, рисками (77% в мире и 72% в России), инвестициями (76% в мире и 79% в России) и организационной структурой (70% и в мире, и в России).

72% руководителей в России предполагают сокращение издержек в следующие 12 месяцев, в то время как среди опрошенных руководителей во всем мире аналогичный показатель составляет 64% .

34% руководителей во всем мире и 22% в России обозначили, что намечают сделки слияния и поглощения, около половины респондентов в мире и 27% в России планируют создать новый стратегический альянс или совместное предприятие. 31% руководителей в мире и 47% в России выразили намерения передать на внешний подряд одно из направлений хозяйственной деятельности. Компании из стран Западной Европы, Азии и Северной Америки были отмечены как наиболее перспективные с точки зрения слияний и поглощения.

izmenenie_strategii.jpg

Препятствия на пути развития бизнеса в ближайшем будущем

64% российских руководителей и почти три четверти руководителей компаний в мире отметили неопределенность или неустойчивость экономического роста в качестве потенциального препятствия на пути развития своих компаний. Почти треть опрошенных в мире выразили «сильную обеспокоенность» по поводу экономических перспектив. Среди прочих часто встречающихся препятствий на пути развития бизнеса были названы государственные меры в ответ на дефицит бюджета (61% в мире и 47% в России), чрезмерное регулирование (60% в мире и 56% в России), неустойчивость валютных курсов (54% в мире и 48% в России), нестабильная ситуация на рынках капитала (52% в мире и 44% в России) и протекционизм (40% в мире и 42% в России). Менее трети респондентов отметили влияние инфляции.

kadrovaya_politika.jpg

Среди других потенциальных угроз развития бизнеса 56% руководителей в мире назвали наличие ключевых квалифицированных специалистов, которое особенно волнует и 75% российских руководителей, рост налогов (55% в мире и 65% в России) и необратимые изменения в поведении и отношении потребителей (48% и в мире, и в России). 37% топ-менеджеров в мире и 49% в России в качестве препятствия для бизнеса отметили также неразвитость базовой инфраструктуры. Потенциальный дефицит талантливых специалистов вызвал особую обеспокоенность у руководителей компаний стран Азиатско-тихоокеанского региона, Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

Респонденты назвали следующие глобальные риски: политическая нестабильность (58%), нехватка природных ресурсов (34%), изменение климата (27%) и природные катаклизмы (25%).

nehvatka_kadrov.jpg

Государственные приоритеты

Почти половина руководителей компаний в мире (51%) отметили, что приоритетным направлением деятельности государства должно быть улучшение инфраструктуры в стране. Необходимо подчеркнуть, что среди опрошенных в России этот показатель составляет 68%. Далее были выделены такие позиции, как создание и содействие развитию высококвалифицированных кадров (60% в России и 47% в мире) и обеспечение стабильности финансового сектора и доступа к капиталу (42% в России и 45% в мире). Свыше 60% руководителей компаний во всем мире согласны с тем, что сокращение расходов государственного сектора или рост налогов замедлит экономический рост в стране, и 53% респондентов выразили уверенность в том, что налоги их компаний вырастут из-за реакции государства на рост государственного долга.

Проблема кадрового резерва

В постоянной борьбе за талантливых специалистов руководители крупнейших компаний в мире обозначили основной круг проблем для решения на ближайшие три года: ограниченное предложение кандидатов с необходимым квалификациями (66% в мире и 88% в России), прием на работу и адаптация молодых специалистов (54% в мире и 40% в России), переход лучших сотрудников на работу к конкурентам (52% в мире и 70% в России) и предложение привлекательных программ профессионального роста (50% в мире и 40% в России). Были названы следующие основные стратегии по решению этих задач: более широкое применение нематериального поощрения в качестве мотивации (65%), привлечение большего числа сотрудников к международным проектам (59%) и сотрудничество с государственными структурами и научным сообществом по повышению квалификации сотрудников (54%), на которое рассчитывает и 68% руководителей в России.

Настрой на инновации

87% респондентов в России и 79% в мире соглашаются с тем, что инновации в бизнесе будут способствовать операционной эффективности, которая обеспечит им конкурентные преимущества. 78% опрошенных в мире и 83% в России полагают, что инновации в бизнесе также обеспечат им рост выручки. В создании инноваций руководители крупнейших мировых компаний надеются на государственную поддержку – этого ожидают 25% руководителей в мире, 42% в России и 67% в Китае. При этом лишь 11% топ-менеджеров в России полагают, что слияния и поглощения могут использоваться как значительный ресурс для создания инноваций, в то время как 33% опрошенных в мире поддерживают эту идею.

pro_innovacii.jpg

innovacii2.jpg

Благодарим компанию PwC за предоставленный материал.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.