Эксплуатация наоборот, или Посвящается угнетенному сотруднику

Еще со времен написания Библии было известно, что «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит…». Тем не менее, 99% современных компаний существуют, разделившиеся сами в себе. Разделение, о котором идет речь, начинается со слов, произносимых сотрудниками (по поводу и без повода) в компаниях любых размеров, работающих в различных отраслях: «Мы – наемный персонал, это не наше дело», «Это не моя компания», «Не моя забота, у меня есть начальник», «Мне за это не платят», «Одно дело – вы собственник и работаете на себя, а другое дело – мы…».

Складывается впечатление, что компания – это баррикада, по обе стороны которой разместились радикальные антагонисты, имеющие разные интересы и преследующие взаимоисключающие цели. Одни – в своих собственных глазах и в глазах тех – других, которые за стеной, выглядят эксплуататорами, и по распространенному стереотипу эта роль отдана руководителям. Те, что «другие», считают себя всегда угнетаемыми, поэтому спасаются от угнетения всеми доступными им средствами, отстаивая свое право на «справедливость». Эта роль, конечно, отдана сотрудникам. Выражаясь более точно, в этом противостоянии их называют подчиненными, персоналом, рабочей силой.

Такое восприятие в действительности мне представляется крайне странным и противоречащим здравому смыслу, которого в бизнесе должно быть больше, чем где-либо. Впрочем, если выразить мое отношение к подобному восприятию ролей руководителей и сотрудников эмоционально, то такое положение вещей является апологетом глупости.

Тем не менее, подобные глупости активно поддерживаются многими учебниками по менеджменту, классиками марксизма и ленинизма или на обывательском уровне. Недавно на одном внутреннем обучающем мероприятии в нашей компании мы как-то обсуждали книгу, посвященную менеджменту. В ней с самого начала утверждалось, что для руководителя является необходимым в первую очередь признать, что его роль – это эксплуатация своих подчиненных. Научная, искусная, но эксплуатация! Далее говорилось, что если кто-нибудь из занимающих и готовящихся занять пост руководителя не готов мужественно принять эту истину и следовать ей, то лучше сразу отказаться от притязаний на «трон». Мне хочется спросить: «Разве мы живем еще не в XXI веке?». Человек давно побывал в космосе, расшифровал ДНК, с помощью интернета может вести бизнес, не выходя из дома и т.п. Только теория управления не подвержена изменениям? Конечно, подвержена! Должна быть подвержена.

Давайте пойдем от противного. Предположим, что утверждение про эксплуатацию верно. То есть суть работы начальника – грамотно и с удовольствием для эксплуатируемого его эксплуатировать. О том, что задача начальника – эксплуатировать, конечно, станет известно его подчиненным. Подчиненные совсем не простаки и смогут воспользоваться интернетом, чтобы посмотреть определение этого слова. Там они найдут, что эксплуатация – это присвоение результатов чужого труда. В толковом словаре Дмитриева им, конечно, на глаза попадется и такое определение: «Если кто-то кого-то эксплуатирует, то это означает, что первый вынуждает второго много работать на невыгодных условиях или бесплатно, пользуясь тем, что этот второй не имеет социальной или правовой защиты».

Найдется ли такой начальник, который решится открыто заявить своим подчиненным на утренней планерке или общем собрании, что его роль – это эксплуатация? Скорее нет, чем да. Еще больше вопросов:

  • Какой результат, какое отношение к своей работе подчиненных он тут же получит, как только расскажет о своей картине мира?
  • Будут ли в такой компании работать высококлассные специалисты?
  • Кто-то передаст жалобу клиента «наверх», чтобы спасти такую компанию от тотального исхода клиентов?

Скорее, в такой компании будет создана атмосфера, где лозунгом каждого подчиненного будет фраза: «Тащи с работы каждый гвоздь, ведь ты хозяин, а не гость». Подчиненные будут мстить за то, что их эксплуатируют, кто-то из чувства справедливости, а те, кому лень задумываться о высоком, просто по зову глубинных и неосознанных инстинктов.

Невозможно озвучить подчиненным эксплуатацию как инструмент управления, а значит и честно управлять, придерживаясь этой управленческой модели, невозможно. Слово «честно» – ключевое. Открытость и честность делают взаимоотношения предсказуемыми и, следовательно, доверительными, надежными. Начальники или руководители – все заинтересованы именно в надежности того, чем они управляют. Так зачем им рубить сук, на котором они сидят?

Но как быть с присвоением чужого труда? Многие утверждают, что результат труда наемного работника присваивается работодателем. Это – миф. Я вижу со своей позиции руководителя, что на самом деле при создании продукта существует лишь разделение ролей и ответственности. Сотрудники компании, в число которых входят и руководители разных уровней, объединенные общей задачей, вносят свой вклад с целью ее разрешения. Подчеркну, что каждый на своем уровне решает свои конкретные задачи, являющиеся частью одной общей. В случае ошибки, совершенной на любом уровне, теряют все, без исключения.

Можно представить эту модель на примере хоккейной команды. Кто в ней кого эксплуатирует или присваивает результат труда другого? Тренер? Игроки? Они зависимы от профессионализма друг друга – репутационно и финансово. Если уж и говорить о присвоении результата, то плоды работы работодателя и работника присваиваются ни кем иным, как клиентом, для кого они, собственно, и работают, под кого подстраиваются и кому хотят угодить. В случае с хоккеем – это зрители, которые или ходят на матчи своей команды, или нет.

Давайте посмотрим на шмеля и цветок. В этой паре кто кого эксплуатирует? Ирония заключается в том, что если мы создадим две команды «шмели» и «цветы», одна сторона, защищающая свою позицию по этому вопросу, убедит оппонентов в том, что именно их эксплуатируют, а другая сторона убедит в обратном, найдя серьезную доказательную базу против оппонентов. Получится, что цветы и шмели эксплуатируют друг друга. Разве можно это назвать эксплуатацией? Они дополняют друг друга. Иначе они погибнут, пропадут. Также пропадут компании без взаимодополняемой работы, людей, отвечающих за координацию, объединение коллектива, и людей, отвечающих за воплощение планов в материальные и духовные блага, имеющих ценность в глазах клиентов.

Возможно, что все вышесказанное слишком романтично, а правда жизни заключена в том, что в реальности сотрудник, попав в компанию, подавляется начальником, который присваивает результаты его труда, кладя себе деньги в карман? Эта страшная сказка могла бы напугать какого-нибудь студента в конце 1990-х годов, возможно. На сегодняшний день уровень безработицы в нашей стране не выше 10%. Дефицит специалистов такой, что невозможно описать словами. Все знают, как приходится днем с огнем искать специалистов, способных создавать, а не разрушать, и если такого удается найти, потом приходится за ним бегать и убеждать не уходить. Это называется эксплуатацией? Тут можно согласиться с эксплуатацией, только наоборот. Сотрудники приходят в компанию, работают, повышают свой профессиональный уровень и могут уйти на более высокую заработную плату в соседнюю компанию. Там их уже ждут с флагами и праздничным тортом со свечами, потому что уже устали искать того, кто знает свое дело, и готовы платить любые деньги. Разве не это реальность? Кто кого эксплуатирует и что присваивает в этом примере? Сотрудники эксплуатируют ресурсы компании и ее менеджмент, создавая свой личный капитал, который потом продают дороже в другом месте или поднимаются по карьерной лестнице, повышая свое материальное положение. Тут уже могут расплакаться начальники и обвинить неблагодарных подчиненных в эксплуатации: «Мы к ним с любовью, а они неблагодарные…».

Можно сколько угодно обвинять обе стороны в эксплуатации, но дело это бессмысленное и бесперспективное. Нафталиновые образы эксплуатации, создающие баррикады и разделение, способны только тормозить прогресс и понижать качество результата общего труда. Трудовые отношения уже давно изменились. Суть власти – это возможность сделать большее количество людей счастливее. Суть работы руководителя – растить, служить, помогать.

Обратите также внимание на современную риторику, описывающую роль бизнеса. В ней вопрос создания рабочих мест выходит на первый план. А в чем суть этого вопроса? В заботе о людях, ведь дав им работу, мы даем им возможность хорошо жить. Это совсем противоположная позиция относительно идеологии эксплуатации.

Зачем я взялся писать на эту тему? Чтобы как можно большее количество руководителей смогли не только реагировать, но и действовать на опережение, предвидя грядущие изменения, которые, на самом деле, уже пришли. Контрпродуктивно воспринимать производственные отношения, как эксплуатацию одних другими. Начальники и подчиненные, которые будут пытаться держаться за устаревшую модель отношений, совершат непростительную ошибку.

Несмотря на то, что при таком подходе каждая из сторон имеет положительные моменты, цена, которую надо будет заплатить за них, будет слишком дорогой. Момент, в котором мы сейчас находимся, можно представить, как отступившую воду от океанского берега на километры. Наступившее затишье является знаком того, что через очень короткое время на этот берег обрушатся гигантские волны цунами, и всех, кто считает, что он эксплуатирует или его эксплуатируют, они смоют в океан навсегда.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Москва

Спасибо автору, что обозначил тему производственных отношений. Но сама статья не понравилась. Похоже на агитацию без намека на решение. Умилила оценка взаимоотношений цветка с насекомым. Если автор правда считает, что они дополняют друг-друга, то мне хочется узнать, а есть ли у него дети. С такой аналогией в отношениях на предприятии нужно быть осторожнее.
Если кто-то знает статью, где тема взаимоотношений раскрыта и даны реальные рекомендации сторонам в нынешний период, то буду признателен за ссылку. Если такой здесь нет, то давайте это обсудим.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Все мы, на Е-хе-площадке – такие образованные. Знаем эволюцию менеджмента. Но, помалкиваем, когда время от времени нам подсовывают «теорию грамотной эксплуатации человеческих ресурсов». И никто не скажет «певцам грамотной эксплуатации»: - «Господа! Да вы же – фашисты!» ==================================. Есть в науке способ рассуждений, называемый «из первых принципов». В данной теме – следующих: 1. Принцип мотивации экономической деятельности. Человек участвует в экономической деятельности ради добавленной стоимости (ДС). Она необходима ему для «воспроизводства». 2. Принцип преимущества специализации экономической деятельности. Специализированный труд более производительный. Что приводит к целесообразности разделения труда и найма сотрудников. Владелец бизнеса (предприятие) вынужден привлекать наёмного работника, в силу п.2. Наёмный работник выполняет определённую функцию разделённого труда ради части ДС (п.1). Предыдущие два предложения – это сделка между владельцем бизнеса и наёмным работником. Она является частью «механизма» распределения ДС. Последний описан в моей статье «Сколько предприятие может платить своему персоналу?» (http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1143154/index.php?) В свете «механизма» распределения ДС, нетрудно понять смысл «рассуждения» о том, что «наёмный труд это ресурс и его надо грамотно эксплуатировать»: Это фашизм. Он возможен только при применении мер внеэкономического принуждения.
Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород

Ну, решение тут худо-бедно прозвучало: строить систему менеджмента с понимаем того, что производственные / трудовые и пр. - любые процессы либо взаимовыгодные, либо не будут эффективными, коль будут вызывать негатив одной из сторон.

про шмеля и цветок меня лично пример не напрягает. причем здесь дети?... у меня есть. и ? в плане того, что ты одариваешь ребенка ''безвозмездно''? да Боже ж мой! если глубоко копнуть, то детей заводят не ради детей, а потому, что сами хотят их растить. от ребенка получаешь в ответ массу радости.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Станислав Ефимов пишет: Если кто-то знает статью, где тема взаимоотношений раскрыта и даны реальные рекомендации сторонам в нынешний период, то буду признателен за ссылку. Если такой здесь нет, то давайте это обсудим.
Полагаю, что тема актуальная. И если не согласен с автором, то в нюансах. Тема взаимоотношений раскрыта в Капитале Маркса, где Маркс, правда, глубоко ошибся с теорией прибавочной стоимости. А некоторые попробовали эту ошибочную теорию претворить в реальность, провести, так сказать, небольшой экспериментик над нашей страной. Нюансы - кроме руководителя высшего уровня есть еще владельцы бизнеса. А сам высший руководитель часто выполняет функции предпринимателя (когда, например, занимается разработкой и реализацией стратегии компании). И мне представляется важным как раз этот аспект - владельца и наемного работника, так как во взаимоотношениях руководителя и подчиненного (что постоянно произносится в статье) просто вертикальное разделение труда, какая может быть эксплуатация?
Партнер, Москва

Актуальность данной темы в кризис повышается в разы. В компаниях, где в связи с кризисом произошло ''облегчение платежной ведомости'' сотрудникм просто перестают работать, винят во всех бедах руководство. Но не увольняются!
Я пробую побудить своих сотрудников откровенно ответить САМОМУ СЕБЕ на вопрос о причинах его текущего отношения к работе, помочь ему сформулировать и расставить для себя цели в отношении работы на ближайшее время или на перспективу, разработать список конкретных действий . Сотрудник переходит в позицию понимания , что он сам определяет происходящее с ним в настоящем и самостоятельно выбирает свое будущее.
Полагаю, что в компаниях в которых удается научить каждого сотрудника работать так, будто тот – владелец направления, за которое отвечает (читала это про Koch Industries ), эта проблема не возникает. С другой стороны для небольшого бизнеса и российского менталитета это может повлечь другие проблемы...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.