Пять хороших корпоративных привычек

Как мы доказали в предыдущей статье («10 плохих корпоративных привычек»), «плохие занятия, дурные привычки не делают чести ни зверю, ни птичке».

Ведь не зря говорят: «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Давайте, в таком случае, начнем с главного.

Хорошая привычка № 1: быть вежливыми

В одной из моих самых любимых компаний работают удивительно вежливые люди: они очаровательно здороваются, любезно слушают и приятно говорят. И они не лезут из кожи вон – это их естественный стиль поведения.

Мне сложно сказать, в чем дело – то ли на работу в этой компании принимают уже вежливых людей или перевоспитывают обычных, – думаю, и то, и другое, – но факт остается фактом: в любом отделении этой компании в любом городе в лице любого сотрудника вы найдете милейшего собеседника.

А еще в этой компании четкие, рациональные бизнес-процессы: сверхскоростное по российским меркам принятие решений; быстрое и эффективное поведение в критических ситуациях. И, поверьте, несмотря на всю свою вежливость, они не «тюти», – они умеют добиваться своего от внешних контрагентов и с безупречной любезностью друг к другу исправлять все внутренние «ситуационные вывихи» недрогнувшей рукой.

В одной из моих самых нелюбимых компаний первым, на что я обратила внимание, было то, что там никто! Никому! Никогда! не придерживает дверь.

Полная неспособность думать об интересах других людей и сотрудничестве с ними проявляется и в бизнесе: все подразделения компании функционируют как независимые единицы, ориентированные на задачу «отбиться», руководители в этой компании грубят сотрудникам, а сотрудники – друг другу и клиентам. Владельцы процессов там заняты не совместным бизнес-творчеством, а мелким подличаньем и политикой исподтишка, рынок отворачивается, прибыли падают, эффективность снижается… казалось бы, при чем тут дверь?!

Я неслучайно из всех хороших бизнес-привычек на первое место поставила вежливость – привычку, казалось бы, не столько «бизнес», сколько «общечеловеческую». Она имеет решающее значение.

  • Вежливость – это единственная среда, в которой возможен диалог.
  • Вежливость – это комфортный способ держать дистанцию и сохранять уважение друг к другу.
  • Вежливость помогает оставаться «над схваткой» и видеть суть делового вопроса, не позволяя втянуть себя в «переход на личности».
  • Вежливость позволяет следовать высоким идеалам целесообразности, вместо того чтобы выгрызать друг в друге дырку.

Резюме: будьте вежливы. Поощряйте вежливость. Не допускайте невежливого поведения. Сделайте общеизвестным правило «У нас работают вежливые люди» и строго его придерживайтесь. Помните, вежливость, как и хамство, самовоспроизводится: привлекает подобное и отторгает противоположное.

Хорошая привычка № 2: работать быстро

Есть такая штука – метаболизм. Это скорость протекания в организме всех процессов. Метаболизм медленный – жиры откладываются, повышается общая зашлакованность. Двигаешься вяло, на один лестничный пролет поднялся – одышка, весь день хочется вздремнуть, а под вечер – картошки с котлетами.

Метаболизм быстрый – жиры и углеводы моментально «перегорают». У тела много энергии, на которой можно бегать и скакать на свежем воздухе, и так к удовольствию своему набегаться, что потом хоть пончики на ночь ешь.

Хороший деловой метаболизм – это когда задачи быстро перетекают в результаты. (Настоящим официально заявляю, что авторство терминов «корпоративный, деловой, бизнес-метаболизм», «скорость корпоративного, делового, бизнес-метаболизма» принадлежит Марине Корсаковой).

Это когда не принято ждать или «спать» и вообще вторую неделю копаться, когда что-то все время оказывается сделано! Пусть деловые «жиры и углеводы» в вашей компании «сгорают» быстро!

  • Два дня на составление списка деловой литературы? – Почему так долго?!
  • Три месяца на смену поставщика по воде? – Не пойдет!
  • Две недели на создание Power Point презентации по готовому текстовому документу?! Это же смешно!

Это смешно и дальше будет только хуже. Деловой метаболизм, как колесо, катится либо вверх, либо вниз, – поэтому поддерживайте, поощряйте, требуйте хорошего бизнес-метаболизма!

Много, качественно, быстро – вот к какой работе вам нужно стремиться. Наращивайте скорость работы с информацией, поощряйте быстрое чтение. Многие корпоративные процессы тормозят только потому, что люди медленно читают и понимают написанное, плохо запоминают! Заставьте свой тренинговый центр разработать учебный курс по работе с информацией: научите людей составлять конспекты, рисовать схемы и алгоритмы, выделять и подчеркивать главное, придумывать мнемонические формулы для запоминания данных.

Обратите внимание, привычка делать вещи быстро напрямую влияет на становление еще одной полезной привычки: делать вещи хорошо с первого раза. В самом деле, если никто никуда не торопится, и вас два-три раза завернут «по-любому», к чему стараться? Пока «как-нибудь», а когда это будет реально надо, сделаем «как следует»!

Ага. Ну да. Только имейте в виду: через некоторое время граница в вашей голове между «как следует» и «как-нибудь» начнет стираться, вы станете терять квалификацию, деградировать и толстеть.

Страшно? Не запускайте деловой метаболизм. Это нужно в первую очередь вам самим.

Резюме: создайте в компании «культуру скорости», не упускайте скорость из виду, сделайте ее одним из важнейших корпоративных приоритетов! Вы удивитесь, сколько людей в компаниях могли бы работать в два и даже в три! раза быстрее, если бы это не означало для них «бегать по троллейбусу»: как не налегай, быстрее не поедешь.

Хорошая привычка № 3: двигайтесь итерациями

Приведу очевидный пример «движения итерациями»: вы хотите запустить новый продукт для своих клиентов. Нужно представить его группе руководителей, и вы в течение трех недель детально описываете продукт, технологию его производства, экономику процесса и рекламную кампанию. Вы стараетесь работать качественно, поэтому потратили много времени, чтобы сделать каждый из документов красивым и понятным.

Но на встрече с группой руководителей в первые же минуты вам говорят: это бред! (не очень вежливо, верно?). Мы не будем заниматься новым продуктом потому и поэтому, а когда мы сказали, что будем, мы имели в виду совсем другое, и вот если поменять целевую аудиторию, вводные по сырью и учесть наше новое соглашение о партнерстве, тогда, пожалуй, можно вернуться к этому разговору!

Вы с горечью бросаете свои красивые и понятные документы в измельчитель и думаете, что много коротких частых точек контроля лучше, чем две большие и важные.

Поэтому впредь вымарывайте из бизнес-процессов работу «на корзину», исключайте возможность важных ошибок как можно раньше: согласовывайте короткие концептуальные документы, проекты стратегических отчетов, укрупненные бюджеты, векторные планы.

Резюме: лучше быстро «смастерить» работающий прототип будущего проекта, отладить базовые ошибки и править детали, чем долго разрабатывать что-то большое и грандиозное, а потом все выбросить, потому что «имелось в виду совсем не то».

Хорошая привычка № 4. Не пренебрегать «кайдзен»

Привычка № 4 – «из той же оперы», что и привычки № 2 и № 3, и пусть эту оперу дают во всех театрах страны! Мы уже знаем, что очень многие проекты в современной России губит то, что они делаются долго и сложно. За это время команда проекта сменится семь раз, а цель проекта – одиннадцать.

«Кайдзен» – это японский термин, означающий простое и дешевое улучшение обстоятельств/технологии, приводящее к немедленным результатам. Простейший бытовой «кайдзен» – это подсунутая под ножку искривившегося стола картонка, это наскоро закрашенный фломастером поцарапанный каблук, это чашка с водой и лимоном для быстрой очистки микроволновки изнутри.

Приведу пример. Вас спросили, как лучше подготовиться к командировке? Что взять с собой, на что обратить внимание, как проверить организацию, какие риски учесть и что потом.

Безусловно, из этого факта растут ноги в глобальное корпоративное управление знаниями и ого-го какую стандартизацию бизнес-процессов. Это надо будет утвердить состав рабочей команды, обсудить и принять дерево процессов, разработать алгоритм сотрудничества «инженеров по знаниям» с «носителями знаний»… Да, кажется, за двадцать минут не успеете.

Но есть кое-что, что вы успеете за 20 минут: записать свои мысли по вопросу и отправить их нескольким коллегам в письме с просьбой дополнить своими советами к пятнице. В пятницу вам понадобится еще минут десять, чтобы учесть дополнения, подредактировать документ «Как_готовиться_к_командировке_памятка», поместить его в сетевой папке и разослать всем ссылку с пояснением, что это за файл, и почему он полезен.

Значит ли это, что стандартизация бизнес-процессов ни к чему? Отнюдь. Большие проекты дают большую отдачу. Но и требуют больших усилий в течение долгого времени. А пока длится этот период, сделайте свою жизнь немножко комфортнее.

Резюме: не пренебрегайте быстрыми простыми улучшениями, которые немедленно преобразят корпоративную жизнь к лучшему.

Хорошая привычка № 5: писать лаконичные дельные рабочие документы

«20 минут» – вот что зацепило вас в предыдущем пункте: возможно ли это? Безусловно, и навык качественного делового письма стоит того, чтобы возвести его в ранг хорошей корпоративной привычки!

Пусть все сотрудники корпорации убьют в себе канцелярский стереотип и привязанность к топорному языку «служебных записок». Пусть учатся они структурировать проблему, использовать схему «Предпосылки – Опасности – Решения – Риски и возможности – Выбор». Пусть тренируются в письменной аргументации – лаконичной, предметной, четкой. Пусть переосмыслят применительно к деловым документам школьное математическое правило «необходимо и достаточно».

Для меня вершиной делового стиля является книга Огилви «Записки рекламиста» – она написано простым теплым языком, в то же время это не «опрощение» в угоду научпопу, а профессиональный, глубокий труд. К этому нужно стремиться и в повседневной работе компаний. Не спешите утонуть в тридцатистраничном «Положении о …» – разве вы государственное учреждение, вас заставляют действовать именно так? Разве объективно не лучше простая короткая схема? Не бойтесь недостатка солидности – бойтесь излишнего тумана: в конце концов, это вам в нем блуждать.

Резюме: операционная деятельность серьезной фирмы – это много документов, и пусть они будут написаны толково и интересно. Помните: просто – это хорошо. Просто, подробно и практично о сложном – еще лучше. Это то, что делаю я. Чего и вам желаю.

Источник фото: Freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Экономист, Московская область

Это что-то придуманное, не из жизни и не для жизни. Если мы говорим о человеческой вежливости, то хорошо бы дать пример нечеловеческой. ''Бизнес-процессы'' говорят люди не знающие что такое бизнес-процесс. Сверхскоростное принятие решений - это не бизнес-процесс. Быстрое и эффективное поведение в критических ситуациях - это не бизнес-процесс. Бизнес-процессов не существует. Есть бизнес-процесс - процесс получения прибыли из дела которым занимается компания. Без какого-либо расширенного толкования этого понятия. Работник медленно делающий работу не есть плохо. Вот я, например. Меня просто не берут на работу связанную с ловлей блох, например.

Глава филиала, регион. директор, Москва

Марина, спасибо большое за отличную статью! Как всегда очень полезно и по делу!

Менеджер, Москва

Спасибо, Сергей.))

...Борис, мне давно хорошо знаком тренд, по которому люди считают неподходящими для жизни хорошо построенные фразы более чем из 13 слов, это нормально.)) В остальном же очень хотела ответить на ваш комментарий по существу, но не смогла его найти.
))

Экономист, Москва

Ох, сейчас огребу...

Итак, делаем вывод:
1. Быть вежливым правильно. Ну, это я где-то года в 3 усвоил, хотя во взрослой жизни чаще это приводит к проблемам, так как хамство рулит...
2. Работать быстро хорошо. Есть такая поговорка: ''Спешка нужна только при ловле блох''. ''Много, качественно, быстро'' - это, бесспорно, здорово в теории! Но на практике очень часто плохо... Потому что эти понятия между собою противоречат в большинстве ситуаций... Много и быстро - почти всегда некачественно. Качественно и быстро - почти всегда немного (звучит спорно, но скорость снижает внимание, а следовательно, и качество). Много и качественно - почти всегда не быстро. Ну, то есть, беготня по троллейбусу, о которой автор упоминает... Безусловно, это цель, но степень возможности ее достижения - большой вопрос...
3. Действовать итерациями... Безусловно верный посыл! Теперь выясняем, что такое итерации. Для одного руководителя будет правильным, если вы к нему приходите за советом по любому спорному вопросу. Другой будет придерживаться мнения, что без готового решения к нему может приходить только полное ничтожество. А есть еще круче... Если пришел с готовым решением, которое его не устраивает - выскочка, если просишь советов - рохля и третьего не дано.
4. Довольно интересное мнение о ''кайдзен''. Я могу быть неправ, но для меня это не единовременное решение проблемы (как описано в примерах), а предложение по повышению эффективности деятельности. Грубо говоря, это не ''подложить картонку'' под конкретный стол, а подкрутить ''вон тот винтик'' во всех столах. Пример о командировке здесь IMHO вообще ни при чем, так как, во-первых, ответят вовремя процентов 20 коллег, во-вторых, их мнения будут, по меньшей мере, на пятьдесят процентов противоположными, в-третьих, вы потом ''замучаетесь пыль глотать'', согласовывая эти мнения между коллегами. Поверьте мне, как методологу, не раз прибегавшему к этому подходу.
5. ''Просто, подробно и практично о сложном – еще лучше. Это то, что делаю я''. Очень прошу прощения, но вы себе сильно льстите... Ничего личного...

ну, то есть, на уровне ''морального кодекса строителя коммунизма'' замечательно. На уровне практики... как
''моральный кодекс...''

Менеджер, Москва
Кирилл Зубарев пишет: Ох, сейчас огребу...
)) Вот знаете, что огребёте, а всё туда же.
Кирилл Зубарев пишет: 1. Быть вежливым правильно. Ну, это я где-то года в 3 усвоил, хотя во взрослой жизни чаще это приводит к проблемам, так как хамство рулит...
Я имела в виду, - и довольно ясно написала, - что это - задача руководителя делать вежливость нормой корпоративной культуры. Задача такая. Важная. Её нужно целенаправленно решать. Вот такой у вас должен был быть вывод.))
Кирилл Зубарев пишет: Безусловно, это цель, но степень возможности ее достижения - большой вопрос...
Какая вредная фраза, в ней нет рациональной проблематизации, но какой мощный эмоциональный концентрат уныния... Ну вопрос, - дальше-то что? Ну решать надо вопросы, коли называешься менеджером. Так, про итерации я отвечать не буду, - не поняла, что вы хотели сказать, про кайдзен... ага, ага. Кирилл. Вы - не менеджер. Вы - исполнитель. Это нормально, когда исполнитель читает такую статью и видит трудности и проблемы, а не возможности и задачи. Этим исполнитель и отличается от менеджера. Поэтому он стоит дешевле. Так должно быть.
Кирилл Зубарев пишет: Очень прошу прощения, но вы себе сильно льстите... Ничего личного...
)) Чё хочу, то и делаю.))
Глава филиала, регион. директор, Москва
Кирилл Зубарев пишет: 2. Работать быстро хорошо. Есть такая поговорка: ''Спешка нужна только при ловле блох''. ''Много, качественно, быстро'' - это, бесспорно, здорово в теории! Но на практике очень часто плохо... Потому что эти понятия между собою противоречат в большинстве ситуаций... Много и быстро - почти всегда некачественно. Качественно и быстро - почти всегда немного (звучит спорно, но скорость снижает внимание, а следовательно, и качество). Много и качественно - почти всегда не быстро. Ну, то есть, беготня по троллейбусу, о которой автор упоминает... Безусловно, это цель, но степень возможности ее достижения - большой вопрос...
Я думаю что автор в данное понятие вкладывал прежде всего скорость принятия менеджером решений о дальнейших действия. Ведь порой именно принятие решение о бездействии является самым лучшим действием. Приведу пример, из сферы близкой для меня (продажи): Вы дали клиенту финальное коммерческое предложение по ключевому для вашей организации контракту, но условия могли бы быть и лучше, которые вы не стали предлагать, сообразуясь коммерческими интересами своей организации. Но клиент медлит, сигналы множатся, вот уже и ваш босс говорит что может быть надо позвоить клиенту и предложить лучшие условия. И важно в данный момент вы действуете от силы или от слабости. Ведь можно предложить лучшие условия (выиграть сражение), но потерять сделку (проиграть войну). Важно на сколько вы владеет собой и ситуацией, чтобы не идти на поводу у обстоятельств, а действовать в соответствии с целью. Вся моя практика подсказывает, что если ты правильно представляешь поле боле, то, в данном случае решение ждать - будет лучшей из стратагем. Равно как и бездействие (уже более двух тысяч лет назад в 36 стратагеме Сунь-Цзы было сказано: Бегство - лучшая из стратагем), если оно происходит от силы - будет лучшим действием. Почему так? Почитайте Сунь-Цзы.
4. Довольно интересное мнение о ''кайдзен''. Я могу быть неправ, но для меня это не единовременное решение проблемы (как описано в примерах), а предложение по повышению эффективности деятельности. Грубо говоря, это не ''подложить картонку'' под конкретный стол, а подкрутить ''вон тот винтик'' во всех столах. Пример о командировке здесь IMHO вообще ни при чем, так как, во-первых, ответят вовремя процентов 20 коллег, во-вторых, их мнения будут, по меньшей мере, на пятьдесят процентов противоположными, в-третьих, вы потом ''замучаетесь пыль глотать'', согласовывая эти мнения между коллегами. Поверьте мне, как методологу, не раз прибегавшему к этому подходу.
По мне, данное определение Кайдзен - есть самое лучше определение, которое я когда либо слышал. У данного определения есть все: простота, эмоциональность, элегантность. Более того, я Вам скажу что уже видел данное определение растащенное на цитаты в сети, без указаний ссылок на автора. На сколько это яркое, простое, понятное и доступное для понимания читателей определение Кайдзен. Думаю что именно такое определение поясняет саму суть Кайдзен: малыми действиями достигать стратегических преимуществ. Такова уж суть верных решений: принятое верное решение решает, как правило решает целый ряд других задач, а не верное решение - решая одну задачу, создает целый ряд сложностей по другим фронтам. Отзыв написал по мотивам книг: Владимира Тарасова ''Технология жизни'', Искусство управленческой борьбы'', Сунь Цзы, Кеничи Омае ''Мышление стратега''
Глава филиала, регион. директор, Москва
Марина Корсакова пишет: )) Чё хочу, то и делаю.))
И это здорово!
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Марина Корсакова пишет: Кирилл. Вы - не менеджер. Вы - исполнитель. Это нормально, когда исполнитель читает такую статью и видит трудности и проблемы, а не возможности и задачи. Этим исполнитель и отличается от менеджера. Поэтому он стоит дешевле. Так должно быть.
Думаю, есть и другие варианты - не все руководители одинаковые)). А то, что проблемы видит - он финансист - правильный финансист пока все риски не просчитает/застрахует - ни за что деньги не истратит)). Я сама такая, только ''финансист'' пока на два-три порядка меньше. Это автоматическое моделирование ситуации, наложение на реальные условия - сразу и проблемы видны. И это хорошо - если видна проблема, сразу ясно где можно улучшить. Хуже, если опыта не достаточно и проблемы не видны. То, что Вы написали в статье и Ваш вариант трактовки - это один из вариантов. Но есть и другие)). И в этом я с К.Ю.Зубаревым очень даже согласна. :)
Экономист, Москва
Марина Корсакова пишет: Кирилл. Вы - не менеджер. Вы - исполнитель. Это нормально, когда исполнитель читает такую статью и видит трудности и проблемы, а не возможности и задачи. Этим исполнитель и отличается от менеджера. Поэтому он стоит дешевле. Так должно быть.
Ах, как я люблю эти навешивания ярлыков. Когда в дискуссии один из оппонентов прибегает к аргументу ''сам дурак'', для меня это означает, что реальные аргументы у него закончились. ''Пионерская зорька'', играющая в подобных текстах, которые изобилуют у консультантов, тьюторов, коучей и прочих специалистов по управлению знаний, давным давно набила оскомину, ибо ''страшно далеки они от народа'' (с)... Возможно SWOT анализ - это инструмент исключительно для исполнителей. Вероятно анализ рисков и неопределенностей исключительно для слабаков. Не исключено и то, что настоящий кайдзен - это прилепить провод к микросхеме на жевачку, если закончилось олово. Настоящий менеджер должен быть вежливым, быстрым, при этом на каждом шагу советоваться с руководством, попутно подкрашивая каблуки фломастерами и подкладывая картонку под ножку стола, и свято верить в постулаты автора.
Марина Корсакова пишет: Ну решать надо вопросы, коли называешься менеджером.
Я могу показаться старомодным или вообще не в теме, но задача менеджера не решать вопросы, а обеспечивать достижение результата оптимальным способом. Для решения вопросов как раз существуют исполнители.
Сергей Власов пишет: По мне, данное определение Кайдзен - есть самое лучше определение, которое я когда либо слышал
Кайдзен - это практически то же самое, что в СССР называлось рационализаторство. Пишется это слово по-японски, двумя иероглифами, «Кай» и «Дзен«, что можно перевести как ''изменения к лучшему''. Каким образом приведенные примеры относятся к данной философии, мне понять сложно. Является ли картонка под ножкой стола или закрашенный фломастером каблук ''изменением к лучшему''? Нет. Это то, что по английски называется ''quick fix'' - быстрое, но несистемное решение проблемы. Примерно то же, что лечиться от гриппа жаропонижающим.
Менеджер, Москва
Сергей Власов пишет: По мне, данное определение Кайдзен - есть самое лучше определение, которое я когда либо слышал. У данного определения есть все: простота, эмоциональность, элегантность. Более того, я Вам скажу что уже видел данное определение растащенное на цитаты в сети, без указаний ссылок на автора. На сколько это яркое, простое, понятное и доступное для понимания читателей определение Кайдзен.
Сергей, о каком определении кайдзен идет речь? (заинтересовалась))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.