Глобализация не для всех. Торговые войны усиливают неравенство. Протекционизм против свободной конкуренции, Обзор западных медиа. В дайджесте использованы публикации The Economist, unesco.org, scopeproject.org, econlib.org.
Фото: pixabay
- Япония ищет гастарбайтеров
- 2/3 землян – вне глобализации
- Корпорации стали мощнее стран
- Капитализм теряет конкурентоспособность
- Технологические компании разрастаются
- Brexit – интуитивный порыв
- В торговой войне есть пострадавшие
- Торговые войны – ошибка
Число иностранных рабочих в Японии возросло до 1,3 млн, это около 2% рабочей силы. Япония – одна из самых однородных стран богатого мира – рассказывает The Economist: всего 2% жителей – иностранцы. Население Японии стареет, поэтому, несмотря на опасение повышения преступности, правительство Японии в июле 2018 объявило, что создаст визу designed skills, по которой к 2025 году привлечет 500 тыс. иностранных рабочих в сельское хозяйство, строительство, гостиницы, сестринское дело и судостроение.
Глобализация как явление по большей части охватывает богатых людей, сообщает unesco.org. Они пользуются интернетом, сотовыми телефонами, компьютерами, н при этом количество людей, живущих на $1 в день за последние 20 лет удвоилось. В отличие от климатических изменений, одинаково виляющих на всех жителей планеты, глобализация является социальны процессом: она создает как возможности, так и препятствия для устойчивого развития.
Официальный сайт ЮНЕСКО сообщил о том, что крупные многонациональные корпорации превратились в органы экономического господства, заменив собой правительства. Многие из них стали более крупные и мощные, чем правительства большинства стран. Годовой оборот таких корпоративных гигантов как Unilever, Газпром, Levi’s, Shell и McDonald’s , превышает ВВП Мадагаскара, Литвы, Анголы, Ливии, а также других стран. Это указывает на глобальный сдвиг в сторону общей экономико-политической арены.
Экономисты опасаются: капитализм становится менее конкурентоспособным – пишет The Economist. Проблемы богатого мира, начиная от высокого уровня неравенства до низкого темпа роста заработной платы – основаны на неконкурентных рынках. Соперничество между фирмами является толчком для динамичной инновационной рыночной экономики. При этом массовое нерациональное использование рабочей силы приводит к ухудшению экономики в целом.
Технологические компании, такие как Amazon, разрослись настолько, что не уступают по площади недвижимости гиганту «Газпрому» с его 172 тыс. км трубопроводов, сообщает The Economist. В 2017 году фирма Bezos имела капитальные затраты в $25 млрд, что чуть выше чем у «Газпрома». Apple создала 13 тыс. новых рабочих мест. Инвесторов привлекает способность технических фирм извлекать огромные прибыли с помощью крошечных балансов.
Поведенческая экономика сочетает психологию с принятием решений, которые стоят за экономическим действием. Это позволяет прогнозировать экономическое поведение людей, и лучше регулировать экономику, рассказывает новостной сайт scopeproject.org. Лауреат нобелевской премии 2017 года Ричард Таллер утверждает, что решение Британии о Brexit было принято скорее интуитивно, чем на основе рационального мышления.
Министерство сельского хозяйства США объявило о том, что оно предоставит помощь в размере $12 млрд фермерам, пострадавшим от тарифов, введенных Китаем и другими странами в ответ на торговую войну Трампа, сообщает The Economist. General Motors сообщила, что рост цен на сырьевые товары серьезно снизит их прибыль. Сталь и алюминий стали более дорогими из-за повышенных тарифов. Harley-Davidson так же ожидает дополнительные издержки из-за затрат на металл.
«Если товары не пересекают границы – то их начнут пересекать солдаты». В споре за преимущества протекционизма против свободной торговли, Педро Шварц, корреспондент econlib.org еще раз пересматривает преимущества свободной торговли. Шварц заявляет, что протекционизм – это попытка коррумпированных политиков поддержать своих друзей, для индустриализации странам не нужна защита в виде санкций, превращающихся в торговые войны.