По данным аналитиков hh.ru и сервиса Edstein, 40% респондентов задумывались об увольнении в первые месяцы после трудоустройства. Главная причина — несовпадение ожидания и реальности, а точнее — обещаний рекрутера на собеседовании с действительностью на работе.
Большинство респондентов (59%) отметили, что на их текущем месте работы процесс онбординга отсутствует, но 81% из них хотели бы пройти программу адаптации в начале своей карьеры в компании. Они считают, что онбординг помог бы быстрее сориентироваться, какими задачами придется заниматься на новом месте (60%), чувствовать себя комфортнее (13%) и потратить меньше времени на понимание структуры компании (10%).
Наконец, респонденты посчитали процесс адаптации важным, чтобы быстрее найти общий язык с коллегами (8%) и понять, хотят ли они продолжать работать в компании (8%). При этом, согласно опросу, проведенному среди 266 российских компаний, в 57% компаний уже существует процесс онбординга, причём большинство из них (35%) внедрили программу в последние три года.
Наиболее активно программы онбординга развиваются в IT-сфере, строительстве, недвижимости и проектирования. Так, например, в технологически продвинутых компаниях (43%) создаются специальные порталы или приложения для новичков, а также гайды и списки терминов, которые помогают быстрее освоиться на новом месте. Каждая пятая (19%) компания использует обучающие видео по специфике работы, а в 10% случаев новички получают приветствие от руководителей через видео.
Компании, внедрившие онбординг, отмечают, что новые сотрудники совершают меньше ошибок в работе (67%), текучесть кадров снижается (63%), уменьшается хаос в рабочих процессах (45%), а атмосфера в коллективе становится лучше (46%). Также 41% работодателей указали на повышение эффективности бизнес-процессов благодаря адаптации новичков. А 69% компаний активно используют систему менторства.
С точки зрения сотрудников, наиболее эффективными инструментами онбординга являются: грамотная организация рабочего расписания (76%) и информирование сотрудников о внутреннем распорядке компании, индивидуальные встречи руководителя с новичками, а также презентации или видео о компании для ознакомления новых сотрудников с ее историей и ценностями.
Среди предпочтительных форматов адаптации лидирует наставничество (72%), за которым следуют личные встречи с коллегами (49%), экскурсии по офису (37%), презентации с основной информацией (24%), видеоприветствия (19%) и игровое приложение в телефоне, где поэтапно знакомят с компанией, обязанностями и правилами (14%).