Российский розничный рынок, начавший свою историю в начале 90-х, стал одним из самых перспективных, стремительно развивающихся секторов экономики. Ритейлу свойственен высокий уровень конкуренции, в этом секторе идет ежедневная борьба за потребителя.
Доля сетевой торговли в России продолжает расти, но галопирующих темпов роста, которые наблюдались на рынке в 2002–2005 годах, когда сетевой ритейл прирастал на 80%-115% ежегодно, уже не предвидится. На нынешнем этапе усиливается конкурентная борьба. Экспансия сетей переносится на города категории с населением 100 тыс. - 400 тыс. человек. Сегодня ритейлеры в России говорят о расширении форматов торговли. При этом особо перспективными считаются магазины шаговой доступности. Ритейл становится ближе к потребителю, удовлетворяет основным его требованиям. Организованная торговля продовольственными товарами продолжает наращивать обороты. Количество сетевых магазинов ежегодно увеличивается на 35–50%. По мнению специалистов, к 2010 г. продуктовый ритейл обеспечит более половины оборота российской розничной торговли.
В свою очередь потребителя прежде всего интересует соотношение цена-качество. Фактор цены особенно значим для массового российского покупателя. Но помимо этого, основного, критерия, специалисты выделяют еще несколько дополнительных:
- Близость к дому,
- Быстрота обслуживания,
- Удобное время работы магазина,
- Внешний вид и внутреннее удобство магазина,
- Возможность купить все необходимое в одном месте.
Таким образом, в столь высококонкурентном сегменте как ритейл делать ставку лишь на ценовую политику становится все труднее. На сцену выходит брендинг – особая тема в продуктовом ритейле.
С одной стороны, на рынке товаров массового спроса речи о приверженности одной марке вообще не идет. Если на полке магазина нет кефира «Домик в деревне», покупатель в 99 случаях из 100 не пойдет искать его в другой магазин. Он купит другой кефир.
С другой стороны, влияет ли известность бренда ритейлера на выбор торговой точки? Тоже вряд ли. Скорее, роль играют привычка, доверие к «своему» магазину, удобное расположение магазина. Если ритейлер известен и уважаем, это не гарантия, что потребители посещают его магазины чаще. Самыми известными магазинами остаются гипермаркеты, но лишь немногие покупатели посещают их регулярно. Делать закупки в гипермаркетах выгодно с экономической точки зрения, но неудобно с точки зрения транспортной доступности. Поэтому магазины сетей «Копейка», «Пятерочка», «Седьмой континент» или «Перекресток» посещаются как минимум вдвое чаще удаленных «Ашана», «Метро» и «Рамстора». Исследование TGI Russia, проведенное компанией КОМКОН в Москве в ноябре 2006 года показывает: покупатели знают бренды гипермаркетов, но делают покупки в магазинах, расположенных недалеко от дома.
Где делают покупки москвичи?
Название сети |
Знают бренд (%) |
Делали покупки в течение месяца (%) |
Среднее число посещений в месяц (%) |
Ашан |
76,3 |
30,1 |
2,65 |
Копейка |
73,7 |
25,7 |
4,78 |
Пятерочка |
69,8 |
27,1 |
5,52 |
Метро |
63,5 |
9,0 |
2,06 |
Седьмой континент |
62,6 |
11,2 |
4,99 |
Перекресток |
62,3 |
17,1 |
4,88 |
Рамстор |
59,0 |
10,0 |
2,85 |
Патэрсон |
44,3 |
6,2 |
3,30 |
Авоська |
32,7 |
6,1 |
6,84 |
Ароматный мир |
32,3 |
3,9 |
2,23 |
Дикси |
30,7 |
6,2 |
6,48 |
Мосмарт |
29,8 |
4,9 |
2,58 |
Квартал |
26,0 |
6,4 |
6,33 |
Утконос |
26,0 |
2,9 |
3,15 |
12 месяцев |
24,8 |
1,8 |
4,20 |
Billa |
23,6 |
5,8 |
5,91 |
Азбука вкуса |
23,2 |
1,5 |
4,51 |
Spar |
21,9 |
2,6 |
3,66 |
Самохвал |
21,5 |
0,7 |
4,23 |
Реал |
18,4 |
3,1 |
2,27 |
Столица |
15,5 |
1,7 |
3,25 |
Магнит |
14,8 |
1,9 |
7,58 |
Grossmart |
10,5 |
0,9 |
4,70 |
Источник: КОМКОН
Другое направление, которое предстоит освоить российским сетевикам – разработка дешевой продуктовой линейки под собственной маркой. Например, немецкая сеть магазинов Aldi имеет постоянную ограниченную (до 800 позиций) линейку продуктов под собственной торговой маркой. 95% немцев регулярно делают покупки в магазинах этой сети. Развитие частных марок – очень перспективное направление в ритейле. Эта тема находится в центре внимания форума «Private label director-2008: инновации в частных марках». По итогам форума мы предпримем публикацию, в которой отразим основные идеи состоявшейся дискуссии.
Партнерский материал
Фото: freeimages.com