После новогодних праздников начнется первая волна ухода компаний с рынка и покупка активов более удачливыми конкурентами, считает практикующий эксперт рынка купли-продажи бизнеса, партнер консалтинговой группы Wiseadvice Алексей Москвич. Какие компании стоят в очереди «на выход» и почему? Об этом он рассказывает Executive.ru.
Executive.ru: Какие тенденции доминировали на рынке M&A (Merger & acquisition – слияния и поглощения. - Executive.ru) в 2014 году?
Алексей Москвич: На рынке средних компаний в первой половине 2014 обращались свободные деньги, они появились здесь примерно в середине 2013 года. Я имею в виду деньги компаний в диапазоне от $3 до $40 млн, в том числе пришедшие в Россию в связи с деофшоризацией. Крупные предприниматели возвращались из-за рубежа, перепрофилировали активы, переводили деньги из одного направления в другое. Стала расти в цене недвижимость. Люди хотели купить бизнесы – чаще всего, производство. Было довольно ощутимо предложение по покупке бизнеса от частных инвесторов – и от крупных компаний, и от предпринимателей, которые покупают бизнес в кредит. Сделки обычно готовятся довольно долго: инвесторы хотят купить что-нибудь стоящее за хорошие деньги, но не могут, потому что в России дефицит хороших объектов. К примеру, к вам обращается средний предприниматель. Он сообщает, что работает на некий банк, у которого есть 10 млрд рублей под 5% годовых. Он и команда топ-менеджеров хотят приобрести несколько крупных предприятий, но это им не удается: «Мы уже несколько месяцев ищем по всему рынку, но результат нулевой».
Мы начинаем искать варианты. Для этого я обращаюсь к ведущим игрокам, планирующим продавать бизнес. Найти таковых сложно. Собственники начинают продавать, когда у бизнеса осталась последняя надежда. Успешные предприниматели либо не хотят продавать свой бизнес, либо завышают цену в три раза. Таковы тенденции.
Executive.ru: То есть, интересных предложений нет?
А.М.: У меня сейчас есть клиент – предприниматель, которому я уже год ищу бизнес – торговлю автозапчастями, стоимостью около 300 млн рублей. За год было несколько предложений, и ни одно из них не подошло. В других секторах бизнеса примерно такая же ситуация.
Executive.ru: Вы сказали, что свободные деньги обращались на рынке в первой половине 2014 года. Что произошло потом?
А.М.: Приток денег увеличивался до мая 2014 года. C августа тренд изменился: у потенциальных покупателей резко уменьшилось количество свободных денег. Например, к нам обращался «Газпромбанк», он планировал купить полиграфическое производство. Обратился в августе, а в сентябре, когда Запад ввел санкции, прекратил поиски, так как, видимо, у банка уже не было свободных денег. Сейчас с каждым месяцем ситуация ухудшается, потому что предприятия находятся в предбанкротном состоянии. Они обременены долгами. Особенно пострадали компании с долларовыми кредитами: в связи с ростом курса доллара не могут расплачиваться с банками.
Executive.ru: Эта ситуация не напоминает вам кризис 2008-2009 года?
А.М.: Аналогии уместны. В 2009 году тоже не все поняли, что вступили в кризис. До многих это дошло тогда, когда в банках начали срабатывать margin calls, когда банки стали звонить предпринимателям: «Ваш актив, который мы ранее оценили, значительно подешевел. Поэтому вам нужно либо пересмотреть условия кредита, либо досрочно возвратить кредит». Заемщик, как правило, не может сделать ни то, ни другое, и вынужден искать покупателя, который купит его бизнес. Именно это и происходило в 2009 году: многие предприятия переходили за долги в собственность банков, после чего банки были вынуждены их перепродавать. Сейчас начинается аналогичный процесс. В период прошлого кризиса ситуация стабилизировалась к 2011 году, когда произойдет стабилизация на сей раз, предположить не берусь. Многие компании пройдут через ситуацию банкротства. Это отрицательные тенденции.
Executive.ru: А есть и положительные? В чем они?
А.М.: В том, что компании, которые пока занимают нелидирующее положение в своей отрасли, имеют шансы вырываться в лидеры. Те, кто чувствуют себя относительно хорошо, имеют возможность купить аутсайдеров и выйти на лидирующие позиции. Я сейчас работаю с одной небольшой компанией, которая занимается продажей подарочных сертификатов. У них появилась замечательная возможность увеличить клиентскую базу за счет компаний, которые чувствуют себя плохо. При этом многие компании, чувствующие себя плохо, не хотят продаваться задешево. Эти компании – «мишени». Инвесторы видят их, и готовы ждать до февраля – марта 2015 года, когда собственники будут готовы продать свои активы дешевле.
Executive.ru: Как проходит подготовка к продаже объектов среднего и крупного бизнеса?
А.М.: Малую компанию можно оценить методом так называемого «научного тыка», так я называю неофициальные методы оценки бизнеса. В то же время есть общепринятые требования по сроку возвращения затратных инвестиций. Даже то, что у компании не вся бухгалтерия – «белая», не проблема: все эти вопросы решаются. Оценить небольшую компанию не составляет труда: это займет два дня. В случае с крупной или средней компанией все более серьезно: существуют серьезные методы оценки, которые значительно отличаются от методов оценки малых компаний. В этих случаях при покупке компании инвестор руководствуется, скорее, положением компании на рынке: оценивает конкурентную среду, долю компании, количество и качество клиентов, перспективы увеличения доли рынка, качество персонала, оборудование… Даже местоположение играет роль: можно перенести компании либо ближе к Москве, либо подальше от Москвы, чтобы сэкономить на логистике.
Обычно инвесторы приходят на предприятие не один раз и принимают окончательное решение по покупке в течение нескольких месяцев. Сначала делается оценка, затем покупатель оценивает адекватность цены, затем идет торг и потом либо сделка, либо отказ. Случаев отказа все больше и больше. Недавно один известный банк отказался от покупки одежного итальянского бренда Roberto Cavalli из-за того, что цена якобы завышена. Полагаю, скорее всего, они отказались от покупки из-за финансовых проблем, связанных с санкциями.
Executive.ru: Какие бизнесы, на ваш взгляд, могут потерпеть крах в 2015 году в первую очередь?
А.М.: Думаю, после новогодних праздников начнется первая волна ухода компаний с рынка, в том числе компаний из таких развивающихся отраслей, как производство продуктов питания. Начнется покупка этих активов более удачливыми конкурентами. Ставлю на банкротство компаний-импортеров продовольствия в связи с санкциями. Во-вторых, традиционно в кризис очень «скукоживается» отрасль, связанная с недвижимостью, строительством, интерьером и устройством жилья и офисов. На третье место я бы поставил компании потребительского рынка, производителей одежды: сейчас эта ниша занята импортерами зарубежных производителей. Сейчас те, кто торговал европейскими брендами Германии, Италии, уже уходят с рынка. Может быть, это – шанс для отечественных производителей одежды. В свою очередь, иностранные инвесторы могут прийти и скупить российские одежные компании.
Таким образом, многие компании банкротятся, другие, которые вели более грамотную финансовую политику, будут развиваться. В том числе и за счет продажи доли более крупному игроку – инвестиционному фонду, конкуренту. 10-15% удачливых предпринимателей, которые сейчас испытывают трудности, могут продать контрольный пакет инвестору, и на деньги инвестора расширить свой бизнес. Когда кризис закончится – у них уже будут широкие возможности для развития.
Executive.ru: Каким образом привести бизнес в порядок перед продажей?
А.М.: По поводу того, как привести бизнес в порядок, я много рекомендаций не дам, скажу только, что в этом случае либо надо увеличивать выручку, либо сокращать издержки. Увеличить выручку в кризисное время удастся не всем, а только тем, кто удачно попадет в струю импортозамещения. Хорошо помню, как после кризиса 1998 года к 2004 году поднялись несколько отраслей, в том числе и мебельное производство. Тогда было много сделок по купле-продаже. В кризис надо сокращать издержки: возможно, придется расстаться с частью персонала. Может быть, сократить инвестиционные планы или же ужаться по выходу на новые рынки. Если есть возможность развития, то можно прикупить конкурентов. В любом случае, надо трезво оценить свои возможности. Если вы чувствуете, что есть возможность привлечения инвестиций, если у вас есть личные средства, которые вы можете вложить, чтобы поддержать бизнес до лучших времен, чтобы не продаваться именно в кризис, сделайте это. И когда пойдет рост – тогда можно продаться. На минимуме цены никогда не продают.
Executive.ru: А на максимуме?
А.М.: Олег Тиньков практически из всех своих бизнесов выходил не на пике развития компании, а за два-три года до этого, когда вершина еще не видна. Ему было важно, чтобы пришел инвестор и сам увидел эту вершину и купил бизнес за максимальные деньги. Когда открывается «вид с горы», то привлекательность падает. Сейчас хорошая возможность довести бизнес до ума. Если у предпринимателя появляется много свободного времени, пусть проведет автоматизацию бизнес-процессов, повысит их прозрачность. Сейчас могут вводить новые налоговые сборы, собственники и топ-менеджмент должны решить, как адаптировать бизнес к новым условиям. Совет для тех, кто хочет купить: задумываться нужно сейчас. Чтобы найти хороший объект для покупки, нужно несколько месяцев. Если хотите успеть к «весенней распродаже бизнесов», начинайте искать объект уже сейчас.
Как бы даром отдавать не начали...
Марат Бисенгалиев пишет:
''Как бы даром отдавать не начали...''
Это не худший вариант ...Хуже, когда и даром брать
будет некому ...''Мишени'' есть , а охотники подались
на другие/более удобные/ угодья.
''А.М.: Думаю, после новогодних праздников начнется первая волна ухода компаний с рынка, в том числе компаний из таких развивающихся отраслей, как производство продуктов питания. Начнется покупка этих активов более удачливыми конкурентами.''
В чём причина ухода таких компаний ?Рынок продуктов питания расширен.
Малый и средний бизнес обрёл надежду.
Но видимо начнётся ''отстрел живых мишеней'' ''более удачливыми конкурентами''.
''Я сейчас работаю с одной небольшой компанией, которая занимается продажей подарочных сертификатов. У них появилась замечательная возможность увеличить клиентскую базу за счет компаний, которые чувствуют себя плохо. При этом многие компании, чувствующие себя плохо, не хотят продаваться задешево. Эти компании – «мишени». Инвесторы видят их, и готовы ждать до февраля – марта 2015 года, когда собственники будут готовы продать свои активы дешевле.''
А в чем смысл покупать такие компании? Если их опытный менеджмент не может обеспечить приемлемую прибыль в условиях кризиса, то почему после смены собственника прибыль появится?
В принципе понятно желание автора заработать на перепродажах умирающих бизнесов, но после покупки такого бизнеса у нового собственника появятся те же проблемы с недостатком прибыли, что и у старого собственника. Или надо купить и держать, компенсируя текущие убытки до лучших времен
По продуктам питания: довольно много производителей, если не большинство, работают полностью или частично на импортном сырье. Их продукция становится дороже. Если нет финансовой''подушки'', то они могут стать ''ишенями'' для конкурентов, имеющих такую ''подушку''.
По подарочным сертификатам: покупается в основном клиентская база, то есть увеличивается доля рынка: клиенты корпоративные и ''долгоиграющие''. Также покупаются наиболее успешные менеджеры, иногда даже и ноу-хау, которое на сработало у конкурента, а у покупателя может сработать. В конце концов, даже просто за недорого избавиться от конкурента - тоже неплохо.