Платежная дисциплина в России и Европе - рассчеты с долгами

В апреле 2012 года агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году. Аналитическая записка была подготовлена по результатам опроса экспортеров на предмет того, как быстро погашали задолженность покупатели из зарубежных стран.

Согласно исследованию, в большинстве европейских стран покупатели по-прежнему допускают просрочки в оплатах. На платежную дисциплину контрагентов не жалуются только экспортеры в Скандинавию, Австрию и Швейцарию – треть компаний, экспортирующих товары в эти страны, получают оплату день в день, а у половины просрочка не превышает 10 дней. Порядка 58% экспортеров в страны Бенилюкс считают приемлемой просрочку в 30 дней со стороны покупателей в этих странах, но не более 50% бельгийских, голландских и люксембургских клиентов допускают просрочки свыше 10 дней. Покупатели из Франции, Испании, Португалии и Италии испытывают потребность в более длительной отсрочке по сравнению со своими более дисциплинированными соседями. Только каждый четвертый экспортер во Францию и каждый пятый в Испанию, Португалию и Италию получают оплату в течение месяца после отгрузки товара – почти половина респондентов заявила, что срок оплаты от, например, итальянских импортеров может превышать 60 дней.

Средний срок погашения задолженности (% респондентов)

Страна

До 30 дней, %

Более 30 дней, %

Более 60 дней, %

Австрия/Швейцария

72,3

25,6

2,2

Скандинавские страны

65,1

31,6

3,3

Бенилюкс

57,9

39,2

2,9

Россия/Украина

47,9

28,6

23,5

Польша

42,2

43,0

14,8

Страны Балтии

41,7

42,9

15,5

Чехия, Венгрия, Словакия, Словения

39,3

48,3

12,6

Турция

37,3

42,7

20,2

Великобритания и Ирландия

32,4

52,0

15,5

Румыния, Болгария, Хорватия

28,9

43,0

27,1

Франция

25,6

48,8

25,6

Италия

20,1

33,8

46,3

Испания/Португалия

20,0

50,7

29,3

Германия

16,3

78,4

5,3

Только трое из десяти экспортеров в Румынию, Болгарию и в страны Балканского полуострова отметили, что штрафные санкции за просрочку возымели действие, и покупатели платили в срок до 30 дней, в то время как чуть менее трети поставщиков в эти страны вынуждены были ждать поступления средств за отгруженный товар больше двух месяцев.

В целом агентство отмечает, что в то время как импортеры из Восточной Европы, Австрии, Швейцарии, России и Турции улучшили свою платежную дисциплину в 2011 году, покупатели из Ирландии, Франции, Италии, Испании и Португалии ухудшили по сравнению со статистикой 2010 года.

Национальная факторинговая компания опросила российские компании, чтобы узнать, как у них обстояла ситуация с платежами в 2011 году. Опрос проводился в следующих федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном. Участникам мини-исследования было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Можете ли вы сказать, что в 2011 году предложили своим покупателям более длительную отсрочку потому, что рассчитывали на улучшение платежной дисциплины?
2. Какой средний срок просрочки в оплатах был в 2011 году? Сократился/увеличился ли он по сравнению с 2010? Если да, то на сколько?
3. Были ли в 2011 году прецеденты неплатежей? Сократилось/увеличилось ли их количество по сравнению с 2010 годом? Если да, то на сколько?

Спрашивала компания в первую очередь у представителей самых «факторабельных» отраслей – у производителей и поставщиков продуктов, бытовой химии, косметики и парфюмерии, а также у компаний, занимающихся производством и поставками строительных и отделочных материалов. И гипотеза о том, что у нас с финансовой дисциплиной обстоят дела лучше, чем в Европе, подтвердилась.

Центральный федеральный округ

Строительные и отделочные материалов: увеличение отсрочки покупателям произошло не из-за ожиданий по поводу платежной дисциплины, а для увеличения объемов продаж; средний срок просрочек – до четырех недель, причем он увеличился по сравнению с 2010 годом из-за быстрого роста объемов бизнеса; случаи неоплаты были у половины опрошенных компаний, однако суммы незначительные (50-70 тыс. руб.), но у многих случаются редкие длительные задержки, которые заставляют изрядно понервничать.

Бытовая химия и косметика: предложение более длительной отсрочки было связано с появлением новых клиентов; средний срок просрочки сократился вдвое и составляет 4-7 календарных дней; неплатежи были, но суммы несущественные.

Северо-Западный федеральный округ

Продукты питания: большая часть респондентов отметила увеличение срока отсрочки покупателям; средний срок просрочки – 7-10 дней, что существенно меньше, чем в 2010 году – у одного из респондентов просрочка в 2010 году достигала двух месяцев; в отличие от 2010 года прецедентов неплатежей не было.
Строительные и отделочные материалы: увеличение срока отсрочки отметил только один респондент; просрочки носили скорее технический характер, в том время как в 2010 году они были регулярными и составляли от 10 до 20 дней; в 2011 году неплатежей не было, однако «тянется» просроченная задолженность из 2010 года.

Уральский федеральный округ

Продукты питания: большая часть компаний увеличила средний срок отсрочки поставщикам; средний срок просрочки в отрасли остался прежним и находится в коридоре 14-21 день, однако уменьшилось количество дебиторов, допускающих просрочки; у одной половины респондентов случаи неплатежей имели место, у другой неплатежей не было.

Бытовая химия и парфюмерия: срок отсрочки увеличили, при этом средний срок просрочки сократился с почти в три раза (до 7 дней); неплатежи были только у крупного дистрибьютора, более мелкие компании не сталкивались с длительными просрочками и не понесли убытков от неплатежей.
Строительно-отделочные материалы: все респонденты высказали мысль, что увеличили отсрочку своим клиентам, поскольку отдавали себе отчет в том, что в 2011 году платежная дисциплина будет лучше,чем в 2010; в отношении просрочек мнения разделились – часть респондентов отметила сокращение срока (до 10-15 дней) и количества просрочек, часть отметила, что особых изменений по сравнению с 2010 годом не произошло; что касается неплатежей, то большая часть респондентов пожаловалась, что количество их осталось прежним.

Сибирский федеральный округ

Продукты питания: длительность отсрочки осталась прежней (45 дней); просрочку в оплате допускают либо очень крупные покупатели (до 30 дней), либо очень мелкие (до 10 дней), особых изменений в качестве платежный дисциплины нет; что касается неплатежей, то респонденты говорят, что сейчас неплатеж - это уже больше форс-мажор, нежели распространенная практика, как это было в 2009 году.

Бытовая химия и косметика: уровень доверия покупателям остался прежним, отсрочку не увеличивали; просрочек в 2011 году не было вообще, как и прецедентов неоплат.

Строительные и отделочные материалы: средний срок отсрочки был увеличен, но не из-за ожиданий по улучшению платежной дисциплины, а для цели повышения конкурентоспособности предложения; средний срок отсрочки в отрасли – 15-30 дней, особых улучшений по сравнению с 2010 год не было; неплатежи – это крайний случай, участвовавшие в исследовании компании сказали, что обычно всегда удается урегулировать задолженность в досудебном порядке.

Южный федеральная округ

Продукты питания: средняя отсрочка в отрасли составляет 20-35 дней, лишь немногие компании в 2011 году увеличили срок отсрочки своим покупателям; средний срок просрочки не превысил 5-7 дней, часть респондентов отметила существенное сокращение просрочки по сравнению с 2010 годом; в 2011 году прецедентов неплатежей не было, в предыдущем году ряд респондентов понесли убытки от неплатежей покупателей.

Бытовая химия и косметика: по сравнению с 2010 годом средний срок отсрочки увеличился до 60 дней, однако скорее за счет возможности исключить риск неплатежа с помощью решений факторинговой компании, чем по причине роста доверия покупателям; несетевые покупатели просрочек не допускают, сети же позволяли себе платить с опозданием до 30 дней; лишь у одного из респондентов были серьезные неплатежи в 2011 году.

Строительные и отделочные материалы: большинство респондентов увеличили отсрочку своим клиентам с 15-20 дней до 45-60; у большей части респондентов средний срок просрочки не превышал пяти дней, причем участники опроса отметили, что это существенное улучшение платежной дисциплины по сравнению с 2010 годом; неплатежей за последние два года в отрасли не было.

***
Получается, что даже если наших южан сопоставить с европейскими южанами, которые исторически склонны допускать просрочки в оплате, Россия в любом случае получается более дисциплинированной в отношении современного исполнения обязательств перед контрагентами. Безусловно, это напрямую связано с тем, что у нас свободные рыночные отношения появились с распадом Советского Союза, и за немногим более 20 лет мы прошли те уроки, которые Европа «усваивала» многими десятилетиями – мы более консервативны при предоставлении отсрочки, и мы более щепетильно подходим к погашению задолженностей. Конечно, первое связано, скорее, с низким уровнем доверия после кризисов неплатежей начала 1990-х годов, 1998 и 2008 годов, а второе – с тем, что если ты не платишь один раз, не платишь другой, твоей репутации приходит конец, и кредит не предоставит ни банк, ни поставщик. С другой стороны, эта наша излишняя консервативность и обязательность – большой плюс на международной торговой арене.

Согласно исследованию агентства бизнес-аналитики Creditreform, экспортеры в Россию и Украину отметили в 2011 году крайне позитивные сдвиги в платежной дисциплине российских и украинских покупателей – почти у 30% респондентов просрочек в оплате со стороны наших соотечественников и соседей по бывшему СССР не было вообще, а просрочки свыше 30 дней были всего у 17% экспортеров, принявших участие в исследовании. К слову, наши братья по социалистическим республикам доставляли неприятности 23,3% респондентов.

Главная сложность бизнеса, зависящего от сезонных колебаний – это, как правило, недостаток оборотных средств к началу сезона. И одним из оптимальных решений в данном случае является финансирование заказов покупателей, которое позволяет компании при входе в сезон уже иметь достаточный объем продукции, тем самым полностью удовлетворяя спрос клиентов.

Рассмотрим пример – клиент факторинговой компании, работающий в отрасли с ярко выраженной сезонностью. Специфика деятельности клиента заключается в том, что оплата за отгруженный товар поступает от покупателей задолго до начала подготовки к сезону – в сентябре-октябре. При этом часть выручки идет на производство и закупку сырья, другая – на выплату заработной платы административного персонала, отчисления в бюджет, плату за аренду складских помещений, то есть операционные расходы предприятия. К апрелю покупатели стараются максимально пополнить свои запасы, а это значит, что в феврале рассматриваемая нами компания должна произвести столько товара, сколько смогут «переварить» партнеры. Однако к этому времени у нашего производителя уже нет необходимого объема собственных оборотных средств. Чтобы все-таки располагать оборотными средствами, компания и работает с факторинговой компанией по финансированию заказов уже не первый год.

nfk.jpg


В начале года клиент собирает заказы от своих покупателей, получает финансирование от фактора в размере 80% от суммы каждого заказа, закупает сырье и начинает производить продукцию. В феврале компания отгружает своим покупателям товар, предоставляя им отсрочку платежа, которая в данном случае является весомым конкурентным преимуществом. Таким образом, с помощью финансирования заказов клиент факторинговой компании может полностью удовлетворять спрос покупателей, тем самым увеличивая свою прибыль – за три года работы по факторингу выручка компании увеличилась с 567 млн руб. до 583 млн руб., а чистая прибыль - с 2,5 млн руб. в 2009 году до 4 млн руб. в 2011 году.


Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.