Каждое утро, заходя в Интернет, все первым делом просматривают котировки валют. Вчера доллар упал – сегодня вырос, с евро – обратная ситуация. И можно лишь прогнозировать, что будет через неделю, месяц, год. О том, что лето будет характеризоваться повышенной волатильностью валют, многие эксперты говорили еще весной. Тогда все окончательно убедились, что о скором разрешении кризиса в странах еврозоны речи быть не может.
Нестабильность валюты – одна из главных «головных болей» современного финансового директора. В первую очередь необходимо постоянно соотносить валютные риски. Для оценки операционных валютных рисков финансовый директор должен понимать свои доходы и расходы. Если они в разных валютах, появляются существенные риски девальвации одной из валют, и необходимо хеджировать такие позиции. Можно говорить о нескольких моментах при рассмотрении масштабов бизнеса. Скорее всего, если масштаб организации небольшой, то она находится в рамках одной из валют и волатильность на нее не влияет. Но, если данная компания работает более чем с одной валютой, возникают дополнительные риски, которые в рамках такой организации решать сложно, и приходится искать профессионалов. Чем масштабнее организация, тем легче она переносит падение/подъем курса, потому что крупные компании имеют возможность нанять отдельных специалистов, консультантов, рисковиков для контроля валютных рисков, что делает их более подготовленными к разного рода нестабильным ситуациям.
К примеру, в нашей компании основная деятельность осуществляется в рублях, поэтому основные средства хранятся в рублях. В то же время часть обязательств компании номинирована в иностранной валюте, поэтому мы хеджируем (страхуем) валютный риск посредством покупки фьючерсных контрактов. За счет этого у нас нет заметных убытков из-за нестабильности, и волатильность валют не оказывает заметного влияния на деятельность компании. Хеджирование валютных рисков основано не только на фьючерсах – кто-то использует форварды, опционы. Конечно, у всех инструментов есть особенности, и не каждый финансовый директор владеет полной информацией о них. Поэтому я советую при наличии валютных сделок (и отсутствии специалистов по этому вопросу) обратиться в банки, инвестиционные компании, к финансовым консультантам и получить совет, застраховать риски.
Когда курс одной валюты ощутимо падает, многие компании стараются перевести все в другую. Таким образом, они тратят свои же силы и время и при этом берут на себя дополнительный риск краткосрочности таких изменений. Часто при принятии таких решений немаловажную роль играет человеческий фактор, когда специалисты поддаются всеобщей панике и начинают совершать ошибки, оборачивающиеся потерями для компании. Необходимо смотреть на масштаб и критичность возможных дальнейших потерь, характер деятельности компании и при необходимости захеджировать возможное изменение курса валюты в будущем. Но не стоит вскакивать в «уходящий поезд» и срочно все переводить в другую валюту, иначе может получиться как в том анекдоте: «У меня плохо работал компьютер. Вы починили, и стало еще хуже. Пожалуйста, сделайте так, чтобы стало опять просто «плохо».
На сегодняшний день курсы евро и доллара очень сильно привязаны к макроэкономической информации, поступающей постоянно, – это и отчетности крупнейших мировых эмитентов, и статистические данные по странам, и обещания глав государств и европейских регуляторов. Все эти факторы могут как ослабить валюту, так и укрепить ее. Особенное влияние оказывает кризис еврозоны. Посмотрите, что происходит сейчас: все инвесторы буквально замерли в ожидании заседания ЕЦБ, на которое многие возлагают слишком большие надежды. Но прошлые недели показали только то, что евро и проблемные страны хотят спасти. Никто не озвучил конкретных шагов и планов, так что на месте инвесторов и компаний, так или иначе привязанных к валюте, я бы переждал этот шторм в более стабильных инструментах или хеджировал буквально каждую валютную сделку. Сейчас риск очень высок, и от него нужно быть застрахованным.
Подводя итог размышлениям, можно сделать следующий вывод: риски, в том числе операционные валютные, – это нормальное для организации явление, которое должно быть контролируемым и не превышающим разумные пределы. Основной способ обезопасить себя от валютных потерь – это соотнести доходы и расходы, быть более прагматичным, рассчитать возможные потери от изменения курсов валют, осознать для себя уровень, при котором необходимо хеджировать позиции, объемы, дальнейшую целевую цену, и тогда уже хеджировать валютные несоответствия между ними. И обязательно советоваться со специалистами, желательно независимыми и по возможности разными. Нет необходимости спешить при принятии того или иного решения, нужно просто подготовиться к такому возможному повороту событий и тогда уже все сделать вовремя. Никто не берется предсказать судьбу доллара и евро до конца года, так что финансовым директорам придется по-прежнему внимательно следить за экономическим новостным потоком и брать на себя ответственность за условия совершения валютных сделок.
Вообще говоря никто не мешает финансовым директорам захеджировать валютные риски.
Мне известны примеры для российских компаний, когда правильная стратегия хеджирования купонных выплат по их еврооблигациям приносит до 40 млн. USD ежегодной экономии затрат.
Даже Сбербанк сейчас предлагает хэджирование валютных рисков. Сразу оговорюсь, что внимательно их условия не изучал и советовать не могу, но важен сам факт, что такие финансовые инструменты доступны многим российским компаниям.
Ну смотря что хеджировать :) Форвард и опцион можно купить, но будет ли это эффективным. Последнее время очень часто слышу про ''форвардных лосей''. Что касается именно стратегий хеджирования, то российские банки тут вряд ли помогут. К слову, с одним из ведущих российских банков реализовывали стратегию хеджирования для производственной компании, банковские специалисты поперевешались, поскольку до этого ничего подобного в глаза не видели. Они даже премию по проданному опциону хотели выплачивать в конце))
Хеджирование рисков конечно нужно использовать - а в идеальном варианте можно использовать бартер, ведь кто знает как могут повести себя валюты? Приведу пример из ''недалекого прошлого'' когда с ''уходом'' СССР ''рухнули'' и хозяйственные связи. Меня ''попросили'' снабженцы съездить из Перми в Йошкар-Олу и заключить договор на поставку 88-клея. Приезжаю, звоню коммерческому директору - говорю ''приеахал заключить договор - пропустите на завод''. Мне в ответ ''Я тебя не вызывал - езжай домой''. Догодался, что в их отдел снабжения(как и в наш) может быть можно попасть и без ''проходной''. Так и есть. Захожу - говорю начальнику группы ''клеев'' - нужен клей. Он ''ты откуда''. Я ''С Мотовилихи'' - говорю наши сказали что готовы купить за ''столько то''. Он говорит сейчас такое время, что ''за столько то не пойдет''. ''Давай посмотрим сколько вы нам поставляли металла за какое количество клея'' Заходим с ним к коммерческому директору - снабженец говорит ''Нам нужен их металл, им наш клей''. Коммерческий ''Так это совсем другое дело!'' Приезжаю домой - наши этой договоренности тоже оказались рады. Вот что значит СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА. Кто то может посчитать этот рассказ за метафору, кто то за простые воспоминания. И то и другое правильно.
Вадим, купить-то можно. Но при работе с биржевыми инструментами возникает вопрос обеспечения, тогда как на OTC ставят лимиты. Я имею в виду то, что ни банки, ни биржа сильно не заморачиваются над настройкой инструментов хеджирования для нужд компании. Поэтому хеджирование в понимании российских компаний неэффективное (форвард или фьючерс, который не позволяет использовать upside) или дорогое (опцион межбанковский или биржевой, последний, кстати, дороже, как показывает практика).
Борис, интересное замечание. А если у компании около 50 контрагентов по всем странам мира? С кого-то можно брать бананами за нашу воздушную технику: поставил пару самолетов и можешь в течение 10 лет получать бананы в страну)))
Здравствуйте Денис!
Мои предложения и прогнозы вероятностны и немного опережают события – и к тому же могут как состояться, так и не состояться. Начинать лучше с позиций, выявленных по закону Парето (20%) или 1/7(14%) – то есть из 50 позиций – это может быть 7 – 10 позиций. Так как мир становится все более глобальным, то нет необходимости всем заниматься самостоятельно – можно найти партнеров, которые могут примерно за то вознаграждение которое компания готова платить за хеджирование взять на себя функцию закупки или бартера. К тому же иногда стоит рассматривать не прямой обмен(бананы) – а более сложные цепочки, включающие других производителей, торговые или инвестиционные компании.
С уважением, Борис.
Политико-экономическая ситуация на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]