Валютные риски: что с ними делать?

В качестве введения

Хеджирование валютных рисков – актуальный вопрос для любой компании, проводящей валютно-обменные операции. Из-за неопределенности будущего поведения курсов валют компания может понести значительные убытки вследствие негативного изменения курсов: для импортера это укрепление курса валюты, а для экспортера это ослабление курса. Хеджирование валютных рисков через использование финансовых инструментов – это один из наиболее оптимальных способов застраховать себя от негативного изменения валютных курсов. Но не так просто дать точную оценку ценности и стоимости мер по хеджированию в каждой конкретной ситуации. Ниже я постараюсь описать базовые вещи о влиянии валютного риска и способах его хеджирования с применением производных финансовых инструментов, доступных почти для любой российской компании.

Издержки валютного риска

Всякий риск предполагает неопределенность, и проблема состоит в том, что предсказать колебания валютного курса с высокой точностью просто невозможно. Если внезапно доллар дорожает – компания-импортер несет дополнительные издержки, но это не все ее беды. Неопределенность сама по себе является негативным фактором, который в той или иной форме материализуется в форме издержек. В условиях неопределенности возникает необходимость создавать резерв под непредвиденный исход, и эти средства необходимо финансировать. Вопрос в том, какую сумму придется заморозить, также не из легких, и ответ на него требует исследования. Вероятность того, что решение «с потолка» окажется эффективным, ничтожна.

Для наглядности рассмотрим один пример. Российская компания-импортер закупает автомобильные запчасти в Германии за евро, а продает их в России за рубли с отсрочкой платежа на 6 месяцев. Каждый месяц компания заключает 1 контракт на закупку запчастей в среднем на 1 500 000 евро. На момент заключения контракта импортер фиксирует стоимость запчастей немецкого производителя в евро. Но оплачивает товар российская компания в течение 6 месяцев. Понятно, что купить евро будет лучше по самому низкому курсу, т.к. при такой конвертации компания израсходует меньшее количество рублей. Но когда будет самый низкий курс евро, сказать невозможно.

Хорошо, если евро упадет, но если он вырастет, скажем, с 40.12 рублей на момент заключения контракта до 41.00 рубля на момент оплаты по контракту, компания-импортер заплатит не 60 180 000 рублей, а 61 500 000 рублей, что на 1 320 000 больше запланированного.

1 320 000 рублей – это деньги, которые импортер в данном случае потерял от негативного изменения курса евро. Если подобная ситуация будет повторяться на каждом контракте, суммарные потери за полугодовой период могут составить величину, порядка 8 000 000 рублей. Это сумма, которую компания компенсирует из своей прибыли.

Если российский импортер не хочет вычитать эти деньги из своей прибыли, он может просто повысить цены для клиентов на величину своих потерь от повышения курса евро. Также российский импортер может выставить цену клиенту в евро, и тогда уже клиент доплачивает ту разницу, на которую вырос евро. В этом случае клиент не будет доволен и может пересмотреть свой выбор в пользу другого поставщика запчастей, который не повышал цен на свою продукцию и не перекладывал свой валютный риск на клиента. Таким образом, валютный риск может сказаться не только на прибыли российского импортера, но и на его конкурентном преимуществе относительно других импортеров запчастей.

В случае компании-экспортера, получающую долларовую выручку, мы имеем аналогичную, но зеркально противоположную ситуацию. При конвертации своей валютной выручки в случае ослабления валюты экспортер получит меньше рублей. И чем сильнее падает валюта, тем меньшую выручку в рублевом эквиваленте получает экспортер.

Хеджирование валютных рисков

Страхование, или хеджирование, валютных рисков предполагает использование финансовых инструментов с целью защиты компании-участника ВЭД от неблагоприятного движения валютного курса.

Традиционно существует два типа инструментов хеджирования:

  1. Контракт, строго фиксирующий уровень обменного курса на заданный период (форвард/фьючерс).
  2. Контракт, дающий право осуществить валютно-обменную операцию по фиксированному курсу в течение заданного периода (опцион).

Это два базовых инструмента, которые предлагают в России несколько десятков крупнейших банков, некоторые управляющие компании и брокеры.

В случае с форвардным контрактом российский импортер может зафиксировать курс евро на определенном уровне и на определенный срок. Например, каждый контракт с немецким поставщиком запчастей импортер может хеджировать при помощи покупки форвардного контракта.

Например, 13 января импортер знает, что будет производить ближайшую конвертацию в 1 500 000 евро 13 февраля. Пусть курс на 13 января составляет 39.45 рублей за евро. Импортер фиксирует курс евро в банке на 1 месяц на уровне 39.50 рублей за евро. Это значит, что вне зависимости от поведения курса евро импортер осуществит конвертацию 1 500 000 по курсу 39.50 рублей за евро.

Предположим, что через месяц курс евро стал 39.75 рублей за евро, и российский импортер сэкономил 0,25 рублей с каждого евро, или 375 000 рублей с контракта номиналом в 1 500 000 евро. Соответственно, 13 февраля импортер снова фиксирует курс евро на 1 месяц на уровне 39.80 рублей за евро, покупая новый форвардный контракт. Допустим, что через месяц курс евро падает до 39.55, но российский импортер все равно конвертирует свой контракт по заранее зафиксированному курсу в 39.80. Потери от конвертации составляют 0,25 рублей с каждого евро, или 375 000 рублей с контракта номиналом в 1 500 000 евро.

В нашем примере на 13 марта импортер находится в статус-кво относительно начала хеджирования форвардными контрактами. Действительно, использование форвардного контракта защищает компанию от негативного изменения курса валюты. Для российского импортера форвард является хорошей защитой от укрепления курса валюты, но плохим инструментом в случае, если курс валюты падает. Ведь при таком раскладе компания-импортер вынуждена менять валюту по курсу, который хуже, чем рыночный. При использовании форвардного контракта в ситуации падения валюты импортер теряет выгоду, которую бы он мог получить без использования форвардного контракта.

В случае если импортер хочет получать дополнительную выгоду при падении курса валюты, ему стоит использовать опцион – право купить или продать валюту по заранее зафиксированному курсу в заранее установленные сроки.

Российский импортер запчастей вместо форварда может воспользоваться хеджированием через опционные контракты. Используя опционы, импортер фиксирует курс евро 13 января, скажем, на уровне 39.45 рублей за евро. Допустим, через месяц курс евро вырос до 39.75 рублей за евро, импортер исполнил опцион и сэкономил 375 000 рублей на контракте в 1 500 000 евро. В следующем месяце компания снова зафиксировала курс евро на уровне 39.80 рублей за евро.

Предположим, в марте евро слабеет, и на 13 марта курс евро становится равным 39.55 рублей за евро. Тогда импортер не исполняет опцион, конвертируя евро по рыночному курсу. В такой ситуации импортер, на первый взгляд, оказывается всегда в плюсе. Единственный минус опциона – его стоимость. За право осуществить конвертацию в будущем необходимо платить сейчас. Стоимость опциона может составлять сумму в 2%-8% от стоимости контракта. При хеджировании интервалами в 1 месяц стоимость опциона для российского импортера (в самом лучшем раскладе) будет составлять 2% от номинала контракта, или 30 000 евро (1 186 500 рублей по курсу 39.55 рублей за евро).

В приведенном нами примере экономия от первой конвертации, которую импортер получает от исполнения опциона, составляет всего 375 000 рублей. Но за опцион импортер уже заплатил 1 186 500 рублей. Получается, что экономия от использования опциона лишь частично перекрыла его стоимость. В случае второй конвертации импортер также затратил 1 186 500 рублей, получив всего 375 000 относительной выгоды от падения курса евро. Таким образом, мы видим, что применение опционов не всегда является хорошим решением из-за высокой стоимости опционных контрактов.

Новые подходы к хеджированию валютных рисков

Каждая компания хочет использовать опцион, но так, чтобы опцион при этом ничего не стоил. Конечно, это идеальный вариант, доступный для некоторых видов бизнеса при использовании правильного подхода к снижению валютных рисков. Но сейчас мы обратим свое внимание на способ хеджирования, который доступен для реализации практически в любой компании, осуществляющей валютные конвертации.

Рассматриваемая стратегия хеджирования валютных рисков может быть применена любой компанией, проводящей валютно-обменные операции, желающей защитить себя от валютных рисков и при этом минимизировать стоимость защиты.

Сама стратегия представляет собой комбинацию производных финансовых инструментов, которая позволяет максимально гибко управлять валютной позицией компании. При этом компания получает всегда выгодный курс. В результате использования стратегии компания-импортер осуществляет конвертацию по зафиксированному курсу в случае, если курс валюты выше зафиксированного. И конвертирует валюту по рынку в случае, если курс валюты ниже зафиксированного. При этом стоимость стратегии составляет до 1% годовых, что в 8 раз дешевле опционного контракта.

Рассмотрим применение стратегии на примере компании-импортера запчастей. При использовании стратегии импортер фиксирует курс евро на определенном уровне, скажем, на уровне 39.45 рублей за евро на 2 месяца (причем даже не важно, на каком уровне будет происходить фиксация курса евро). Предположим, через месяц курс евро вырос до уровня 39.75, а российский импортер осуществил конвертацию по заранее зафиксированному курсу в 39.45 рублей за евро, получив 100% защиту от укрепления курса евро в виде экономии 375 000 рублей. Еще через месяц курс евро упал до уровня 39.55, и компания осуществила конвертацию 99% (1 485 000 евро) от суммы контракта по рынку, а 1% (15 000 евро) – по ранее зафиксированному курсу, получив 99% выгоду от падения курса евро. Другими словами, импортер получает максимально гибкое, оптимальное решение своего валютного вопроса.

В качестве заключения

Мы рассмотрели влияние валютных рисков на участников внешнеэкономической деятельности. Увидели, что негативное влияние рыночной конъюнктуры может создать для компании существенные финансовые потери.

Далее мы рассмотрели примеры хеджирования стандартными инструментами, вроде форвардных и опционных контрактов. Форвардные контракты позволяют жестко фиксировать валютный курс, но не позволяют использовать благоприятную конъюнктуру рынка. Опционные контракты позволяют учитывать и благоприятную конъюнктуру рынка, но дорого стоят – при незначительном изменении валютного курса стоимость опционов перекрывает выгоду от их применения.

В конце мы рассмотрели пример стратегии хеджирования валютных рисков, когда компания защищена от негативного изменения валютного курса, участвует в благоприятном изменении валютного курса и при этом стоимость стратегии минимальна, что делает ее эффективным инструментом управления валютным риском.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.