Самокритичные японцы о МВА

Япония – одна из самых развитых стран, которая в технологическом смысле обеспечила себе задел на несколько десятков лет вперед. Японские системы управления изучают во всем мире и, казалось бы, бизнес-образование в стране должно быть на высоте. Однако, сами японцы думают по другому. Несмотря на то, что японские технологии и производственный менеджмент одни из лучших в мире, уровень подготовки специалистов в области финансов и маркетинга оставляет желать много лучшего. Кроме того, по мнению японских экспертов, такие качества, как стратегическое мышление и лидерство у японских топ-менеджеров развито меньше, чем у конкурентов в азиатском регионе.


Исследование, проведенное экспертами компании Fujitsu в 2004 году рисует достаточно плачевную картину японского бизнеса:

1. Снижение производительности экономики:

- самые низкие темпы рост ВВП среди стран «большой семерки»

- самый высокий уровень безработицы за всю историю существования нации.

2. Низкие темпы общей реструктуризации:

- снижение конкурентоспособности

- неспособность побеждать в конкуренции на мировом рынке

- недостаточность стратегической сфокусированности

- слабые управленческие решения

3. Недостаточное количество «старт-апов».


Сегодняшние проблемы японского HR-менеджмента.

1. Японские фирмы поощряют способности сотрудников только в определенных узкоспециализированных областях и не дают им возможности развивать прогрессивные навыки и стратегическое мышление.?

2. Рабочие, не обладающие навыками, которые могли бы использоваться вне компании, не могут продвигаться по карьерной лестнице. Поток человеческих ресурсов из других областей ограничен. Реструктуризация фирм, слияния и поглощения крайне затруднены.

3. Не готовятся профессиональные менеджеры с межсекторными и межфункциональными знаниями (способные работать на стыке специализаций и секторов).

4 Продвижение сотрудников по карьерной лестнице и отбор соискателей на должности производится путем принятия решений отдельными лицами, а не через аттестацию сотрудника.

5 Устоявшаяся корпоративная культура делает больший акцент на преданность и лояльное отношение сотрудников к компании, нежели на их способности.

6 Традиционная для японцев «пожизненная служба» в одной компании отходит на второй план. Теперь отдельные служащие должны развивать собственные профессиональные навыки, а следовательно наступила эпоха процветания бизнес-школ.

7 Руководители огромных фирм осознают, что им просто необходимо обучать главных топ-менеджеров более системно. Но это понимание ограничено кругом промышленных предприятий, конкурирующих на мировых рынках, другие же секторы изменяются слишком медленно.

Мировой рейтинг эффективности менеджмента:

Среднестатистический японский топ-менеджер обладает следующими характеристиками.

• Опыт работы ограничен пределами одной компании

• Не имеет дополнительного образования, и не проходил тренинги

• Продвигается по службе «по выслуге лет», часто на должности, не связанные с опытом работы

• Любая смена места работы считается недостатком

• Большая преданность и лояльность компании

• Низкий уровень знаний в области IT / слабый уровень знаний английского языка

• Стремится к консенсусу, а не принимает самостоятельные решения

Судя по этим выводам, японцам категорически не хватает грамотных топ-менеджеров, прошедших обучение в хорошей бизнес-школе и имеющих специализацию, которая соответствует области их деятельности. Очевидно, что высокие требования руководителей больших компаний к своим менеджерам должны привести к подъёму уровеня их подготовки, но возникает еще один резонный вопрос: способны ли японские бизнес-школы удовлетворить спрос на грамотных специалистов?





Японские бизнес-школы:

В Японии бизнес-образование можно получить в 64 университетах (14.3% от общего числа) по одной из 73 программ. Из них 13 университетов (16 программ) являются государственными, остальные – по большей части, частными.

Общее количество университетов:

Всего Государственные Общественные Частные
Всего университетов (А) 448 52 28 368
Университеты, в которые есть программы бизнес-образования (Б) 64 13 7 44
Соотношение (Б/А) 14,3% 25% 25% 12%
Количество программ 73 16 7 50


Статистика:

63,9% от общего числа курсов преподаются в выходные и в вечернее время, в зависимости от желания студентов. 94,5% японских программ - двухгодичные

Продолжительность программ:

Всего 2 года 1 год Менее года
Всего 73 100% 69 94,5% 4 5,5% 0
Государственные 16 100% 16 100% 0 0
Общественные 7 100% 7 100% 0 0
Частные 50 100% 46 92% 4 8% 0

12,4% преподавательского состава имеют практический деловой опыт. Практические методы преподавания, такие как кейсы, бизнес-игры и создание бизнес-планов – все еще редкое явление, используемое небольшим кругом ведущих бизнес-школ.

35,1% местных бизнес-школ имеют партнерские отношения с иностранными школами, 22,8% школ имеют партнерские отношения с частными компаниями. В целом, сеть сотрудничества школ с внешними организациями еще не развита.


Университеты часто сталкиваются с трудностями развития учебного плана, т.к. японское деловое сообщество отказывается предоставлять практические материалы и делиться деловым опытом. Подготовка преподавателей, которые могли бы учить на примерах из деловой практики остается главной проблемой бизнес-школ.


Самые известные японские компании отправляют сотрудников проходить обучение за границу. Но местные руководители не всегда могут грамотно использовать таких специалистов. Зачастую они просто возвращаются на свои старые рабочие места без повышений в должности и увеличения зарплаты. Спустя несколько лет многие из них покидают свои компании. После чего некоторые компании принимают решение сократить финансирование образования своих служащих. Вместо бизнес-образования за счет работодателя все большее число молодых японцев учатся на программах МВА дома или за границей за свой счет.


Проблемы японского бизнес-образования:

1. Японские бизнес-школы еще слишком молоды, чтобы получить социальное признание.

2. Слишком сильная конкуренция между бизнес-школами внутри страны.

3. Японский рынок слишком мал, хорошие студенты уезжают за границу.

4. Школы не могут набрать «критическую массу» сильных студентов, а следовательно не окупаются в финансовом отношении.

5. Работодатели недооценивают значимость бизнес-образования и все еще уповают на традиционные японские методы управления.

Если оценить все вышеизложенные факты, станет очевидно, что японские бизнес-школы попали в порочный круг дешевого образования, плохого качества обучения и низкой социальной оценки их роли.


Выводы авторов исследования Fujitsu:

1. В Японии неуклонно растет не только необходимость создания бизнес-школ мирового уровня, но и интерес к ним.

2. Японские бизнес-школы еще слишком разрознены и не обладают достаточным опытом работы, чтобы удовлетворить спрос на подготовку специалистов высокого уровня. Отставание от американских школ очевидно и слишком велико. Японские школы не окупаются.

3. Для выхода из создавшегося положения необходимо объединить усилия, грамотно разделить между школами преподавательский состав и создать общие конкурентоспособные программы.

4. Создание общей образовательной сети с другими странами азиатского региона предоставит колоссальные дополнительные преимущества.

Как можно заметить, несмотря на свои впечатляющие успехи во многих отраслях экономики и на многих зарубежных рынках японцы очень критически оценивают состояние своего бизнес-образования. Они даже рассчитывают на опыт в этой сфере своих соседей-конкурентов из Азии. И ничуть не склонны сомневаться в важности и нужности бизнес-школ американского типа для того, чтобы преуспеть в будущем. В этом ли залог их дальнейшего прогресса? Или они недооценивают силу и важность своих традиционных подходов, которые, во многом, привели их страну к нынешнему процветанию? А может быть нет никакого парадокса: все учатся у японцев именно потому, что они в последние десятилетия показали, как можно эффективно учиться у всего мира? Во всяком случае, стремление Японии заимствовать все лучшее явно не иссякло и теперь имеет шанс реализоваться в области бизнес-образования.

При подготовке были использованы материалы исследований Fujitsu Research Institute.

Фото: freeimages.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

В ВШБ НИУ ВШЭ стартовал новый поток программы по геймдизайну

Особый акцент сделан на практике: участники создают и тестируют прототипы и игровые билды, а также получают навык операционного управления готовым продуктом.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дашборды

ESG-дашборды были подготовлены для компаний «Сбер», «Металлоинвест», X5 Retail Group, EN+, «Полюс» и «Фосагро».

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.