Что мешает России стать лидером бесплатного онлайн-образования?

Термин «креативное разрушение», родившийся примерно в то же время, что и термин «инновации», означает, что инновации не всегда являются улучшением. Как правило, они что-то настолько серьезно ломают, что после этого рынки, сообщества, люди меняются до неузнаваемости. И как бы вы ни уповали на ваш консерватизм, ваши привычки и устои, рано или поздно технологии их взламывают. В 2012 году Coursera, edX, Udacity и другие образовательные площадки буквально взорвали рынок онлайн-образования. Они сделали то, чего еще не удавалось ни одному вузу в офлайне. Предложение бесплатных знаний от лучших мировых вузов позволило собирать многотысячные аудитории.

Тот вызов, который дистанционное образование, MOOC (массовые открытые онлайн курсы), бросили образовательной системе, оказалось, многим принять довольно сложно. Стала появляться масса самых острых прогнозов на тему того, что, возможно, вся традиционная система образования, как школьного, так и университетского, может быть размыта или глубоко трансформирована. Готовы ли российские вузы к этой трансформации? Executive.ru публикует тезисы выступлений экспертов, выступивших на конференции EdCrunch 17 октября 2014 года в Национальном исследовательском технологическом университете «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС).

Guzhelya.jpg

Дмитрий Гужеля, директор проекта РИА Наука, руководитель проекта «Универсариум», привел пять основных факторов, которые еще долго не позволят российскому образованию стать лидером или хотя бы приблизиться к мировым лидерам в плане внедрения дистанционных технологий в образовательные программы:

1. Абсолютное непонимание большинством вузов, зачем нужныоткрытые онлайн курсы, механизмов их работы. Вузы считают MOOC своими страшными конкурентами, убийцами классического образования. Однако задачей открытых онлайн курсов является представление и продвижение контента, который производят вузы. Являемся ли мы, образовательные онлайн-площадки, конкурентами университетов? Лично я считаю, что нет. Мы создаем курсы совместно с 24 вузами (заметьте – не сами), более 20 вузов консультируется у нас по вопросам самостоятельного создания онлайн-курсов.

2. Абсолютная убежденность большинства вузов в ненужности массовых открытых онлайн курсов. Мы сейчас сталкиваемся с ситуацией, когда вышестоящие инстанции навязывают вузам производство какого-то нового контента, чему те противятся всеми фибрами своей души.

3. Отсутствие правил и понимания продвижения массовых открытых онлайн курсов. Большинство вузов пытаются создавать свои собственные MOOC. Они не видят главного: чем сильны Coursera и edX. Тем, что представляют образовательный контент от очень большого количества вузов. Где же размещаться российским вузам? Это может быть зарубежная или российская платформа, главное, чтобы на ней были представлены курсы не одного вашего учебного заведения и не только вузов из регионов.

4. Недоговариваемость вузов между собой. Вузы не хотят идти на платформу, где присутствует один из российских вузов-лидеров. На моей практике встречались ситуации, что как только образовательная платформа прилипала к какому-то вузу, все остальные от нее отказывались.

5. Отсутствие нужных людей в вузах. Я имею в виду то, что в России не более 3-5% педагогов могут работать в открытом шоуменском формате. Преподаватель MOOC – это, в первую очередь, шоумен и актер. Он должен не только не читать текст по бумажке, но и интересно преподносить информацию, которой обладает. Это не значит, что у нас мало хороших преподавателей – это значит, что актеров в преподавании у нас не так много. Именно это мешает нам сильно рвануться вперед, - даже тем вузам, которые по остальным параметрам готовы вкладываться в производство образовательного онлайн контента.

Somov.jpg

Яков Сомов, генеральный директор образовательного портала Lektorium.TV, считает, что открытые онлайн курсы могут быть отличным аудитом для российских вузов. Но для этого нужно избегать следующих ошибок:

1. Конкурировать на уровне массовости с такими гигантами, как Coursera и edX, практически не имеет смысла. Нужно сужать свои аппетиты до каких-то конкретных областей. Например, часть наших курсов направлена на профориентацию старшеклассников. Мы решаем конкретную проблему, которая есть на российском рынке.

2. MOOC мне напоминает проведение олимпиады. В создании и проведении курса задействовано бесконечное количество людей, организаций, подразделений. Надо выяснить, кто и кого будет снимать, куда и когда выкладывать контент, как организовать набор студентов, какие данные и как собирать, как их интерпретировать и т.д. Если хоть одно звено в этой цепочке даст сбой, то вся работа теряет смысл. Приведу показательный пример. Один известный российский вуз (не будем называть «имен») решил провести дорогой курс. По итогам семимесячной работы надо было как-то наградить 150 человек, окончивших обучение. Отдел маркетинга вуза подумал две недели и сказал, что вуз может предоставить блокноты и ручки, причем общим количеством не более 30 штук! При этом PR-службу даже не интересовали электронные адреса тех, кто прошел обучение.

3. Создание MOOC – это очень дорогой аудит, который вуз сам для себя проводит. У некоторых российских вузов в этом плане выработалась одна ошибочная тенденция. Что делать, если служба маркетинга сработала плохо, и на курс записалось всего 50 человек? Сделать ход конем. Вуз включает этот MOOC в свою обязательную программу. А потом мы видим в отчетах, что по такому-то курсу отучилось 2 тыс. человек. Естественно, с очень высоким процентом прохождения курса до конца.

Фото: pixabay.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

EdCranch на самом деле EdCrunch. Исправьте, потом можете удалить этот комментарий

Аналитик, США

Что мешает России стать лидером бесплатного онлайн-образования?

Что мешает:
1.Представление ,что лидером бесплатного образования,
можно стать бесплатно/без особых затрат/.
Потенциал для построения системы образования мирового уровня
в России огромный,результат будет тогда , когда инвестиции в
образование будут на уровне инвестиций.... хотя бы в спорт.
2.Стремление количественно ''догнать и перегнать'' ,копируя
западные программы ''натаскивания''.
Деньги делают на переводе на русский никчёмных материалов ,
в то время , как уникальные российские школы математики, физики, химии, биологии не представлены в интернете в должном
качестве.
3.Отсутствие понимания ,что создание системы бесплатного онлайн-образования высокого уровня требует многопрофильного
интегрированного подхода....энтузиасты -одиночки не потянут...

Пути устранения ''помех'' - достойная тема для Е-хе.

IT-консультант, Москва

Поддерживаю автора статьи и Виктора Большакова. Более того, хочу добавть экстрима к предложению Виктора Большакова развивиать эту тематику на E-xe. Ведь руководство ресурса хочет сделать работу более практической. [FONT=Impact=Impact]А почему бы не попытаться помочь найти и свести вместе заинтересованные стороны: учебные учреждения, ''неформатных'' преподавателей, да кого угодно, лишь бы польза была. Я, например, готова поучаствовать.[/FONT]
Сама давно занимаюсь проведением дистанционного обучения наряду с обычным: разницу и сложности понимаю. Причем моя тематика, а именно, управленческая, очень сложна. Часто приходится иметь дело с людьми разных возрастов, с разным образованием и, конечно, с разными типами личности. Работаю от уровня магистратуры до уровня руководителей высшего звена, сама постоянно обучаюсь, используя, например, систему Coursera.
Что интересно: я - практик, получивший управленческое образование, поэтому есть чем поделиться со слушателями. При этом не ''вещаю'' в одну сторону, а веду диалог. Разрабатываю материалы для мастер - классов, использую готовые, которые часто переделываю, хоть и нельзя. Все это - техники, наработанные годами. Поскольку при этом я общаюсь с вузами, то не раз предлагала помочь в обучении студентов, причем бесплатно. НЕ хотят. Ограничиваемся редкими проведениями мастер-классов в некоторых вузах. Надо сказать, что эти мастер - классы, как правило, проходят в жарких дискуссиях. У нас в компании есть своя кафедра, немного работаю и там. НО: поскольку кафедра связана с конкретным вузом, то управленческие дисциплины там не очень распространены, не котируются... А ведь это - серьезнейшая ошибка... Поэтому лично, в свое свободное время, общаюсь с теми, в том числе и студентами, кто этого хочет.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Что-то долго смотрел на тему, думал высказаться или нет. Не то, чтобы я стесняюсь, просто советское образование я получил довольно давно, думал, может что изменилось, а потому мой опыт уже утратил актуальность. А потом почитал и понял - неа, все то же и осталось.

Мешает сама постановка вопроса: Что мешает стать ЛИДЕРОМ бесплатного онлайн-образования. Не надо становиться лидером, сначала надо просто создать бесплатное высшее онлайн-образование. Хоть какое-нибудь. Можно даже платное создать, не проблема. Еще интереснее будет - посмотрим, кто будет платить деньги за то, что преподают в российских вузах.

Я получил и западное образование, поэтому могу достаточно точно описать существенные отличия.

1. На лекции на Западе преподаватель объясняет студенту то, что тот уже прочитал в книжке - там читают учебники до лекции. Поэтому преподаватель рассказывает то, что могло ускользнуть от внимания студента, и то, что особенно важно понять. При этом он иллюстрирует книжную концепцию СВОИМИ примерами, иначе в конце курса студенты при опросе о качестве обучения скажут, что преподаватель ничего не добавил к материалу учебника (в переводе на человеческий язык - книжки мы и сами умеем читать).
2. В западных учебных заведениях очень много времени уделяется групповой работе, причем взаимодействию в группах обучают специально.
3. В западных учебных заведениях не только передают знания, но и вырабатывают навыки ИСПОЛЬЗОВАНИЯ знаний.
4. Междисциплинарные связи на Западе, на мой взгляд, заметно сильнее. Связано это с тем, что выпускник университета должен обладать способностью видеть задачу комплексно.
5. Преподавание статичного абсолютного знания, а перечисленные г-ном Большаковым науки касаются именно абсолютного знания, на Западе поставлено хуже, чем в России - вероятно, это считается скучным. К сожалению, приводит это к неприятному эффекту - Запад ищет тех, кто этим знанием овладел, а в России видят в этом подтверждение правильности своего стиля преподавания и не желают овладевать ничем новым.
6. Использование старых примеров в курсе на Западе не приветствуется - даже если они правильные, это то, что было десятки лет назад, объясни студентам, что это актуально и сейчас - изволь приводить свежие примеры. В результате этого преподаватели находятся в тонусе.
7. Мнению студентов на Западе придается на порядки большее значение, чем в России.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.