Вы уже отвели своего ребенка или внука в школу? Помогли собрать портфель, вписать расписание предметов в дневник и теперь спокойно ждете окончания учебного дня. С какими вновь приобретенными знаниями он придет сегодня домой? Как школа будет воспитывать в неокрепшем уме личность? В России многие родители четвероклашек уже год как всерьез обеспокоены включением в обязательную программу школы религиозного предмета. Они боятся, что теперь дети могут начать воспринимать религию не вполне адекватно.
В царской России процесс формирования личности был неразрывно связан с семейными ценностями, православной культурой и системой образования. Видимо, основываясь на этих доводах, в 2012 году по указу Министерства образования и науки РФ во всех образовательных учреждениях России в расписание ввели еще один обязательный предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Представители различных религиозных конфессий и Министерство уверены, что предмет способен сплотить общество, содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России. Что задача школьного воспитания – воспитание способности к духовному развитию, веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
На выбор школьникам предлагаются курсы по основам традиционных для России религий — православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть «модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками», и основы светской этики. Школьнику нужно выбрать один модуль.
Выбор модулей школьниками из 77 регионов России на 2012 год
По данным Министерства образования и науки РФ на 2012 год
Обучение вводится с четвертого класса, так как, по мнению психологов, дети 10-11 лет более расположены к восприятию духовно-нравственных ценностей. Однако в РПЦ считают, что религия должна изучаться в российских школах с первого по одиннадцатый класс, а сам процесс обучения должен обсуждаться совместно представителями церкви и региональными органами управления образования. Стоит отметить, что учебники по предмету написаны не представителями религиозных направлений, а учеными, которые попытались в достаточно простой и понятной форме описать, чем отличается одна религия от другой. В сборнике учебно-методических и научно-методологических материалов для учителей «Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения» так объясняется необходимость религиозного обучения школьников: «В обществе людей сместились представления о прекрасном, добром, справедливом, честном. Равнодушное отношение к событиям, которые происходят в классе, городе, стране. Следует постепенно нивелировать агрессию в обществе. Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьей».
Насчет всех стран авторы учебника явно погорячились. Например, американцы уверены, что детям в XXI веке, веке информационного и технического прогресса, важнее всего познавать в школе азы программирования, потому что для многих эти знания могут оказаться счастливым билетом в жизнь. Так некоммерческая организация Code.org пригласила глав ведущих IT-компаний принять участие в съемках видеоролика, призывающего школьников начать учиться программировать, а создатели Twitter, Facebook, Microsoft, Dropbox и Valve рассказали, что для изучения компьютерных языков совсем не нужно быть гением.
Чему же важнее учить современного школьника? Религии или программированию? Или какому-то другому предмету, еще не присутствующему в школьной программе? Этот вопрос в преддверии начала учебного года E-xecutive.ru решил обсудить с участниками Сообщества – родителями, бабушками и дедушками.
Владимир Крючков: Судя по отечественной литературе, от Закона Божьего сводило скулы от скуки у нескольких поколений русских гимназистов и реалистов (учащихся реальных училищ). Кому нужна эта клерикализация детского ума? Что она даст ребятам в современном мире, развивающемся совсем по другим законам? Рассматриваю этот шаг как погружение страны в средневековье. Вопросы веры надо оставить семье и воскресным школам. Школа должна быть отделена от церкви, как церковь отделена от государства. Вопрос об обязательности лукав – мы прекрасно понимаем, что, будучи введенным, предмет по выбору тут же станет добровольно-принудительным, то есть обязательным. С какого возраста стоит просвещать ребенка – выбор семьи. Главное в этом – пример родителей. Тогда вопрос о возрасте отпадает. В наших школах сначала бы я укрепил и усилил математику и физику, прочистил историю и литературу, а потом думал о дополнительных предметах. В школьной программе постоянно сокращается доля базовых дисциплин. Экономику убрал бы из программы, перестал бы пудрить мозги детям, что они занимаются наукой (этот термин в школе в ходу). Иными словами, скорее бы перекроил школьную программу в пользу естественных наук. Идея американцев об уроках программирования – такой же перехлест, как и с уроками религиозной культуры у нас. Если ребенок гуманитарного склада, навязывание ему программирования ничего не даст. Если речь идет не о языках программирования, а о пользовательских навыках – тогда это разумно. Могу привести пример: когда был в США, обратил внимание в университетской библиотеке, что все студенты строчат на клавиатуре вслепую, как из пулемета. Поинтересовался, где они научились. Оказывается, в последних классах школы был предмет по скоропечатанию. Ребята рассказывали, что ненавидели этот предмет, но сейчас благодарны школе. Поэтому, думаю, американцы выберут рациональный вариант такого предмета.
Сергей Филонович: Древняя мудрость указывала, куда могут завести благие намерения. Виктор Черномырдин перевел ее на современный язык: «Хотелось как лучше…». Но вот усвоить эту истину пока не получается. Когда вводится новый предмет, главный вопрос: кто будет его преподавать? Как будет подготовлен педагог? В связи с введением предмета «Изучение основ светской этики и религиозной культуры» у меня нет ответа на эти вопросы, а, следовательно, велика вероятность реализации принципа Черномырдина. Помните попытки введения предмета о сексуальной культуре? При изложении положений перечисленных «традиционных» религий для воспитания толерантности нужно в них глубоко разбираться и, главное, быть нейтральным по отношению к религиям. Реально ли это? Поэтому по отношению к новой дисциплине я испытываю скепсис. Что касается возраста, то никакого рационального основания для его выбора я не вижу. Непонятно, на чем основаны приведенные «суждения психологов». На каких-то исследованиях? Но, при наличии собственного опыта научной работы, мне крайне сложно представить корректную методологию проведения таких исследований. Поэтому определенного ответа здесь нет. Важен интерес ребенка и умение взрослых отвечать на его вопросы.
Относительно идеи введения уроков программирования – это просто удивительное предложение. Напомню, что в СССР в 1980-е годы была реализована программа «повышения компьютерной грамотности». Сам был ее жертвой: три года вместо традиционных для меня курсов по физике на факультете повышения квалификации Московского гуманитарного педагогического института вел курс «Программирование на языке BASIC». Но затем появились Windows, текстовые редакторы и программы, позволявшие пользоваться компьютером без знания языков программирования. Это был огромный шаг вперед, позволивший за очень короткий срок приобщить к компьютеру, без преувеличения, сотни миллионов людей. И теперь идти обратно? Давайте, вернем латынь и древнегреческий в школу – древние языки когда-то считались обязательными для полноценного среднего образования, позволявшего учиться в университете. Курс программирования в специальном классе, где готовят будущих специалистов в области IT? Конечно, он нужен. Но учить всех поголовно – бессмыслица.
Максим Кронгауз, доктор филологических наук, директор Института лингвистики: Я не вижу ничего плохого в изучении этики, с одной стороны, и истории религии, с другой. Правда, на мой взгляд, это должно происходить в рамках разных дисциплин. Введение же в наших школах конкретного курса «Изучение основ светской этики и религиозной культуры» кажется мне не вполне продуманным. Разделение детей на группы по религиозному принципу едва ли приведет к сплочению общества. Получается, что у каждой группы своя этика, а это для детей, проходящих социализацию, осваивающихся в одном обществе, странно. С какого возраста стоит просвещать ребенка на тему религии и толерантности? С самого раннего, если под толерантностью понимать «не дергай кошку за хвост, ей больно» или «уступи дедушке место, он старенький». Что же касается религии, то это сугубо семейный вопрос, который может решаться по-разному в зависимости от семейных традиций. Лучше, если эта тема возникает естественно, например, если ребенок сам задает вопрос о создании мира. Идея американцев – хорошая, но слегка устаревшая. В какой-то период казалось, что программирование необходимо всем, сейчас очевидно, что можно прожить и без этого навыка. Однако дать такую возможность тем, кому это интересно, нужно. Какие иные варианты дополнительных предметов в школе предложил бы я: например, «Коммуникативная практика», то есть, прежде всего, умение вести спор, участвовать в дискуссии; «Логика», «Медицина» и, конечно же, «Плавание».
Владимир Токарев: Просвещать ребенка на тему религии и толерантности стоит с момента осознания им существования разных религий. Я считаю, что предмет «Изучение основ светской этики и религиозной культуры» полезен как общеобразовательный и нужен для формирования культурного человека, но должен быть предметом по выбору (с учетом большой нагрузки бедных школьников). В плане иных вариантов дополнительных предметов в школе у меня несколько предложений (как альтернатива религиозной культуры и программирования): во-первых, с учетом специфики нашей страны, я бы ввел для школьников всех классов уроки менеджмента. Понятно, что соответствующего уровня. А поскольку менеджмент – это и наука, и искусство, то обучать менеджменту нужно и теоретически, и практически. Это возможно, если обучать персональному менеджменту. Например, первоклашек полезно обучать порядку на столе (а это часть модели 5S «Бережливого производства»), а старшеклассникам полезно, например, овладеть научным методом, применяя карточки учета времени Гастева, а также искусству борьбы с ленью. Во-вторых, известна польза от шахмат как дисциплины. Отмечу, что, по моим наблюдениям, шахматы воспитывают в детях такие полезные в жизни качества, как спортивный характер, умение решать проблемы в новых условиях и др. В-третьих, мои наблюдения как бывшего преподавателя вуза показывают, что даже выпускники вузов у нас не умеют писать (за исключением филологических факультетов) и слушать, тому и другому нужно серьезно учиться. Технологии для этого есть, и этому полезно начать обучать еще в школе. Да и от идеи американцев – вводить в школе уроки программирования, полагаю, что вреда не будет.
Алексей Матвеев: Здоровье и само выживание общества, его конкурентоспособность определяется не столько наличием природных ресурсов или научно-техническим развитием, сколько способностью создавать духовные ценности и смыслы, направляющие творческую энергию людей на те или иные цели, объединяющие и создающие доверие между людьми. Вера, религия, ценности, этика – это основа, на которой формируются как отдельные человеческие личности, так и целые культуры. Здесь, конечно, основную роль играет семья, школьная программа может рассматриваться лишь как вспомогательное средство, которое стимулирует интерес ребенка к своей культуре, дает понимание и терпимое, насколько это возможно, отношение к представителям иных культур. Учитывая, что ребенок начинает формироваться как личность еще в утробе матери, то просвещать его на тему религии и толерантности нужно чем раньше, тем лучше. В целом можно приветствовать появление подобного предмета в школьной программе, при этом желательно, чтобы у родителей была возможность выбора в соответствии со своим вероисповеданием и ценностями. Проблема нашей страны в том, что в результате безответственных социальных экспериментов (революции, перестройки и т.п.) культурная идентичность людей оказалась разрушена, можно надеяться, что новый школьный предмет будет способствовать ее возрождению. Что касается уроков программирования в школе, то лучше давать больше математики тем, у кого есть к ней способности. Важнее развить мышление школьников, чем научить пользоваться готовыми программными продуктами. Также я полагаю, что нужно больше внимания уделять хорошей музыке (духовной, народной, классической) и пению, так как это наиболее мощное средство воспитания личности.
Нина Старых: Для меня несомненна значимость дисциплины «Основы светской этики и религиозной культуры». Однако заголовки и этикетки в современной России редко соответствуют содержанию. Боюсь, что поспешная «перекройка» учебных планов средней школы представляет именно такой случай: дань политической конъюнктуре, а не продуманной стратегии развития учебно-воспитательного процесса. Летом 2013 года был опубликован доклад экспертов Фонда «Центр стратегических разработок», в котором констатируется состояние фрустрации столичных жителей, в частности, сообщается, что главная проблема, волнующая москвичей: кризис морали, культуры и нравственности. В этом контексте введение подобной дисциплины – эффектный шаг властей. Но эффективный ли? Во-первых, учебный план, как говорится, не резиновый. Поэтому приходится выбирать из числа важного самое важное. Традиционно в средней школе освоение национальных культурных кодов происходило на базе уроков литературы, русского языка, истории, мировой художественной культуры. Однако, как мне известно из прессы, эти дисциплины существенно сокращены или даются как факультативные. В ситуации 1-2 часа литературы в неделю вряд ли можно ожидать нужный учебно-воспитательный эффект. Во-вторых, имеется большое сомнение в наличии грамотного учебно-методического обеспечения данной дисциплины, а также педагогических ресурсов. Выбор возрастной категории школьников для предмета «Основы светской этики и религиозной культуры» продуман и отражает целевую установку идеологов. В возрасте 6-12 лет ребенок осваивает социокультурные роли, находится в активном диалоге с внешним миром, формируется ментальный план его личности. Разумеется, осваивает некритично, так как мудрость сердца еще молчит. Способность к духовному развитию, осознанной эмпатической интеракции с миром и космосом (третья психическая вселенная в терминологии Морено) открывается в более позднем возрасте – 12-18 лет. Однако в этом случае принятие нового знания должно пройти двойную цензуру: сложившихся представлений и эмпатической реакции.
Американцев часто критикуют за упрощенно-прикладной подход к обучению. Но в данном случае их прагматический склад ума привел к противоположному решению. Ценность знания определяется его влиянием на адаптивные способности личности к условиям социокультурной среды. В постиндустриальную эпоху многие сферы человеческой жизнедеятельности интегрируются в виртуальную среду – работа, образование, развлечения... Чтобы свободно действовать в этой среде, недостаточно быть «продвинутым пользователем», нужно знать компьютерные науки, в том числе языки программирования. Кстати, насколько мне известно, «Информатику» давно преподают в наших школах, но, увы, часто приходится слышать жалобы на примитивный уровень обучения.
Вадим Крысов: Чем раньше, тем лучше начать просвещать ребенка на тему религии и толерантности. Это должны быть не просто знания, а естественная среда его обитания. Это должно быть частью его жизни, а не внешними, пусть и любопытными фактами. Предмет такой направленности в школе обязательно должен быть. На мой взгляд, та система, которая предлагается сегодня, даже лучше. У родителей и учеников есть выбор, можно выбрать основы близкой им культуры, в том числе основанной на исповедуемой ими религии. Хотя реализация несколько подкачала. Я сам видел, как учителя практически навязывали родителям единый общий курс. Пока у нас властвует атеизм, который основан на вере, что тоже является вариантом религии. Очень хорошо бы познакомить школьников с историей и традициями народа, как своего, так и братских соседних, а в итоге показать единство этих народов как частей одного государства. Еще лучше не просто рассказать, что ели, в чем ходили, как отдыхали, что ценили, а что отвергали. Но и научить этому. Чтобы школьники не только понимали разницу, но могли бы и сами приготовить, например, настоящие уральские пельмени или шаньги с картошкой, завести хоровод. И чтобы это было не специальное мероприятие для показухи, а вполне естественное приятное времяпровождение. В наших программах для начальных школ есть такой предмет, как информатика. На примере своей внучки я знаю, что предмет школьникам интересен, и, что самое главное, обучает их настоящему алгоритмическому мышлению. Это отлично, и, более того, вполне достаточно. Настоящему программированию все равно не научить, необходима серьезная практика. У нас говорили, что выпускник математико-механического факультета, который прошел серьезный курс обучения и не такие простые практики, становится программистом только после 3-5 лет работы по специальности. Поэтому нужны кружки и факультативы для самых интересующихся, где и будут разрабатываться реальные IT проекты. Но для всех вводить курс программирования – излишне.
Фото: orthodoxy.org.ua
Во всей статье и в мнениях и комментариях нет самого главного. Есть ли смысл изучать законы физики если они не действуют, если законов этих нет? Все понимают - НЕТ. Есть ли смысл изучать религию если нет Бога? Тоже нет! Но если Он есть? Тогда полный бред написал Петр Кондратенко и другие уважаемые люди. Если Бог есть, то непременно нужно изучать религию и дома и в школе и с самого рождения. И ни какие обезличенные и не требующие ни какого труда подарки с елочки в ближайшей меге не заменят знаний о Боге.
Вот этот вопрос должен для себя решить каждый родитель (и будет и решает каждый человек, в том числе решат и Ваши дети). Есть ли Бог или нет? Если есть, то Он и знание о Нем важнее языка бейсик и ВСЕХ остальных предметов. Если нет, то пожалуй и бейсик не плох. Только не ошибитесь, так как по мнению практически всех религий, от правильности решения этого вопроса зависит посмертная участь человека и жизнь в этом (очень современном и по другим вроде законом живущем) веке.
Позволю себе высказать по этой теме, поскольку вопрос важный.
1. Считаю, что изучать нужно и программирование, и предполагаемые предметы по ''Основам светской этики и религиозной культуры''.
2. Вместе с тем понимаю, что (как правильно отметили в статье) вопрос упирается в то, кто будет преподавать ''Основы...''. Найти талантливого, одаренного человека, который сможет в простой и понятной форме донести суть - сложно.
3. Вместе с тем знаю, что и по любым другим предметам ситуация аналогична. С содроганием вспоминаю своего учителя математики и с любовью - истории.
Уверенность в необходимости преподавания такого предмета упирается в то, что человек без нравственной основы представляет из себя жалкое зрелище. Думаю, что каждый из вас встречал в жизни примеры благотворительности ради самоудовлетворения, высокоумия ради превозношения и т.д. Как написали задолго до меня:
- Справедливость без любви делает человека жестоким.
- Правда без любви делает человека критиканом.
- Ум без любви делает человека хитрым.
- Власть без любви делает человека насильником.
- Богатство без любви делает человека жадным.
- Вера без любви делает человека фанатиком
.... и т.д.
Любовь в том, изменяющем и направляющем человека чувстве, не возможна без нравственной и духовной основы, иначе это тоже - не любовь.
Так что же: нужно начинать преподавание предмета или ждать, когда ''звёзды сложатся''? Когда появятся те самые, нужные и правильные учителя? Для меня ответ очевиден: ''под лежачий камень вода не течет''.
Мнение сугубо личное, на вселенскую правоту не претендующее.
Возможно, следует объяснить уже в школе индивидуальные и общественные основы религиозного мировоззрения, его психофизиологичскую основу и психологические механизмы манипулирования человеком и группами людей.
Мораль и нравственность общества зависят не от попов, а от общественно-экономической формации.
Мораль общества - всегда служанка властьпоимевших.
Вера в бога унижает человека, основной её рефрен: человек без бога мразь, вор, преступник, развратник.
Только убоявшись того или иного бога человек не станет ''вместилищем грехов''. А заодно и радостно потерпит, когда его поимеют, как и когда захотят, бандиты-чиновники с деньгами и властью, всё ради одобрения бога и пропуска в царствие божие в загробном мире, и под увещевания попов-приспешников власти.
Нужно воспитывать веру в человека, в его красоту и силу духа. Раньше это и делали не без успеха, и без помощи попов и веры в богов и стадо святых угодников)
Согласна с мнением, которое высказал Максим Кронгауз по дополнительным предметам в школе: '' предложил бы я: например, «Коммуникативная практика», то есть, прежде всего, умение вести спор, участвовать в дискуссии; «Логика»...
Присутствовала на уроках у своего сына в первых классах. Такой большой поток информации, что детям просто некогда высказаться, ответить. Учителей не волнует, насколько понятна тема урока для ребёнка. Для учителя нынче главное всё успеть дать по программе. Уроки напомнили мне лекции в университете.
В результате такого нового подхода к обучению, на выходе имеем выпускников, которые два слова связать не могут, не научены анализировать информацию, делать выводы, высказывать своё мнение.
Логика и риторика нынче необходимые предметы. Особенно в наш век компьютерного общения.
согласен с мнением, что введение курсов религий в школе вызовет дополнительное разделение детей по религиям. По телевидению уже показывают конфликты с особо активными представителями мусульманской религии, присылающими детей в школу едва ли не в парандже. Давайте оставим Богу богово, а кесарю кесарево. Школа отделена от церкви и церковь от государства. Пусть церкви разбираются сами - есть храмы, путь в них открыт, есть воскресные школы, есть образованные священники - пусть хорошо делают свое дело. Не нужно грузить школу новыми задачами, она все хуже справляется со старыми. Выросло поколение, читающее не книги, а твиттер и не умеющее грамотно писать. Технические факультеты собирают не лучших выпускников школ, а остатки от финансово-экономических вузов. Не будем говорить о высоких технологиях - чтобы что-то продать, это нужно бы сначала сделать, а без технических специальностей это не получится. Хорошо бы уняться с экспериментами, установить разумное соотношение гуманитарных и естественно-научных предметов и обеспечить их нормальное преподавание. Для этого, кстати, нужно решить еще одну крайне тяжелую задачу - повысить статус учителя и обеспечить подготовку учителей.
Уважаемые коллеги и сограждане, прежде всего хочу поблагодарить редакцию за внимание к важнейшей теме духовно-нравственного воспитания и образования детей. Сама эта публикация для нас неплохой тест на уважение друг к другу, веротерпимость и владение базовыми знаниями о религиях и верованиях. Попробуем пройти его достойно, не для того чтобы произвести на кого-то впечатление или получить ''лайк'', а в первую очередь для самих себя.
Также предлагаю всем, кто будет, писать здесь определить свою веру/ убеждения, полагаю, это поможет нам учиться лучше понимать друг друга. Сам я человек Православный. Почему я считаю тему духовно-нравственного воспитания и религии важнейшей? По той простой причине что в сфре человеческих отношений и деятельности просто не существует предметов свободных от веры и духовных смыслов. Даже менеджмент в этом смысле явно имеет свои корни в определенной вере, здесь лучше меня скажет Питер Друкер:
[COLOR=blue=blue]
Главное в том, что менеджмент отражает основные убеждения современного западного общества. Он отражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это и убеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояние человека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт (Janathan Swift) первым, немного утрируя, определил это так: тот, кто заставит вырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любой философ-теоретик или создатель метафизических теорий.
Рассуждения о том, что материя может и должна использоваться для развития человеческого духа, не является давней ересью под названием ''материализм''. На самом деле, это нельзя сравнить с материализмом в его обычном понимании. Это что-то новое, определенно современное, определенно западное. До и за пределами современной западной цивилизации ресурсы, которыми располагал человек, всегда считались ограниченными. Предпочтение отдавалось ограничению влияния человека на окружающую среду, а не возможности контроля человека над природой. Ресурсы всегда считались дарованными Богом... [/COLOR]
Получается, занимаясь менеджментом мы входим не только в отношения с окружающими людьми, но и в отношения с Богом. Мне кажется, об этом важно задуматься, а задумавшись начать разбираться в понятиях и смыслах. Точно также и школьная программа при рассмотрении многих вопросов в принципе не может быть нейтральна по отношению к мировоззрениям и религиям. На сегодняшний момент школьные программы имеют ярко выраженный атеистический характер, это явный перекос, который беспокоит многих родителей. И в этом я вижу серьезнейшую проблему, которую нужно не стыдливо прятать, а решать. Светский характер нашего государства здесь совершенно не причём, если только не путать понятия ''светский'' и ''атеистический''. Светский характер образования не мешает говорить о Боге в категориях философских и исторических, это очень важное знание для культурного человека и всего народа, ну хотя бы для понимания классического искусства. А что делать с этим знанием пусть решает каждая семья по своему.