Преподаватели-неудачники, или Ответ на ностальгию по советскому образованию

Прочитав статью профессора Бориса Ефремова «Кто кого учит в России», сначала хотела написать к ней комментарий, но потом поняла, что это бессмысленно. Потому что те, кто не согласен со статьей, сразу же получили статус «чиновников от образования». В своей статье не пишу ни названия вуза, ни названий компаний. Уверена, что в комментариях прочитаю про «заказ» и «пиар», «чиновничество» и прочие нелицеприятные вещи и о себе, и о коллегах, и о вузе. Я – университетский преподаватель, и единственное, что я хочу донести до читателей, что существуют разные взгляды, а у нас, в России, почему-то «правда – это только плохое». И если что-то пишут хорошее, то это «пиар» и «куплено». Я не знаю, кому это нужно, но в различных СМИ формируется крайне негативное общественное мнение об высших учебных заведениях. Статью пишу лично от себя, меня действительно задела статья Бориса Ефремова, и не только меня, я в этом уверена.

У американцев есть выражение «look in Russian» (лицо русского), так вот мне очень обидно, что злое и кислое выражение лица называют лицом русского. Также, как и за то, что постоянный негатив выливается, в том числе, и на мою работу, которую, я уверена, и я, и мои коллеги делаем очень результативно. А результат нашей работы – успешная карьера наших студентов.

Мне сейчас 43 года, почти всю свою сознательную жизнь я проработала в коммерческих структурах. С 1990-х годов прошла путь от менеджера по продажам до директора департамента маркетинга крупной компании. В итоге имею, как мне кажется, достаточно серьезный практический опыт. Последние несколько лет я преподавала, успешно совмещая работу в бизнесе и преподавание. С 2012 года я полностью ушла в университет, а в бизнесе работаю на проектах, совмещая преподавательскую деятельность в нескольких учебных заведениях и коммерцию. По мнению Бориса Ефремова я – неудачник. Да, еще хочу добавить, что «о, ужас», я езжу общественным транспортом, так что я, видимо, пополняю ряды тех, кто «бредет обрызганный из студенческих машин». Есть нюанс: мне не нужна машина, я ее продала, мне она неудобна, но ведь наличие личного авто – это вопрос престижа, да? Получается, что я – вдвойне неудачник.

Мой коллега по кафедре – Николай. Умнейший преподаватель и интересный образованный человек. Владелец небольшого, но очень успешного бизнеса, и ему есть, что сказать студентам. По мнению Бориса Ефремова он – неудачник. Коллега Ольга проработала долгие годы в крупных рекламных агентствах Москвы, теперь преподаватель на кафедре. По мнению Бориса Ефремова она – неудачница. Коллега Эльвира – директор по маркетингу крупнейшей гостиничной сети, успешно совмещающая работу и преподавание в университете. Коллега Роман – совладелец серьезного консалтингового агентства, успешно преподающий уже достаточно продолжительный период времени и защищающий докторскую диссертацию. Поверьте на слово, там есть что почитать, и лично у меня нет сомнений, что она пройдет любую проверку. Все мы в возрасте от 35 до 45 лет. Мы – неудачники, да?

Мой непосредственный руководитель – Ирина Скоробогатых. Вот на ней я «споткнулась». Не совсем понимаю, кто она по классификации автора статьи «Кто учит в России». С одной стороны – она профессор, доктор наук, только что приехала из Франции, где читала лекции в городе Нанси по темам: «Возможности ведения бизнеса на российском рынке для зарубежных компаний» и «Особенности поведения российских потребителей: культурные и психологические аспекты», заметьте, на английском языке. По классификации Ефремова, вроде бы, она – «уходящая профессура», т.е. тот «пожилой профессор, который сотрудничал с производством минимум 25-30 лет назад», но она вела и ведет и участвует в коммерческих разработках, а назвать красивую цветущую женщину «пожилым профессором» у меня не поворачивается язык. Я поняла! Она тоже неудачник, как и все вышеперечисленные.

Удивительно, но с «командой неудачников» с большим удовольствием сотрудничает бизнес. Напишу только то, что делала лично я за прошедшие пару месяцев. Не так давно, вместе со своей дипломницей, мы ездили в крупную японскую компанию, где заместитель генерального директора (японец) давал ей интервью: она собирает материалы для дипломной работы. Договорились с компанией без проблем. Два моих бывших магистранта, оба – заместители генеральных директоров по маркетингу, сами предложили разработать кейс и с удовольствием провели работу со студентами. Планируют продолжать и дальше. Крупная международная транспортная компания по нашему приглашению в марте 2013 года приезжала в университет на межвузовский студенческий турнир. В гости приехало около десяти человек, генеральный директор и коммерческий директор были в жюри. И преподаватели, и представители бизнеса получили массу удовольствия, а студенты еще и опыт. По приглашению моего непосредственного руководителя в начале 2013 года в наш университет приезжал профессор Малколм Макдоналд, маркетологи знают его как автора очень качественных книг. А в январе-феврале 2013 года «команда неудачников» проводила программу обучения преподавателей других вузов, и хочу сказать, что от Мурманска до Хабаровска много разных, очень интересных «неудачников» в возрасте от 25 и до 45 лет, преподающих в различных вузах и сотрудничающих с бизнесом.

Что касается студентов, которые не знают, на кого они учатся и кем они будут. Не готова, назвать это статистикой, но специально спросила тех, у кого сейчас веду занятия. Так вот, почти 100% из присутствующих знают, кем они будут и чем такие специалисты занимаются. И это третий курс бакалавриата. Более того, мы не теряем связь со студентами, мы знаем, где работают наши выпускники (не все, конечно же). В большинстве случаев это работа по специальности, во вполне успешных компаниях.

Я согласна с тем, что не все в порядке, что существует огромное количество проблем, причем не только в образовании, но в стране в целом, но не надо обобщать. Знаете, может быть, у меня «розовые очки», но я себя считаю успешным человеком, и лекции у меня заканчиваются аплодисментами. А у вас?

Фото: w3.fmp.msu.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

Ольга, браво! Солидарен с Вами!
Преподаватель ВУЗа - это не продавец в палатке. Сегодня - продавец, завтра - дворник, послезавтра - промоутер...
Настоящим преподавателем становятся. По призванию. Все остальное - от лукавого:)

Для сведения уважаемых участников: Ольга, судя по контексту, преподает в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Сергей Исаев пишет: Ольга, судя по контексту, преподает в РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Зачем же напрягать контекст, когда можно кликнуть на профиль? :)
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
>>> Есть ли в российских вузах преподаватели 25-45 лет, чьи лекции не оторваны от практики, кого с упоением слушают студенты, чьи выпускники строят успешные карьеры? Да! Будем знать: есть такие преподаватели! Их практика - это маркетинг и консалтинг.
Директор по рекламе, Москва
Владимир Крючков пишет: Зачем же напрягать контекст, когда можно кликнуть на профиль? :)
А меня контекст и не напрягает:) А даже интересен!
Программист, Санкт-Петербург

Ольга Владимировна, не расширить ли Вам практический курс? Вот пример реальной, востребованной бизнес-практики, требующей теоретического обобщения и переработки в конкретную учебную дисциплину http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1808221/index.php?ID=1808221.
Если будет нужна помощь - к Вашим услугам.
С. Ушаков

Менеджер, Красноярск

Исключение подтверждает правило. В целом в вузах на позиции ППС большинство неудачников. Сам преподаю, но при этом собственник бизнеса. Образование катится в пропасть. С Брисом Ефремовым не знаком и статью не читал, но эта статья хорошая реклама для этого профессора. Я на его стороне.

Я понимаю автор статьи преподает в бизнес школе. Консультант. И в школе ищет клиентов для своей работы. Говорят консультанты - неудавшиеся бизнесмены. Похоже Ефремов был прав и в отношении автора данного отзыва на его статью. Самодостаточный человек вряд ли бы отреагировал на нее.

Менеджер, Москва

Браво! прекрасная статья! Рад. что Вышка далеко не единственный ВУЗ с яркими, профессиональными и харизматичными преподавателями!
п.с. мой коммент не проплаченный PR -))

Руководитель проекта, Мурманск
Евгений Головенко пишет: Исключение подтверждает правило. В целом в вузах на позиции ППС большинство неудачников. Сам преподаю, но при этом собственник бизнеса. Образование катится в пропасть. С Брисом Ефремовым не знаком и статью не читал, но эта статья хорошая реклама для этого профессора. Я на его стороне.
Осталось пожалеть всех, кто в своих коллегах видит неудачников. Из всех высказываний стало понятно, что только тот кто в бизнесе, тот и ''удачник'', а чему зачастую может научить российский бизнесмен? Один такой попался мне, который считал, что для того, чтобы в бизнесе быть успешным -''надо быть наглым и хорошо ругаться матом''. Представляю такое в высшей школе. Я не ханжа, но когда на границе читая мой паспорт у пограничника меняется лицо, это плохо. Я как россиянка для многих стран почему-то не лучший посетитель. Что в нас не так? Мы всей страной чувствуем себя из-за таких статей неудачниками. Люди разные, студенты разные и Вузы для сравнения тоже должны быть разные. ''Отделяйте господа зерна от плевел'', детям своим рекомендуйте, но только не надо преклонения перед другими странами и их образованием. Наши студенты с их кругозором, знаниями и желанием учиться часто во многом превосходят студентов за рубежом. Но не от одного своего студента еще не слышала, что у нас плохо учат, а ТАМ-просто чудо. Есть преподаватели ''из бизнеса''- это особые люди, умеющие или научившиеся говорить со студентами на одном языке и их любят. Есть преподаватели не из бизнеса (много других профессий не имеющих к бизнесу отношения). В России огромное количество преподавателей честно, самозабвенно отдают себя преподаванию и счастливы. На первую статью даже и комментарий писать не хотелось. На вторую пишу в качестве поддержки Ольги. Всем практикам желаю набраться смелости и выйти к студентам Вуза, рядом с вами близким от места жительства, и вперед, будете еще более счастливыми, если вас выдержат хотя бы 10 минут.
Программист, Санкт-Петербург
Анна Дочкина пишет: набраться смелости и выйти к студентам
Анна Александровна, с чем - выйти? Есть что сказать студентам? А есть ли ''спрос'', на то есть ''сказать''? Утверждаю - нет. Нечего сказать высшей школе о реальности, которая определяет потребности студентов. Может попробуем здесь найти учебную дисциплину, курс или хотя бы программу, которая отражает реальные требования? Нет, не из естествознания? Попробуем? С. Ушаков
Менеджер по обучению персонала, Узбекистан

мой пример подтверждает позицию Ольги.мне 41 год, я проработала 16 лет в брендовом пятизвездочном отеле в должности тренинг-менеджера, т.е., занимаюсь непосредственно обучением персонала. действинельно, накопила богатый опыт, поскольку этот вид бизнеса имеет много точек соприкасновения с внешней средой, которая, как мы знаем, подвижна. в последние годы на меня сами выходят различного рода учебные заведения с предложением преподавать дисциплины, связанные с моей деятельностью. я принимаю их с удовольствием, во-первых, потому что люблю свое дело, а во-вторых, вижу, как участникам нравятся мои занятия, ''нашпигованные'' практическими примерами, ситуациями из жизни. это позволяет им лучше усвоить теорию и успешно перенести ее на практику. сейчас совмещаю с основной работой преподавание Human Resources Management в иностранном институте развития менеджмента. желаю всем заниматься любимым делом!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.