«Я решил провести эксперимент, и на время устроился работать учителем в обычную московскую районную школу, - рассказал Григорий Тарасевич, редактор отдела науки журнала «Русский репортер», руководитель Летней школы журналистики, на конференции «Социальные лифты для талантливой молодежи – лучший российский опыт», прошедшей в июне 2012 года. - Самая главная негативная эмоция – очень низкий уровень мотивации в потребности высшего образования. В моей школе сейчас идет трагедия: любимый девятый класс на две третьи уходит в ПТУ. Потому, что они считают, что высшее образование им не нужно. Перед ними стоят модели родителей: водителей, парикмахеров, поваров… Как пятнадцать лет назад, так и сейчас это достаточно престижная и хорошо оплачиваемая работа. В Москве парикмахер пока зарабатывает больше доцента. А теперь давайте зайдем в салон красоты, где стригут за 2 тыс. руб., и парикмахерскую эконом класса, где стригут за 200 руб. Уровень и качество работы – одинаковые, потому что мы имеем приток мигрантов, которые стригут не хуже москвичей, и готовы делать это дешево. И я уверен, что через десять лет дети столкнутся с ситуацией, когда парикмахер не будет ровней доценту по престижности и размеру зарплаты, как сейчас, а намного-намного ниже. Очень тяжело делать профессиональный выбор, отталкиваясь от семейных моделей в нестабильных социальных условиях. Еще тяжелее его делать, когда в школьной программе курс по профориентации никак не утвержден государством. Он где-то декларирован на уровне стандарта, и то поверхностно. И иногда школам приходится идти на нелегальный, с точки зрения контролирующих органов, ввод курса профориентации».
«А все бегут, бегут, бегут…»
В России образовался жуткий дефицит ценных кадров для инновационной, научно-технической деятельности. «Мы проводили опрос среди старшеклассников и выпускников пяти московских школ для творческих и одаренных детей, а также среди их родителей, и попытались проанализировать, каким образом они выбирали школу, профессию и другие наиболее важные аспекты своей жизни»,- говорит Игорь Задорин, генеральный директор исследовательской группы ЦИРКОН. Он обозначил одним из наиболее тревожных аспектов, который был обнаружен в рамках исследования, - вопрос эмиграции. Отъезд за границу является одним из наиболее важных элементов в представлении образа своего будущего подрастающим поколением. Среди молодежи по России количество желающих уехать – 39%, а среди талантливой молодежи – 53%. Среди их родителей желающих, чтобы их дети поехали учиться и/или работать за рубеж, даже больше, чем самих старшеклассников. На такой показатель влияет несколько факторов:
- за последние годы облегчился сам процесс миграции (незнание языка, возможность реэмиграции и т.д.);
- существование широко распространенных стереотипов о полном развале российской науки и производства, что в России негде приложить свои таланты и способности.
При этом наиболее распространенными мотивационными факторами являются: социальный комфорт – наличие необходимой среды; возможность работать на престижной должности с известными высококвалифицированными специалистами; творческая реализация; осознание некоторой миссии и вхождения в историю – возможность приобщения к суперпроектам. На одном из последних мест стоит материальный достаток.
«Лифт в будущее»
Однако не может не радовать тот факт, что молодежь опять начинает верить пропаганде и движению уставшего от дефицита кадров бизнеса, считает Дан Медовников, заместитель директора Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Информационно-коммуникационные технологии, медицина и биотехнологии, химия и материаловедение, инженерное дело, космические технологии и астрономия, венчурное и молодежное предпринимательство – в наибольшей степени находятся сегодня под пристальным взглядом бизнеса в рамках программы «Социальный лифт». Своей главной задачей он видит повышение престижа этих направлений в глазах подрастающего поколения. Это движение вверх посредством приобретения нового статуса, знаний, диплома, профессии. Это объяснение на реальных примерах и практике, что обладание фундаментальными знаниями дает востребованность, признание и материальный достаток не только за рубежом, но и в России.
Частью программы является проект по поиску и развитию талантливой молодежи «Лифт в будущее», разработанный компанией АФК «Система». Цель – оказание помощи талантливым школьникам и студентам в осознанном выборе профессии и организация карьерного роста с помощью создания сети социального партнерства представителей бизнеса, власти, науки и общества. В рамках проекта планируется создать первую всероссийскую молодежную сеть с системой кураторства. Задачей куратора станет помочь молодому человеку разработать индивидуальную траекторию дальнейшего обучения и социального развития. При этом кураторы не только ставят проблематику, они еще и дают участникам процесса знания, которые помогут решить поставленную задачу.
Как создать у молодежи мотивацию к познанию наук и технических дисциплин?
Сегодня страшно вызывать незнакомого электрика и идти к незнакомому врачу, потому что такое обращение может закончиться фатально. И когда мы говорим о тенденции движения вниз уровня качества наших специалистов, мы прекрасно понимаем причины: уничтожение промышленности; ситуация, когда науке дали понять, что она государству не нужна; реформа образования, которую перелицевали так, что «родная мать не узнает»; идея, которая внедряется повсеместно, что главная цель в жизни – это деньги, считает Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», член экспертного совета Политехнического музея. Государство в состоянии решить эти проблемы при условии, что ему действительно нужны инженеры, исследователи, нобелевские лауреаты. Нужно просто включить идеологическую пропагандистскую машину на полную мощь, как это делается в предвыборные периоды…. и все. Однако сложившаяся ситуация говорит о том, что, «на самом деле, государству не очень-то эти кадры нужны. Но они очень нужны нам, потому что мы в этой стране работаем и живем, и здесь живут наши дети и внуки. И для нас крайне важно, что будет с ними через 20 лет».
Абсолютно все дети талантливы. И задача социального лифта и образования состоит в том, чтобы они стали гениальными в своей профессии, - то есть помочь как можно раньше обнаружить в себе способности и не идти под давлением родителей в экономисты и юристы, с которыми в нашей стране уже перебор, а выбрать то направление, к которому они предназначены. Любовь называет три главные вещи, что нужно делать, чтобы у подрастающего поколения как можно раньше развивалась мотивация к этому. В первую очередь, это касается естественных наук:
- Опыт. Наука начинается с вопроса, который возникает в результате наблюдения за реальным миром. Поэтому наших детей всеми силами нужно вернуть в реальный физический мир. Потому что сегодня большую часть времени они проводят в мире виртуальном. В прежние времена первичный опыт наблюдения давала школа на уроках физики, химии, биологии. Дети ходили в походы, на байдарках, были различные тематические лагеря со всевозможными исследованиями «Что? Как? Почему?» Сейчас этого нет, но это решаемо. Как вариант, одно из направлений социального лифта – летние лагеря.
- Деятельность. Причем как руками, так и мозгами. Мы сейчас не говорим о том, когда ребенку поручают написать реферат, он залезает в интернет, скачивает все, что найдет, передает учителю и получает положительную оценку. Это трата времени, бумаги и самонеуважение. Когда мы говорим о деятельности, то имеем в виду, что нашим школьникам надо предлагать участвовать в решении глобальных человеческих проблем. Их у нас миллион: энергетический и ресурсный кризис, социологические проблемы и т.д. И в этих полях можно найти место детям, предложив работать сообща. Например, можно создавать в рамках социального лифта сеть менторских групп, которые позволят сформировать из школьников всероссийские команды, где мы сможем собирать идеи и решать проблемы. Ребенок должен понимать, что он занимается не абстрактной ерундой, а он работает для человечества.
- Умение мечтать. Все прорывы, все гигантские свершения начинались с мечты. Даже покорение космоса. Изначально это была мечта не Константина Циолковского, а Николая Федорова, «Философия общего дела» которого заключалась в том, что наука поднимется на такую высоту, что сможет воскресить всех умерших. Но им где-то надо будет жить, - соответственно, надо осваивать иные планеты. Этой мечтой был вдохновлен Константин Циолковский, и так появилась его идея по освоению космического пространства и разработка первой ракеты. Сегодня мы отучили детей мечтать. Мы слишком прагматичны, наши мечты теперь только о деньгах. Но нужно эту ситуацию переломить. Мы должны придумать систему, которая будет поощрять безумные фантастические мечты наших детей, направленные в будущее и на благо цивилизации.
Y и Z абсолютно изменят культуру управления организацией через 5-9 лет
Есть очень важный аспект – культура управления людьми и их развития. В этом плане российские компании очень сильно отстают от некоторых западных аналогов, которые осознали проблему необходимости не только переманивания специалистов, но и взращивания собственных. Эти подходы обычно строятся на прямом участии менеджмента. Для бизнеса институт кураторства – это возможность дать лучшим менеджерам компании, у которых есть опыт, достижения, лидерский профиль и мотивация, попробовать себя в роли наставника, который развивает таланты из самых ярких студентов и школьников. Это может стать частью культуры в компании. Особенно, если учесть, что поколения Y и Z, о которых мы все так много сегодня говорим и которые сейчас заканчивают вузы и школы, абсолютно изменят культуру управления организацией через 5-9 лет с точки зрения человеческого капитала. Они будут в 4-5 раз больше времени уделять вопросам кадрового планирования и удержания лучших талантливых людей. «Лифт в будущее» – это также возможность научиться понимать их, их модели поведения, ожидания от будущего, карьеры, то, как нужно поменяться нынешним кадрам, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Фото: freeimages.com
Статья не решает проблему, а создает! Государство - решает проблему - создавая государственно-частные компании 50/50. АФК ''Система'' - точно не социальный лифт и точно - не решение проблемы.
Частный бизнес - не будет развивать за свой счет молодежь. Для этого нужны серьёзные изменения в самой системе - они будут, но после 2025 года.
Талантам надо набираться опыта и знаний за рубежом. Они вернуться в Россию, но это будет уже другая страна. Когда не будет уже тех, кто описывает проблему (пишет, болтает), а не решает её! :)
Послушайте, статистические люди, вы уже определитесь с вашими исследованиями! А то все больше становитесь похожими на ''британских ученых'' (с)
Одни говорят, что рабочих специальностей катастрофически не хватает, другие - что высшего образования.
Боюсь, что видя тенденцию, руководители средних ВУЗ-ов просто боятся уменьшения денежных потоков за получение высшего образования.
Как по мне - это здорово, когда молодые люди понимают, что с профессией в руках можно хорошо жить.
А вот качество нашего нынешнего высшего образования оставляет желать лучшего.
Хороших учебных заведений в стране наперечет и они всегда битком.
Объясните мне, зачем получать высшее образование в сомнительном учебном заведении и потом идти в бармены? Лучше создать систему отбора и давать высшее образование талантливым выпускникам школ. Да так, чтобы они подняли с колен науку, бизнес и производство.
Почему-то модельные агентства рыщут по всей стране в поисках красивых девушек для подиумов (сейчас не будем обсуждать другие агентства) и находят бриллианты типа Водяновой.
Почему же представители университетов не приезжают в школы и не отбирают талантливых детей?
На самом деле, приезжают и отбирают... обеспеченных. Потому, что у них на первом плане экономика предприятия, а только на втором и далее - качество и мотивация будущих инженеров, философов, математиков.
баннер справа: ''...таланты не хотят жить в агрессивной среде. ...'' (http://www.e-xecutive.ru/knowledge/worldtoplist/1621383/). Это ответ на все вопросы статьи (в которой, кстати, социальный комфорт упомянут) и вердикт благим пожеланиям и намерениям Л. Стрельниковой и прочих прожектёров. Не то чтобы я отвергал стратегию малых дел, я даже перевёл дочерей в вальдорфскую школу, но никакие кружева не украсят комнату, где грязь, крысы и тараканы. У малых дел тоже должен быть нужный вектор.
''придумать систему, которая будет поощрять безумные фантастические мечты наших детей'' – посмотрите на портрет нашего монарха. Какие далёкие планеты? Разработки никеля в Воронежской области – вот это мечта! Каждый день снег другого цвета, как в Норильске!
Для меня это просто откровение,что пол класса идут в ПТУ. У нас на производстве рабочих половина с высшим образованием(никаких, надо сказать). Видимо,Москве везет с кадрами, раз тут и парикмахеров и водителей - всего хватает. У нас не просто шеф-поваров - просто поваров с начальным образованием нет. Парикмахер-это вообще чудесно, самозанятость. Реплика про цены не из этой темы. Нарасхват электрики, сварщики, технологи, пекари (сама дефицитная специальность). Ну и кто будет печь хлеб? Зато все у нас с высшим образованием. Понятно. что тема немного не об этом. Но говорить о компаниях. у которых недостаточно культуры, для развития молодежи... Знаете. опять-таки, на примере своего города: компании в основном выживают -малый и средний бизнес. Речь не идет при этом о неэффективности бизнеса, и люди адекватные и делают, все, что могут, но никак вот не спрогнозируешь в нашем государстве непредвиденных расходов. Вроде зарплатных налогов - было 14, стало 30. И с чего их нужно взять? О каком развитии можно говорить? Вот и все лифты.Так что проблема не в том, что маленькие зарплаты в науке - проблема в государстве. Просто оно делает все для того, чтобы ничего не развивалось.
А искусственным путем развивать только науку или инновации - это нереально. Как можно развивать только голову, при том что руки-ноги не ходят, делать кто будет, то,что придумывает наука? Как будто проблема только в отсутствии лифтов..
Не знаю, может это у нас только так проблемно, может остальная страна живет не так....
Артем, к примеру, вы можете написать об этом статью на e-xe
здравый вопрос - зачем заинтересовывать молодежь наукой? куда они ее денут?
вот мои сокурсники по физтеху:
1-й международный диплом по математике - занят в производстве ПО для торговли
1-й союзный по физике - директор по сервисному обслуживанию импортной техники
1-й международный по физике - торговля сантехникой
и так далее...
места не хватит, чтоб такие ''научные успехи'' описывать.
а ведь это лучшие из лучших.
так что не морочьте молодежи голову.