Если вы занимаетесь преподавательской деятельностью, то, вероятно, замечали, что не все занятия проходят одинаково. Даже одна и та же группа может быть очень позитивной и лояльной, а может превратиться в «конференцию трудных участников». И чаще всего это связано не с внешними факторами, а непосредственно с личностью тренера – его подготовкой к занятиям и его состоянием. Секрет заключается в том, что можно значительно позитивно повлиять на процесс занятия и его участников, если проводить его в особом состоянии сознания, называемым «потоковым состоянием», или просто «потоком».
Я осознала важность потокового состояния для преподавателя на заре своей профессиональной деятельности лет 16 назад, когда впервые стала читать лекции по психологии для взрослой аудитории. Занятие, проведенное «в потоке», разительным образом отличалось от занятия, проведенного в обычном, повседневном состоянии. Это чувствовалось в процессе, и мое собственное самоощущение в состоянии потока точнее всего можно было назвать «Состояние Мастера». И это было явно и объективно заметно в финале – по обратной связи группы. Читая лекции, а затем проводя бизнес-тренинги и коучинг, я искала способы, как использовать это состояние регулярно, на каждом занятии, при каждом взаимодействии с клиентом. Интуитивно, а чаще методом проб и ошибок, я вывела некоторые условия возникновения этого состояния в различных ситуациях и хочу поделиться с вами.
Понятие Потока
Поток, или потоковое состояние (англ. flow) — психическое состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. (Михай Чиксентмихайи)
Известные исследователи Михай Чиксентмихайи и Мартинг Селигман считают состояние потока необходимым условием счастливой жизни.
На тему, как входить в потоковое состояние, написано уже немало статей, но в основном все рекомендации направлены на достижение такого творческого состояния, в котором происходит полное погружение в деятельность, высокая концентрация на цели, и достигается это состояние, как правило, в одиночестве.
Но если рассматривать тренерскую работу или работу в команде, то здесь важным является именно взаимодействие с другими людьми, которое, тем не менее, происходит в потоке.
Таким образом, можно выделить две разновидности потоковых состояний, которые мы назвали DeepFlow – «глубокий поток» и SmartFlow – «поток взаимодействия».
- DeepFlow – «глубокий поток» – сконцентрированность внимания на творческой или духовной работе, окружение и время игнорируются. Именно это состояние чаще всего имеют ввиду, когда говорят о «потоке».
- SmartFlow – «поток взаимодействия» – потоковое состояние способности быстро и легко решать различные задачи с другими людьми, повышенная сообразительность, ответы приходят быстро и «в точку».
Для тренера необходимо уметь входить именно в состояние SmartFlow и удерживаться в нем в течение всего тренинга. А лучше всего – вводить в него и всех участников. Тогда эффективность тренинга повышается в разы, участники чувствуют себя буквально «окрыленными» и получают мощный начальный импульс к действиям, претворению материала тренинга в свою жизнь.
Три базовых ресурса потока: время, информация, энергия
Можно рассматривать поток в рамках простой модели бизнес-процессов, когда необходимы входные данные, которые затем преобразуются и на выходе дают результат. В случае потока такими необходимыми входными условиями являются три фактора: время, информация и энергия.
Только затратив определенные усилия в начале, обеспечив каждое из этих условий на должном уровне, мы можем запустить процесс потокового состояния. И тогда возникает потоковый эффект усиления и трансформации вложенных ресурсов, позволяющий достигать высокой эффективности деятельности.
Сведем основные параметры каждого ресурса в краткую тезисную таблицу – что мы должны учесть на входе, и что тогда получаем на выходе.
На входе: Инвестиции |
|
На выходе: Дивиденды |
Специально выделить время, ограничить регламентом Не заниматься другими делами Создать пространство |
Время |
Время в тренинге течет незаметно для участников, они погружены в процесс Эффективность |
Подготовить все материалы Информация имеет ценность для участников |
Информация |
Тренер легко ориентируется в материале, не «лезет за словом», увлекает Тренинг приносит реальную пользу, имеет пролонгированный эффект |
Начальный импульс – зарядить энергией себя, щедро отдавать участникам |
Энергия |
Драйв, наполненность, сила Энергия возвращается от участников После тренинга не усталость, а подъем |
В отличие от DeepFlow, где творец остается наедине с самим собой и погружается в глубины своей Истинной Сущности, черпая в ней вдохновение и идеи, в SmartFlow вовлечены несколько человек, там происходит постоянный контакт с внешним миром, и поэтому важно периодически обновлять это состояние, обеспечивать динамику работу группы.
То есть желательно выстраивать тренинговое занятие так, чтобы на различных этапах учитывались все три условия возникновения потока.
Как учитывать базовые условия потока в структуре занятия
В самом общем виде структуру занятия можно представить в виде трех этапов: начала занятия, собственно учебного процесса и завершения. Не вдаваясь в технологии ведения тренинга (где поток можно вызывать специальными упражнениями и приемами), представим тезисно только основные, самые простые действия, которые важно учитывать при подготовке и проведении тренинга, семинара, лекции, собрания.
Начало тренинга
Время:
- озвучьте регламент;
Информация:
- расскажите о теме, плане занятия,
- соберите ожидания участников;
Энергия:
- создайте у себя позитивный настрой,
- демонстрируйте энергичность,
- проведите разминку для группы.
Процесс тренинга (основная часть)
Время:
- следите за регламентом,
- каждые полтора часа перерыв (кофе-обед-кофе),
- каждые 15 минут обновляйте фокус внимания (смените положение в пространстве, вид деятельности и т.д.);
Информация:
- говорите на языке аудитории,
- проблематизируйте, показывайте значимость информации;
Энергия:
- создавайте поле присоединения на всех уровнях (физическом, эмоциональном, интеллектуальном).
Завершение тренинга
Время:
- заканчивайте вовремя или чуть раньше;
Информация:
- подведите итог,
- возьмите обратную связь;
Энергия:
- завершите позитивно и на высоком логическом уровне (что было самым ценным?),
- сделайте эмоциональное упражнение «на выход».
Фактически, эти тезисы можно свести в таблицу и использовать как чек-лист для самопроверки. Буду рада, если вы поделитесь своим опытом, на что вы обращаете внимание при подготовке занятий. Также пишите, если какой-то из приведенных пунктов требует расшифровки – я отвечу в комментариях или в следующей статье.
Во-первых прекрасно, что автор пришел к наведению ''потока'' на группу. Этот навык, по моему мнению - знак качества для хорошего тренера.
Во-вторых, то, что это сделано экспериментальным путем говорит о значительном исследовательском потенциале.
Однако есть и замечания.
1. Путаница в терминологии.
Uptime state, он же внешне-ориентированный транс известен давно и для входа в него существует масса упражнений, включая игру ''алфавит'' и писание ''не своей'' рукой в течение 10-15 минут. И именно он в терминологии классического коучинга называется потоком. Его исследования ведутся достаточно давно.
Нет никакой разницы на чем сосредотачивается внимание в аптайме - творчество, обучение, взаимодействие с людьми или боевые искусства, фокус внимания в любом случае ''снаружи''. Я был удивлен, что автор предлагает новое название для старого и устоявшегося профессионального термина.
Противоположностью аптайму является downtime, транс с фокусом внимания, ориентированным внутрь, когда окружающие раздражители частично или полностью игнорируются. ''Духовная работа'' ведется именно в таком трансе, он же называется медитацией, гипнозом и т.д. Специального названия для этого вида транса в коучинге я не знаю.
2. Собственно о групповом наведении не сказано ничего. Формальный регламент имеет мало общего с управлением группой. И в этой связи цель статьи от меня окончательно ускользает.
Эти приемы ничем не отличаются от стандартных, распространенных приемов подготовки и работы тренера в тренингах ''Попса'' - в итоге тренер всю ответственность за работу группы берет на себя. Активность - на тренере. Не вижу здесь ничего нового, разве, что новая терминология.
Тема очень интересная, спасибо автору за формулировки ценных понятий.
Относится эта тема скорее даже не к инструментальному, а смысловому аспекту деятельности тренера (ведущего). Поэтому, когда автор переходит к инструментальному описанию, содержание становится несколько «плоским» (а что нового в том, что нужно иметь регламент времени?). Но винить в этом автора я бы не стал, потому что мастерство в принципе очень трудно формализуемо и технологизируемо.
На мой взгляд, «потоковый тренинг» имеет своим условием со стороны тренера три вещи: 1)внутренняя полнота тренера (тренинг становится взаимодействием от избытка, черпанием из неиссякаемого источника) 2)тренеру надо быть самим собой, довериться и «отдаться» неопределенности динамической тренинговой ситуации; 3) движителем и направителем тренинга становится не заранее заготовленная программа и методический конструкт, даже не сам тренер, но (порой непроизвольные) «движения», интенции, мыслечувства участников. Насколько тренер в состоянии сущностно распознать и откликнуться на эти интенции; насколько готов продуктивно отказаться от мертвящих заготовок; наколько сможет мастерски ''сплести'' живую, порой расползающуюся ткань тренинга и вовлечь в это участников, - от этого и зависит, окажется ли его «потоковое состояние» вещью в себе, театром одного актера или же будет иметь место истинный поток.
И еще! Далеко не с любыми участниками возможно проведение таких тренингов. Те, кто пришел за получением инструкций, рецептов, определенной суммы знаний или навыков, а не за смыслами, пониманиями, сущностными (трансформирующими) переживаниями, - могут оказаться разочарованы и почувствовать себя обманутыми!!! Поэтому важен динамический «контракт» с участниками – неявный, но весьма осязаемый. Ввести или не ввести такой контракт – это ответственность тренера.
Для меня, лектора из другой среды обитания, статья полезна оформлением интуитивных ощущений в логично простроенное объяснение. Использование SmartFlow (мне близка эта терминология, как наиболее точно отражающая смысл) интересно и в процессе лекций и семинаров по экологическому праву, и в бизнес-процессах компании. Статья отвечает на вопрос - что делать, но не отвечает на вопрос ''как'', что нормально для первой статьи, но если есть желание продолжать тему вглубь, дальше будет интересна уже более практическая информация.
Тема увлекательнейшая, непонятна связь с сухой таблицей, которой в принципе можно описать любую просто качественную лекцию, в чем потоковость ? Как входить в поток, с чего он начинается, в чем триггер ? В чем отличие от знающего и энергичного лектора ? Или это условие необходимое и достаточное ? Спасибо за введение в тему
Лично меня расстраивает переход на англоязычный формат терминов. Я вообще не люблю птичьего языка и считаю его признаком непрофессионализма. Кстати, метафизическую терминологию и философские рассуждения тоже не уважаю.
Ну и соглашусь с Галиной - а где про "кнопку входа в поток"? Вроде как все эти пункты мне еще в ВУЗе лет эдак 20 назад рассказывали.....И ни один из них и все в совокупности не являются показателм того, что тренер таки группу в поток ввел или сам в него вошел. Как по моему личному ощущению, так и по наблюдению за другими тренерами.
И вопрос к автору - по каким обьективным критериям можно оценить, что группа "в потоке"? По каким вообще критериям мы это можем оценить? Желательно без опроса самих участников (как-то глупо будет выглядеть опросы участников об их состоянии каждые часа полтора).
Это при том, что в целом я с автором абсолютно согласна. :) Ощущение того, что ты с группой единый организм и "все идет как надо" перепутать нельзя ни с чем. Но вот оцифровка.... мне не понравилась :)