Елена Кочеткова,
обозреватель по вопросам бизнес-образования
Еще 10 лет назад онлайн-обучение казалось рискованной авантюрой. Сегодня без отрыва от монитора можно успешно получить полноценное и престижное образование, в том числе диплом MBA. Количество и качество знаний практически не отличается от того, что преподают слушателям full-time программ, а онлайн-диплом в наши дни котируется уже ничуть не ниже, чем его офлайновый аналог. По данным сайта mbacentral.org, на 2014 год в Boston University на курс онлайн-MBA поступили 738 слушателей, в Warwick Business School – 185, в University of Florida – 366, в University of Indiana-Bloomington – 747. Количество подобных программ и их слушателей стабильно растет, но нельзя не признать, что у дистанционного обучения до сих пор есть ряд недостатков – которые, вероятнее всего, окажутся преодолены со временем.
Процесс устроен достаточно комфортно и эффективно. Учащимся открывают доступ к образовательным материалам, которые те изучают в удобной для себя обстановке – хоть в самолете, хоть на даче у камина. Записанную на видео лекцию можно в любой момент остановить, перемотать назад и пересматривать столько раз, сколько потребуется для полного усвоения материала. Общение с преподавателями происходит и в скайпе с глазу на глаз, и в формате конференции в группах по 10-15 учащихся.
Подобный подход открывает широкие возможности для реализации двух краеугольных концепций современного образования. Первая – «No back row», жизненное кредо образовательного провайдера 2U. Это предполагает, что все учащиеся одинаково вовлечены в процесс и среди них нет отстающих. Вторая – «MBA навсегда», или «вечное MBA». Оплатив курс единожды, закончив его и получив диплом, слушатель навсегда остается подключенным к образовательным ресурсам своей школы и за символическую плату может пользоваться постоянно обновляющимися учебными материалами.
По статистике бизнес-школы Kenan-Flagler’s , средний возраст слушателя онлайн-MBA составляет 33 года, в Syracuse – 35 лет. Для full-time MBA этот показатель равен 28 годам. Казалось бы, разница небольшая, но именно за эти 5-7 лет люди успевают осесть на постоянном месте жительства, обзавестись семьей и стать менее мобильными.
Онлайн vs. оффлайн
Главное преимущество дистанционного образования является одновременно и его основным недостатком. С одной стороны, слушатели онлайн-курса не вынуждены отрываться от работы и семьи – таким образом, они остаются в комфортной для себя среде, а их финансовые затраты на обучение компенсируются регулярным получением зарплаты. С другой стороны, не все успешные менеджеры готовы добавлять к своему и без того напряженному графику еще 20 часов интенсивных интеллектуальных нагрузок в неделю. MBA онлайн – это не заочная форма обучения в институте, где можно полгода преспокойно заниматься своими делами, а потом списать со шпаргалки на экзамене. Эта программа предполагает наличие у слушателей высокой мотивации и превосходных навыков тайм-менеджмента, стрессоустойчивости и способности обрабатывать большие объемы информации за сжатые промежутки времени.
Не секрет, что многие отправляются в бизнес-школы, в первую очередь, за тем, чтобы расширить сеть контактов и установить доверительные отношения с потенциальными бизнес-партнерами. Важным аргументом в пользу full-time программ остается тот факт, что перед их слушателями открываются более широкие перспективы для стажировок и трудоустройства, а также постоянного личного общения с единомышленниками.
Чтобы уравнять онлайн-слушателей в правах и возможностях с их коллегами с очной формы обучения, бизнес-школы организуют оффлайновые встречи и модули. Например, слушатели дистанционной программы MBA в University of North Carolina регулярно встречаются в крупнейших мировых столицах – Лондоне, Сингапуре, Мумбаи. Онлайн-обучение в Syracuse предполагает, что до получения диплома каждый студент примет участие в трех трехдневных встречах-резиденциях, на которых познакомится с однокурсниками и профессорами. Школы разрабатывают собственные мобильные приложения и онлайн-сервисы, которые позволяют слушателям и преподавателям поддерживать контакты между собой. Не отстают и провайдеры: на edX есть специальный раздел edx.meetup.com, с помощью которого учащиеся могут организовывать встречи в разных точках по всему земному шару.
Куда пойти учиться, не покидая родного дома
Авторитетные издания, занимающиеся составлением рейтингов бизнес-школ, публикуют отдельные сводные таблицы для программ дистанционного MBA. Рейтинг Financial Times учитывает два основные показателя: зарплату выпускника в долларах и рост этой зарплаты в процентах после получения диплома. Верхняя десятка таблицы выглядит следующим образом:
1. IE Business School, Испания, программа Global MBA+ Blended
2. Warwick Business School, Великобритания, программа Warwick MBA by Distance Learning
3. Northeastern University: D'Amore-McKim, США, программа D'Amore-McKim Online MBA
4. University of Florida: Hough, США, программа Internet MBA
5. Indiana University: Kelley, США, программа Online MBA
6. Durham University Business School, Великобритания, программа Global MBA
7. Babson College: Olin, США, программа Babson MBA Blended Learning Programme
8. Thunderbird School of Global Management, США, программа Global MBA Online
9. Syracuse University: Whitman, США, программа iMBA
10. Arizona State University: Carey, США, программа Carey Online MBA
Рейтинг US News строится по существенно иной методологии. На позицию бизнес-школы в списке влияет то, насколько строг отбор кандидатов, насколько силен преподавательский состав и насколько вовлеченными в процесс ощущают себя учащиеся, а также репутация программы в профессиональном сообществе. На текущий момент верхняя часть списка выглядит так:
1. Indiana University — Bloomington (Kelley)
2. Temple University (Fox)
3. University of North Carolina — Chapel Hill (Kenan-Flagler)
4. Arizona State University (Carey)
5. University of Florida (Hough)
6. University of Texas — Dallas
7. Carnegie Mellon University (Tepper)
8. Pennsylvania State University — World Campus
9. North Carolina State University (Jenkins)
10. Auburn University
При изучении рейтингов онлайн-MBA в глаза бросается отсутствие в них престижных бизнес-школ уровня Harvard или Stanford. Но появление в них подобных программ, видимо, всего лишь вопрос времени. Анант Агарвал, глава образовательного провайдера edX, прогнозирует, что в 2020 году 50% всего обучения будет носить смешанный характер, то есть в рамках курса будут совмещены онлайн-преподавание и лекции с глазу на глаз. В формате, который на английском носит название blended learning, будут задействованы все возможности, которые человечеству открывают современные технологии: онлайновые, цифровые и мобильные. Лидеры мирового бизнес-образования пока что могут позволить себе не присоединяться к набирающей обороты тенденции, но в среднесрочной перспективе игнорировать новую модель дистрибуции знаний будет уже невозможно.
MBA… бесплатно?
Обучение MBA онлайн стоит дешевле, чем очная форма: в Durham, например, разница составит £6.000, в Manchester Business School – £9.000. Добавьте к этому отсутствие расходов на перелет и проживание, а также возможность совмещать образование с работой на полный день, и экономия станет еще более ощутимой.
По данным Bloomberg, самой дорогой в мире является гибридная программа в Carnegie Mellon’s Tepper School of Business, которая предполагает 6 очных модулей в год по выходным – она стоит $108.080. В Kenan-Flagler’s можно пройти обучение за $93.500, в IE Business School – за $58.700, в Ball State University, Miller College of Business – за $12.444. В списке 15 самых доступных программ по версии сайта onlinemba.com лидирует Eastern New Mexico University’s за $4.218, а замыкает таблицу John Hancock University за $15.480.
Если ваши финансы ограничены, а MBA интересен в первую очередь из-за контента программы (но не диплома или возможности «повариться» в кругу единомышленников), то можно последовать примеру Лорен Пикард, автора блога The No-Pay MBA. Лорен поставила перед собой цель прослушать из разных источников 16 практически бесплатных курсов от профессоров престижнейших бизнес-школ за 2-3 года. Приступив к образованию в августе 2013 года, по сей день она благополучно прошла уже 20 курсов, в том числе от Wharton, Darden School of Business, Stern School of Business, Yale’s School of Management, MIT и Stanford University, потратив в общей сложности не более $1.000. Пойдя по этому пути, вы получите знания надлежащего объема и качества – но никак не право указывать наличие диплома MBA в своем резюме. Впрочем, развитие новых образовательных технологий и распространение MOOC подталкивает провайдеров к разработке систем альтернативных дипломов, подтверждающих квалификацию их обладателей – но это будет уже совершенно другая история.
По материалам: onlinemba.com, mbacentral.org, ft.com, poetsandquants.com, bloomberg.com
Источник изображений: Фотобанк Фотодженика