Не любоваться идеей, а зарабатывать - цель бизнеса

Двум наемным менеджерам, Сергею Капарису и Евгению Богданову, потребовалось два года на то, чтобы переквалифицироваться в предпринимателей, и один совет профессора, чтобы перевернуть свое сознание. Сегодня выпускники Vlerick Business School – владельцы и сооснователи финского проектного бюро RUMPU – стремительно растущего бизнеса в Санкт-Петербурге. О том, почему западные бизнес-школы ставят приоритетной задачей стимулирование к созданию нового бизнеса и продвижению новых идей, как перевернуть свое сознание на MBA и не стать «бизнес-проституткой», где найти ценного партнера в бизнесе, - предприниматели рассказали в беседе Executive.ru.


Executive.ru: Когда вы задумались о бизнес-образовании? Что стало главным мотивом?

Сергей Капарис: Мое решение поступить в бизнес-школу было достаточно спонтанным. На мысль меня навел друг. Впервые знакомясь с этой сферой, я еще не до конца понимал, что такое MBA. На тот момент я работал руководителем проектной группы в IT-компании и занимался разработкой программного обеспечения. Финансовые возможности у меня были, поэтому я решился на эксперимент с MBA.

Евгений Богданов: До школы я работал на должности директора в компании, которая продавала оборудование для тяжелого машиностроения. Мысль об обучении была осознанной – мне захотелось новых знаний. Получать второе высшее не хотелось, так как это слишком долго, а курсы казались укороченной версией того, что мне требовалось. Мысль об MBA мне показалась достаточно привлекательной по совокупности статуса, знаний и продолжительности обучения.

Executive.ru: По какому принципу вы выбирали школу? Сколько вариантов рассматривали?

С.К.: У меня выбор сложился буквально за один день, на выставке бизнес-школ в Санкт-Петербурге. Там были представлены российские школы, а также Vlerick - со стороны западных. Я побеседовал со всеми (школ было порядка 20-и), но именно общение с представителями Vlerick с их серьезным настроем и убедительностью меня впечатлило.

Е.Б.: Для меня первостепенным критерием было и остается западное образование. Более того, в 2007 году, на момент поступления, я работал в западной компании, и для меня было принципиально важно, чтобы мое образование имело вес на западном рынке, потому что я планировал продолжить международную карьеру наемного менеджера. Что касается российского бизнес-образования – я не люблю инсинуации на тему копипастинга: в моем глубоком убеждении российский MBA – это аналог западного, только с отставанием на три года. Поэтому в моем случае Vlerick был единственной зарубежной школой в Санкт-Петербурге, которая давала ценные знания и диплом бельгийской школы, без отрыва от работы и родины.

Executive.ru: Как вы готовились? Как поступали?

С.К.: Для меня все оказалось просто. Я подготовился, решил тесты, прошел собеседование и был зачислен.

Е.Б.: Моя главная сложность состояла в моем возрасте. На момент поступления мне было 24 года, что существенно ниже установленного приемной комиссией. Школе принять меня было некоторым риском – что в качестве обмена управленческим опытом я мог дать одногруппникам? Намного меньше, чем получить от них. Поэтому мне стоило немалого труда доказать свою мотивацию руководителю программы.

Executive.ru: Как строилось обучение? Какие предметы были вам наиболее интересны, и почему?

Е.Б.: Одну неделю профессор из Бельгии читал нам курс лекций, потом две недели мы были на самообучении, а затем сдавали экзамен по предмету. После все повторялось. И так на протяжении двух лет. Помимо этого мы регулярно делали выездные групповые сессии.

С.К.: Мне понравилась ориентация на командную работу. Часто нас организовывали в группы для выполнения заданий, ориентируясь на то, что в больших компаниях иначе работать невозможно. Бизнес – это занятие не для одиночек, а для коллективов, где каждый – специалист в своем деле. Важно, чтобы все понимали друг друга и могли находить общие решения. Поэтому на учебе нас ставили в жесткие условия необходимости взаимодействия и кооперирования.

Из понравившихся предметов хочу особенно отметить курс профессора Ханса Криса, который преподавал нам в качестве отдельного предмета предпринимательство. Vlerick вообще уделяет огромное значение стимулированию людей к созданию нового бизнеса, продвижению новых идей. Могу сказать, на нашем с Евгением примере это дало свои плоды.

Executive.ru: Сколько человек было в группе, кто они? Были ли предприниматели?

С.К.: Да, у нас было несколько совладельцев собственных предприятий (10% от общего числа группы, всего в группе – порядка 25-и человек) с достаточно большими оборотами. Все остальные – топ-менеджеры крупных компаний.

Executive.ru: Были ли выездные модули за рубеж?

С.К.: Было два выезда за рубеж, я посетил один из них – поездку в Бельгию: в два кампуса Vlerick и на предприятия. На кампусах мы встречались со студентами Full-time – теми, кто смог оторваться от своей родины, семьи и работы и полностью погрузиться в обучение. Также мы посетили Европарламент и ряд крупных бельгийских предприятий, в числе которых был завод Volvo, завод по производству ветчины, компания по производству осветительных установок для концертов и т.д. Поездка оказалась дополнительной возможностью выстроить отношения и связи внутри своей группы.

Executive.ru: Можете ли вы привести конкретные примеры, когда преподаватель «взорвал сознание» - заставил принципиально пересмотреть взгляды на ведение бизнеса?

Е.Б.: Взорвал сознание и мне, и Сергею наш преподаватель по предпринимательству через год после окончания обучения на встрече выпускников. Мы рассказали ему, как после его курса у нас появилась идея создать бизнес и о проблемах в продаже одной из основных услуг. Он ответил, что это достаточно типичная ошибка для молодых предпринимателей, которых символично окрестил бизнес-проститутками. Такой ответ заставил нас посмотреть совсем иначе на бизнес в целом, на наши цели и задачи и на то, какими путями мы их добиваемся. Словами профессора, изначально на свое дело мы смотрели влюбленными глазами фаундера, а не придирчивыми глазами потребителя. Мы вознесли на небеса свою гениальную идею, тогда как совсем забыли о том, что наша цель – заработать денег. То есть то, что мы делали, больше напоминало дружескую тусовку, чем бизнес.

Executive.ru: Как приобретенные в школе знания помогают вам решать задачи бизнеса?

С.К.: 70% того, что я вынес из школы – это осознание себя в новом качестве, мое личностное развитие, новые деловые связи. Остальное – возможность системного видения организации, умение раскладывать бизнес-процессы и понимать их взаимосвязи. То, как ставятся задачи подразделениям, как работает бизнес-машина, которая состоит из многих департаментов, и что нужно делать, чтобы она работала на единую бизнес-цель с точки зрения руководителя.

Executive.ru: Как вам пришла идея партнерства в организации бизнеса? Почему именно в этой сфере? Как запускали свой проект RUMPU?

Е.Б.: Наш третий партнер, с которым мы стартовали RUMPU, работал прежде в финской строительной компании – носителе тех технических экспертиз, которые мы и развернули в продукт и стали продавать на строительном рынке. Ни я, ни Сергей прежде в этой сфере не работали. Идея пришла во время проработки проекта по дипломной работе на нашем курсе по предпринимательству. Мысль была о консалтинговом бизнесе, который бы со стороны заказчика (инвестора) проектного объекта контролировал себестоимость строящегося объекта, начиная с этапа проектирования. Для меня это было актуально, так как когда я, например, строил свою дачу, меня как инвестора, не разбирающегося в сути вопроса, мои же подрядчики стимулировали к оплате совершенно ненужных объемов работы. А в масштабе строительной компании такие расходы – колоссальные потери. В итоге как учебный проект идея не пошла, зато пошла как реальный бизнес.

С.К.: Изначально мы занимались вопросом экономии и модификации начальных проектов, а после переворота сознания в общении с нашим профессором пришли к тому, что по факту нужно не модифицировать и улучшать что-то уже существующее, а с самого начала начинать делать правильные экономичные проекты. Мы стали очень много общаться на эту тему с финскими архитекторами, привлекли группу специалистов, которая строила финский шинный завод. Именно они и стали нашим экспертным ядром. Оказалось, финны нашу задачу у себя уже давно решили: как проектировать здание так, чтобы потом оно приносило максимум отдачи. Для заказчика – красиво, функционально и дешево. Это не шло ни в какое сравнение с опытом российских компаний, поэтому мы стали искать партнерство с финскими проектными бюро. В итоге организовали совместное предприятие в Финляндии, которое создает основные идеи, подтачиваемые нами под российские нормы и реализуемые в нашем питерском офисе: мы здесь проводим экспертизу и работаем с заказчиками силами местных специалистов.

Executive.ru: Быстро ли вы сработались друг с другом? Правильно ли это – организовывать бизнес со своим «однокашником»?

Е.Б.: Никаких сложностей в совместной работе не было, и делить нам было нечего. Одноклассники школьные и одноклассники MBA – совершенно не одно и то же. Мы – состоявшиеся личности из разных областей бизнеса с разными взглядами, умеющие находить общий язык и приходить к общему знаменателю при решении задач (во многом благодаря MBA).

С.К.: Нас сразу объединило общее дело и вера в то, что все получится. И объединяет до сих пор. Это во многом объясняет то, что мы стартовали бизнес в самое тяжелое время, в разгар кризиса – в сентябре 2009 года – и смогли подняться.

Executive.ru: При найме персонала отдаете ли вы предпочтение менеджерам с MBA?

С.К.: Нет. MBA нужен либо для того, кто хочет организовать собственный бизнес, либо для топ-менеджеров крупных компаний. В небольшой развивающейся компании типа нашей экспертам MBA с их большими амбициями и целями будет тесновато.

Е.Б.: Только не с российским MBA, который настолько дискредитировал себя, что сегодня не имеет никакого веса в глазах работодателей. К тому же в России в бизнесе больше ценятся опыт и жизненная позиция человека.

Executive.ru: Каковы цели организационного развития вашей компании?

С.К.: Мы амбициозны: хотим стать заметным крупным проектировщиком не только на питерском, но на всем российском рынке. Чтобы наше имя связывалось у людей с качеством и скоростью реализации проектов.

Е.Б.: Продолжу ответ Сергея: мы выращиваем эту компанию на продажу, а сами в будущем собираемся идти еще дальше, в более маржинальные сектора строительства, в девелопмент.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Елена Ретюнских, Игорь Леонидов, А Б
Руководитель проекта, Украина

''Взорвал сознание и мне, и Сергею наш преподаватель по предпринимательству через год после окончания обучения на встрече выпускников''.
не значит ли эта фраза, что за время обучения как обычный студент Вы просто выполняли задания, не видя в них практической надобности, все по программе. и только потом ''включив мозги'', вы все вспомнили и привели к единому знаменателю.
какой % выпускников МВА программ запускают свой бизнес? Наверно мизерный, остальные хотят быть наемными менеджерами с зарплатами с большими нулями. Отсюда и вытекающие проблемы МВА

Игорь Леонидов Игорь Леонидов Менеджер, Москва

Разрешение экономической ситуации на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]

А Б А Б Рук. службы допечатной подготовки, Москва

Что-то прочитав заголовок уже не захотелось читать статью, коли у этих пацанов только одна наискуднейшая цель...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.