Если вы хотите найти, где недалеко от вас можно вкусно перекусить – скажите об этом своему телефону, и он найдет. Все просто. Главное – уметь четко изъясняться и быть продвинутым пользователем сети Интернет.
Вы задаете вопрос или даете задание виртуальному ассистенту у вас в телефоне, а он сам ставит статус в Facebook, пишет sms, вызывает такси, напоминает про дела из календаря и т.д. Для славы первооткрывателей молодым специалистам из Новосибирска – разработчикам SpeakToIt, – в отличие от Apple, не хватило известности – чтобы убедить инвесторов – и денег для мощной PR-компании. Вот и выходит, что Siri достается известность, а SpeakToIt скромно довольствуется званием аналога. И хотя у продукта есть немало своих почитателей, большинство из них, почему-то, живут в США. Executive.ru побеседовал с одним из сооснователей SpeakToIt, Ильей Гельфенбейном, о том, как искусственный разум влияет на разум живой, кому нужен мобильный джин, каков уровень подготовки российских специалистов по компьютерной лингвистике в России, как завоевать сердце инвестора и что техническому прогрессу дает бизнес-образование.
Executive.ru: Что такое SpeakToIt?
Илья Гельфенбейн: Мы разработали виртуального ассистента для смартфонов, который может отвечать на вопросы и выполнять определенные действия для пользователя. По большому счету, это новое поколение WEB-браузера. Потому что сейчас многим из вас приходится открывать страничку в интернете, набирать адрес какого-то сервиса, и потом в этом сервисе выполнять определенные действия, если, конечно у вас нет личного секретаря, делающего это за вас. А люди давно мечтают, чтобы работать с компьютерами было возможно как можно проще. Чтобы виртуальные роботы выполняли за них всю работу. Наш продукт позволяет просто озвучить ваше пожелание и очень быстро получить автоматически выполненное действие. То есть мы ничего не придумываем, а позволяем человеку как можно проще работать с существующими различными сервисами. Иными словами, переводим информацию с человеческого на компьютерный язык и обратно, - поддерживаем уточняющий диалог с пользователем.
На данный момент приложение поддерживает кучу внешних сервисов, от социальных сетей до поиска определенных мест на карте, календаря, Википедии, прогноза погоды, любого вида поиска: от картинки до того, какие завтра концерты будут проходить в городе и т.д.
Executive.ru: Как собиралась команда?
И.Г.: Почти у всех членов команды есть опыт в компьютерной лингвистике. Изначально наша команда состояла из трех человек. Мы провели небольшое исследование, и нам стало понятно, что технологии распознавания компьютером человеческой речи уже отлично работают; сервисы, которые могут синхронизироваться с такой программой, есть; появилось много облачных технологий… и это все дает возможность к представлению на рынке нового прорывного приложения. Официально стартовали мы в 2010 году, в мае 2011 года была запущена бета-версия, а в октябре 2011 года – окончательный продукт.
С командой мне повезло, так как фактически параллельно с появлением идеи я возобновлял общение с людьми, с которыми раньше работал, и про которых мне известно, что они – профессионалы. Таким образом, появилась творческая, талантливая и разносторонняя команда из 17 человек, сотрудники которой работают в нескольких разных странах и городах. Технический директор находится в США, разработчики – в Новосибирске, лингвисты – в Москве, я – всегда где-то между этими точками. Почти все – русскоговорящие, кроме копирайтеров, которые пишут ответы для ассистента, - тут нужны именно носители языка. Приложение сейчас существует на английском, испанском и русском языках.
Executive.ru: Где же в итоге зарегистрирована компания?
И.Г.: В итоге получается, что компании две. И регистрации две – в США и России.
Executive.ru: Какие были сложности на старте?
И.Г.: У стартапов есть специфика в том, что всегда есть какие-то вопросы. От бюрократических до тематических по разрабатываемому продукту или услуге. И очень много вещей, которые безотлагательно нужно решать каждый день. Если вы к этому не готовы – бизнес просто не пойдет.
Что касается вопроса финансирования – он был, как и у большинства стартапов. Сначала складывали собственные деньги, которых было немного. Потом у нас появился бизнес-ангел, - человек, с которым я учился в университете, и который сейчас работает в финансовой сфере. Еще позже мы получили грант от «Сколково». Ну, и в мае 2012 года мы закрыли инвестиционный раунд с Intel Capital.
Executive.ru: Насколько приложение популярно? На какую аудиторию рассчитано?
И.Г.: Основной рынок наших клиентов – это США. Всего по миру – более 3,5 млн скачиваний, если брать статистику с октября 2011 года. И примерно 10-15 тыс. новых пользователей регистрируется в день. На андроиде скачивание приложения – бесплатно, а на IPhone стоит $1. Аудитория SpeakToIt – это люди от 25 до 35-40 лет с активной жизненной позицией. Те, кто всегда «на бегу», пользуется всевозможными сервисами в сети Интернет, достаточно технически продвинут, работает часто с календарем, что-то планирует, хочет быть в курсе всего нового.
Executive.ru: Почему так назвали, «Поговорите С Этим»?
И.Г.: Тут есть две расшифровки. Во-первых, значение того, что вы указываете в своем вопросе – вы говорите с чем-то неодушевленным (до сих пор здоровые люди говорили только с одушевленным предметом), с компьютером.
Другая «фишка» названия кроется в том, что это не It в значении неодушевленности, а IT – информационные технологии. Такая вот философия :)
Executive.ru: Как оцениваете рынок мобильных приложений в Америке/по миру/в России?
И.Г.: Рынок мобильных приложений развивается очень быстро. Возможно, потому что гаджетов сейчас намного больше, чем компьютеров. И с обычных телефонов все переходят на смартфоны, как в России, так и в США. Кстати, недавно видел статистику по России, что на душу населения мобильных телефонов сейчас приходится больше, чем во всех других странах мира. Наша цель – расширить свое функционирование на все страны и языки.
Executive.ru: В Интернете вас сравнивают с Siri, ставя SpeakToIt на второе место. Каково ваше отношение к этому?
И.Г.: Siri – наш основной аналог. Если посмотреть внимательно на рынок, можно увидеть, что мы вышли раньше, чем Apple анонсировала Siri. И первый говорящий ассистент для телефонов в мире – это SpeakToIt. Естественно, у Apple более мощная PR-машина. Когда мы начали общаться с инвесторами в Кремниевой долине, показывали им продукт, который уже работает, им все очень нравилось, но они говорили: «Мы не уверены, что люди будут разговаривать с телефонами вообще когда-либо. Приходите лет через 5-10 – посмотрим». Чуть позже Стив Джобс рассказывает общественности, что появилась технология будущего Siri, и все инвесторы начинают твердить в унисон: «Конечно же, мы это всегда знали, как же вы раньше не пришли». К тому же, в проект Siri было вложено больше $200 млн. У нас при старте был большой опыт и только порядка $100 тыс.
С точки зрения оценок и рейтингов, если посмотреть разные видео на Youtube, кто-то ставит нас на второе место, кто-то – на первое. В 2011 году SpeakToIt был признан одним из десяти лучших приложений для Android по версии The New York Times.
Но и мы, и Siri, и еще десяток аналогов, - находимся пока на ранней стадии развития. Есть лояльные пользователи, которые обращаются к этим приложения каждый день, но пока это не тот уровень, чтобы без виртуального ассистента не могли обходиться. Хотя до этого рукой подать – вопрос нескольких лет.
Executive.ru: Как происходит поиск новых кадров в команду?
И.Г.: Мы набираем новых людей по рекомендациям тех, кто у нас уже работает. Причем приводят не своих друзей, а именно хороших специалистов. Эта схема у нас ни разу не давала сбоя. Например, наши разработчики работают в Академгородке Новосибирска. Академгородок небольшой, и все очень хорошо друг друга знают. И все, например, знают, что лучший специалист в такой-то технологии – Вася. Значит, Вася – отличный кандидат, и остается только его пригласить к нам.
Executive.ru: Насколько высоко оцениваете молодых специалистов в области компьютерной лингвистики из России?
И.Г.: У нас достаточно много специалистов, например, из РГГУ, почти все выпускники, но есть и аспиранты. И я могу с уверенностью сказать, что их знания соответствуют нашим задачам. Компьютерная лингвистика стоит на стыке двух наук: гуманитарной и технической. Возможно, более сильных программистов найти можно, но вот экспертов в области двух наук – вряд ли. Да, доучивать на практике их нужно, в силу специфики нашего продукта, которого раньше не было, и которому еще не учат в вузах. Возможно, именно мы в компании взращиваем будущих профессоров по этой тематике.
Executive.ru: Вы учились в бизнес школе. Какие мотивы вами двигали при поступлении?
И.Г.: В 2006-2007 году я учился в Brighton Business School в Англии. Школа не самая известная и очень маленькая. В группе нас было 20 человек. Но программа очень насыщенная: и интернациональный состав учащихся, и две выездных бизнес-сессии во Францию и Бельгию, и бизнес-кейсы, и интересная программа с упором на предпринимательство... До этого, начиная со второго курса мехмата Новосибирского университета, я работал руководителем разработки программных продуктов. Через год после окончания вуза я понял, что хочу осмотреться и понять, чем хочу в жизни заниматься. Были и мысли о консалтинге, и о работе в больших корпорациях. Но после окончания MBA я вернулся к тому, от чего ушел – что IT – это мое. Только теперь я хотел работать не в корпоративной сфере, а самостоятельно создавать новые технологии.
Executive.ru: Что вам дало бизнес-образование? Какую пользу извлекли: знания, связи, проект, идею, команду, или что-то еще….?
И.Г.: С точки зрения новых знаний MBA полезно всем, но на успешность собственного бизнеса степень не влияет. Успешность стартапа определяется рынком и продуманностью продукта. Возможно, с дипломом, на вас чуть лучше будет смотреть инвестор. Что касается полезных связей, то, будучи зарегистрированным в LinkedIn, их можно найти не меньше, чем в списке контактов выпускников своей школы. И, поверьте, если у вас интересные идеи, гарвардец ответит на ваше письмо с не меньшим интересом, чем на письмо сокурсника.
Executive.ru: Какие у вас личные профессиональные планы на будущее?
И.Г.: В будущем люди все больше будут общаться с компьютерами – помощниками. И то направление, которым мы сейчас занимаемся, пока находится на ранней стадии своего развития. Поэтому будем и дальше заниматься тем, что делаем сегодня, будем строить большую компанию.