Марина Горкина «PR с нулевым бюджетом»,- М.: «Эксмо», 2010
Подавляющее большинство PR-специалистов работает в компаниях, не готовых выделять бюджеты под PR. И мировой финансовый кризис не является тому причиной, ведь тенденции к малобюджетному PR уже прослеживались задолго до него.
Учитывая реалии российского бизнеса, Марина Горкина, ведущий PR-специалист с тринадцатилетним стажем, обобщила весь свой «малобюджетный» PR-опыт и на страницах этой книги делится с читателем практическими инструментами, позволяющими:
• минимизировать PR-расходы без ущерба для эффективности, используя альтернативные каналы коммуникаций;
• строить низкобюджетные PR-планы и планировать безбюджетные PR-поводы;
• писать хорошие пресс-релизы и создавать по-настоящему интересные новости;
• жить в PR без новостей и не терять медиаприсутствия;
• наладить диалог с целевыми аудиториями на своих и чужих интернет-площадках и использовать потенциал Web 2.0 по максимуму.
Книга адресуется руководителям и сотрудникам PR-служб, специалистам-маркетологам, руководителям предприятий и студентам.
Может ли PR заменить рекламу? Вопрос достаточно прямой, но, к сожалению, такой же прямой ответ дать на него невозможно. Пожалуй, начну с наиболее простой его части.
Зачем менять рекламу на PR?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности — реклама, по определению, стоит денег. В то время как в PR можно работать с минимальным или даже с нулевым бюджетом.
Безусловно, все рекламные задачи инструментами PR решить невозможно, хотя бы по одной простой причине: реклама хвалит, призывает купить, а PR тем и отличается от рекламы, что обязан быть беспристрастным, обязан образовывать потребителя, формировать доверие к продукту и создавать мотивацию на покупку. Иными словами, реклама рассчитана на быстрый натиск в сознание потребителя (вызвать эмоцию, поразить воображение, привлечь ценой и т.п.), а PR – это работа по слому стереотипов и перемене общественного сознания (переменить отношение, сформировать понимание, вызвать потребность).
В одних случаях реклама (если бюджет позволяет) прекрасно отработает и продвинет услугу или продукт к конечному потребителю и без помощи PR. В других случаях PR не только может, но и должен заменить рекламу. При расстановке приоритетов (PR или реклама) я пользуюсь простыми соотношениями:
- чем проще продукт, тем очевиднее ему нужна реклама в качестве инструмента для продвижения;
- чем сложнее продукт и его инновационные свойства, тем острее он нуждается в PR-поддержке.
Например, питьевая вода в бутылках. О ее преимуществах перед водопроводной водой потребитель уже прекрасно осведомлен. Над его образованием достаточно потрудились те производители, которые первыми решили предложить рынку такой продукт, как «бутилированная питьевая вода». Тогда, много лет тому назад, их кампании по продвижению строились на формировании моды или культуры потребления бутилированной воды. Нынешнему производителю, с учетом образованности потребителя, нет необходимости развивать тему пользы, у него другие задачи — придумать уникальное торговое предложение. Именно оно поможет выделиться среди тысячи других бутылок, стоящих на полках, и продвинуть данный бренд.
Производителю-«первопроходцу» для формирования потребительской культуры, потребности в продукте необходим в первую очередь PR. Тому, кто пришел на рынок позже, больше нужна реклама, чтобы сделать бренд узнаваемым и запоминающимся.
Реклама дает обещание: «Купите наш шампунь, он лучше обычных шампуней». Реклама только обозначает «уникальность продукта» (лучше, дешевле, чище и тому подобное). Какой-то части аудитории будет достаточно этого обещания для того, чтобы совершить импульсную покупку. Они поверят визуальному ряду и тому, что реклама им сказала. Иными словами, часть потребителей верит рекламе на слово, не требуя объяснений, разъяснений и иных доказательств.
Однако нынешний потребитель становится все более искушенным и недоверчивым, он «научен» недобросовестными производителями, знает о соответствии ГОСТам, умеет читать сведения о продукте на упаковке и сверять этот текст с теми обещаниями, что дает реклама. Эта немалая часть потребительской аудитории нуждается в развернутой информации о преимуществах товара, которую можно донести только инструментами PR, потому что рекламный формат такую информацию предоставить не может. Много ли скажешь в 30-секундном ролике?
Так может ли PR заменить рекламу?
Однозначно заменить рекламу PR не сможет, так как в основе рекламы, как я уже говорила, лежит побуждение к покупке.
Чем меньше статья напрямую расхваливает продукт, говорит об уникальности торгового предложения, чем больше она открывает технологии, использованные при его создании и производстве; объясняет, какую проблему решает продукт; как его применение способно качественно изменить жизнь людей, тем в большей степени эта статья из рекламной переходит в разряд PR-статьи. И если статьи первого типа (рекламного характера) производитель может разместить лишь на правах рекламы (аdvertorial), то проблемные статьи могут носить редакционный характер, то есть печататься на бесплатной основе. Важно, чтобы производитель, а точнее его PR-служба, смогла предоставить журналисту такие интересные проблемные факты. Чуть позже, в разделе «Зачем мне имиджевая статья?», мы поговорим о том, как писать правильные PR-статьи, которые нельзя будет упрекнуть в излишней рекламности текста.
Именно так, рассказывая о проблеме заболеваний и их профилактике, мне приходилось продвигать многие лекарственные препараты. В книге «PR на 100%» я приводила пример такой работы с компанией Berlin-Сhemie. Для продвижения препарата «Калий-Йодид», предназначенного для профилактики йододефицита, мы использовали подход, касающийся проблематики заболеваний. В ходе PR-кампании привлеченные специалисты-эндокринологи говорили о необходимости профилактики йододефицита, давали статистику заболеваемости по стране и так далее. В итоге эта PR-кампания поддержала не только сам препарат, но и подготовила в обществе почву для потребления продуктов, содержащих йод.
А лет 10-11 назад, когда мобильный телефон еще не так плотно вошел в жизнь и не стал предметом повседневного использования, аналогичный подход — через истории успеха (suссess stories) – рекомендовали использовать мои западные коллеги из компании Motorola, когда я в качестве PR-менеджера (российского агентства) сопровождала их мобильные телефоны в России. Сегодняшнему потребителю не надо объяснять, как удобен мобильный телефон. А тогда через примеры/истории его использования компания формовала культуру пользования мобильной связью в повседневной жизни.
Производитель, продвигающий сложные в интеллектуальном плане продукты, отдает себе отчет в том, что не всякий потребитель поймет содержание рекламного ролика и поверит ему на слово. Такой рекламодатель сразу отсылает потребителя к какому-либо СМИ, где есть разъясняющие информационные материалы, то есть наши PR-материалы.
Не так давно на ТВ проходило несколько рекламных кампаний по продвижению возрастной косметики с использованием неких «интеллектуальных» частиц с очень сложным названием. В рамках рекламного ролика объяснить всю ценность и уникальность такого инновационного продукта было невозможно. Что сделал производитель? Он объединил в одном ролике продукт и глянцевый журнал со статьей. Героиня ролика, неправдоподобно красивая женщина (видимо, испытавшая на себе магию данного интеллектуального крема), восхищалась самим продуктом и отсылала зрителя к статье о чудо-частицах, которые делают продукт таким уникальным. «Связка» рекламы и PR в данном случае мне понравилась. Единственное, что не смогла полностью выполнить реклама, — обеспечить запоминаемость бренда, потому что, взяв на вооружение этот интересный тандем по продвижению, я так и не смогла запомнить, о каком продукте идет речь.
Завершая тему взаимозаменяемости рекламы и PR, не удержусь, перефразирую одну из крылатых фраз Михаила Жванецкого: «Сочетай, но осторожно. Но сочетай!»
Фото: freeimages.com
Черным по черному!
Примеры кризисов: к вам зачастили с проверками, рекламодатели говорят, что реклама у вас неэффективна, обострение конкуренции (в том числе и выход нового издания), увольняется нужный сотрудник, растет недовольство читателей и т.д.
Причины кризисов могут быть самые разные: вы наступили человеку на ногу в автобусе лет пять назад и обругали его, а теперь он начальник налоговой и вчера обнаружил, что вы директор местной газеты; верстальщики потеряли макет, и он не вышел, из-за этой оплошности товар на складе рекламодателя залежался; вы забыли поздравить губернатора с днем рождения, и он дал добро на публикации в конкурентном издании; вы в прошлый четверг накричали на руководителя своего отдела, а через месяц он уходит на более «спокойную» работу и т.п.
Диагностика кризиса: как правило, если вы наблюдаете кризис, то дело уже плохо. Значит, случилось что-то, что его вызвало, получило ход, распространение в массы и дошло до ваших ушей и глаз. Еще хуже если вы сами начали бороться с кризисом и у вас началось истощение ресурсов. Еще хуже если вы уже на стадии компромисса с кризисной ситуацией. В любом случае вам нужно обратиться к специалисту, который, будучи над всем этим полем сможет оперировать первоначальными и первопричинными данными.
Теперь расшифровываем.
В городе есть газета «Простая», которой владеет Простец обычный учитель русского языка и литературы. В свое время, когда эта газета начинала издаваться никто не думал, что будет успех. Сегодня это одна из самых преуспевающих газет города, которая между прочим имеет еще ряд изданий и совершенно не желает на этом останавливаться.
И все бы хорошо, но «Простая» газета была, когда то отдана как провальный проект Простецу городской администрацией. Совсем и неудивительно, что у людей близких к мэрии постепенно появились вопросы – с чего это Простец работает в таких замечательных условиях? В число людей близких людей к мэрии затесался и Коммерсант, который, между прочим, дружит с мэром со школы, да и деньги у него большие теперь водятся. Вероятность что Простецу жизни теперь не будет – почти 99%.
Не имея связей в администрации, Простец вряд ли может предвидеть кризис. Но у него появляются сомнения, когда начинаются тотальные проверки и комиссии. Фабрикуются различные обвинения и рассылаются по инстанциям. «Простую» начинают всячески «валить» через телевидения и радио.
На счастье Простеца у него с самого начала работал Пиарщик. Который, подняв свои связи, выяснил, что за всем этим стоит Коммерсант. Пиарщик, пока еще началась настоящая буря, публикует в «Простой» статью об криминальных авторитетах и находит прежние публикации про криминал. И начинает раздувать вокруг проблемы «Простой» шумиху. Так появляются слухи, что из-за ряда правдивых публикаций криминальные структуры пытаются наехать на «Простую» с целью ее передачи Коммерсанту. Параллельно распространяются слухи о том, что Коммерсант первое свое дело открыл на «бабки» бандитов. «Простая» же начинает трубить о том, что если реорганизуется «Простая», то она превратится в «трубу» криминала. Тут в дело вступают общественные организации. Инвалиды пишут письма в администрацию, ветераны и многодетные матери стоят в очередь на прием к мэру.
Естественно, что активность общественных организаций не бесплатна. Это есть своего рода «серая чернота».
В это же время «Простая» получает 1 приз от общества «Свободные газеты город Икс» за публикации о городе. А Объединение преследуемых журналистов выдвигает кандидатуру Простеца на звание почетного и правдивого журналиста этого года. В идеале должны еще поступить и депутатские запросы. В это же время «Простая» проводит ряд благотворительных акций. И проводит ряд уроков журналистики и защиты информации в местных университетах.
В это же время ряд граждан поднимает вопрос о недоверии мэру, предположим из-за отсутствия горячей воды в городе в течении 3-х недель в н-ском микрорайоне или строительстве нового мощного грязного инвестиционного комбината под городом.
Тем временем покупатели Коммерсанта начинают возвращать его товары в магазины и даже подают коллективные иски.
Всем теперь не до «Простой».
При всем при этом «Простая» газета и Простец делают не просто пиар, но и рекламу себе и своему имиджу. Простец – уже почти политик. Теперь «Простая» больше котируется в органах власти – ее трогать не желательно.
Итог – кризис разрешен и принес пользу.
Более простой пример:
Ваши конкуренты готовят новое издание похожее по контенту на ваше. Вы подговариваете некоторых своих работников уйти на работу к конкуренту. Потихоньку вы начинаете распространять слух о том, что скоро в городе появится еще одна газета, которая издается на деньги тверских авторитетов. Редактор же новой газеты пьяница, и из-за его запоя сроки выхода этой газеты постоянно отодвигаются.
Вы знаете сроки выхода первого номера. Его содержание. Людей, которые бесплатно будут раздавать первые два номера на улицах вы сами подсунули конкуренту и перекупили тех, кого не сами сунули. Тем временем ваш внедренный сотрудник ломает компьютер, систематически опаздывает на работу, начинает пить, допускает ряд ошибок в тексте и срывает график на типографии. В итоге его увольняют.
Наступило время первого номера конкурентов. Типография печатает 20 тысяч, раздают «перекупленным» раздатчикам. В итоге на руки населения попадает только около 2 тысяч экземпляров (остальные уже в помойке). Часть газеты можно неаккуратно раскидать на пол по подъездам и рядом с помойками. В эти же дни вы раздаете листовки на остановках уже полным тиражом в 20 тысяч с ругательным содержанием вашей собственной газеты (только ругайте грамотно). А на заборах и зданиях по всему городу появляются ваши логотипы перечеркнутые и извращенные. На телевидении и радио запускаете сюжеты, где вы говорите, что вот это видно криминальные конкуренты «балуются», а мы как работали честно и хорошо, так и продолжим и даже больше, с этой недели у нас новый конкурс и в нем можно выиграть телевизор!
Еще более краткий пример:
Вы выпускаете новую газету, не первую для вас уже. Нужно привлечь к ней внимание. В течение двух недель после выхода газеты, раздаете на остановках листовки в которой «ругаете» свое издание, типа «Пушкин отдыхает», «А где стихи», «Один лишь секс и голые горожане». В конце листовки приписка – граждане приносите газету такого то числа по такому то адресу мы ее поменяем вам на книжки Пушкина, а эту гадость сожгем. В день икс подсылаете телевизионщиков (им заранее можно правду даже рассказать) они снимают акт вандализма с вашей новой газетой и берут у вас интервью, в котором вы невинны как ангел.
Идеальный вариант, если вы занимаетесь PR-профилактой постоянно. Если нет – то учтите, что PR «по-русски» (в день обращения к специалисту ждут уже эффекта) не только не эффективен, но и вреден. Также будет весьма плохо, если идея обратиться к пиарщику для вас является «модной», а не профессионально осознанной необходимостью. Еще хуже – обратиться к неспециалисту.
Уважаемые директора помните - как правило, любой руководитель – лицо достаточно значимое (в первую очередь в собственных глазах) и подсознательно склонен воспринимать себя в качестве центра всего происходящего. В итоге – завышение собственных возможностей и преувеличение роли своей организации.
И, тем не менее, почти с любым кризисом можно справиться. Возможно, это будет и «черная» коммуникация (способ обращения к целевой аудитории). Почему «черная»? Когда кризис уже случился и развивается, то иногда интеллигентные действия – это путь к провалу.
В целом же, на мой взгляд, секрет PR’а, особенно регионального – в постоянстве, регулярности и уместности. И не забывайте, что мнения детерминируются событиями, а не словами, которыми вы описываете эти события.
Удачного вам рабочего дня!
к чему все это вышепосланное:
поймите и уважаемая Горкина и администрация е-хе
большинство ваших членов сообщества живут в России а не столице :)
а статьи как правило очень в общем и построены на опыте столиц
посомтрите архивы переписок на форуме 2003 года вот там кипела жизнь обсуждений
и решений - все были за конкретику без воды..
к чему и рекомендую стремиться всем.
:)
PR не может заменить рекламу. Также, как бензин не может заменить воду, когда хочется пить. Но и то, и это - жидкости (в смысле, маркетинговые коммуникации). Естественно, можно строить программы, сочетая эти формы ИМК. Иногда именно так и нужно. Но на ноль все равно выйти не удастся.
''Нулевой бюджет'' - это вариант мифа. Хотя, конечно, если исключить временные и людские затраты и подсчитывать финансовую эффективность ''в лоб'' (ни копейки по документам не потрачено!), шефы, как правило, относятся к этому благосклонно. Разве вам незнаком способ подведения итогов, например, размещения статей - ''вот сколько бы мы заплатили, если бы на рекламной площади''? Но мне кажется, это непрофессионально. Себя-то чего обманывать!