Елена Абрамова: «Зачем мне американский MBA»

У меня — уже два года как жителя США – часто спрашивают, зачем я пошла учиться на MBA.

Дело в том, что в январе 2013 года я получила письмо, извещавшее о подтверждении моего поступления в School of Management, George Mason University. Тот факт, что я буквально прыгала от радости, удивлял и моих коллег, которые, кстати, тоже задавали мне вопрос – зачем мне MBA. Как-никак, у меня уже есть Master Degree – именно так оценивается российское пятилетнее образование. С отличным GPA, то есть среднеарифметическим баллом, на который иногда обращают внимание американские работодатели. Хочется ответить всем и сразу.

Начну с того, что мой переезд в США был связан с развитием карьеры. У моей компании были планы по выходу на американский рынок, и меня изначально брали на работу с расчетом на длительные заокеанские командировки. В дальнейшем открылось представительство в Вашингтоне, мне помогли переехать в Америку. Тут я и поняла, что MBA – это логичное и эффективное продолжение, следующая ступень моего профессионального и личностного развития. Почему?

Во-первых, это дальнейшая профессиональная и социальная интеграция. Хочу понимать, почему американцы такие, какие они есть, как они ведут бизнес, как работают и преуспевают. Для меня как маркетолога это особенно важно – знать, понимать и чувствовать аудиторию. Кроме того, у меня не было в этой стране людей, с которыми я училась в школе и жила в соседних домах. Сейчас появились преподаватели, одногруппники, сообщества студентов и выпускников – кладезь нетворкинга.

Во-вторых, английский. С одной стороны, у меня колоссальное увеличение словарного запаса академической и бизнес-лексики, с другой – прирастание сленгом. К тому же образование строится таким образом, что английский задействован во всех ипостасях – вы вынуждены много и слушать, и писать, и читать, и говорить. Хуже всего, когда попадаются термины, которые вы не понимаете ни каком языке – по этой причине я уже сейчас штудирую учебники по предметам, которые начнутся в августе.

В-третьих, мое непрофильное образование (я – филолог), полученное к тому же за рубежом, то есть в России, а это весьма скромный актив для работы и карьеры в бизнесе и маркетинге. Плюс сама по себе степень MBA, что бы ни говорили, ценится на международном рынке труда и вызывает уважение. К слову, несколько моих одногруппников смогли найти лучшую работу или получили лучшую должность в течение первого же семестра обучения. Например, один работал консультантом на непродолжительных контрактах, занимался бухгалтерией и административной работой. Через несколько месяцев после поступления он перешел на постоянную должность Business Manager в крупную компанию, теперь занимается финансовыми и управленческими вопросами.

Что касается профессиональной и социальной интеграции, то результаты я стала замечать еще до поступления. Сама процедура выбора бизнес-школы, посещение дней открытых дверей, подготовки и сдачи экзаменов, перевода и эвальюирования диплома, подачи заявления, - все это весьма расширило мое представление о стране. Америка — это, и в самом деле, страна возможностей. У каждой проблемы есть множество вариантов решений, у каждой цели – цепочка последовательных шагов по ее достижению. Жизнь упорядочена и структурирована. При этом мне кажется, что редкий американец, оказавшись на моем месте, пошел бы учиться — слишком сложно.

Сам по себе выбор бизнес-школы — это сложный и многоступенчатый процесс. Сперва я исключила вариант онлайн-образования. Я решила, что для меня принципиальным является возможность новых контактов, личное общение и физическое пребывание в среде. Далее я тщательно изучила все варианты, подходящие по географическому принципу (то есть до одного-полутора часов езды) и финансовой доступности. Безусловно, пересмотрела множество рейтингов, данные о средней зарплате выпускника, коэффициенты возврата стоимости обучения и т. д., собрала мнения знакомых, коллег, профессионалов отрасли. И сделала уже известный вам выбор, основываясь на совокупности приоритетов. Я поступила с первого раза, хотя один из экзаменов — GRE — пришлось пересдать. Выбрала вечернее отделение, part-time MBA, которое длится три года. В своей группе я оказалась единственной иностранной студенткой, что неудивительно — на part time учатся те, кто здесь живет и работает. В группах full-time студентов из-за рубежа бывает до 30%.

Насколько важно иметь диплом MBA? На ориентации один из профессоров сказал нам, что указание степени в резюме само по себе уже не работает, причем давно. Однако если вы интенсивно учились, развивались, использовали все возможности преобразовать свою жизнь и карьеру, то MBA может стать настоящим трамплином. Я абсолютно с ним согласна, более того, про себя я не раз отмечала, как много ресурсов и инструментов профессионального роста предлагает университет. Это касается и содержания обучения, и большой системы карьерного развития, и всякого рода студенческого, профессионального и академического взаимодействия.

Если же изучить предложения по работе ведущих компаний, то практически в каждой позиции, предполагающей наличие опыта, будет указано: Master degree / MBA is preferred. Будет ли актуален мой диплом в России в случае моего возвращения? Безусловно. Хотя, опять же: не сам по себе, а в дополнение к опыту, знаниям и навыкам.

Поскольку к моменту поступления я прожила и проработала в США уже полтора года, то обучение стало для меня «второй волной» адаптации. В этом смысле курсы по менеджменту – это «два в одном» – я получаю квинтэссенцию американизма плюс технологии работы с ним.

Мои главные впечатления от обучения и самой Америки

Другая система образования. Это касается как концептуальных, так и организационных вопросов. Придя на первое занятие, я была потрясена тем, что, оказывается, уже было задано домашнее задание, более того, вся группа подготовилась. Вообще ситуация, что вам никто ничего не подсказывает, не напоминает и не требует – не привычна. Причем это может касаться важных вещей, влияющих на итоговую оценку. Сам найди, разберись, вспомни и выполни. Наибольший шок вызывает то, что, если итоговая оценка ниже определенного уровня, студент автоматически вылетает из школы. Никаких пересдач. Можно заново пройти курс, еще раз заплатив немалые деньги, и только тогда двигаться по программе дальше. К слову, я дважды неправильно интерпретировала свои оценки, успев страшно перепугаться.

Индивидуализм, независимость, личное пространство. В учебном коллективе это особенно заметно. Очевидно, это единственный способ сосуществования столь многообразного и мультикультурного общества. С другой стороны, прямота и простота. Нужна помощь – попроси, хочешь что-то предложить – пожалуйста. К слову, мои одногруппники мне много помогали и поддерживали, очевидно, понимая, что мне может быть труднее всех.

Бесконечный рационализм и глубина анализа. Любые процессы и явления раскладываются по полочкам, препарируются и упорядочиваются. Тщательная методология принятия правильных решений, избегания типичных ошибок и т.д. Когда я однажды спросила про интуитивные решения в бизнесе, преподаватель ответил, что да, они возможны – в этических дилеммах. Подразумеваются ситуации выбора одного из двух правильных и этичных решений, которое ближе твоим ценностям и принципам.
В качестве иллюстрации. Однажды нашу группу разбили на команды по три человека и дали кейс. В моей группе двое – я и одногруппник – приняли положительное решение. Третий человек дал отрицательный ответ. Сперва мы выступили со своей аргументацией. Далее этот самый парень, не смущаясь ни на цент тому, что он в меньшинстве, спокойно представил свои доводы. Текст кейса был испещрен его пометками, рассуждения – невозмутимы, логичны, методичны и убийственно убедительны. Вся куча разрозненных фактов, обстоятельств и данных выстроилась в стройную картину с четкими прогнозами и вероятностями. Когда же молодой человек все так же невозмутимо запросил у преподавателя дополнительную информацию и – внимание! - получил новую таблицу, которая подтверждала его правоту, я была просто поражена. В том числе тому, насколько эффектными могут быть сухие данные и их анализ.

Изученность многих вопросов. Мы часто считаем себя особенными, креативными, эмоциональными и в целом загадочными, а американцы накопили огромный массив исследований по всем проявлениям индивидуума и коллектива. Нашли объективные способы измерения, выявили все мыслимые закономерности, разработали множество алгоритмов работы и приложили ко всему не только результаты исследований, но и огромное количество кейсов-иллюстраций.

Отношение к деньгам. Американцы легко и открыто заявляют о своей материальной заинтересованности, активно отстаивают свои денежные интересы. Как они говорят, «cash is a king». Возможно, это связано с тем, что в Америке очень много волонтерской работы, и потому люди четко различают, где интерес, служение обществу, благотворительность, помощь и т.д., а где источник финансового благополучия.

В повседневной жизни американцы подчеркнуто genderblind, то есть не различают пол человека. Первое, что я перестала замечать – обсуждение любых вопросов, связанных со здоровьем и физиологией человека. Еще позже я перестала реагировать на юмор, который может быть достаточно грубым, если не оскорбительным, в смешанной компании.

В качестве резюме

Учиться объективно сложно, но крайне интересно и полезно. Особенно, когда ты – единственный неамериканец в группе, что само по себе отличный тренинг на «вживание». Мои планы на будущее? Работать и учиться, набираться профессионального опыта и осваивать новые пространства. Будет ли это Америка, Россия или какая-либо другая страна, как мне кажется, вопрос еще открытый.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (

Руководитель, Украина

Один мой знакомый, поступая на МБА, так ответил на вопрос, а зачем это ему нужно. Он объяснил, что имеет два высших образования - техническое и юридическое, уже 10 лет опыта работы топ-менеджером и хочет просто разложить знания и опыт по полочкам.
В этом есть смысл обучения на МБА, а поступать сразу после школы или окончания ВУЗа - это самонадеянно.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Сергей Швец пишет: Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (
О развитии басктбола в США пока публикаций, вроде бы, не было :) А по количеству статей можно делать вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса.
Олег Окунев Олег Окунев Профессор, Москва

[/QUOTE]Сам найди, разберись, вспомни и выполни. Наибольший шок вызывает то, что, если итоговая оценка ниже определенного уровня, студент автоматически вылетает из школы. Никаких пересдач. Можно заново пройти курс, еще раз заплатив немалые деньги, и только тогда двигаться по программе дальше. [/QUOTE]
Вот это правильно. Уважаю. А если тебе позвонили и попросили за студента, то студент должен быть неминуемо отчислен, а лоббист обвинен в коррупции и изгнан с работы.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Сергей Швец пишет: Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (
Аахаха, да да, все менеджеры хотят в NBA :)))
Knowledge manager, Украина
Статья понравилась. Вынужден был перечитать несколько раз, чтобы понять причину. Прежде всего - язык (речь). Мысли изложены логично, по тексту плывешь, как по волнам. Не нужно совершать подвиг, чтобы понять, о чем идет речь. [Наши филологи - самые лучшие!] ''...Бесконечный рационализм и глубина анализа. Любые процессы и явления раскладываются по полочкам, препарируются и упорядочиваются. Тщательная методология принятия правильных решений, избегания типичных ошибок и т.д.... '' Вероятно, это и было второй ''наживкой'', привлекшей внимание к статье. 35 лет работы в механосборочном производстве выработали потребность рассматривать любой процесс именно таким образом и никак иначе (Винт М6х25 с потайной головкой должен оказаться на третьем часу сборочного процесса на рабочем месте №8). Пожалуй, впервые в публикации, касающейся МВА, встречаю подобную ''деталь''. После прочтения этого абзаца появилось ощущение того, что начинаешь понимать смысл, вкладываемый в этот в этот, набивший оскомину, тренд (МВА). По сути, это образование (на самом деле - контроль УСВОЕННЫХ знаний) предназначено для отбора тех, кто способен детализировать поток ресурсов, от тех, кто не способен к этому. Возможно, это особенность именно американской системы образования (начального, среднего и высшего), которое не ''грузит'' подобными ''мелочами''. Для советского (и его остатков) технического образования (начиная с ПТУ) технологический процесс - обязательный предмет. Технологический процесс (ДОКУМЕНТ) предусматривает обязательное указание количества и графика расходования того или иного ресурса для достижения заявленного результата. Таким образом, содержательная часть МВА-образования отстаивается нетехническими специалистами, пообщавшимися с двоечниками, ''отстоявшими очередь'' в техническом ВУЗе. Что касается комплекса социальных факторов, сопутствующих образования НАШИХ специалистов ТАМ - полностью согласен, за что автору - отдельная благодарность.
Креативный директор, Москва
Владимир Крючков пишет: А по количеству статей можно делать вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса.
Ложное умозаключение, показывающее, что автор -- не в теме :)). Наибольшее количество статей -- на субпорталах ''Менеджмент'' и ''Карьера'', а также в рубрике ''Творчество без купюр'' субпортала ''Сообщество''.
Knowledge manager, Бельгия

IMHO, наверное, лучшая статья о МВА за последние 1-2 года. Все очень точно от начала до окончания. Елене - пожелания успехов.

Инженер, Дзержинск

Просто, понятно, без мишуры и прочих разбавителей. Спасибо автору.

Олег Окунев Олег Окунев Профессор, Москва
На фразу Владимира Крючкова - про вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса - Андрей Семеркин пишет, что Крючков не теме, потому что Наибольшее количество статей -- на субпорталах ''Менеджмент'' и ''Карьера''...
Ну что тут сказать )))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.