Что влияет на выбор бизнес-школы

Наступает очередная пора, когда менеджеры, владельцы бизнеса и просто целеустремленные люди спешат осуществить еще один крутой поворот в своей карьере, расширить связи, угол обзора, получить новые знания. Иными словами, поступить в бизнес-школу. Если сдан GMAT и TOEFL, улажен вопрос с работой, есть свободное владение английским языком и позволяют финансовые возможности, будь то счет в банке, кредит, стипендия и т.д., - то, скорее всего, выбор образовательного учреждения вы остановите (или уже остановили) на зарубежном бизнес-образовании. Однако бизнес-школ так много, и все они такие замечательные – а вы всего один! Как осуществить выбор? На чем остановиться, чтоб не прогадать? Как сделать эти один или два года одним из ценнейших опытов в вашей жизни? Executive.ru побеседовал с уже выпускниками, еще пока слушателем топовых зарубежных бизнес-школ и экспертами и узнал о том, как выбрать бизнес-школу мечты, на что ориентироваться, чем руководствоваться и кого слушать. Собеседники E-xecutive.ru: Алексей Кирилов, слушатель Duke EMBA’2013, менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ компании Nalco, Сергей Фаге, выпускник Stanford, соучредитель и генеральный директор компании «Островок.ru», Сергей Архипов, выпускник MIT Sloan School of Management и Harvard Kennedy School, основатель стартапа «Едим В Городе.ру», Андрей Мешков, руководитель отдела подготовки документов, старший консультант компании MBA Strategy, Валерия Радко, руководитель выставки MBA25.

Мнения студента и выпускников

Алексей Кириллов: Выбрать школу мечты просто, если четко представлять себе, что вы хотите получить от школы и что вы можете дать школе и своим будущим одноклассникам. Целью поступления должна быть не только зарплата после обучения, но и возможность иметь больше профессиональных и жизненных степеней свободы. Это то количество дверей, которые поможет вам открыть школа. Как правило, это определяется рейтингом. Поэтому имеет смысл выбирать среди топ-15-20 рейтинга мировых школ.

Что касается расположения школы, то для меня основной выбор – это Европа и США. Он включает не только физическое размещение кампуса, но и философию бизнеса, карьеры и жизни, которые, на мой взгляд, принципиально разные. Также важным является направленность. И хотя деление на маркетинговые, финансовые или иные школы сейчас во многом стерто, все-таки, определенная специализация по отраслям существует.

Слушайте исключительно себя и студентов/выпускников. Ассоциируете вы себя с ними или нет, подходит вам их образ или нет. Индивидуалист вы или привыкли работать в команде. Вам более привычны локальные рынки или глобальные. Все это определяет комфорт вашего обучения в школе и ваши результаты после школы. Кроме того, это позволит школе лучше понять и принять вас как «своего» студента, и поступление можно будет считать практически гарантированным.

Мой опыт поступления включал все перечисленные факторы плюс совместимость расписания с работой, что важно только студентам executive программ. Я уже 6 лет работаю в глобальных американских компаниях, поэтому моя школа должна была быть американская, но с модульным расписанием, либо с европейским кампусом, либо с гибкой локацией. Мои одноклассники – представители различных стран и континентов. Таким образом, я могу оттачивать свои навыки коммуникации, узнавать правила делового оборота в различных странах, бизнес обычаи – из первых рук. И Программа Global Executive Duke University Fuqua School of Business идеально подходила мне по всем вышеперечисленным позициям. Когда же я познакомился со студентами, выпускниками и программой ближе, то решил, что учиться буду только здесь!

Сергей Фаге: Основываясь на своем опыте, могу сказать, что при выборе важно понимать – хороших школ мало, и разница между пользой, которую получаешь от обучения в топовой и средней бизнес-школе, огромна. Речь идет не об академической составляющей, которая везде похожа (вас везде будут учить основам экономики, финансов, статистического анализа и т.д.) Речь идет обо всем остальном, что даст MBA; и самое важное из этого – связи и бренд.

Xорошая бизнес-школа дает возможность наладить связи с выпускниками школы и с собственными одноклассниками. В таких школах, как Stanford, Harvard, University o fPennsylvania, уже есть база выпускников, которые довольно успешны и которые помогают другим выпускникам стать такими же. Это такой самоповторяющийся цикл – старые выпускники успешных школ помогают новым, а те, в свою очередь, помогут тем, кто придет после них. И качество ваших одноклассников в одной из лучших бизнес-школ тоже будет радикально выше из-за другого цикла – в топовую школу хотят поступить все, поэтому принимают тех, кто преуспеет даже без MBA. Например, в Stanford, где я учился, один из моих лучших друзей основал компанию по ритейлу еды в Индии, которую он вырастил с одного магазина до 60-ти по ночам во время учебы в бизнес-школе. Другой в 25 лет управлял самой большой водяной электростанцией в своей стране, третий был одним из десяти лучших марафонистов США и недавно продал свою компанию Facebook более чем за $100 млн.

Не менее важен бренд школы, и разница между топовыми и средними бизнес-школами здесь существенна. Все будут знать Harvard или Stanford, но не все будут знать школу, которая не входит в основной список имен. Такие брендовые работодатели, как McKinsey, Goldman Sachs и многие другие, рекрутят студентов в ограниченном числе самых лучших бизнес-школ.

Поэтому, выбирая бизнес-школу, ориентируйтесь только на лучшие. Подавайте документы во все, а дальше уже вопрос оптимизации, - какую именно выбрать. Финальный выбор зависит, в первую очередь, от той индустрии и географии, в которых вы хотите строить карьеру в дальнейшем. Меня взяли в пять из восьми основных школ, и я выбрал Стэнфорд, так как у него очень сильная специализация в технологиях и предпринимательстве и потому что он находится в Кремниевой долине в Калифорнии. По своим результатам могу сказать, что выбор был правильным – именно в Стэнфорде я познакомился с первыми инвесторами, которые вложили в меня деньги; и именно там я получил ту культуру, навыки и связи, которые продолжают помогать с моей работой сегодня.

Подводя итоги, также нужно упомянуть, что расходы (как денежные, так и временные) на топовую бизнес-школу и на среднюю будут довольно похожими. И учитывая то, что польза от топовой существенно выше, моя рекомендация – постараться попасть в одну из них или не идти на MBA вообще. Лучше потратить время на то, чтобы учиться в процессе работы и развивать свою карьеру без MBA.

Сергей Архипов: Наверное, так правильнее охарактеризовать процесс поступления. Конечно, вы встретите «гениев», которые уверяют, что подавали документы только в одну школу мечты и поступили с первого раза. Статистика говорит, что средний аппликант подает документы в три-пять школ. Такой подход правильный, поскольку на собеседовании вас обязательно спросят, какие еще школы вы рассматриваете. И ответ должен показать вас человеком взрослым, понимающим, что риски надо хеджировать, четко знающим, какой набор навыков вам хотелось бы приобрести/усилить при помощи МВА программы. А отсюда следует, что надо подаваться не менее чем в одну школу.

Для меня был, конечно, очень важен основной фокус программы в той или иной школе. С первого взгляда, кажется, что все топ-школы одинаковы, но при детальном знакомстве понимаешь – это не так. Кто-то гордиться своими традициями в маркетинге, кто-то в финансах, а кто-то в предпринимательстве. Выпускники МВА – это не клоны. Каждый МВА по-своему особенный, и еще больше вариабельности между МВА разных школ. Я хотел продолжать предпринимательский трек и научиться делать стартап проекты в энергетике и CleanTech. Поэтому для меня топ-приоритетом была MIT Sloan School of Management, и далее по ниспадающей те школы, которые могли бы обеспечить мою потребность в предпринимательстве в области CleanTech и энергетике. И такой подход не редкость – я видел студентов, сознательно отказавшихся от HBS в пользу MIT, или от Babson в пользу Arizona... Главное, чтобы было из чего выбирать! Максимизируйте свои шансы!

На что ориентироваться и чем руководствоваться? Совет простой – знайте, что вы хотите от программы МВА и поступайте в три-пять школ, которые предлагают то, что вы ищите. Если есть возможность – посетите лично школы, которые вам интересны. Я посетил 12 школ и скажу честно, несколько из моих фаворитов не прошли тест на симпатию – просто я понял, что не смогу там прожить два года! Технически мне помогли при поступлении две книги, которые я всем рекомендую: MBA Admissions Strategy: From Profile Building to Essay Writing McGraw Hill и 50 Successful Harvard Application Essays.


Мнения экспертов

Executive.ru: Как выбрать бизнес-школу мечты?

Валерия Радко: Вопросы, которые нужно себе задать сразу же после того, как вы твердо решили поступать в бизнес-школу – «Зачем?», «Что я хочу получить?» Как только вы честно ответите сами себе, зачем вам MBA, очень многое станет на свои места. Например, если ваша цель – построить международную карьеру, тогда список выбора сузится до школ ТОП, ведь рекрутеры международных компаний, в первую очередь, обращают внимание на рейтинг школы, а не на наличие диплома. Если вы хотите получить качественные бизнес-знания в конкретной области, например, IT – тогда поиск сузится еще больше – до MIT, University of California, Berkeley, Stanford. В некоторых случаях диплом MBA – это самоутверждение перед другими и диплом на полочку. Тогда достаточно будет закончить какой-то online курс MBA или же поступить в отечественную школу.

Андрей Мешков: При выборе бизнес-школы стоит помнить о главной причине, по которой вы задумались о поступлении – ваши карьерные цели. Если вы решили пойти учиться, значит, что-то идет не совсем так, как вам в идеале хотелось бы. Теперь необходимо понять, что именно не так: в какой индустрии вы себя хотите видеть через год, три, пять лет? Какую функцию вы выполняете? В какой компании работаете? Это все подготовительный анализ перед выбором.

Executive.ru: Что влияет на выбор, что бы вы выделили основное?

А.М.: После того, как вы определили свои карьерные цели, необходимо задуматься, чего не хватает для их достижения «здесь и сейчас». К примеру, у вас есть какой-то набор аргументов, которые в итоге дают уравнение вашей текущей профессиональной деятельности. Подумайте, каких еще аргументов вам не хватает, чтобы изменить это уравнение таким образом, как вы того хотите.

Я видел много разных причин поступления, среди самых частых: смена географии, функции или индустрии, основание собственной компании и т.д. - Для каждой цели есть свой определенный набор аргументов, который будет способствовать ее достижению, конечно, при наличии сильной мотивации. К примеру, если ваша цель – смена географии, тогда необходимо, в первую очередь, обратить внимание на школы, сосредоточенные в той географии, к которой вы стремитесь (США, Европа, Азия), если цель – смена функционала или индустрии, тогда стоит пристально изучить специализации бизнес-школ.

Я всегда рекомендую начинать от большего к меньшему. Если обобщить, то ваши критерии должны быть примерно такие: специализация, месторасположение, рейтинг, продолжительность обучения, стоимость, комфортность (некоторые школы находятся за чертой города, некоторые в центре – необходимо подумать, ГДЕ вам будет комфортней ближайшие 1-2 года).

В.Р.: Я бы выделила две основные группы причин, которые, на мой взгляд, определяют выбор бизнес-школы: эмоциональные и рациональные.

К эмоциональным можно отнести советы коллег, друзей и знакомых, которые уже учились либо слышали отзывы о той или иной школе; ваши личные симпатии к стране обучения; ваши амбиции. В эту группу также входит и наличие теплых контактов в представителями бизнес-школ, которые зачастую значительно облегчают выбор и сужают поиск.

В группу рациональных причин входят такие факторы, как рейтинги школы; структура программы обучения (full-time, part-time, executive); стоимость обучения и что немаловажно – проживания в другой стране, а также ваше портфолио (опыт работы, уровень английского, аналитические способности и лидерские качества). И в зависимости от того, как вы принимаете решения в повседневной жизни, эти факторы могут мигрировать из одной группы в другую, но, в целом, именно вышеперечисленные моменты нужно учитывать при выборе школы.

Executive.ru: На что ориентироваться? Чем руководствоваться? Кого слушать?

А.М.: Как обычно, перед принятием какого-то важного решения в жизни, а решиться потратить два года на обучение – это важный шаг, необходимо собрать как можно больше информации, чтобы решение было взвешенным. Что может помочь? – да все: изучение сайтов школ, участие в событиях, организованных школами, общение с выпускниками и студентами школ, профессиональные консультации. Рекомендую посмотреть на календарь событий MBA Strategy.

Но помните, что обучение в бизнес-школе – это не конечная цель, а только шаг на пути. Поэтому, как только у вас будет достаточно информации – обязательно сопоставьте ее со своими карьерными целями и вперед за подготовку!

В.Р.: На мой взгляд, слушать нужно только себя, ведь в итоге именно вы принимаете конечное решение. Поэтому не тешьте себя мыслью, что за вас все сделают: выберут, поступят и заплатят. Работать придется много и упорно. Зато, поверьте, результат вас приятно удивит – после верно выбранной бизнес-школы и материальный, и карьерный рост гарантирован. Чтобы избежать ошибок и последующих разочарований, я бы советовала не лениться, а провести качественный анализ и собрать информацию из всех возможных источников.

Сайты школ, блоги, форумы и вебинары станут вам твердой поддержкой. Также я рекомендовала бы посетить события, ориентированные на вопросы бизнес-образования (например, MBA25, на которое ежегодно собираются топовые бизнес-школы). На таких событиях вы можете за один день узнать все нюансы поступления, оценить свои шансы и получить ценные контакты. Если же вы существенно ограничены во времени, тогда лучше обратитесь к консультантам и доверьте этот нелегкий вопрос тем, кто профессионально занимается подбором школ.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Константин Комшуков
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
выпускник Stanford, соучредитель и генеральный директор компании «Островок.ru
Интересно получилось. Зашел на сайт данной компании-агента (по бронированию отелей). Выбрал один московский отель. За номер в сутки предлагается две цены(условно): обычная – 3500 руб. и «специальная» – 3150 рублей. В целях бронирования от меня требуются персональные (паспортные) данные и номер банковской карты. Затем захожу на сайт самого отеля. Стоимость номера 3500 руб., но за бронирование номера на сайте отеля предоставляется скидка в размере 10% (т.е. стоимость со скидкой составляет 3150 рублей). Таким образом, нет никакой разницы в том, будешь ты бронировать на сайте отеля или на сайте компании-агента. Но это только на первый взгляд. При бронировании номера на сайте отеля не требуются паспортные данные и данные банковской карты. Пожалуй, самое главное отличие состоит в том, что отель не взымает плату за услугу по бронированию на своем сайте. А вот компании-агенту за услуги по бронированию придется заплатить. Причем размер этой платы изначально не известен, т.к. в соответствующем договоре даже примерный % не оговаривается (или это 1% от стоимости номера или все 100%). В итоге, как мне кажется, сайт, разумеется, полезен в качестве ''поисковика'' для подбора отелей, но в целях бронирования его будут использовать только очень ленивые и бесстрашные люди. ''Ленивые'' потому что им даже свои деньги считать лень, а ''бесстрашные'' потому что не боятся предоставлять свои свои паспортные данные и номера банковских карт третьим лицам. Наверное, многие возразят, что, мол, «бизнес как бизнес», «таких сайтов тысячи и ничего» и т.д. Пусть так, конечно…Но стоит ли заканчивать элитную западную бизнес-школу, чтобы потом открывать подобные бизнесы?! Вот в чем вопрос! Мне бы, например, очень хотелось прочитать о выпускнике элитной бизнес-школы, который открыл хотя бы пельменную или чебуречную, т.е. пусть и небольшой, но реальный бизнес с реальным продуктом и реальной пользой для людей.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

В ВШБ НИУ ВШЭ стартовал новый поток программы по геймдизайну

Особый акцент сделан на практике: участники создают и тестируют прототипы и игровые билды, а также получают навык операционного управления готовым продуктом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.