Стратегический консалтинг
Рассказывает Святослав Бирюлин, основатель и генеральный директор компании Sapiens Consulting
Executive.ru: Как давно существует Sapiens Consulting?
Святослав Бирюлин: Я консультировал предпринимателей по различным вопросам с 2010 года, но структурированную форму эта работа приняла в 2012 году.
Executive.ru: На чем вы специализируетесь?
С.Б.: Основной вид услуг для нас – разработка стратегий для предприятий из самых различных отраслей, с самых разных рынков. Однако стратегия – это сложный комплекс мероприятий и документов, охватывающий самые разные стороны жизни компании. Например, стратегия бессмысленна без маркетинговой политики – выбора ключевого ассортимента, политики ценообразования, позиционирования продукции и бизнеса в целом. Оптимизация ассортимента часто невозможна без модернизации производства. Выход на новые рынки редко обходится без настройки системы продаж. И так далее – стратегия является стержневым направлением, но в процессе ее разработки и реализации нам приходится заниматься маркетингом, продажами, логистикой, управлением персоналом и так далее.
Executive.ru: В чем ваши конкурентные преимущества?
С.Б.: И я сам, и все, кого мы привлекаем к работе, имеем многолетний опыт практического управления бизнесом в России. Перед тем, как стать консультантом, я двадцать лет отработал в коммерческих предприятиях, из них 11 – на позиции генерального директора. Теоретические знания, полученные мною на программе MBA и многочисленных других обучающих программах я, прежде чем использовать в консалтинге, вначале испробовал на себе. Кроме того, во время практической работы я узнал много такого, о чем в книжках не пишут. Все-таки наша страна только начинает заниматься бизнесом, и не все непреложные бизнес-истины здесь работают там, как на страницах книг. Консалтинговых компаний, основатели которых имеют такой опыт, в России немного.
Executive.ru: Вы говорите, что страна только начинает заниматься бизнесом. Но ведь первые кооператоры сейчас отмечают тридцатилетие трудовой деятельности?
С.Б.: Тридцать лет – это совсем немного. Западный капитализм в его сегодняшней модели складывался как минимум двести. Но главное не это – в России только сейчас складываются по-настоящему рыночные условия. Последние тридцать лет, с короткими перерывами на кризисы, были эпохой того, что в СССР называли «спекуляцией», то есть возможностью извлекать сверхприбыль из ситуации дефицита. Мы много лет жили в эпоху роста рынков, то есть рыночного дефицита, что позволяло нам зарабатывать очень много, не применяя сложные маркетинговые инструменты. Бизнес-модели российских компаний были рассчитаны на непрерывный рост. Сейчас эта эпоха закончилась, и уровень конкуренции приблизится к рыночному, что, на фоне дефицита финансовых и кадровых ресурсов, поставить очень сложные задачи перед предпринимателями. И переживут эту новую реальность уже не самые быстрые или наглые, а самые умные. Те, кто поймут, что им нужно не «подстроиться под кризис», а полностью перестроить свою бизнес-модель, полностью измениться и пересмотреть приоритеты. У нас сейчас как раз идут несколько таких проектов – предприятия успешно растут на фоне падения рынка и вполне реальных, болезненных банкротств.
Executive.ru: Какие основные задачи, по мнению Sapiens Consulting, стоят перед нынешними предпринимателями?
С.Б.: В первую очередь – маркетинг. Затем четкое определение приоритетных и второстепенных продуктов, процессов и отделов. Главное нужно развивать, второстепенное закрывать или передавать на аутсорсинг. Третье – развитие компетенций, Россия все еще страна дилетантов.