При инвестициях всего 500 тысяч долларов от фондов Genezis Technology Capital и SOLventures, сервис за несколько лет работы сумел собрать внушительную аудиторию в 5,5 млн подписчиков, показать прибыль и достигнуть показателей выручки 2 млн долларов в год. Наряду с Puzzle English, в рейтинг попали российские образовательные стартапы по изучению английского языка LinguaLeo и SkyEng, а также европейские и американские мультиязычные сервисы Busuu, Babbel, Memrise и Duolingo.
По словам генерального директора и основателя компании Александра Антонова, Puzzle English показывает лучшую на рынке динамику окупаемости затрат в разработку и развитие проекта. При наименьших вложениях, сервис демонстрирует наилучшие приросты ежегодной выручки относительно объема осуществленных инвестиций среди всех конкурентов, уступая только мультиязычному сервису Busuu.
«Разрабатывая стратегию развития, мы всегда рассчитывали, в первую очередь, на внутренние резервы. Крупные инвестиционные транши никогда не были для нас самоцелью: PuzzleEnglish всегда удавалось грамотно балансировать между привлечением средств на развитие проекта, с одной стороны, и сохранением полного контроля над компанией, с другой», – объясняет основатель и генеральный директор сервиса PuzzleEnglish Александр Антонов.
Подход Puzzle English в целом не характерен для российского рынка образовательных онлайн-стартапов. Так, объем инвестиций в SkyEng (порядка 2000 преподавателей и около 20 тысяч учеников) – сервис дистанционного преподавания языка от инвестиционной компании BaringVostok на январь 2018 года оценивается в 15 млн долларов, исходя из собственной оценочной рыночной стоимости компании в $100 млн. По итогам 2017 года выручка сервиса, по собственным данным компании, составила более 11 млн долларов.
Еще больше инвесторы вложили в американский сервис Duolingo – 108,3 млн долларов, однако показатели выручки компании пока не соотносятся с объёмом инвестиций и оцениваются достаточно скромно – порядка 4 млн долларов. Эксперты считают, это связано с тем, что у пользователей платформы практически отсутствует мотивация для покупки премиум-аккаунта: даже в базовой версии им предлагается целостный продукт. Тем не менее, стоимость компании оценивается аналитиками в 725 млн долларов.
Вложения инвесторов в LinguaLeo (15 млн пользователей) оцениваются экспертами в 3,2 млн долларов. LinguaLeo начал свою деятельность на несколько лет раньше основных конкурентов, однако ахиллесовой пятой приложения остаётся слабая монетизация: лишь незначительное число пользователей приобретают платный аккаунт. Компания утверждает, что в 2017 году сервис вышел на окупаемость, однако реальные цифры выручки корпоративные источники не раскрывают, хотя независимые аналитики owler.com оценивают ее в 2,9 млн долларов.
Британский мультиязычный сервис Memrise, занимающий ощутимую долю российского рынка, при вложениях инвесторов около 7 млн долларов, ныне насчитывает порядка 20 млн подписчиков. Актуальные данные по своему финансовому состоянию компания не раскрывает, но известно, что на 2017 году ее выручка составила от 4 до 5 млн долларов.
Немецкий образовательный сервис Babbel, начинавший свою деятельность еще в 2007 году, также демонстрирует неплохие результаты по выручке – 15,2 млн долларов при общем объеме инвестиций в проект в размере 32 млн долларов.
Австрийский мультиязычный сервис Busuu, весьма популярный в России (ок 80 млн зарегистрированных пользователей) привлёк 11,4 млн долларов на развитие от различных инвесторов, включая фонды PROfoundersCapital и McGraw-Hill. Выручка сервиса по данным аналитического портала owler.com составляет до 90 млн долларов.
Сервис | Год начала работы | Количество пользователей/учеников | Объём привлеченных инвестиций (в млн $) | Выручка (млн $) |
Puzzle English | 2014 | 5,5 млн | 0,5 | 2 |
Busuu | 2010 | ок 80 млн | 11,4 | 90 |
Duolingo | 2011 | ок 200 млн | 108,3 | 4 |
SkyEng | 2012 | 20 тыс учеников | 15 | 11 |
LinguaLeo | 2010 | 15 млн | 3,2 | 2,9 |
Memrise | 2014 | 20 млн | 7 | 4,5 |
Babbel | 2007 | 1 млн | 32 | 15,2 |