Когда-то давно, лет девять или десять назад, в самом начале моей карьеры в такой интересной области как «проектный менеджмент», слова «руководитель проекта» ни работодателям, ни работникам ни о чем не говорили. Тогда еще эта должность не вошла в моду. На слуху были “начальники отделов”, “руководители групп”, “директора департаментов”.
“Руководитель проекта”? Почему сразу “руководитель”? Что такое “проект”? Мы не архитектурный институт, никаких проектов не выполняем, никакие здания и сети не разрабатываем…нет, проекты это точно не к нам.
Но все меняется, и это очень сильно радует. Мы все больше работаем с зарубежными компаниями, получаем степени MBA и сертификаты PMP и нас уже больше не пугают слова «проект», «рабочая группа», «план управления коммуникациями проекта», «карта управления рисками проекта». Мы их активно применяем, по-своему конечно, но применяем.
Наш бизнес развивается, как регионально, так и с помощью диверсификации своей деятельности, мы придумываем новые продукты и услуги, открываем новые направления и все чаще, точнее уже очень часто, практически везде используем слова «руководитель проекта».
Нужно найти клиентов и продать им новые межкомнатные двери? Запустить новую линию по переработке молока? Запустить новую услугу в стоматологической клинике? Найти клиентов для размещения рекламы в журнале? Внедрить электронный документооборот? Для всего этого нам нужен «руководитель проекта».
А почему именно он? Ну как же, согласно PMBoK (библия проектного управления) руководитель проекта это тот кто ответственен за результат проекта в целом. Вот! Главная мысль – мы будем точно знать с кого можно спрашивать результаты работы. С руководителя проекта. Он ответственный, за все.
В целом мысль очень правильная. Возьмем для примера небольшой внутренний проект, который может случиться с любой компанией – переезд в новый офис. Представим, что компания у нас среднего размера, со штатом сотрудников около 200 человек. Со всеми традиционными службами для такого случая: служба АХО, транспортный отдел, бухгалтерия, айтишники, финансисты, секретариат, HR. И вот собрались они все переезжать в новый офис.
Офис уже нашли, уже все договоры какие надо заключили осталось упаковаться, перевезти коробки и разложиться на новом месте. И как то процесс не двигается. Вроде все указания розданы, важность обозначена, сроки установлены, но не двигается ничего. И вот руководство компании желает выяснить почему собственно оно до сих пор сидит в своем старом кабинете, когда в новом офисе его уже ждет-пылиться новое удобное кресло, стол и красивая картина на стене.
Вызывает к себе начальника службы АХО и вот что примерно от него слышит «А мы все сделали, мы коробки нашли, привезли и всем раздали. Мебель новую заказали, ее уже собрали и установили. С нашей стороны все сделано. Это вон, транспорт, никак не может нам найти машины для переезда». Вызывают транспорт, у транспорта такая позиция «Мы со всеми уже договорились, машины стоят ждут звонка, кадры никак не могут определить день переезда». Вызывают кадры и слышат «Все уже давно определили, всем удобно в субботу, просто никто не знает где его рабочее место в новом офисе, ходят к нам спрашивают, и пока не выяснят это отказываются собираться».
И такие диалоги могу происходить до бесконечности, потом еще вспомнят, что не протянули внутреннюю сетку, потом ее протянут, но не так, потому что так и не понятно кто где на новом месте сидит. И будет грустно пылится новое кресло руководителя в новом офисе ожидая своего хозяина еще очень долго.
Совершенно обратная ситуация, когда есть руководитель проекта. Есть человек, который ответственный за результат. И что бы выяснить, почему до сих пор руководство не сидит в своем новом кресле, ему (руководству) не надо общаться со всеми своими дорогими и любимыми подчиненными. Потому что есть один человек – руководитель проекта. Вот он то и расскажет и прояснит ситуацию. Ну разве не здорово?!
Очень здорово и очень эффективно. Но, читая первую часть фразы про руководителя проекта (про его полную ответственность), вторая часть этой фразы все время остается незамеченной. А зря…там написано, что для того чтобы нести ответственность, руководитель проекта должен обладать определенными полномочиями. Полномочия подбирать себе ресурсы для реализации проекта (нанимать/увольнять сотрудников, использовать технику), полномочия решать финансовые вопросы (утверждать бюджет, утверждать и производить расходы), полномочия вести переговоры и подписывать контракты, полномочия давать указания сотрудникам в конце концов.
Да конечно, не все сразу. Руководитель проекта не должен заменять Генерального директора, но у него должны быть финансовые, человеческие и организационные возможности для того чтобы достичь оговоренных результатов по проекту.
Если не дать руководителю проекта полномочий – результата никогда не будет. О каком результате может идти речь если счет на оплату транспорта для переезда (возвращаемся опять к нашему примеру) уже неделю лежит на подписи у руководства и не подписывается, потому что руководитель в длительной командировке, а у руководителя проекта нет полномочий подписать этот счет. О каком результате может идти речь если руководитель проекта уже третий день ходит к начальнику IT Департамента и слезно его просит, что бы тот дал указание одному из своих спецов проехать в новый офис и произвести необходимые замеры для организации новой «сетки»? Просит, потому что у него самого нет таких полномочий. Поэтому и нет результата. Зато есть один несчастный, который бродит по офису и просит то помочь, то посодействовать, то подписать.
Руководитель проекта это человек, которому вы доверили исполнение работ. Вы ему доверили не только результат, но и способы достижения этого результата. Еще раз повторюсь, никто не говорит, что на время реализации проекта его руководитель это Царь и Бог и Генеральный директор (или любой другой руководитель организации) перестает существовать. Нет. Договоритесь с самого начала о том, какие решения, действия руководитель проекта может предпринимать без вас, и какие – обязательны для согласования с вами. Договоренности могут меняться в процессе реализации проекта, но начинать совсем без них ни в коем случае нельзя.
Это всего несколько аспектов (упрощенно): финансы, люди, форс-мажор – и займет это не так много времени. Зато это будет правильное начало, которое впоследствии обязательно приведет к результату.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.
А если не ''руководитель'', а ''управляющий'' - будет ''две большие разницы, как говорят в Одесе?''