«Нет оборотного капитала: компании страдают, дешевеют, но… не продаются!» – так назывался материал, опубликованный на Executive.ru 13 мая 2015 года. Редакция попросила бизнес-брокера, партнера консалтинговой компании WiseAdvice Алексея Москвича прочитать эту публикацию и высказать свое мнение.
В целом, я согласен с экспертами, чье мнение приведено в материале, у меня есть только дополнения. Я согласен с начальником аналитического отдела ИФК «Солид» Олегом Шаговым в том, что осенью, когда рубль резко упал, когда Центробанк за одну ночь повысил ставку до 18%, когда банки также оперативно повысили ставки по кредитам, то компании оказались в положении, близком к панике. Они и сейчас находятся в состоянии, близком к панике. Давайте, проанализируем, почему.
Авось & Небось
В декабре 2014 года они брали кредиты, надеясь на авось. Я сталкивался с предпринимателями, которые в ноябре-декабре набрали дорогих кредитов в банках – особенно этим страдают импортеры и дистрибьюторы – и что ситуация улучшится. Она действительно несколько улучшилась к весне: ставки упали, и рубль к доллару вырос, но одновременно произошел спад покупательской активности на 30% в сегменте потребительского рынка. И многие предприниматели оказались неспособными отдать кредиты. У дистрибьюторов нет активов кроме товарных запасов. У них нет производства и станков – чаще всего у них и склады в аренде. Так что, взять с них нечего, кроме как распродавать товар. Ко мне обращаются с последней надеждой: «Помогите нам, пожалуйста, распродаться хотя бы за долги. Нам срочно нужно в течение четырех месяцев выплатить долги, иначе мы – банкроты». Или наоборот: «Нам нужно срочно в течение трех месяцев найти деньги, а через три месяца, может быть, ситуация улучшится, и все будет хорошо. И заемные средства нам будут не нужны».
Недавно прочитал на РБК, что наш первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал привыкать к колебанию рубля. Я вчера разговаривал с одними дистрибьюторами, находящимися на грани паники. Они размышляют таким образом, что если доллар упадет и станет меньше 45 рублей, то дистрибьюторам-импортерам опять станет выгодно импортировать товар. Снова станет выгодно импортировать потребительские товары, бытовую химию и косметику, товары для дома. Если доллар вырастет до 60 рублей, а я склоняюсь к тому, что все-таки к осени он вырастет, то становится выгодным собственное производство. У этой компании уже налажено производство собственного бренда на арендованных площадях. И они думают развивать это производство. Либо сворачивать свою деятельность и уходить с рынка, потому что импортировать становится все труднее.
Когда хорошего решения – нет
Предприниматели находятся сейчас в подвешенном состоянии – они не понимают, что же делать. Одни эксперты дают положительные прогнозы, а другие – отрицательные. У одного моего хорошего товарища торговый центр строительных материалов в одном из городов-миллионников. Само здание находится в лизинге у банка, и предприниматель до 2012 года более или менее выплачивал лизинговые платежи, а потом в город пришли иностранные торговцы стройматериалами, у него снизилась наполняемость, и он был вынужден снизить арендную ставку. Еще в 2012 году он пытался продать здание, но не получилось, так как у него было слишком завышенное представление о цене. А сейчас он мне позвонил и сказал, что банк вошел в его положение и сделал ему пролонгацию до 2017 года и снизил до 2017 года ежемесячную оплату в три раза. С трудом, но он платит. Я с ужасом думаю, что же будет в 2017 году! С 2017 года придется рассчитываться по полной программе. И банк наверняка захочет компенсировать эти заниженные платежи. Поэтому владелец принимает решение срочно «сбросить» объект, снизив цену в два раза. Но спроса на торговые центры нет, поэтому я лично не вижу здесь хорошего решения: все плохие.
Продукт + персонал + маркетинг
Уже в декабре ставки выросли до 28%. Финансовый директор компании «Финансовые технологии» Павел Каспаров тоже говорит об этом. Несмотря на эту ситуацию, мои прогнозы, которые я давал во время нашего интервью в феврале, оправдываются: на рынке есть деньги. Рынок просел в сегменте крупного и среднего бизнеса с иностранными активами. На российском рынке идет оживление, деньги есть. И не только у банков, но и у частных фондов, и сделки идут. В марте я открыл еще одну сделку по упаковочному производству.
Российские и иностранные инвесторы, которые не ушли с нашего рынка, твердо знают, что в России есть интересные объекты. И они пытаются их искать и готовы их финансировать путем покупки доли этих предприятий. Пусть предприятие подвержено кризисным влияниям, но одно из первых условий состоит в том, что у него должны быть активы в виде современного оборудования. И должен быть качественный и хороший продукт через конечного потребителя, грамотный персонал и маркетинг. Если все это есть, то такую компанию готовы покупать, инвестировать, растить, потому что сейчас это выгодно.
В Китае, несмотря на рост курса доллара, рабочая сила подорожала не от роста курса доллара, а в связи с некоторыми другими факторами. А рост курса доллара к рублю (не к юаню!) только усугубил ситуацию у нас. Очень подорожала рабочая сила. И уже по многим позициям становится выгоднее восстанавливать производство в России и занимать лидирующие позиции здесь.
Продавцы бизнеса стали чуть адекватнее
Я полностью согласен со спикерами в том, что предприятий, желающих вложить средства в приобретение бизнеса, сейчас много, и они ищут объекты, обращаются ко мне. Сейчас представление о цене у продавцов значительно мягче, чем они были несколько лет назад. Если владельцы компаний примут правильные стратегические решения, то они смогут спасти свои деньги и бизнес. Кризис – хорошее время для возможностей, и не надо их терять.
Насчет прогнозов на второй и третий квартал этого года, могу по своему опыту сказать, что, исходя из моей практики, летом инвесторы отдыхают. Но я чувствую, что этим летом отдохнуть не удастся, потому что самое время для передела рынка. Я считаю, что провала в июле-августе по продажам объектов не будет. Да и осень в плане купли-продажи бизнеса нас ждет жаркая. Это будет период инвестбанкинга, прямых и венчурных инвестиций.
Одни акционеры «тянут», другим – все равно
Спикеры говорят о том, что компании дешевеют. Я согласен – не скажу, что все компании дешевеют, но большинство. До осени так и будет. Ситуация следующая. Если в компании есть один или несколько владельцев, для которых этот бизнес является единственным, и у них нет перспектив к открытию нового дела, то они всеми силами будут держаться за свою компанию.
Часто бывает, что один совладелец «тянет» на себе бизнес, а другие занимаются крупными делами типа перевозки нефти. Для них средний бизнес уже является обузой, и они готовы отдать его за долги. А тот человек, который занимался им, больше всех страдает. Ему жалко отдавать свое детище, но деваться некуда.
Эксперты в материале говорят о том, что сейчас спрос на инвестиции превышает предложения. Да, и так было всегда. Но дело в том, что многие запросы на инвестиции экономически не обоснованы: либо непросчитанные и непродуманные проекты, либо завышенные по цене или же с устаревшей идеей. Таких проектов много. Но могу с уверенностью сказать, что хорошо прописанный и просчитанный проект всегда найдет своего инвестора. На хороший проект бывает до 10-15 желающих его приобрести.
Спикеры опубликованного материала говорят, что в России достаточно много «серого бизнеса». Могу с уверенностью сказать, что с каждым годом «серых компаний» становится все меньше и меньше. Чем крупнее компания – тем она «белее». Есть много компаний, которые практически «белые». Не секрет, что в России очень высокие социальные платежи: из-за этого у нас во многих компаниях «серая» заработная плата. Что касается выручки и НДС, то она практически везде уже осуществляется «По-белому». Для российского рынка «серый бизнес» не является препятствием при покупке компании.
Что интересует инвесторов?
Могу сказать, какие проекты сейчас пользуются спросом. IT-проекты пользуются невысоким спросом – бум на них прошел. Сейчас уже такой подход – что-нибудь скопировать и продаться – не проходит. Я считаю, что наибольшим спросом сейчас будут пользоваться те проекты, которые рассчитаны на реальный сектор экономики и на конечного потребителя.
Приведу примеры по сделкам, которые я сейчас веду. Упаковочное производство нашло своего инвестора, хотя с типографией были проблемы. Я готовил к продаже комбикормовый завод для птицы, но владельцы, к сожалению, передумали продавать актив, потому что у них за последние полгода в три раза выросла выручка. Интересная ситуация наблюдается сейчас в агропромышленном комплексе: он развивается, и там есть возможность получить государственные деньги. Одно предприятие выращивает элитных коров для производства молока. И сейчас активно покупает площадки для выращивания индюшатины. Что касается молочного сельского хозяйства, то это горячая тема на сегодня – она имеет спрос. В материале также идет речь о «неожиданных инвесторах» – это те, кто спас свои деньги от разорения и ищут, куда бы их вложить. В кризис такие инвесторы самые активные.
Не тяните с продажей
Если дела у вас уже сейчас идут не очень хорошо, и вы чувствуете, что если не сейчас, то через год-полгода все равно встанет проблема с бизнесом, лучше не затягивать, а продавать бизнес уже сейчас, когда за него можно получить реальные деньги. Когда будет все плохо, вы будете продаваться за долги, а не по денежному потоку. Пока у вас есть денежный поток, пока есть потребители – надо продаваться. При этом не упорствовать в цене, а продаваться за разумные деньги, потому что потом будет поздно. Инвесторам же надо настойчивее искать. Многие ищут месяцами и годами и не могут найти объект для инвестиций. Для успешных сделок надо обращаться к специалистам и шерстить рынок, умело вести переговоры.
В материале эксперты говорят о том, что многие инвесторы недостаточно грамотны. И я соглашусь – это тоже проблема. Грамотность на самом деле страдает, финансовая в том числе. Если в роли инвестора выступает финансовый институт, то у него есть специалисты, которые работают за большие деньги, и они могут правильно оценить бизнес. Если речь идет о неграмотных в финансах предпринимателях, им надо раскладывать по полочкам все азы, объясняя, что такое денежный поток, как оценивается компания, что такое дисконтирование. Так что финансовую грамотность предпринимателям надо повышать. А возможностей для этого масса. Сейчас можно поучиться на мини-МВА.
К сожалению, бизнес-брокеры практически не проводят по этому поводу обучающих и информационных мероприятий. Я же никогда не отказываюсь от приглашений выступить по теме купли-продажи бизнеса. Совсем недавно по просьбе Торгово-промышленной палаты проводил мастер-класс в рамках круглого стола в одном из подмосковных городов и понял по аудитории, что эта тема вызывает очень живой интерес. Видно, что многие прошли в бизнесе огонь и воду, и медные трубы. У многих предпринимателей есть интерес не только продаться, но и вложить деньги. Даже среди малого бизнеса есть интерес заняться чем-то другим.
Не морочьте голову покупателям своей уникальностью
Мой вывод: кризис – хорошая возможность для поглощений. Некоторые спикеры любят говорить о том, что никакого кризиса нет, что он в наших головах. Но на самом деле кризис есть. Он серьезный – гораздо серьезнее, чем в 2008 году. Тем не менее, как ни странно, он в то же время дает больше возможностей для бизнеса. К людям, которые прошли 2008 год, пришло понимание сути кризисных явлений, их возможностей. Рынок в это время избавляется от балласта: уходят слабаки, их подбирают более сильные игроки. В целом ситуация в бизнес-сообществе улучшается, рынок оздоравливается. Некоторые эксперты любят повторять, что из этого кризиса мы можем выйти самостоятельно – без просьб к Западу и отмены санкций. Да, это реально, но это будет долгий и мучительный процесс, и это понимание уже приходит. Хотя падать постоянно невозможно – так что, и этот кризис рано или поздно закончится. Небольшого роста я ожидаю к 2017 году. Но это будет своего рода «отталкивание от дна». На восстановление экономики уйдут многие годы.
Есть такое понятие в бизнесе – философия оценки. Если кратко, то прежде чем оценить компанию, нужно хорошо себе представлять, что круг покупателей на вашу компанию неограничен, что их миллионы, и все покупатели – маргиналы в хорошем смысле этого слова. Это означает, что, вкладывая собственные средства, они будут руководствоваться экономическими соображениями. При оценке бизнеса нужно исходить из реалий рыночной стоимости, а не пожеланий, соображений об уникальности бизнеса. Это не значит, что данная компания должна стоить в три раза дороже рыночной стоимости. Завышать стоимость бизнеса не надо! Это распространенная ошибка предпринимателя, которая часто мешает сделке состояться.
Есть такое заблуждение, когда продавцы говорят, что у них уникальный трудовой коллектив. Маркетолог Джек Траут справедливо говорит, что нельзя выставлять в качестве конкурентного преимущества компании тот факт, что у вас работают лучшие специалисты. Уникальные специалисты работают в General Motors, British Petroleum, в «Газпроме», наконец, и получают огромные зарплаты. Уникальные люди составляют деловую репутацию компании – здесь спорить не буду. Но ваш уникальный коллектив не позволяет повысить стоимость компании.
Публикацию подготовила: Марина Сипатова
Хорошая статья, как и все этого автора, я только не понял, почему в разделе, озаглавленном ''Не морочьте голову покупателям собственной уникальностью'' говорится ''при оценке бизнеса нужно исходить из реалий рыночной стоимости, пожеланий, соображений об уникальности бизнеса''. Так уникальность важна или нет?
цитата
наш первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал привыкать к колебанию рубля
конец цитаты
видел даже эту трансляцию, Шувалов как всегда был подчеркнуто элегантен и этим как будто бы небрежным жестом показал нашему бизнесу, что нужно совершенствоваться (учиться развиваться в эпоху флуктуаций и изменений), соответствовать времени и быть таким же успешным как он сам
Михаил Ободовский, в предложение ''при оценке бизнеса нужно исходить из реалий рыночной стоимости, пожеланий, соображений об уникальности бизнеса'' вкралась опечатка. Конечно же, кичиться своей уникальностью не стоит. Этот факт может повысить инвестиционную привлекательность, но в глазах далеко не всех потенциальных инвесторов. Снижается ликвидность, поскольку снижается круг покупателей.
нужно исходить из реалий рыночной стоимости, а не пожеланий, соображений об уникальности бизнеса''