Когда Барбара Бартлейн была назначена руководить департаментом медицинского оборудования, занимающегося креслами-каталками, ходунками, кислородными масками и другим оборудованием, она решила провести инвентаризацию склада и проверить, соответствует ли информация в компьютере реальному положению дел. Оказалось, что нет.
Барбара обнаружила, что отсутствует оборудование на сумму $500 тыс. Она донесла эту информацию до генерального директора, и тут начались ее настоящие проблемы. «Я думала, что руководство хочет знать, что компания несет потери. Я была не права. Они не хотели «знать», и я поставила их в затруднительное положение. Мой руководитель решил убедиться, что я никогда больше не сделаю ничего подобного». В следующие шесть месяцев он постоянно вызывал Барбару в свой кабинет, требовал отчеты, таблицы и задавал подробные вопросы о ее деятельности. Он мог повышать голос, предъявлять причудливые обвинения и давать не менее странные поручения. В конце концов, он настоял, чтобы при таких встречах присутствовала его секретарь и делала заметки, таким образом он обеспечил себе свидетеля. Тогда, Барбара еще не понимала, что ее запугивали. «Я чувствовала себя мишенью. В том, что происходит, я видела свою вину. В итоге я даже стала одним из подозреваемых в исчезновении оборудования. Возможно, мне следовало покрыть убытки, но я не собиралась брать вину на себя. Возможно, проблема была в том, что я сказала правду. Я говорила себе, что мне необходимы навыки, которые помогут ориентироваться в политике компании. Другие менеджеры справлялись с этим гораздо лучше. Они не просто играли с боссом как с мячиком, они разыгрывали целые симфонии и пьесы. Я просто не знала правил игры. Наконец я решила, что вообще не хочу играть, и спустя несколько месяцев ушла из компании», - вспоминает она.
Издевательства на рабочем месте
К сожалению, опыт Барбары не уникален. Запугивания – это эпидемия в культуре компаний и, похоже, ее масштабы растут. Согласно исследованию Harris Interactive, которое проводилось с мая по июнь 2012 года, 35% работников заявили, что чувствуют себя притесняемыми на рабочем месте. В 2011 году об этом сообщили 27% работников. 16% из них сказали, что из-за этого у них ухудшилось здоровье, а 17% решили уволиться с работы. Эти данные совпадают с исследованием Zogby International. Они изучили анкеты 6000 человек и выяснили, что 35% работников сталкивались с преследованиями. Чаще мучителями выступают мужчины: 62% против 58% у женщин. Да, среди женщин тоже есть мучительницы, но их жертвами в 80% случаев оказываются так же женщины.
Притеснения в офисе – это не то же самое, что разногласия, внезапные конфликты или грубость. В отличие от того, кто унижает сознательно, нормальный человек понимает, что ведет себя неподобающе и приносит извинения. Притеснение предполагает систематические и повторяющиеся модели поведения в течение длительных временных периодов. Это сознательное злоупотребление властью и положением, когда мучитель целенаправленно выбирает жертву и мучает ее. Сюда же относятся домогательства. Самое страшное в том, что запугивания могут настолько укорениться в культуру компаний, что сотрудники начинают воспринимать такую обстановку как «нормальную».
Бескультурье процветает и в здравоохранении, несмотря на высокий социальный статус медицины, а также высокие моральные качества, которые предполагаются у работников этой сферы. Компания Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organizations даже выпустила свод правил, направленных на предупреждение и регулирование ситуаций, связанных с издевательствами на рабочем месте. Она создала своего рода кодекс поведения, где описаны приемлемые, разрушительные и неподобающие модели поведения на рабочем месте.
Барбара была свидетелем издевательств над персоналом в нескольких учреждениях здравоохранения. Например, во время ее работы в известном госпитале в Денвере один хирург очень надменно обращался с медсестрами и унижал их в присутствии коллег. «Однажды моя начальница заявила ему, что не собирается мириться с таким поведением. К сожалению, руководство больницы не встало на ее сторону, а хирург, наоборот, получил прибавку к зарплате. Ему разрешили и дальше издеваться над персоналом», - пишет она.
Какая обстановка у вас на работе? Преследования разрушают атмосферу и производительность? Даже если лично вас не оскорбляют, возможно, кто-то из ваших коллег подвергается преследованиям?
Что делать, если вы вдруг стали объектом несправедливых притеснений? Вот пять советов:
1. Поступайте наоборот
Один из самых эффективных способов погасить чей-то эмоциональный всплеск – оставаться спокойным и невозмутимым. Нужно быть холодным как лед, а еще лучше смотреть притеснителю в глаза, пока он не закончит свою тираду.
Помните, что задир заводит страх, который испытывают их жертвы. Чем больше вы теряете самообладание, тем больше ваш обидчик входит во вкус. Держите себя в руках, и когда задира сделает паузу, спокойно скажите: «Мы вернемся к этому разговору, когда вы сможете беседовать спокойно». При этом старайтесь говорить низким голосом, медленно и не слишком громко. Никогда не опускайтесь на один уровень со скандалистом, оставайтесь профессионалом. Помните, что это его проблема, а не ваша.
2. Поставьте обидчика на место
Дайте скандалисту обратную связь. Удивительно, но многие из них не видят в своем поведении никаких отклонений. Дайте им понять, что они выглядят некомпетентно. Скажите, например, следующее: «Вы постоянно угрожаете увольнениями, что не способствует продуктивности нашей команды. Можем ли мы проявить себя каким-либо образом, чтобы вы остались довольны»? Или: «Когда вы устраиваете разносы во время общих собраний, новички могут решить, что вы не компетентны. Вы хотите испортить свою репутацию»?
3. Установите собственные границы
Одна из простых фраз, с помощью которой вы можете воздействовать на агрессивного руководителя, звучит так: «Мне не нравится, что вы говорите со мной таким тоном».
4. Задавайте вопросы
Если вы стали объектом частых придирок, задавайте вопросы, чтобы ослабить контроль над вами. Спросите: «Какую еще информацию я должен вам предоставить, чтобы вы не отвлекались, проверяя мои успехи?».
Руководитель больше всего боится, что вы провалите задачу, которую он вам делегировал. Он заранее настроен оценивать ваши результаты негативно. Найдите возможность действовать на опережение и успокоить его. Тогда уровень его паники снизится, а у вас будет больше свободы.
5. Раздуйте скандал
Вы можете пожаловаться вышестоящему руководителю или в отдел кадров, спокойно предъявив доказательства, собранные заранее в течение длительного времени. Факты должны четко указывать на то, что имеет место не единичный факт грубости, а систематические посягательства. Еще лучше, если такие же доказательства представят несколько ваших коллег.
Однако нет никакой гарантии, что вашу жалобу примут во внимание и захотят разобраться с агрессивным менеджером, выступить посредником в вашем конфликте или начнут учить его дисциплине. В этом случае вам придется решить, терпеть издевательства дальше или искать другую работу. Главное, помните, что работа с человеком, который вас притесняет, негативно сказывается на здоровье, разрушает самооценку, вредит вашему благополучию.
Никакая работа не стоит этого.
Перевела с английского Ирина Силачева
По материалам: career-intelligence.com, golocalpdx.com
Источник изображений: Фотобанк Фотодженика
На мой взгляд, все советы, кроме первого, только раззадорят ''мучителя'' или же ускорят выход ''жертвы'' за пределы компании. Многие из этой категории людей вообще не способны услышать то, что им говорят, потому что слушают только себя, любимых. Ставить на место, конечно, необходимо, но приведенные в статье примеры выражений как-то вызывающе звучат (возможно, это из-за перевода?)