Что мешает молодым делать успешную карьеру?

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны,
если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. 
Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». 

Гесиод, 720 год до н.э.   

Они неусидчивые, эгоистичные, наглые, неоправданно амбициозные. Они проводят в интернете 24 часа в сутки. Они не любят читать книги, не любят проводить свободное время на улице, они сваливают вину на родителей – «таких воспитали». Они жестокие, не способные к состраданию, не эмоциональные. Они не способны созидать, они могут только потреблять. Они – это поколение Y. Предпоследняя буква в английском алфавите. Нынешнее поколение двадцатилетних. Останется ли что-то после них, кроме пустой легенды и миллионов статусов в социальных сетях?

Кто они?

Сейчас в России, по данным Росстата, насчитывается почти 4 миллиона граждан в возрасте от 20 до 24 лет. Эти люди если и застали время, когда компьютеров не было совсем, то только в возрасте до 10 лет. Сейчас же ребенок в этом возрасте не то, что интуитивно знает, как пользоваться компьютером, но имеет свой мобильный телефон с выходом в интернет, причем у многих уже есть свои личные страницы в социальных сетях. Вы думаете, что они в сети обсуждают конструкторы Lego и кукол Barbie? Вы глубоко заблуждаетесь. Они обсуждают события мирового масштаба и отношения между полами. Они уже такие, каким было предыдущее поколение в возрасте от 17 до 23 лет. Их темп развития и жизни быстрее во много раз, и он постоянно растет. Новое поколение двадцатилетних по-другому мыслит. Они не читают многотомную литературу, объясняя это выражением «много букв». Они не смотрят телевизор – получасовая передача плюс ее ожидание – это долго. Вместо этого они предпочитают короткие рассказы, смотрят трехминутные видеоролики: информация воспринимается молниеносно, но, к сожалению, поверхностно. К тому же весь контент такого типа очень быстро можно найти в интернете.

По мнению Марка Сандомирского, психотерапевта, кандидата медицинских наук, «поколение Y» (также его называют поколением «Миллениум») отличается в первую очередь своим агрессивным поведением, неспособностью к сопереживанию, эгоистичностью. Такие качества в профессиональном плане не помогают, а являются фактором длительной социализации в коллективе. Это значит, что при построении карьеры они будут идти «по головам», коллеги никогда не станут им друзьями. К тому же, глядя на своих предшественников, которые добиваются успеха только путем тяжелого труда и в итоге «сгорают» на работе, они проводят четкую грань между карьерой и личной жизнью. В данном случае, конечно, приоритет будет отдан личной жизни. Слова «Теперь я могу больше времени проводить со своей семьей» станут для них путеводной звездой. То есть работать строго по 9 часов в день они не станут, выбрав ненормированный график работы или вовсе – дистанционную занятость. Многие ли компании в России на данный момент готовы предоставить возможность работать в свободном графике?

Не только рекрутерам, но и всем работодателям уже сейчас приходится приспосабливаться к этому поколению – менять способы поиска кандидатов, корпоративные программы, планы обучения новых сотрудников и так далее. Конечно, руководители и HR, удовлетворяя потребности новых молодых сотрудников, идут в ногу со временем, профессионально развиваются. Но окупятся ли затраты? Станут ли в дальнейшем люди этого поколения костяком компании, или будут переходить из одной компании в другую?    

По данным исследования, проведенного компанией Recruitnet в феврале 2013 года, почти все российские компании, работая с молодыми сотрудниками, внедряют множество изменений в бизнес-процессы.

1.JPG

Источник

При этом большинство их усилий направлено на работу со статусом HR-бренда. «Мы не приходим устраиваться на работу. Мы приходим выбирать работодателя. Нам нужен опыт и бренд, с которым мы будем себя идентифицировать», – такова цитата одного из представителей «поколения Y» на конференции «Graduate-2013», состоявшейся в конце февраля 2013 года в Москве. В дополнении к усилению HR-бренда, начинается рост потребности удержания таких сотрудников следствии малого опыта – компании ориентируются на внутренний рекрутмент.

Помимо этого, компании, в борьбе за качественного молодого специалиста, начинают использовать новое оборудование, современные технологии, в которых данное поколение порой разбирается куда больше их старших коллег. Данный факт порождает двусторонний процесс приобретения навыков. Если раньше опытные специалисты обучали новых сотрудников, то теперь и старшее поколение учится у младшего – передовым технологиям, методам оптимизации работы с помощью различных новейших «гаджетов» и так далее.

Тяжело в учении, легко в бою

Работодатели всегда критиковали молодой персонал. Но ведь, если знать их недостатки, и уметь грамотно управлять ими, работать с молодыми специалистами становится гораздо легче.

По материалам выше указанного исследования основным недостатком поколения Y являются завышенные амбиции. Вследствие того, что двадцатилетние выпускники университетов считают своим преимуществом владение передовой техникой, компьютерами и интернетом на уровне продвинутого пользователя минимум; поскольку на данный момент они пользуются повышенным спросом у работодателей, который будет продолжать расти; так как эти люди пока не умеют адекватно оценивать свой опыт работы, свои профессиональные компетенции – у них слишком большие зарплатные ожидания. Помимо этого у абсолютного большинства их них отсутствуют какие-либо знания о принципах построения и ведения бизнеса, о том, каким образом рассчитывается зарплата. Но этот принцип работает не только в отношении «поколения Y», но и работал касательно многих предыдущих, старших поколений.

Завышенные требования у «поколения Y» не только к работодателю, но и к самим себе. Они не могут терпеливо ждать и работать до того момента, пока не получат хороший результат. Этот результат им нужен сразу, сиюминутно. Поэтому при работе они спешат, а в сочетании с поверхностностью и рассеянным вниманием, это приводит к серьезным ошибкам.

3.JPG

Источник

Они не трудоголики, они лентяи. Их единственной мотивацией вкалывать по 12 часов в сутки является далеко не страх потерять работу, а интерес к делу, которым они занимаются. Поэтому часто они, еще и не способные пока грамотно планировать свой рабочий день, не выполняют порученные им задачи в срок.

И они не будут карабкаться вверх по карьерной лестнице. Сейчас в мире множество новых профессий, многие из которых появились совсем недавно. Так зачем «напрягаться», если есть шанс «найти себя»? А ведь раньше люди осуждали такое непостоянство.

Совершенно точно среди всех их качеств можно найти и положительные. Согласно исследованию Recruitnet, большинство руководителей и HR-менеджеров российских компаний сходятся во мнении о быстрой обучаемости этого поколения. Это обусловлено самим темпом их жизни. Если представителям старшего поколения предоставляли трехмесячный испытательный срок – период, за который работник полностью адаптировался к работе и коллективу, то теперь существует тенденция к сокращению этого периода до полутора-двух месяцев. В этой связи часто агрессивная рабочая политика позволяет этому поколению стать многопрофильными работниками. А так как в условиях глобализации многие сферы деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, в результате на выходе IT-специалист может быть одновременно и smm-менеджером, и заниматься seo-оптимизацией портала своей компании.

На втором месте стоит креативность и умение находить нестандартные пути решения проблем. И только после этого работодатели говорят о технической грамотности.

2.JPG

Источник

Не последнее место в рейтинге занимает стремление ставить высокие цели. Прямое доказательство тому, что такое отрицательное качество, как амбициозность, можно направить в нужное русло. Помимо всего, представители «поколения Y» полностью открыты всему новому. У них практически отсутствует понятие фантастики. Они уверены, глядя на скорость развития технологий, что если что-то можно придумать, то в скором времени это изобретут. И даже больше: все свои идеи они склонны проверять – не воплотил ли кто-то эту идею до них?

Таким образом, подводя итоги, выделим основные положительные и отрицательные качества, которые способствуют или препятствуют продвижению «миллениума» по карьере.

Пять главных положительных черт: 

  • Быстрая обучаемость;
  • Креативность, умение находить нестандартные пути решения проблем;
  • Техническая грамотность;
  • Стремление ставить амбициозные цели;
  • Открытость всему новому. 

Пять главных отрицательных черт: 

  • Эгоизм;
  • Неоправданная амбициозность;
  • Поверхностность;
  • Лень;
  • Непостоянство.

Из этого следует, что для этого поколения подходящими специальностями являются, во-первых, все связанные с высокими технологиями, интернетом, такие как программист, специалист в IT-сфере, инженер, высококвалифицированный работник. Также сюда можно отнести профессии, результаты которых достигаются быстро, например журналисты, дизайнеры, фотографы, видеографы, переводчики, менеджеры по продажам, рекламщики, во многом им будут близки профессии учителя и врача. Но им совсем не подойдут «скучные» специальности, заставляющие долго работать для достижения результата, монотонные – бухгалтеры, архивариуса, работа на конвейере, работа с большим количеством бумажной волокиты.

Ольга Степанова, управляющий директор Rational Grain: В этом сегменте кадрового рынка мы уже можем наблюдать профессионально успешных менеджеров среднего и высшего звена, например, в сфере недвижимости. Хотя с другой стороны мы можем видеть выпускника инженерного факультета, который только пришел на место инженера и его зарплата составляет 25-30 тыс. рублей. Многие работодатели, говоря о молодых специалистах, которые часто приходя устраиваться на работу после окончания вуза, поднимают вопрос о весьма высоких ожиданиях по заработной плате. Работодатели, как правило, с этим не бывают согласны, они понимают, что обучать специалиста практическим навыкам, даже если молодые люди пришли с хорошей теоретической подготовкой, а это тоже затраты времени и денег.

Хотя законодатель запретил указывать в объявлениях о вакансии все дискриминирующие требования, по вакансиям определить этого мы не сможем. Но в любой компании есть среднесписочная численность и проанализировать поло-возрастную структуру можно. Много вакансий есть для контингента людей 23-27 лет на исполнительские позиции, но, как показывает практика, в крупных городах. Во многих регионах России молодежи после обучения идти работать чаще некуда.

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Мне кажется, сейчас уже только ленивый не пнул поколение Y

Креативный директор, Москва
Виктор Платонов пишет: Мне кажется, сейчас уже только ленивый не пнул поколение Y
Вот и пытаемся разобраться: за дело или не за дело.
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Радует только, что хоть кто-то замечает положительные качества поколения Y. Насчет завышенных зарплатных ожиданий - если сравнивать эти ожидания со среднеевропейскими при равных условиях, то никакие они не завышенные. Просто вы забываете, что для поколения Y стираются территориальные границы и этому поколению есть с чем сравнивать.

Креативный директор, Москва
Виктор Платонов пишет: Радует только, что хоть кто-то замечает положительные качества поколения Y. Насчет завышенных зарплатных ожиданий - если сравнивать эти ожидания со среднеевропейскими при равных условиях, то никакие они не завышенные. Просто вы забываете, что для поколения Y стираются территориальные границы и этому поколению есть с чем сравнивать.
Нет, не забываем. Тему мобильности решили рассмотреть более внимательно. Будем готовить публикацию об этом.
Директор по маркетингу, Ижевск

Креативность молодежи в сочетании с очень поверхностными знаниями зачастую играет с ними (и с работодателем) злую шутку - креативный сотрудник начинает изобретать велосипед. Причем, тратит на это массу времени. В запущенных случаях создаются даже целые теории переобустройства вселенной, с выдуманными терминами, определениями и понятиями. Когда же на поверку выясняется, что молодой человек продублировал уже имеющуюся классическую схему, с одной стороны, замечательно, что до всего этого он дошел своим умом, но с другой - и он, и работодатель испытывают разочарование. Он - от собственной неоригинальности, а работодатель - от бесполезно потраченного сотрудником времени.

И самое обидное при этом - молодой человек не оставит попыток скреативить что-то свое. И будет натыкаться на те же грабли. Многие работодатели назовут это неэффективной работой и просто избавятся от сотрудника. И лишь некоторые будут его терпеть по принципу - ''а вдруг!''. А самые ''мудрые'' поставят уровень зарплаты сотрудника в зависимость от степени новизны его идей.

Директор по маркетингу, Ижевск
сюда можно отнести профессии, результаты которых достигаются быстро
Вот тут тонкость, на мой взгляд. Дело в том, что быстрого результата молодежь требует не только в работе, но и в образовании. Поэтому молодой выпускник чего бы то ни было обладает небольшим (неглубоким) багажом знаний и навыков. А потому быстрый результат способен получить либо на очень простой работе, либо в специальности, не требующей глобальных специфических знаний. Там, где можно обойтись природными данными. Но даже в этом случае далеко не все из перечисленных профессий устроят молодежь. В первую очередь они будут искать специальности без измеримого результата (по качеству или объему). Ибо главное что? Его индивидуальность! Либо принимайте меня таким, какой есть, либо - до свидания.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Если несколько агрегировать, то получился, что основные недостатки - это высокие амбиции в купе с нежеланием работать. А положительные моменты - компьютерная грамотность и обычная для любого поколения молодых людей только что закончивших институт - быстрая обучаемость. Плюс, креативность, которую можно переименовать как ''свежий взгляд'', что по моему мнению, также присуще всем поколениям молодых специалистов. А про поверхностность - абсолютно согласен, Александром:
молодой выпускник чего бы то ни было обладает небольшим багажом знаний и навыков. А потому быстрый результат способен получить либо на очень простой работе, либо в специальности, не требующей глобальных специфических знаний. Там, где можно обойтись природными данными.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

А по самой статье - по мне так, читается тяжело. Такое ощущение, что материал надергали из разных источников и соединили запятой.

Ульяна Сечкина Ульяна Сечкина Менеджер, Москва
Александр Смолокуров пишет: креативный сотрудник начинает изобретать велосипед. Причем, тратит на это массу времени. В запущенных случаях создаются даже целые теории переобустройства вселенной, с выдуманными терминами, определениями и понятиями.
Но, с другой стороны, раньше изобрести что-то оригинальное, представить новую, никем до этого не высказанную и не воплощенную идею было гораздо проще. При том у людей не было возможности за 5-10 минут узнать, не придумал ли это кто-то еще. Сейчас в интернете можно сделать что угодно за рекордно короткие сроки, и работодателю проверить своего новоиспеченного молодого сотрудника - ''гения'' - не составляет труда. И молодое поколение это прекрасно понимает, поэтому перед тем, как побежать с горящими глазами рассказывать руководителю свою идею, он лезет в гугл, андекс и так далее.
Руководитель, Украина
Андрей Семеркин пишет: Виктор Платонов пишет: Мне кажется, сейчас уже только ленивый не пнул поколение Y Вот и пытаемся разобраться: за дело или не за дело.
Диалог напомнил мне анекдот: Вы любите кошек? Нет? Да вы их просто готовить не умеете! Если у вас не складывается сотрудничество с новым поколением, надо взглянуть в зеркало - может там увидите не менеджера, а администратора. Об оценке достоинств нового поколения в статье, пока говорить не буду, а вот ''недостатки'' стоит разобрать. 1. Эгоизм - это свойственно всем, особенно детям. Но вы же не наказываете ребенка за его постоянное Я, МОЁ, МНЕ и т.д. Предложите такому работнику оборудованное персональное рабочее место, корпоративный телефон, место на корпоративной парковке и т.п., а зарплатой он уже мотивирован если нанялся к вам на работу. Эгоиста, как и ребенка, нельзя обманывать иначе он начнет хитрить. Автор привел справедливое отношение нового поколения к работодателю - «Мы не приходим устраиваться на работу. Мы приходим выбирать работодателя. Нам нужен опыт и бренд, с которым мы будем себя идентифицировать». Если работодатель, в своей закостенелой манере управления, не способен дать ничему новому научить молодого специалиста, бьет его по рукам за малейшую ошибку и кормит сказками о светлом будущем компании, то он через пол года потеряет для себя этого работника и наймет опять такого же, или аморфное, послушное, без инициативное существо; 2. Неоправданная амбициозность. Это очень хорошая черта молодого поколения. Амбиции - это лучший мотиватор. Дайте индивидуальное задание, хвалите за результат и вам не придется стимулировать работу денежными знаками; 3. Поверхностность. Тоже не плохое качество - это стремление охватить все более широким взглядом. Только от умения руководителя зависит научить этим широким взглядом сканировать проблему или задачу слой за слоем в глубину. Это и есть опыт, за которым молодой специалист пришел в вашу компанию; 4. Лень. Это вообще ошибочное мнение о молодежи. Они вообще ищут не работу,как было сказано выше, а самореализацию и деньги для обеспечения этой самореализации. Лень помогает найти более простые решения, не делать ''дурную'' работу, за которой не виден результат. Позвольте им высказывать свое мнение по поводу того или иного задания и вы увидите, что ваше ''хочу'' не конструктивно, а то и деструктивно действует на персонал и компанию. Вспомните правило Парето - только 20% ваших заданий наиболее эффективны; 5. Непостоянство. К этому качеству стоит отнестись философски. В мире нет ничего постоянного - даже льда в Антарктиде. Вы меняетесь, меняется компания, внешняя среда, внутренняя среда специалиста с приобретением опыта и новых знаний, рынок труда и его стоимость. Если рт вас уходят, то виноваты вы, а не ваш работник - предлагаю так к этому относится - это многое меняет. Как видите, я лично не вижу недостатков и всегда старался, в своей работе, превращать их в достоинства, используя их в выше описанном качестве.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.