Перспективная профессия, или Нужны ли России инженеры?

В августе 2013 года в исследовании портала Superjob.ru было зафиксировано удивительное явление: спрос на представителей рабочих специальностей вырос на 21,2%, а на инженеров – на 19,6%. Мы пока не знаем, временный это всплеск, или начало новой тенденции – продолжим изучение темы и расскажем о результатах на страницах портала. Сейчас речь о другом: по сведениям того же портала, на одну рабочую вакансию приходится 2 резюме, а на инженерную и того меньше: 0,4 резюме. Иными словами, возросший спрос рискует остаться без удовлетворения. По крайней мере, на данном портале опубликованные инженерные вакансии могут так и остаться вакансиями.

В советское время было принято утверждать: «Инженер – это звучит гордо!». Лозунг этот отражал приоритеты времен индустриализации. Потом ситуация, как известно, изменилась. Напомним, как происходила деиндустриализация:

Хроника пикирующей профессии

Krysov_Vadim.jpgВадим Крысов, директор по развитию «Уником ВФК»: «Нужно вспомнить ломку 1990-х… Не то, что молодых специалистов, сокращали и опытные кадры, предприятия закрывались. Зато в торговлю и «бизнес» брали всех, да и бизнес был простой, купить дешевле, а продать дороже. Все более менее технологические малые предприятия либо быстро разорялись, либо меняли профиль на купи-продай… Мы вошли в рынок, и он не мог не отразиться на системе образования.

Государственные вузы перестроились, конечно, основные инженерные специальности они не закрыли, это финансировал бюджет. А вот, новомодные специальности открыли. Открылось множество новых учебных заведений. Причем, все очень быстро поняли, что знания – это не самая востребованная часть процесса обучения. Гораздо важнее бронь от армии и сам диплом. Покупать, а такая видимость образования обучением не называется, диплом инженера – глупо. Там нужны реальные знания и навыки, пусть и на начальном этапе. Без них выгонят через месяц. Поэтому, открывались специальности по которым было достаточно хотя бы простой «нахватанности». Это как раз юристы, менеджеры и прочее. Конечно, в серьезную организацию такого юриста вряд ли возьмут, разве что претензии и иски разносить. Но ведь с юридическим образованием можно устроиться тем же продавцом или менеджером. Там какой-нибудь коуч научит элементарным вещам. Я не знаю статистику по учебным местам, но, полагаю, таких мест в разы больше, чем инженерных…

Сегодня ситуация меняется, инженеры становятся востребованы. Нужно увеличивать количество учебных мест. Кто и как это будет делать? Еще лет десять назад Уральский политехнический институт заключил договор на обучения китайцев. Те заплатили, и УПИ организовали обучение. Так же будет и сейчас. Вам нужны инженеры, нет проблем, оплатите обучение, и вам все организуют. Просто так вузы увеличивать количество инженерных мест не будут. Вот перестанут к ним поступать на новомодные специальности, тогда возможно, они сами произведут перераспределение ресурсов. А так, если государство денег выделит или компания заплатит. Так сейчас и происходит. Но крупные корпорации пошли дальше, они строят свою собственную систему обучения, причем, всех уровней от ПТУ до институтов. Считают, что так выгоднее и надежнее. А вот, частным учебным заведением перестроиться сложнее. Для инженерных специальностей нужна недешевая база, она есть в государственных резервах, ее способны организовать корпорации. А частникам такие расходы будут неподъемными.

К тому же, открытие новой специальности или расширение старой, это бизнес – в том случае, если основная деятельность является обучением. Так, я когда-то спросил у ректора одного из лучших у нас частных вузов, почему они не открывают курсы, которые вроде бы востребованы. Он объяснил, что открыть-то не проблема, только риски они оценивают как высокие. Курсы открываются на несколько лет, а они не уверены, что смогут на такой период заполнить все учебные места. А если требуются еще вложение на лаборатории, оборудование и прочее, то на специальность должна стоять очередь на десятки лет вперед».

Вузы не хотят рисковать

Вузы не могут переформатировать подготовку инженеров, привести ее в соответствие с требованиями современной экономики, потому что не уверены в том, что эти усилия будут востребованы, институты ждут подтверждения заказа от компаний. И не просто подтверждения на словах: для реформы нужны деньги.

Эту проблему обсуждал съезд Ассоциации технических университетов России, который проходил в ноябре 2012 года. Президент ассоциации Игорь Федоров отметил, что в 1990-е годы предлагалось серьезно сократить масштабы подготовки инженеров, закрыть большинство технических университетов, «оставив только «точки роста» на случай возникновения потребности в технических кадрах». Сокращение было вызвано исчезновением главного заказчика – большинство технических вузов в СССР было создано «под конкретные задачи государственной экономики». Новый формат технические вузы освоить не смогли, потому что эта задача требует инвестиций: «Если для гуманитарных университетов основная научная продукция – публикации, то для технических вузов продукцией являются инженерные разработки, требующие значительного приложения сил и времени». Деньги могли бы прийти вслед за иностранными студентами, но здесь тоже проблема: на некоторые технические специальности их не принимают, — заявил Федоров. Выводы печальны: аншлага на инженерные специальности в российских вузах нет. Абитуриентов смущают невысокие зарплаты инженеров, неясная карьерная перспектива.

Первый вице-президент Международного союза ученых и инженерных объединений Владимир Ситцев на том же съезде отметил, что дипломированные специалисты технических факультетов чаще уезжают работать за границу: «За дипломниками Физтеха и МИФИ очередь стоит, чтобы отправить их в Германию, Австрию. А нам инженер не нужен?».

Нужен, но не всякий, считает министр образования и науки Дмитрий Ливанов. На очередном заседании правительства в конце августа 2013 года он заявил о явном дисбалансе на рынке труда: «Возможности вузов зачастую не соответствуют потребностям экономики и социальной сферы. Нужны одни специалисты, а вузы выпускают других». Иными словами, прежде чем искать деньги, нужно определить цели: кого готовить-то будем? Какие отрасли будут локомотивами роста российской экономики? Кто будет нужен в условиях реиндустриализации, если таковая наступит? Какова роль России в системе международного разделения труда? Если поиски ответов на эти вопросы затянутся, российские технические вузы в большинстве своем рискуют остаться на обочине истории: обладая «вчерашними знаниями», заточенными на нужды «вчерашней экономики», они попросту перестанут выполнять образовательную функцию.

Сейчас в российском техническом образовании сложилась «двухэтажная ситуация»: есть лучшие вузы, о которых говорит Владимир Ситцев, и есть «все остальные». На российском рынке инженерного труда – те же два этажа: есть рабочие места от Siemens, Boeing, «Сухого», Группы Е4 и есть «все остальные». Разница в заработной плате между первым и вторым этажами составляет от 60 до 80%. Такова ситуация в деиндустриализированной российской экономике. Оптимизм внушает только одно обстоятельство: между первым и вторым этажом нет непроницаемого барьера. Благодаря таланту, энергии, воли к знаниям выпускник «обычного» вуза может перейти с первого этажа на второй. Вот пример:

Под лежачий камень вода не течет

Heilyk2.jpgИван Хейлык, инженер Galen Medical Group: «В восьмом классе я попал в лицей с техническим профилем, и вскоре начал посещать спецкурсы по математике, физике и программированию от преподавателей Саратовского государственного университета. Это был своего рода «питомник» для студентов физического, механико-математического и прочих факультетов прикладной направленности. Еще с 9 класса все ученики этой школы прикреплялись к лабораториям университета и некоторых НИИ, что определяло дальнейший профиль обучения. По окончании школы мне выбрали факультет нано- и биомедицинских технологий Саратовского университета по специальности «биомедицинская инженерия». Выпускники нашего направления должны были заниматься высокоточной медицинской техникой. В тот год произошел некий «бум» на этот факультет и его специальности, конкурс достигал фантастических 12-14 человек на место, что было сравнимо с юридическими и экономическими специальностями.

Учась в университете, со второго курса я начал работать в компании, которая занимается разработкой аппаратами контроля сердечнососудистой системы человека. Я попал туда на летнюю практику после первого курса, и по окончании практики мне предложили там остаться в должности техника. Во время обучения я так же проходил практику в конструкторском бюро завода, который занимался разработкой узлов для отечественных приборов магнитно-резонансной томографии, и в НИИ Радиоэлектроники, на базе которого проводятся исследования в области сложной динамики в человеческом организме.

Но, после получения диплома, пройдя по всем работодателям в Саратове в этой области, я смог найти только несколько вакансий с совершенно смешным размером оплаты труда. Я подумал, что инженеры не нужны, и что меня выручит второе образование экономиста. Я нашел работу в местном отделении крупного банка в инвестиционном подразделении. Отработав полгода, я получил приглашение в головной московский офис. Переехав в Москву, я понял, что работа в банке для меня, как для инженера в сфере биомедицины, была скучной и однообразной. К тому же, в связи с тем, что специальность экономиста очень популярна (если не сказать, что она самая популярная), на рынке труда организовался переизбыток работников с подобной квалификацией, и появилась необходимость «держаться зубами» за свое место, из-за чего коллеги в буквальном смысле грызли друг другу глотки.

Я решил вновь попробовать найти работу по основной специальности. Увидев более сотни вакансий для совершенно разной квалификации инженерных специалистов в области медицинского оборудования, я принял решение вернуться в техническую области после двух с половиной лет перерыва. Сейчас оплата труда рядового инженера не уступает оплате труда менеджера среднего звена.

Найти работу оказалось крайне несложно. За неделю я посетил 12 собеседований и по итогам получил 8 предложений о работе. Я мог сам выбирать ту компанию, в которой я хочу работать. Выбрав компанию и приступив к работе, я сделал для себя много интересных открытий. Во-первых, это длительные международные командировки. Так как, в наследие от этапа «перестройки» наша страна получила полностью нефункционирующее высокотехнологическое производство, 95% всего оборудования сейчас закупается за рубежом. Для работы с этим оборудованием необходимы квалифицированные специалисты, поэтому все обучение проходит на заводах производителей в Европе, Соединенных Штатах и Японии. Во-вторых, это намного более свободный график, по сравнению с офисной работой. В-третьих, ко мне, как к специалисту, в этой сфере совершенно иное отношение. Инженеров в стране нет. Сейчас каждый месяц со мной связываются специалисты по персоналу из других компаний с новыми и новыми предложениями. К примеру, когда я перешел в нынешнюю компанию, необходимы были минимум два инженера. Второго нашли только через полгода».

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово

На самом деле все начинается с детства, со школы. Нужна предрасположенность к будущей профессии. Причем к любой профессии: инженер, экономист, юрист, стилист. Меня, откровенно говоря, ''коробит'' мнение о том, что, мол экономистом или юристом может стать кто угодно...Ничего подобного...Грамотных юристов и экономистов ''хантят'' не меньше, чем инженеров. Я, например, работаю в экономическом блоке иностранной компании. Меня нашли через кадровое агентство после нескольких месяцев поисков.

. . . . Директор по развитию, Москва
пишет: Меня нашли через кадровое агентство после нескольких месяцев поисков.
... в тайге, совсем еще маленьким...
Исполнительный директор, США

В своё время в МАДИ профессор Жабин учил нас, что есть c одной стороны И''нженеры с Портфе''лями, а с другой- Инженера'' с По''ртфелями.

Вторые не нужны нигде.

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
Валерия Мироненко пишет: Константин, осознать в детстве свою профессию ребенку не так то просто. Хотя, по Вашему критерию ''детство'' продолжается до какого возраста?
Над вопросом ''Кем быть?'' человек серьезно задумывается со средних классов (5-7 классы) средней школы. Но выявлять способности к той или иной профессии нужно еще раньше ( с первого класса). В этом хорошо могут помочь разнообразные тесты профориентации. Школа и родители должны использовать результаты данных тестов, чтобы направлять ребенка в те профессии, к которым у ребенка есть склонность, интерес. Я имею в виду специальные профильные классы, специальные учебные методики и дисциплины (вплоть до индивидуального подхода к каждому ребенку), а также платные кружки и секции, помогающие развить имеющиеся способности, знания и навыки. У нас же зачастую школа работает как в клипе ''The Wall'' группы Pink Floyd: транслируя шаблонные учебные программы и подходы она делает из человека ''очередной кирпич в стене''. И достойным человеком в такой школе зачастую становятся не ''благодаря'', а ''вопреки''. На этом фоне мне было интересно прочитать статью о 10 миллиардерах, которые не закончили школу...Покинув школу они самостоятельно стали развивать в себе имеющийся навык ''предприимчивость'' и преуспели в этом. А если бы они остались в школе, то мы бы, скорее всего, ничего не узнали о них, потому что ''кирпичи'' никому не интересны. Большую роль в выборе профессии играют родители...И тут они зачастую тоже ''дают маху'', игнорируя потенциал ребенка и проецируя на нем свои мечты, которые не смогли реализовать сами. Например, заставляют ребенка заниматься игре на пианино, хотя ребенок хочет заниматься хоккеем (и наоборот). Бывает, конечно, что подход ''из-под палки'' срабатывает, но это, скорее, исключение. Таким образом, не стоит удивляться обилию молодых людей с ''корочками'' менеджеров, юристов, экономистов и др., которые не работают по специальности. Их профессиональным выбором занимался кто-то другой, а не они сами. А сами они ничего не хотят, ''плывут по течению'', так сказать, потому что все их ''хотелки'' нивелировались с детства.
Директор по развитию, Екатеринбург

зачем ставить телегу впереди лошади? Пора признать, что в стране прошла деиндустриализация. Это означает, что резко сократился объём видов деятельности в экономике. А именно болшой объём различных направлений развития, многовекторность - определяют потребность в квалифицированных узких специалистах-практиках. Наша экономика за последние 20 лет утратила полностью несколько десятков тысяч уникальных компетенций. Мы импортируем до 60-80% продукции. Импортируем - значит не производим. Не умеем. Разучились. Ну и всё. Уникальные технологии и компетенции в промышленности и производстве не возникают по щелчку. Это долгий и сложный процесс. Он требует воли, денег, времени и защиты своих производителей от внешних конкурентов - пока свои слабы и неконкурентоспособны. Импотенция наших ВУЗов - не причина, а следствие.
Вообще, вся наша жизнь сейчас - это имитация.
Правительство имитирует заботу о развитит страны.
Предприятия имитируют бизнес-процессы.
Работники имитриуют квалификацию и компетентность.
Почему так много юристов и экономистов? Менеджеров? Потому что в этих сферах имитировать компетентность проще, чем в инженерном деле. Я так могу говорить, потому что работал в обоих сферах.

Преподаватель, Архангельск

А я закончил физтех в 1989-м году, но для меня работы по специальности нет ни ''у нас'', ни ''за бугром''. Даже несмотря на то, что я самостоятельно изучил то, что на физтехе не изучают: сопромат, теплотехнику, гидравлику, материаловедение, теорию машин и механизмов, теорию электросвязи, эл. машины, MathCAD и т.д. и т.п.

Директор по развитию, Екатеринбург
Константин Комшуков пишет: На этом фоне мне было интересно прочитать статью о 10 миллиардерах, которые не закончили школу...Покинув школу они самостоятельно стали развивать в себе имеющийся навык ''предприимчивость'' и преуспели в этом. А если бы они остались в школе, то мы бы, скорее всего, ничего не узнали о них, потому что ''кирпичи'' никому не интересны.
Кто Вас учил обрабатывать данные? Из 6 миллиардов человек можно набрать любую выборку. Вы знаете, сколько человек НЕ закончивших школу НЕ заработали миллиардные состояния. А Вы уверены, что единственная причина успеха - именно предпринимательская жилка? Может как в том анекдоте: ''купил яблоко за 1 цент, помыл - продал за 2. и так много-много раз. А потом умер богатый дядюшка и оставил наследство''
Профессор, Хабаровск

Вузы здесь вторичны. Количество специалистов определяется устойчивостью хорошо оплачиваемого спроса на кадры. Пока люди не будут видеть что какая-то специальность обеспечивает долговременный широкий рынок хорошо оплачиваемой работы эта специальность будет невостребованной. И вопли работодателей ''нет кадров'' это всё разговоры в пользу бедных, т.к. на самом деле в инженерных направлениях вопрос стоит так: на те деньги, которые работодатель готов предложить, никто не сможет достойно жить. И те 3 из 100500 вакансий, на которых платят нормально не в состоянии создать рынок для массового появления квалифицированного персонала. Людям просто неразумно вкладывать силы и годы в то, что не обеспечит нормальную жизнь. Адекватный массовый спрос на квалификацию всегда приводит к его удовлетворению тем или иным способом. Адекватного массового спроса в инженерных направлениях нет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Медведев пишет: Почему так много юристов и экономистов? Менеджеров? Потому что в этих сферах имитировать компетентность проще, чем в инженерном деле. Я так могу говорить, потому что работал в обоих сферах.
Интересная точка зрения... Я думал, что идут в экономисты, юристы и менеджеры ибо считают, что учиться на эти специальности проще. Это и подтверждается, когда сравнивают свои предметы с предметами на технических специальностях. Отсюда делается вывод, что раз и так не сложно учиться, то можно вообще не учиться....
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.