Александр Кичаев,
управляющий партнер в «Центр Александра Кичаева»
«Миссис мира–2011» Алиса Крылова и бизнесмен Денис Усиков вместе с психологом, коучем Александром Кичаевым рассуждают о вечном и бренном, и о том, какие ценности остаются непреходящими в бренности бытия.
Если один ценит верность и стабильность, а другого это тяготит, он любит новизну и эксперименты – то у них неизбежно будет конфликт, считает Александр Кичаев
Александр: Алиса, Денис, как вы считаете, что в нашей жизни неразрывно связано с вечностью?
Алиса: С вечностью? Я думаю, это какой-то опыт, который складывался веками. Какие-то определенные жизненные правила, жизненные ценности…
Александр: То есть это нечто устойчивое, оформившееся – то, что выдержало испытание временем и имеет ростки в будущем?
Алиса: Да, то, что передается из поколения в поколение.
Денис: Вечность, наверное, это, прежде всего, сама жизнь. Это поколения людей, поколения родственников, семья, дети...
Александр: А что тогда бренность?
Алиса: То, что не прижилось и ушло, исчезло бесследно.
Александр: А что для каждого из вас является ценностью?
Алиса: Я ценю ответственность, ценю умных, образованных людей. Ум – это тоже ценность. Бесценная ценность, я бы даже так сказала. Доброта. Очень многое в жизни зависит от того, какой человек, добрый или не добрый. Потому что если человек добрый, вокруг него как будто аура – такая энергетика скапливается. Очень много жизненных неприятностей обходят его стороной только из-за того, что он положительно заряжен.
Денис: Я ценю отношения между людьми – дружеские, приятельские отношения. Иметь хорошего друга – это очень ценно по жизни. Семья, дети – это ценность.
Александр: Что для вас большая ценность – друзья или дети?
Денис: Конечно, я больше ценю детей. Это все-таки родные, близкие люди, ближе них никого нет.
Алиса: Безусловно! Дети – это вечная ценность, то, ради чего мы живем.
Александр: Если рассматривать вечные ценности как преемственность – что вы взяли от своих родителей и что будете передавать своим детям?
Алиса: Самое лучшее! От мамы я взяла красоту, умение вести себя в обществе, манеры, от папы – целеустремленность, настойчивость, стремление всегда добиваться своей цели и всегда рассчитывать только на себя. От бабушки я взяла доброту, потому что она у меня безумно добрый, душевный человек.
Денис: Мне от родителей только генетика досталась, я был очень непослушным ребенком. Я начал заниматься спортом вразрез с желанием родителей – отец у меня потомственный нефтяник, и меня они хотели видеть в этой же сфере. Но так получилось, что я очень рано начал заниматься спортом, и все было связано со спортом – постоянно сборы, тренировки, родителей я почти не видел. Поэтому на меня больше влиял мой круг общения: спортсмены, тренер, друзья – у меня было много друзей. А когда спортивную карьеру закончил – институт, преподаватели: люди, с которыми я учился и которые меня учили. Я учился не в России.
Александр: Что из своего опыта вы хотели бы передать вашим детям?
Денис: Самостоятельность, скорее всего. Целеустремленность. Мои дети получают все, что я хочу им дать, все, что нужно. Даже не надо много говорить и делать – сами понимают, что нужно, с одного взгляда и слова.
Александр: Что еще вы относите к категории вечных ценностей?
Алиса: Любовь. Как любили 30 тысяч лет до нашей эры, так и до сих пор любят. Человек всегда ищет любовь. Если он не получает этого в семье, он все равно будет это искать.
Денис: Любовь как общее понятие – да, она вечна, а как отдельное явление не вечна. Хотя вот мои родители живут вместе уже много лет.
Александр: А вы?
Денис: Мы с женой расстались пару лет назад.
Алиса: А сколько лет прожили вместе?
Денис: Двенадцать.
Александр: Получается, что ваша семья, Денис, до категории вечных ценностей не дотянула?
Денис: Нет, она дотянула – остались хорошие дружеские отношения, без всяких негативных последствий.
Александр: Семья перешла в дружбу как в ценность?
Денис: Да, в хорошую дружбу.
Алиса: Интересно, наступает какой-то критический момент – у кого-то это 10, 12, 16 лет – и начинается распад отношений. Почему так происходит?
Денис: У меня было много разных поездок, я постоянно передвигался, мы очень часто отдалялись. Скорее всего, это и привело к расставанию. Просто есть очень много факторов, которые возникают извне и очень сильно влияют на отношения. Поэтому сложно контролировать все это.
Александр: Вообще есть представление, что у любого чувства и любой общности свой жизненный цикл: зарождение, развитие, апогей и угасание. Любовь и семья не исключение. У нее есть ресурс долгосрочный – на десятилетия, а есть на годы и на месяцы. И здесь очень важно, чтобы представления о ценностях в семье совпадали. Если один ценит верность и стабильность, а другого это тяготит, он любит новизну и эксперименты – то у них неизбежно будет конфликт.
Я думаю, что любовь как вечная ценность – не только любовь мужчины и женщины, но и любовь к родителям, детям – это не результат, а процесс. Стремление к любви – это и есть стремление к вечности, чтобы оставить потомство, оставить себя в истории...
Алиса: В итоге в конце жизни все приходят к пониманию, что истинная любовь – это любовь к Богу. А до этого мы учимся.
Александр: Представления о ценностях в течение жизни меняются. Вам ведь тоже наверняка приходилось отказываться от каких-то своих ценностей – во имя достижения успеха или потому, что в какой-то момент вы осознали их ложность?
Алиса: Я думаю, каждый человек через это прошел.
Денис: У меня в жизни был переломный момент. В 15 лет врачи при очередном медосмотре увидели, что у меня начала отслаиваться сетчатка глаза, и передо мной встал выбор: мне нужно было либо оставить бокс, либо рискнуть потерей глаза. Пришлось оставить бокс. Начал учиться. Потом у меня очень рано ребенок родился, ценности уже другие стали. Забота о жене, о ребенке. Потом начались какие-то серьезные должности, тоже требующие времени и внимания. Когда ты работаешь в политике, в госучреждениях, то там очень сложно – народ совсем другой. Приходилось по головам ходить, переступать, наступать – очень много было того, что я сейчас не хотел бы делать. Так бы уже не поступил.
Алиса: Я не буду приводить примеры, все они личные. Я скажу в общем: то, что я делала в 17, я не буду делать в 27. То, что я делала в 27, я не буду делать в 35 или 40 лет. На то человеку и жизнь дана, чтобы он учился. Лучше, конечно, учиться на чужих ошибках, но так уж получается. Все равно жизнь сталкивает тебя с какими-то препятствиями, и все равно приходится их преодолевать. Человек совершает какие-то ошибки в жизни – кто-то делает вывод, переосмысливает свои ценности и дальше начинает жить, кто-то этого не делает и второй раз наступает на те же грабли.
Понятно, что в детстве одни ценности – роликовые коньки, какие-то победы... Я тоже спортом занималась – прыжками в воду, лыжным спортом. Конечно, хотелось стать лучшей в команде, первой на соревнованиях. Мне всегда хотелось быть первой, с самого детства.
Александр: То есть лидерство для вас тогда было ценностью?
Алиса: И тогда, и теперь.
Александр: А красота – это вечная ценность?
Алиса: Конечно.
Александр: Вашу победу на конкурсе «Миссис Вселенная» можно отнести к вечным ценностям?
Алиса: Конечно! Как достояние России можно внести в книгу рекордов и достижений.
Александр: То есть на конкурсе у вас было ощущение как в спорте – когда защищаешь интересы страны?
Алиса: Так и было. Гордость, честь страны – там было 60 участниц, и каждая ассоциируется со страной. Меня там называли не Алиса, а миссис Раша.
Денис: Можно вопрос – а для чего это нужно было? Это же очень много времени отнимает.
Алиса: Много, я два года потратила.
Александр: Это был некий вызов вам, и вы его приняли? Вам хотелось кому-то что-то доказать?
Алиса: Нет, у меня никогда не было потребности доказывать, что я самая красивая – ни кому-то, ни самой себе. Мы же понимаем, что на вкус и цвет товарищей нет. И для каждого ребенка его мама будет самой красивой, и для каждого мужа его жена будет самой красивой. Сначала я попала на городской конкурс – случайно, мне хотелось отвлечься. Я десять лет занималась серьезным бизнесом, у меня была ответственность большая, а все время находиться в таком напряжении сложно. И тут моя подруга предложила мне поучаствовать в этом конкурсе. Я сначала даже не планировала туда идти.
Денис: А потом не получилось остановиться?
Алиса: Да, если я берусь за что-то, то делаю это до конца. В детстве я хотела, как все маленькие девочки, быть королевой. На «Миссис Москва» я стала второй, там программа была конкретно социальная – победительница должна была быть многодетной матерью. Выиграла участница, у которой три дочери, а у меня две дочери. Потом была «Миссис Россия» – там основным фактором была благотворительность. И как человек, постоянно занимающийся благотворительностью, я поняла, что тут-то все сделаю до конца. А когда ты уже выиграла, тебе надевают корону и вручают приглашение на мировой конкурс, ты думаешь: та-ак, ну раз я страну покорила, надо и мир покорить!
Денис: А как же дочки? Конкурсы – это же время, очень много трудов.
Алиса: Заниматься бизнесом – это тоже время, и вы прекрасно понимаете, сколько времени и сил он отнимает. Но конкурс никак не повлиял на моих детей. Единственное, когда я уезжала на две недели в Америку, мои дети отдыхали у бабушки. Когда я занималась бизнесом, у меня тоже были какие-то командировки – в Германию, Австрию. Нет никакой разницы. Я даже могу сказать, что сейчас больше времени уделяю своим детям, потому что у меня все строго прописано: завтра у меня интервью, послезавтра я снимаюсь на телевидении и так далее. Когда у тебя бизнес и тебе надо лететь – ты полетишь, не важно, суббота это или воскресенье. А у меня выходные – семейные дни, так что не звоните мне и не пишите.
Денис: Сегодня же суббота.
Александр: Для нас вы сделали исключение?
Алиса: Я просто завтра улетаю в Куршевель на лыжах кататься, поэтому сегодня.
Александр: Как вы относитесь к фразе: красота спасет мир?
Алиса: Хорошая фраза.
Александр: Вы кого-то уже спасли своей красотой?
Алиса: Благодаря своему титулу я получила возможность широко заниматься благотворительностью. Я помогла тысячам детей по всей России. Около 50 детских домов находятся под моим присмотром. Помимо этого, сейчас возникают новые проекты.
Александр: Вы только в России этим занимаетесь или по всему миру?
Алиса: Титул обязывает по всему миру, но я начала с России. Больше всего вкладываюсь в свою страну. Я – патриот.
Александр: Благотворительность доставляет вам удовольствие?
Алиса: Мне это доставляет удовольствие огромное. Я это делаю бескорыстно, я с этого ни одной копейки не зарабатываю. Это мое хобби.
Александр: Вы давно стали этим заниматься?
Алиса: Наверное, после смерти моей мамы. Она жила ради других. Она все отдавала, все время всех жалела и обо всех заботилась, а я по жизни была эгоистка такая – есть только я, никого нет вокруг меня, как я захочу, так и будет, а вы под меня подстраивайтесь. А после... Это был такой переломный момент. У меня летом юбилей – 30 лет. И я прихожу к мысли, что я повзрослела – я рано взлетела. Все, что надо было, я все сделала, все увидела, все узнала.
Александр: Время отдавать?
Алиса: Да. Просто так, для себя, жить неинтересно. Хочется творчески развиваться, делать что-то хорошее для других, оставить после себя какой-то след в истории.
Александр: Денис, а как вы относитесь к благотворительности? Для вас это тоже зов души? Или вы что-то недодали раньше и теперь компенсируете?
Денис: Просто есть возможность. И почему не помочь людям, которые нуждаются в этом?
Александр: Мне как психологу вот еще что интересно: вы оба относитесь к людям с ярко выраженным лидерским началом. На ваш взгляд, власть относится к числу вечных ценностей?
Денис: Конечно. Власть всегда будет присутствовать. Так было еще при рабовладельческом строе – кто-то всегда был лидером. Так и всегда будет.
Александр: А вы что думаете, Алиса?
Алиса: Власть? Скорее всего, да, она из разряда вечных ценностей. Человек всегда будет стремиться к власти. Неважно, у себя дома, в своем районе или в своей стране. Точно так же, как его тянет к любви, его тянет к власти.
Денис: Власть – это, конечно, хорошо... Я думаю, они как-то вместе идут – власть и любовь. Власть будет над любовью. Все равно ты будешь властвовать.
Александр: В любви всегда кто-то более властный, более сильный, ведущий и так далее – хотим мы того или нет.
Алиса: Я думаю, все прекрасно понимают свои роли: кто ведущий, а кто ведомый. Люди сами этого хотят. Они могут делать вид, что этого не хотят, а на самом деле – если человек не хочет находиться на этом месте, он не будет там находиться.
Денис: В принципе, да. Любовью можно играть.
Александр: Денис, а не явилась ли причиной распада вашей семьи скрытая или открытая борьба за власть?
Денис: Нет, никакой борьбы за власть не было, скорее, пришли в тупик какой-то. Не было развития отношений.
Александр: Энергетика ушла?
Денис: Точнее, исчез огонь в отношениях.
Алиса: Может, нужно было разжечь его?
Александр: Как, Алиса?
Алиса: Не знаю, я сама задумалась над этим.
Александр: У вас же наверняка бывают в жизни ситуации затухания. Как обычно вы «разжигаете огонь» в семье? Откройте секрет от «Миссис мира».
Алиса: Нужно быть в форме, быть зажигательной, никогда не расслабляться, чтоб муж никогда не видел вас в бигуди и в маске...
Денис: Почему? Мне кажется, муж должен видеть жену любой, за это он ее и любит.
Александр: Полюбите нас черненькими – беленькими нас и так любят?
Алиса: Вы же просили совет от «Миссис мира»!
Александр: Хорошо, теперь дайте совет просто от Алисы Крыловой.
Алиса: Это все настолько сложно и индивидуально, что я не могу давать советы.
Александр: Ну хотя бы опытом своим поделитесь.
Алиса: Обязательно нужно учиться разговаривать. Потому что со временем многие супруги практически перестают общаться. Приходишь: привет – привет, как дела – все хорошо. И все! Когда ты чувствуешь, что напрягается струна, надо разговаривать.
Александр: Выпускать пар?
Алиса: Не то, что выяснять отношения, а просто начинать разговаривать.
Александр: Если не секрет, Алиса – в вашей семье у кого власть?
Алиса: У мужа, конечно! Он же будет это читать! (Смеется.)
Александр: Кто у вас обычно выступает инициатором разговоров в напряженных ситуациях: вы или муж?
Алиса: Муж. Потому что он мудрый человек, мудрее меня. Я же женщина...
Александр: Считаете ли вы свободу вечной ценностью?
Алиса: Все индивидуально – это зависит от того, в каком смысле рассматривать свободу. Например, человек не женат или не замужем – значит, свободен. А можно рассуждать по-другому: у меня есть семья, у меня есть дети, у меня все хорошо – и я свободна.
Александр: Но любовь, семья – это всегда не свобода. Это ответственность, обязательства, зависимость. Как быть с этим противоречием?
Денис: Свобода нужна. Нельзя сковывать себя. Немножко должно быть свободы, в меру.
Алиса: Я делаю то, что хочу, я занимаюсь любимым делом, и меня никто ни в чем не ограничивает. Моя семья: мои дети, мой муж – я получаю от этого огромное удовольствие, положительный настрой, любовь, уважение, все, что угодно. Свобода мысли, свобода созидать, созерцать – с этим нет никаких проблем. Я человек свободный, я творю.
Александр: А есть сферы, где вы себя самоограничиваете?
Алиса: Да. Но я сама хочу этого. Поэтому я бы не сказала, что я не свободна.
Александр: Но ответственность и свобода – это все-таки антиподы?
Денис: Свободы от дела не может быть. Если ты отвечаешь за людей, которые с тобой работают, ты уже не свободен.
Александр: А в чем тогда свобода?
Денис: В вопросах, которые ты можешь решать.
Александр: Давайте попробуем подвести итог. Для вас обоих очень важно быть успешными и добиваться поставленных перед собой целей. Но с годами ваше стремление к лидерству дополнилось мудростью и ответственностью. И все эти качества – основа ваших ценностей. Какие же из них для вас – вечные и самые главные в жизни?
Алиса: Семья и продолжение рода. Из жизненных ценностей семья на первом месте.
Денис: У меня тоже на первом месте семья, дети. Это то, ради чего ты живешь.
Статья впервые опубликована в журнале «Rabbit», март 2012
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 16 апреля 2012 года в рубрике «Творчество без купюр»
А какие у вас ценности? Что стоит на первом месте?
Добрый день.
О ценностях обычно на кухне и после энного количества чая, а так вот с очаровательной ''мисс'' - это, конечно, круто. Я не вникал, глянул по диагонали, но недавно читал о том, как на одной фирме трясли топ-менеджмент по тем же ориентирам. Довели людей до слез - да, полная эмоциональная открытость. И что же? И дальше они начали работать по-другому. Сложились другие отношения, они по-другому увидели и себя, и свою работу, продукт, технологии - с точки зрения вечных ценностей.
Т.е. как этап формирования команды рано или поздно такой разговор должен быть. Ну, в разных формах. А с мисс эту тему обсуждать - очень неожиданно.
С уважением В.Петриченко
ПС
Я, вообще-то, с мисс дела не имел, поэтому взгляд на это имею упрощенный. Ну, как на блондинку из блондинок. Ошибаюсь?
Главное собственная жизнь и свое здоровье. Если это будет, то остальное само приложиться. Надо любить себя в первую очередь!!!