Вдвойне несчастен тот, кто в дни печали
про сладостные вспоминает времена.
Вильям Шекспир
Эти мысли навеяны одиннадцатью годами собеседований с очень квалифицированными руководителями, которые владеют прекрасным набором навыков, а продать себя по нескольку месяцев не могут. Мучаются сами и мучают нас, вызывая смесь сочувствия и раздражения. А слушать наши рекомендации в процессе трудоустройства не хотят.
Статья обидная. Поэтому слабонервным просьба удалиться. Итак. Представьте (а кому-то и представлять не надо), что вы — крупный руководитель....
Уважаемый топ, у вас были хорошие времена? Забудьте о них. Сейчас вы в роли безработного. Разрешите несколько вопросов:
- Вы достигли большой должности?
- К вашему мнению прислушивались много лет?
- Вы принимали решения о развитии, найме и увольнениях?
Это здорово. А что теперь? Вдруг остались не у дел? И уже который месяц непонятно почему все собственники города не дерутся между собой за право причислить вас к штату именно своей компании... Великий психотерапевт Франкл в свое время сказал: «Во время кризиса работу теряют невротики. Они именно этим теперь могут объяснить свои неудачи...».
Вот, казалось бы, обнаружили в интернете вакансию, где в требованиях просто портрет профессиональный с вас списали! Выслали туда свое резюме, и ... как в бездонную яму. Вы, конечно, думали, что они должны бы вас поуговаривать, а вы, конечно, посопротивляетесь, все взвесите, соответствуют ли они званию работодателя, достойного вас. Но этого нет. А причину отказа узнать хочется. И вы звоните. На том конце провода вежливо отвечают, что резюме ваше пришло, вашу кандидатуру рассматривают, и обязательно перезвонят. И … опять не звонят. Странно.
Или наоборот. Вам не вежливо сказали, а просто рявкнули, что мол, много вас, таких директоров ходит тут. И каждому должность подавай! … Неприятно. Вы давно уже отвыкли от такого вот обращения… Проходит месяц, другой... пятый. Нет, голодная смерть вам не грозит. Денег внукам, может быть, не хватит, а вот детям наверняка. Но жена уже как-то косо на вас смотрит. И дети с гордостью перед одноклассниками не хвастаются своим отцом. И вы даже готовы заплатить собственные деньги этим напыщенным рекрутерам, лишь бы узнать причину своей невостребованности.
Если вам повезло, и вы принадлежите к так называемому «слабому» полу, силы которого испугался муж и сбежал, и вы вынуждены и двоих детей поднимать, и родителям старым помогать, то чаще бывает, что времени помнить о своей былой важности вы не имеете. А потому вы не столь нежны и обидчивы на собеседованиях, готовы спуститься с заоблачных директорских высот на что-то попроще и в очередной раз начать сначала. Среди рекрутеров известна статистика, что явка на собеседования кандидатов-женщин гораздо выше, чем кандидатов мужчин. Уже сам факт того, что кандидат принадлежит к «избранному» мужскому полу, для многих из них есть повод, чтобы его уговаривали на вакансию. Простите меня за резкость. Может быть, это потому, что я сама — женщина? А может быть, и не поэтому.
А вот данные весьма банальной статистики:
Все рекрутеры знают, что более 80% руководителей, вне зависимости от пола, возраста, национальности, более трех месяцев ищущие работу — существа нежные, обидчивые и ранимые. А поэтому — более чем неадекватные на многих собеседованиях. Они любят, чтобы вокруг них на кривой козе скакали, пели дифирамбы и вспоминали об их былой важности;
Все рекрутеры знают, что более 80% руководителей, вне зависимости от пола, возраста, национальности, на вопрос: «Ваши профессиональные планы через 20 лет?» зависают на несколько минут с непонятным выражением на лице;
И поэтому все рекрутеры знают, что более 80% руководителей, вне зависимости от пола, возраста, национальности, «вдруг» оставшиеся без работы, в среднем ее находят через 6-12 месяцев. Причем часто хватаются абы за что, измученные отсутствием предложений и отказами. Или начинают собственное дело неподготовленными, как бизнесмен, и измотанными психологически. И в результате — благополучно валят его.
Вопрос к вам? А к какой статистике вы принадлежите? К этой самой? К банальной? Тогда не стоит читать дальше. Дальше еще обиднее.
- Если вы принадлежите к этой статистике – ваши возражения нам наперед известны. Что точно так же, как и большинство, вы в свое время старались не брать к себе на предприятие кандидатов, старше 45 лет. Точно так же вы и о себе думаете, что все самое лучшее у вас в жизни уже было. Что теперь думать о чем-то большом уже поздно. И надо только «доживать» после пятидесяти. Ну, или осталось только максимум лет 10 в запасе. Какие же у вас могут быть планы на 20 лет? Слушать все это скучно и бесперспективно. Скакать перед вами нам есть нужда, только если мы можем сию секунду куда-то вас продать. Это бывает нечасто. Вы уж извините за циничность. Только в эти моменты мы с удовольствием и поскачем, и подстроимся под вашу банальщину.
- Если вы принадлежите к этой статистике – ваш удел к 70 годам, сидя с себе подобными во дворе, забивать доминошного козла, (или похуже — осушать рюмку), критиковать правительство и роптать на то, что в былые времена и молодежь была лучше, и вода — мокрее. Или, лузгая семечки на лавке, в составе однозубых старушек, обсуждать все последние новости из личной жизни соседей (своей-то ведь нет), рассматривать нецеломудренные наряды молодых девчонок из подъезда и возмущаться, куда катится наш мир. Хотите этого? Не хотите?
- Тогда, если вы не принадлежите к этой статистике — может быть, и не надо в нее скатываться? Может быть, вы вспомните, что вы можете не только пользоваться случаем, когда фортуна к вам благоволит? А можете еще и держать удар в моменты собственного штиля? Так же как когда-то умели выводить свои предприятия из сложных ситуаций? И все-таки начнете строить долгосрочные планы, даже сейчас, когда уже «петух жареный» клюнул?
Хочу привести два примера жизненной стратегии.
Пример первый. Банальный. Директор очень крупного производственного предприятия, являющегося нашим клиентом, попросил помочь в трудоустройстве его хорошего друга. Я сказала, что пусть его друг меня наберет по телефону в определенное время. Смог набрать меня он в иное время, когда я была в роуминге и проводила семинар в другом городе. Поэтому на мое пожелание перезвонить в понедельник после обеда — он обиделся. Но потом все-таки перезвонил. И начал с претензиями в голосе возмущаться, почему я не ответила ему в тот момент, когда ему удобно было говорить? Ведь о нем, как о руководителе с массой регалий, специально попросили? И кто попросил! Вот какой у нас состоялся диалог:
— Сергей Иванович! Я могу у вас спросить? Вы хотите рассказать мне, какой вы хороший, или узнать, почему вас на работу не берут?
— Вы кто такая? Вы знаете, какую должность я занимал? Я понял, что вы можете помочь с поиском работы! Вы можете мне помочь?
— Не знаю. Может, и не могу. Я вашу должность не занимала. Я — другую занимаю. И, кстати, в работе сейчас не нуждаюсь, а вы хотите, чтобы я вас рассмотрела на вакансию. И результат вашего трудоустройства будет уже не от меня зависеть, а от вас. А как вы думаете, куда вы звоните?
— Я звоню туда, куда мне Юрий Петрович рекомендовал, что вы мне найдете работу!
— Возможно, Юрий Петрович вам неверно порекомендовал. Попробую пояснить. Мы — рекрутеры. Деньги берем с работодателей и гарантии несем перед работодателями в том, что кандидат справится с работой. С вас мы денег не берем, и гарантий не несем. И, собственно, мы вас не искали. И без вас пока жили хорошо. Если я верно поняла, то в данный момент это мы вам нужны? Я верно поняла?
— Верно. Ну так что?
— Если вы считаете, что вы один такой замечательный в Ростове среди руководителей, то я хочу вас разочаровать. Не один. И даже не в сотню входите. У нас на вашу вакансию конкурс примерно 30 резюме, аналогичных вашему, кто сейчас ищет работу.
— И что вы этим хотите сказать? Что мне работу найти невозможно?
— Невозможно. При таком подходе, какой вы мне сейчас демонстрируете — точно невозможно. И честно говоря, даже разговаривать с вами особо не хочется. Не то что на работу брать. Хотя набор навыков у вас такой, что позавидуют многие. Если бы вы изменили свой подход, что вам все должны, и обучились бы у нас технике ведения переговоров о работе... Но вам же этого не надо, верно?
— А что за техника? …
С помощью этого диалога, мне удалось затянуть его на семинар, так как, по моим представлениям, нельзя в двух словах рассказать, как ему исправить свои действия. К сожалению, и за два дня удалось не намного больше. В чем причина отказов ему на вакансии уже полгода? Общаться с рядовыми кадровиками он считает «нецарским» делом. И упорно, в обход их, пытался пробиться к первым лицам. Хотите или нет, уважаемые топы, но даже если кадровики и рекрутеры в компаниях и десятой частью ваших навыков не обладают — не стоит им это демонстрировать. А лучше вести себя с ними как с вашим начальником во временном проекте под названием «Трудоустройство в компанию Х». Все-таки они — ваш пропускной пункт к руководству.
Пример второй. Небанальный. В который, в силу своего банального мышления, банальное большинство топов не верит. Тогда как по нашему мнению, это и есть норма для каждого. Особенно для тех, чьи способности таковы, что они смогли бы добиться больших высот на руководящих должностях. То есть — именно ваши, уважаемый топ, неординарные и небанальные способности.
Я летела из Ростова в Красноярск проводить семинар. Соседом в салоне самолета оказался дед. Я открыла ноутбук и готовилась к семинару. Заметила, что он подглядывает, что же я делаю. Мы разговорились. Кто же он был? Деду оказалось 82 года. Дед — главный инженер на одном из Красноярских заводов. Дед на данный момент — один из лучших в мире специалистов на стыке физики и химии. Дедовская зарплата — одна из самых больших не только на заводе, но и в Красноярске. И с учетом того, что в советские времена стаж начислялся с момента учебы в вузе и производственной практики, стаж деда — 65 лет на одном месте. Летел он с одного из ростовских заводов, из производственной командировки вместе с тремя подмастерьями. Одному из подмастерий было 30, второму 35, а третьему 50 лет. Думаю, что третий подмастерье считал, что ему «уже поздно» строить какие-то планы. Еще пару штрихов к портрету данного высококвалифицированного и умного мужчины, которым оказался этот «дед». Свободный английский. По всему миру летает на конференции. И по результатам работы службы персонала его завода, а именно аттестации на умение устанавливать контакты с коллегами, которая проводится методом опроса сослуживцев, он сказал так: «Вы знаете, мне уже неудобно, но я третий год – лучший». Впечатляет? Почему же у этого человека это так? Думаю, потому, что и в 82 года он продолжает строить долгосрочные планы! И действовать в их направлении, а не складывать лапки от безысходности.
Уважаемый топ, разрешите вопрос напоследок? Теперь, после того как я от лица рекрутеров налила вам столько яду, как вы считаете, как мы к вам относимся? Грубо и пренебрежительно, обрывая вас, как вам кажется, на уникальном рассказе, тогда как таких рассказов мы ежедневно десятки слышим? Или уважительно? Как к сильному человеку, добившемуся уже больших результатов и обладающим еще большими (ударение на первый слог) запасами нереализованного потенциала? Как к человеку, с которым не нужны общевежливые фразы, а нужна конкретная помощь?
Если бы мы, рекрутеры, думали, что вам и на самом деле «поздно», уверяю, мы — не садисты, вели бы себя культурно и старались не задевать за живое. Но я уверена, что я вас не обидела. Даже если вы и попали в эти обстоятельства, то скоро можете их изменить. Почему? Потому что вы – здоровые люди. Ведь тот же Виктор Франкл писал: «Здоровый человек тоже может потерять работу, но он не снижает своей активности (учеба, переквалификация) и поступает как спортсмен, которого исключили из команды – продолжает тренироваться, ибо понимает, что из формы выходить нельзя». И как доказательство, что вы здоровые люди – вы ищете пути выхода, и даже дочитали эти гадости до конца!
Хотите вернуть хорошие времена? Забудьте про свою гордость! Попробуйте начать действовать так, будто вам еще осталось минимум лет 100 продуктивной жизни! И какая разница сколько лет на самом деле? До 70 лет, как мы привыкли думать, или до 150 лет, как считают большинство ученых, рассчитывая прочность человеческого организма? Главное, как мы их проведем. И если не будете торопиться, но и не станете останавливаться, то результат придет быстро. Возможно, в этом смогут вам помочь наши занятия и семинары.
Давайте, не будем заниматься воспоминаниями, какими вы были! Давайте устраиваться теперь, таким, какой вы есть! Кстати, в древней Греции Демокрит жил до 110 лет, Пифагор до 109, а с ними и Эпикур, и Сократ, и многие другие. И не «доживали»! А творили и были продуктивны! И если хотите жить долго и до конца дней иметь светлый и острый ум — поступайте как древнегреческие философы – стройте планы, работайте и занимайтесь философией.
А как же насчет того, что существует устойчивое убеждение в стиле - '' топ-менеджер уже работу не ищет - она сама его должна находить''?
Дескать, если ты не стал на своей должности директора настолько известным и уважаемым, что за тобой не выстраивается очередь работодателей, то , следовательно, не очень то ты и стоящий..
Это ведь очень распространенные мнение в России. И если в него верить, то, получается, Ваша статья должна называться ''Как топ-менеджеру - неудачнику'' все же найти работу''.
Мне кажется, что топ-менеджеру, если он не построил персональный бренд, найти работу ой как непросто. А может и не нужно? Почему бы не открыть свой маленький ''свечной заводик'' уже , наконец?
Если я, после блестящей карьеры, лет так в 60 останусь без работы, я ее уже точно искать буду. Открою свою атмосферную кофейню, в которой будут варить отличный кофе по-восточному :)
Любой грамотный руководитель высшего звена уже к 5-ти годам стажа руководства, я молчу про 10-ти или 20-тилетный стаж,
а) прекрасные коммуникаторы
б) понимают ценность коммуникаций снизу вверх с любым от уборщицы до собственника.
За семилетнюю практику проведения собеседований, - множество руководителей, подтверждающих два вышеуказанных пункта, и их анти-примеров. Управление изменениями как одна из ключевых компетенций в сегодняшних реалиях, базируется именно на навыках управления коммуникациями.
Я думаю, что Виктории просто не повезло. Ей ''посчастливилось'' общаться с представителем класса ''друг детства/родственник (список можно продолжить), оставшийся без покровителя''.
После экспресс-анализа контента могу сказать следующее.
1. Цель статьи - скрытая реклама семинаров о переговорах по трудоустройству, которые проводит фирма автора.
2. ''Небанальный'' пример и его герой (дед) - это выдумка автора.
Виктория, напишите пожалуйста, когда и для кого Ваша компания искала последний раз ТОПа,
Название должности,
Название компании,
доход руб./мес.