Марина Сипатова,
редактор журналистского агентства СС 20
Предновогодний период – время дарить подарки своим коллегам, подчиненным, начальникам. В связи с этим возникает множество вопросов. Например, не расценят ли коллеги ваш подарок начальнику как подхалимаж, взятку. Уже многие российские компании прописали в своем корпоративном кодексе правило о стоимости подарка. В иностранных компаниях с этим еще строже: если правило не соблюдается – человека увольняют.
От 2 тыс. руб. до 100 евро – не взятка!
«Мы прописали в корпоративном кодексе компании, что подарок между коллегами внутри компании или же от поставщиков, клиентов, то есть извне компании, не должен превышать по стоимости 2 тыс. руб., - говорит директор по персоналу компании «АЛИДИ» Юлия Ляшенко. – Это профилактика коррупционной составляющей. Нам важно, чтобы руководители не заводили себе любимчиков, и чтобы сотруднику не приходило в голову покупать дорогие подарки начальнику. До того, как мы прописали это правило, прецеденты по поводу дорогих подарков между подчиненными, а также между сотрудниками, руководителями и партнерами были». Когда человек принимает дорогой подарок, то он становится обязанным перед партнером. В корпоративном кодексе российского представительства компании CNH Industrial также четко прописано, что стоимость подарка не должна превышать 100 евро. В данной компании большинство топ-менджмента – экспаты. «Мы также документально зафиксировали этот момент, чтобы исключить коррупцию на каком-либо уровне, - комментирует директор по персоналу российского представительства компании CNH Industrial Марина Волостнова. – Подарок стоимостью выше ста евро рассматривается как взятка. И человек за нарушение правила может быть уволен».
Правда, встает следующий вопрос – как отследить, что подчиненный дарит своему начальнику или поставщику подарок именно за 2 тыс. руб., а не дороже. «У нас механизм контроля налажен очень просто, - поясняет Юлия Ляшенко. - Получающий подарок сотрудник любого ранга должен заранее поставить об этом в известность своего руководителя. Затем информация передается в службу безопасности, которая узнает, какой подарок предлагается нашему сотруднику, и его приблизительная стоимость. Если служба безопасности дает добро – тогда он его принимает». Также в корпоративном кодексе компании прописано, ресторан какого уровня может посещать сотрудник при проведении деловых встреч, и какой должен быть чек, если представителя компании угощают клиенты или партнеры по бизнесу. В «АЛИДИ» работает комитет по этике, который решает спорные вопросы. «Таким образом, мы фактически избавились от подкупа. И сейчас спорных ситуаций на эту тему практически не возникает», - резюмирует Ляшенко.
Руководство компании DACHSER также прописало в корпоративном кодексе, что«сотрудникам компании запрещается требовать или принимать денежные выплаты или ценные предметы в обмен на продукцию или другие услуги, а также принимать обещания таких выплат или подарков. Делать пожертвования и получать подарки любого рода строго запрещено, если это может создать впечатление несанкционированного влияния или даже породить предположения о каких-либо возникших обязательствах». Таким образом, компания борется против коррупционной составляющей.
Компания «ТНК-ВР» разработала и внедрила стандарт «Деловые подарки и гостеприимство». В компании ведется реестр подарков и делового гостеприимства. И если подарок по стоимости превышает сто долларов, будь то обед в ресторане или кафе, требуется одобрение непосредственного руководителя». У компании «Вымпелком» разработан кодекс делового поведения и этики, в котором содержится следующее правило: «Согласно кодексу, наши сотрудники не должны давать или получать подарки, предлагать участие в праздниках и увеселительных мероприятиях или соглашаться на них, если это может быть истолковано как влияние на коммерческие решения». И также в корпоративных правилах прописано, что сотрудники не должны просить подарков или одолжений у партнеров, не принимать любую сумму наличными. Максимальная цена подарка – $100.
Прописать подарки в Трудовом кодексе
В компании «Испытательный центр технических и программных средств железнодорожного транспорта» также есть кодекс поведения сотрудников, в котором прописаны требования к подаркам, которые могут дарить или же принимать сотрудники компании. И некоторые нюансы даже прописаны в трудовом договоре. Это позволяет избежать неравенства и разочарований. Пример: на презентации одного из поездов иностранный партнер подарил всем участникам встречи велосипеды за 1000 евро. Стоимость превышала разрешенную ценность подарка, и сотрудники не смогли их принять.
«Оптимальные новогодние подарки внутри компании – это одинаковые или из одной серии сувениры, - считает генеральный директор компании«Испытательный центр технических и программных средств железнодорожного транспорта» Алексей Семенюшкин. - Такие подарки позволяют проявить внимание к человеку, но не вызывают обиды или зависти у тех, кто их не получил. Дорогой подарок одному из сотрудников компании уместен, если он сделан группой людей и по случаю торжества. Со стороны руководителя, считаю, нежелательно объединять новогодние подарки для сотрудников вместе с подарками по итогам работы за год. Желательно разделить это по времени». Иначе получится, что кто-то получит больше, кто-то меньше, а новым сотрудникам вообще не достанется. Семенюшкин уверен, что установление правил позволяет избежать неловких и двусмысленных ситуаций. И приводит еще один пример: к одному новому году в подарочный набор для партнеров положили календарь, ручку и коньяк за 3000 евро. Оказалось, что коньяк нельзя дарить в госучреждениях, а без коньяка этот подарок оказался настолько скудным, что сотрудникам неловко было вручать эти пакеты.
Четыре категории подарков
А в Urban Group существует градация подарков от руководства – сотрудникам. «Сотрудникам мы дарим ежегодную новогоднюю продуктовую корзину к столу, которая стоит немалых денег, - рассказывает о новогодних традициях HR директор Urban Group Наталья Супрунова. - Несмотря на кризис, многолетняя традиция сохранится и в этом году. Но со временем мы приняли решение поделить подарки в разрезе категорий сотрудников. Основной персонал, находящийся в головном офисе Москвы, получает стандартные наборы, VIP и средние. Для офисов, расположенных в Москве, есть подарки для руководящего состава. Руководителей продуктовой корзиной не удивишь, поэтому мы обязательно наполняем ее брендированной сувенирной продукцией». В этом году компания делает гравюру архитектора всех проектов, которые даже выставляются в Третьяковке. Это ручная работа – коллекционная гравюра в багете. К ней в сувенир идет элитное шампанское. У сотрудников удаленных региональных офисов компании уровень дохода значительно ниже столичного. Компания, учитывая особенности и рентабельность подразделений, делит подарки на две категории: для рабочих и ритейл состава; для руководящего состава. Отсюда и возникают четыре градации: две градации в Москве и две в регионах:
- Эконом 1,
- Эконом 2,
- VIP1,
- VIP 2.
В сувенирную продукцию региональных представительств входят календари, блокноты, ручки, флешки. И даже подарочные пакеты в компании делятся по категориям: для топа идет брендированный пакет с веревочными ручками. Для простого рабочего – обычный пакет с логотипом компании. «Почему мы пошли по этому пути? – поясняет Наталья Супрунова. - В свое время мы закупили абсолютно аналогичные подарки для всех сотрудников. Получившие дорогие подарки рабочие были в шоке – они сказали, что лучше бы им выписали премию. Они не понимали, как можно потратить на подарок 3 тыс. руб. Свелось к тому, что стоимость совокупного подарка составила от 500 до 700 руб. для региональных представителей». Но компания решила не фиксировать это правило в корпоративном кодексе. Это неписанное правило, сложившееся на протяжении многих лет. Оно закрепилось и дает результат.
Прописывать правило или сохранить традиции?
Почему же некоторые компании сознательно не прописывают цену и правила дарения подарков в своем корпоративном кодексе? «Мы таким образом соблюдаем «экологичность» бизнес-процессов, - комментирует СЕО LiveTex Владимир Бакутеев. - У нас нет правил дарения подарков: что дарить, кому и какой стоимости – решают сами сотрудники. И прописывать это в корпоративном кодексе мы не спешим. Мы сознательно обходимся минимальным количеством регламентов и политик, чтобы избежать лишней бумажной волокиты. К тому же преподнесение подарка, как и умение вести беседу, относится к навыкам общения, которые навряд ли могут быть развиты путем включения нескольких страниц на эту тему в корпоративный кодекс».
Традиции и прецеденты – вот что имеет значение. Гуру менеджмента Питер Друкер утверждал: «Корпоративная культура компании, что культура страны. Никогда не пытайтесь изменить ее. Лучше работайте с тем, что есть». Как и во многих IT-компаниях, прошедших путь от стартапа к успешному бизнесу, в компании LiveTex довольно неформальные отношения в коллективе. Почти все сотрудники общаются на «ты». На корпоративах, тренингах и спортивных мероприятиях руководители, менеджеры и специалисты ведут себя на равных. Раз в две недели из числа сотрудников и их друзей собирается большая компания и отправляется в паб или винный бар. «IT-рынок не такой большой: многие знакомы по другим проектам, - рассказывает Владимир Бакутеев. - Есть и те, кто дружат много лет: ходят вместе на спорт, в кино и в гости. Уместно ли объявить им, что отныне нельзя дарить друг другу подарки дороже Х рублей? Конечно, нет. Мыделаем ставку на инициативность и ответственность».
Несмотря на то, что сегодня LiveTex занимает стабильное положение на рынке, внутри компании руководство по-прежнему старается поддерживать атмосферу стартапа. Каждый сотрудник может свободно высказывать свои мысли и предложения и даже назначить встречу руководством компании, если считает, что его идея способна внести вклад в развитие общего дела. Топ-менеджмент компании уверен, что именно инициативность и ответственность помогают бизнесу двигаться вперед. «Мы ценим эти качества в каждом члене команды и не хотим их растерять, прописав в корпоративной политике каждый шаг: что можно, а что нельзя; не хотим отучить сотрудников принимать самостоятельные взвешенные решения, думать, - продолжает Владимир Бакутеев. - Мы нашли свой формат донесения важной информации. Прецедентов с неудачными подарками у нас пока не было. При этом удобный канал для обсуждения проблем и вообще для общения есть. Это корпоративная соцсеть Yammer». В ней есть лента новостей, общий чат, ветки тематических дискуссий. Там зарегистрированы все сотрудники, у каждого есть свой профайл. Если у сотрудников возникают какие-то пожелания по организации рабочего процесса или жалобы на неудобства, они пишут в Yammer. И если «подарочный вопрос» когда-нибудь встанет ребром, специалисты из HR напишут обстоятельный пост с рекомендациями.
«Соглашусь с коллегой: контроль за подарками внутри компании – это весьма странная задача, - продолжает тему генеральный директор и совладелец проекта FORUMHOUSE Алексей Кутейников. - Если она появляется, то это свидетельствует о серьезных проблемах в коллективе. Если подарки клиентам и партнерам еще можно рассматривать как заявку на «более теплые отношения», то подарки в коллективе, в одной команде не должны вообще восприниматься как взятка и подхалимаж. Стандартизированные требования к поведению внутри коллектива – это пережиток прошлого». В интернет-отрасли даже у таких больших компаний, как Яндекс и Mail.ru, отсутствуют жесткие корпоративные стандарты поведения, что уж говорить про небольшие команды.
Формализация корпоративных отношений в части подарков, по мнению эксперта, может присутствовать только в бюрократизированных компаниях с жестко-регламентированной корпоративной культурой и строгими правилами. В любом случае, если потребность во взятке существует, то сотрудники найдут способ выразить свое особое отношение к руководству или коллегам. «Легкий способ избежать неловких ситуаций при вручении подарков на Новый год - это Secret Santa, - приводит пример Алексей Кутейников. - Каждый участник игры вытягивает жребий с именем сотрудника, для которого он становится тайным Дедом Морозом, и дарит подарок в заранее оговоренном ценовом диапазоне».
По такому пути пошла компания DMBasis. «Мы отделяем обязательные регламенты и правила от традиций. Последние не устанавливались «сверху», а появились как инициатива сотрудников и прижились в коллективе, - поясняет генеральный директор компании DM Basis Илья Шагаев. - Их можно назвать нашими привычками. Но таких привычек у нас довольно много, и поэтому, чтобы новым сотрудникам было легче с ними знакомиться, на внутрикорпоративном портале есть специальный раздел «Наши традиции». Одна из традиций связана с подарками на Новый год. В канун этого праздника каждый в компании может побыть немножко Дедом Морозом». Вот как это делается. Каждый сотрудник покупает небольшой подарок (сувенир, игрушку, что-нибудь – как известно, дорог не подарок). По желанию – празднично упаковывает. Отдает помощнику генерального директора. Все подарки помещаются в мешок. На празднике Дед Мороз идет по списку и наугад вытаскивает из мешка подарок каждому. После дарения есть возможность выяснить у коллег, благодаря кому вы стали обладателем того, о чем давно мечтали, даже если не знали об этом. Чтобы подарки были равноценными, секретарь в своем предновогоднем письме-напоминании пишет ориентировочную стоимость. В этом году – до 300 руб.
Подарочные тренды: крен в благотворительность
«Подарочные» тренды зависят от экономической ситуации в стране и от тенденций в обществе. Самые роскошные новогодние подарки компании дарили друг другу в период 2006-2008 годов: фарфоровые фрукты ручной работы с позолотой, техника, дорогие бизнес-сувениры из натуральной кожи и редких пород дерева, наборы для гольфа, настольные игры, выполненные из хрусталя и слоновой кости. Консалтинговые компании также старались удивить своих клиентов: коллекционные игрушки ручной работы, дорогие напитки, брендовые шелковые платки и галстуки, запонки из драгоценных металлов, редкие альбомы по искусству – чего только не было! «Зима 2008 года оказалась не очень щедрой на презенты, практически все компании отказались от корпоративных подарков – что называется, было не до жиру. Большинство обменивались открытками и не очень дорогими сувенирами, - делится наблюдениями директор по связям с общественностью хедхантинговой компании Cornerstone Евгения Маркова. - Сложная экономическая ситуация заставила многих пересмотреть ценность денег: бюджеты, ежегодно закладываемые на сувенирку, стали отправляться на благотворительные акции. Спасти чью-то жизнь, организовать праздник детям и одиноким старикам, исполнить мечты оказалось гораздо приятнее, чем получить очередной календарь». И эта тенденция сохранилась все последующие годы – многие компании сейчас активно направляют средства в благотворительность. Например, компания Cornerstone уже несколько лет принимает участие в акции фонда «Жизнь» «Благотворительность вместо сувениров», отправляя клиентам лишь небольшие, но символичные, подарки.
Федеральная компания «Мастер Фуд» в честь праздника ранее организовывала на местах безалкогольные фуршеты. «В этом году мы также решили принять участие в программе «Благотворительность вместо сувениров» – откажемся от традиционных бутылок шампанского и вручения бесполезной сувенирной мишуры, - высказывает свою точку зрения генеральный директор компании «Мастер Фуд» Андрей Сенчуков. - Праздничный подарочный бюджет переведем в Фонд «Измени одну жизнь» – профинансириуем изготовление видеоанкет о ребятах из детских домов. Эти видео-анкеты рассылаются потом по органам опеки, размещаются на сайте фонда. Эти видео-рассказы о детях видят потенциальные усыновители, подробный рассказ о малыше помогает ускорить эту встречу. Ребята из фонда делают благородную работу. Благодаря этим анкетам усыновлено более трех тысяч детей». Проспонсировав эти видео-анкеты, компания получила в ответ от фонда «Измени одну жизнь» яркие открытки, которые будут разосланы сотрудникам. Ими же будут украшены елки на объектах. «Коллектив в курсе этой идеи. Сотрудники, надеюсь, меня поддержат», - говорит Андрей Сенчуков.
Подарочная тенденция 2011-2014 годов – пересмотр большинством западных компаний кодекса поведения для сотрудников, запрещающего принимать подарки вообще или выше определенной стоимости (обычно это $100). «В 2011 году мы получили предупредительные письма сразу от десятка компаний, где руководство просило с вниманием отнестись к корпоративным правилам и не поздравлять сотрудников ничем, кроме открыток, - рассказывает Евгения Маркова. - Дорогие подарки не всегда обеспечивают лояльность к вашей компании, а порой могут вызвать обратный эффект. Если клиент чувствует, что его пытаются к чему-то обязать или склонить – скорее всего, вы потеряете его навсегда». Так что, будьте осторожны!
Уважаемые коллеги!
Как Вы относитесь к процессу выбора подарков для клиентов и партнеров? Что это, простая формальность или полет фантазии (в рамках бюджета)?
Какие цели преследуете?
Отслеживаете ли удовлетворенность подарком?
Какие подарки считаете самыми популярными?
-- Какие цели преследуете?
-- Увеличение бюджета, который будет потрачен на нашу продукцию после нового года
-- Отслеживаете ли удовлетворенность подарком?
-- Нет, никто не скажет, что подарок плохой. Мы отслеживаем динамику бюджетов.
-- Какие подарки считаете самыми популярными?
-- Которые попадают в точку.
Поделюсь идеей: дарили каталог с описанием проектов, которые мы реализовали за отчетный период + к-нить продукцию одного из предприятий, для которых были реализованы эти проекты (типа и наша частичка есть в этом). Примеры продукции: энергосберегающие лампочки (набор из 10 штук), подарочный сертификат на покупки в сети супермаркетов, дисконтные карты для сети заправок и т.д. Конечно, к этому календари всякие и в фирменный пакет.
''с какой целью интересуетесь''? (с) Шариков П.П.
Подарок это и есть подарок. И лучше если он учитывает индивидуальность конкретного бизнес-партнёра. В моём случае - стандартный набор (календарь, ручка, блокнот, ежедневник и т.д.) + личная добавка в рамках бюджета.
А есть ли смысл добавлять каталог к подарочному набору?
Я всегда думал, что заказчика (клиента) интересуют только его успехи.
О стандартном наборе могу сказать следующее: в лучшем случае, клиент принимает его с равнодушием, в худшем - он вызывает раздражение.