Ситуация на кадровом рынке в IT-отрасли со времен кризиса 2008 года существенно изменилась. Каковы основные показатели в этом секторе на конец 2013 года, и каких изменений ждать в 2014 году, рассказывает Зоя Богдашкина, старший партнер, руководитель практики Technology рекрутингового агентства Luxoft Personnel.
Executive.ru: Каково состояние IT-рынка России сегодня? Восстановился ли рынок после кризиса 2008 года? Стагнация или рост?
Зоя Богдашкина: Я бы однозначно текущее состояние не назвала стагнацией, поскольку рынок продолжает расти. Даже делая анализ по спросу и предложению на тех или иных специалистов, я могу точно сказать, что IT-ниша как занимала достаточно большую долю от вакансий в компаниях, так и занимает. IT-специалисты продолжают быть востребованными, более того – сама емкость рынка продолжает увеличиваться. В России сейчас IT очень активно развивается: появляются новые компании, создаются новые IT-продукты. Это порождает спрос на IT-специалистов. Наряду со спросом существует дефицит кадров. Это давняя проблема. Текущий рынок предложения в виде конкретных IT-специалистов действительно не соответствует спросу.
Безусловно, IT отрасль далеко не сразу стала привлекательной, но ситуация качественно изменилась. Сейчас уже не хватает вузов, не хватает выпускаемых ими специалистов. Западные работодатели пристально наблюдают за российским IT-рынком и активно перевозят наших специалистов. Российские компании точно так же смотрят на возможности перевоза экспатов (в основном на топ-роли). То есть сейчас идет масштабный обмен IT-специалистами. Например, какой был бум в связи с тем, что в Россию приезжал глава Facebook Марк Цукерберг – из этого раздули большой скандал, боялись утечки наших IT-специалистов на Запад.
Более того, многие компании уже смирились с тем, что они не найдут достаточное количество требуемых кандидатов на рынке. А потому они активно работают с вузами, причем с младших курсов. Они создают свои обучающие центры, даже без обязательств, чтобы эти люди потом работали в данной компании. Они рассказывают молодежи, что за IT отраслью будущее, дают практические инструменты, которые студенты могут осваивать уже сейчас, параллельно с учебой. Благодаря таким центрам компании, в том числе, решают проблему кадрового голода. По последним данным, за последний год прирост вакансий на рынке труда составил 11% (прирост за последние 5 лет – в 2,3 раза). При этом количество размещенных резюме сократилось на 24%. Более новые данные мы получим только в начале следующего года, но уже сейчас я могу сказать о том, что активность работодателей, в целом, была высокой по году, даже без спада в летний период.
Executive.ru: Значит, причина этого в Российском образовании?
З. Б.: Не совсем. Здесь вопрос не в сути образования – наше образование достаточно сильное, и оно ценится, в том числе западными компаниями. Вопрос в том, что таких сильных вузов как МГТУ им.Баумана, МФТИ, МГУ и прочих, уже не хватает, а их емкость ограничена. Хотелось бы еще больше специальных факультетов, больше вузов, но, видимо, это вопрос времени.
Executive.ru: Российский кадровый IT-рынок в сравнении с Западным, с Восточным?
З. Б.: Расскажу на примере аутсорсинга.
Обычно международные компании, привлекающие аутсорсинг, делят этот функционал как минимум на 2 уровня, руководствуясь, в том числе, вопросом стоимости. Так, например, часто распределение выглядит так: в Европе первый уровень разработки, а в России – второй, или же в России – первый уровень, а в Индии – второй. Стоимость услуг российских специалистов обычно ниже в сравнении со странами Европы и США, также как стоимость специалистов в Индии еще дешевле. При этом есть разница в уровне ответственности перед клиентом, но качество разработки может быть достаточно хорошим во всех локациях. Российские IT-специалисты лучше ориентируются в ситуации, когда отсутствуют четкие бизнес-требования, специалисты в Индии лучше работают в ситуации четко специфицированного процесса. Естественно, при таком подходе сам клиент имеет свой центр разработки, который находится чаще при штаб-квартире. Специалисты этого центра отвечают за конечный продукт и контролируют качество предоставляемого сервиса. Помимо этого его функция – следить за тем, чтобы не попасть в зависимость от партнеров и сохранить знания внутри.
Поэтому с уверенностью могу сказать, что российский IT-рынок не уступает другим рынкам и наши специалисты продолжают быть востребованными в международном пространстве.
Executive.ru: Что касается России – мы используем такой метод аутсорсинга?
З. Б.: Россия созрела для использования аутсорсинга чуть позже, чем западные компании. Но так как на нашей территории работает много международных корпораций, этот метод так или иначе использовался. Сейчас уже многие российские компании начали привлекать партнеров на отдельные виды IT-услуг (дата-центры, разработка, поддержка инфраструктуры и прочее).
Executive.ru: Легче ли IT-специалистам найти работу сейчас, чем в 2009 году – после кризиса?
З. Б.: С одной стороны, казалось бы, легче, потому что количество компаний продолжает увеличиваться, особенно если мы говорим, например, об интернет-компаниях. Продолжают развиваться мобильные разработки iOS, Android, растет E-commerce, многие ритейлеры переходят из оффлайна в онлайн, создают мобильные приложения. Сильным IT-специалистам найти работу стало проще.
Более того, сколько бы компании ни придумывали «пакты о ненападении» и ни договаривались удерживать определенную планку по заработным платам IT-специалистов, хантинг специалистов продолжается, и это продолжает влиять на перегрев по зарплатам и повышенный спрос по отдельным специализациям.
Правда, есть отдельные технологии, которые все меньше используются, так как на арену выходят более новые, свежие. В этом случае специалистам, пусть даже они очень сильные, приходится думать о возможной переквалификации, чтобы оставаться «на рынке». Этим людям может быть сложно с поиском работы, поэтому они часто стараются освоить еще один язык программирования или новую технологию.
Молодым специалистам стало сейчас чуть легче искать работу. Два года назад мы отмечали, что их никто не хочет брать на работу, все хотят опытных. Сейчас структура спроса изменилась в лучшую сторону, компании поняли, что воспитать человека под свои задачи порой проще, и он очень скоро выйдет на необходимый уровень эффективности. Для этого развиваются внутренние обучающие программы, стажерские программы.
Executive.ru: Какова ситуация в топ-сегменте IT-специалистов? Их тоже не хватает?
З. Б.: Нет, здесь как раз обратная ситуация. Предложение превышает спрос. Другой вопрос в том, что среди них есть также две категории: одна – суперпрофессионалы, а вторая – люди, которые попробовали руководить, им понравилось, и их амбиции резко возросли.
Executive.ru: Часто топы в IT-секторе проходят весь путь карьерного развития?
З. Б.: Смотря что считать этим путем. На мой взгляд, идеальный IT-управленец должен знать процесс изнутри, хотя в IT функций большое множество и все их сложно изучить одинаково хорошо. Опытные IT-управленцы обычно находят свое сильное звено, ту сферу, где они могут дать хорошую экспертизу, а остальные задачи делегируют на непосредственных руководителей. Есть такие люди, которые прошли весь карьерный путь в IT, но их можно пересчитать по пальцам.
Executive.ru: Какая форма занятости на данный момент преобладает у линейных IT-специалистов? Работодатели чаще предлагают работу в офисе или на «удаленке»? Почему?
З. Б.: Удаленная занятость сейчас довольно востребована. Большим спросом она пользуется среди веб-специалистов, но думаю, IT-отрасль вряд ли когда-то придет к стопроцентному удаленному графику работы по следующим причинам:
1. Многие компании предъявляют высокие требования к информационной безопасности и следят за тем, чтобы с их информацией обращались правильно в рамках их стандартов. Это означает, что у сотрудников должно быть определенное программное обеспечение, определенный уровень доступа к информации. И все это можно организовать только при условии его присутствия в офисе.
2. Многие компании говорят о том, что совместная работа мотивирует, способствует сплочению команды.
3. Для многих разработчиков важно то, в какой профессиональной команде они находятся, откуда черпать новые инструменты, практики, техники. В здоровой коммуникационной среде они получают намного больше возможностей и для профессионального развития и продвижения по карьерной лестнице.
Сейчас очень многие компании включают в соцпакет такое предложение, как возможность находиться какое-то количество часов в офисе, и еще часть времени – на удаленке, вне офиса. В данном случае они проявляют некую гибкость к формату работы.
Если взять часто используемую в разработке методологию Scrum, то ее важным элементом является командное ежедневное обсуждение, насколько все продвинулись в достижении цели. Каждый день вся команда собирается на 15 минут, на доске расписывается: «какие были задачи», «что успели решить», «чем будут заниматься завтра». Этот формат позволяет дисциплинировать коллег, плюс, все члены команды очень четко и одинаково понимают задачи. Сам принцип данной методологии не приемлет удаленной работы.
Executive.ru: А сами сотрудники какую форму занятости предпочитают? Наверняка удаленный формат?
З. Б.: Нет. Большинство специалистов, с которыми общалась я или мои коллеги из агентства, предпочитают работать из офиса. Для них, безусловно, такой формат является приятным дополнением, просто с точки зрения осознания возможности жить в чуть более комфортном режиме.
Executive.ru: То есть по сравнению с Западом мы идем к переходу на удаленный формат работы медленнее?
З. Б.: Скорее нам продолжает быть удобно отдавать сотрудникам, работающим удаленно, усеченные задачи, которые можно отследить – поскольку они не будут предполагать больших рисков для бизнеса.
Executive.ru: Выросла ли зарплата в IT-секторе за последние пять лет? Что этому способствовало?
З. Б.: Да, выросла. В 2008 году по причине кризиса приостановился бурный рост компенсаций, при этом некоторые заработные платы даже упали. К 2010 году заработные платы восстановились до уровней, которые были до кризиса, а в конце 2010 – начале 2011 стали увеличиваться дальше. Общий ежегодный прирост, который мы наблюдаем, ежегодно держится не ниже 10-15%, по отдельным специализациям – выше. Например, в текущем году наибольший рост зарплат был у веб-разработчиков (PHP, C#), разработчиков для мобильных устройств, С++ и Java разработчиков, ERP-консультантов, а также у специалистов, работающих в областях Big Data, Clouds, BI, здесь прирост достигает 20%.
Executive.ru: А что с зарплатами IT-специалистов в топ-сегменте?
З. Б.: Я отмечаю очень сильный разброс. По нашей практике максимальные заработные платы могут доходить до $20 тыс. и в очень редких случаях до $30 тыс. Компании готовы переплачивать харизматичным топам. При этом дальше под такими людьми вполне спокойно могут работать менеджеры-исполнители с заработной платой на порядок ниже.
Executive.ru: Какие профессии в IT-секторе сейчас наиболее востребованы в IT?
З. Б.: Эти профессии легко отследить по тем, у кого ежегодно увеличивается размер компенсаций. Самыми востребованными считаются: Big Data специалисты, Cloud архитекторы, консультанты по ERP-системам, веб разработчики в принципе, BI-разработчики, разработчики iOS и Android.
Executive.ru: Каковы перспективы у кадрового IT-рынка?
З. Б.: Кадровый IT-рынок продолжит расти достаточно ровными темпами. Серьезных бедствий IT-индустрия нам сегодня не обещает, потому как это достаточно стабильная индустрия. Рост зарплат не пойдет резко вверх, но будет способен перекрыть инфляцию.
Сейчас IT-рынок очень активно развивается. Еще год назад мы не могли поверить, что сможем оформить паспорт с помощью интернет-портала, а сейчас мы не только его так оформляем, но и всерьез говорим о появлении универсальных карт, которые будут нести всю персональную информацию о нас. С такой картой мы сможем прийти и в больницу, и с нее считают всю нашу историю болезни, мы сможем использовать ее как паспорт и так далее. Сегодня мне это уже не кажется пустым звуком.
Источник фото: Freeimages.com