Рынок труда-2011: что год грядущий нам готовит?

Ушедший 2010 год оправдал ожидания экспертов и дал надежду на лучшую жизнь и компаниям, и кандидатам. Многие направления бизнеса пережили в прошлом году существенный рост по сравнению с кризисными показателями, а это в свою очередь привело к увеличению вакансий и уровня зарплатных предложений. Но это коснулось не всех специалистов: работодатели стали разборчивее и предпочитают нанимать лучших кандидатов и удерживать ключевых сотрудников. В то же время, увидев на рынке относительную стабильность, все больше менеджеров стали заинтересованы в поиске новых предложений. Так кто же будет востребован в 2011 году?

Эксперты компании Kelly Services и рекрутинговой компании Antal Russia составили обзор текущих тенденций рынка труда в различных направлениях и дали свои прогнозы относительно развития кадрового рынка в 2011 году.

Кадровый рынок: кто будет нужен?

IT

Kelly Services

Для отрасли «Информационные технологии» 2010 год сложился явно лучше предыдущего. Рынок окончательно стабилизировался, обозначилась тенденция плавного роста. По данным Kelly Services, в 2010 году популярностью у работодателей пользовались технические специалисты - инженеры, специалисты технической поддержки, разработчики ПО, специалисты по внедрению и поддержке информационных систем, системные аналитики, архитекторы, специалисты по поддержке приложений. Сложно было найти работу руководителям IТ-отделов, так как количество резюме в разы превышало наличие вакансий.

Из отдельных тенденций 2010 году можно отметить увеличение требований к соискателям: сроки работы в компаниях, общий стаж, владение языком, наличие сертификатов, профессиональной мотивации, возможности выполнять смежные задачи, готовность к ненормированному рабочему дню. Как правило, на позиции специалистов выбор делается не из одного-трех, как в докризисное время, а рассматривается от 5 до 20 кандидатов. Увеличился диапазон относительно возраста соискателей в сторону более зрелых сотрудников. Со стороны кандидатов стало меньше амбиций (не каждый хочет через год быть IT-директором), многие занялись саморазвитием, время стагнации рынка употребили на приобретение новых навыков (доп. образование, второе высшее, сертификация, изучение языка).

В 2011 году прогнозируется постепенное и взвешенное движение в сторону увеличения штата компаний. Компенсационный пакет работодатели планируют или на уровне 2010 года, или с небольшим увеличением по отношению к 2010 году, хотя у многих кандидатов уже сложилось мнение, что кризис закончился, и они намерены менять место работы с целью занять более высокооплачиваемую позицию.

Antal Russia

Юлия Соляева, старший консультант департамента IT-рекрутмента: «Не столь востребованные в кризис, сейчас IT-директора снова в цене. Особенно ценятся профессионалы, обладающие стратегическим видением, способностью сформировать стратегию развития IT -инфраструктуры, управлять процессом внедрения и совершенствования IT -систем. Компании ищут разработчиков стратегий, обладающих глубоким пониманием бизнеса, поэтому приветствуют кандидатов с опытом работы в аналогичной отрасли.

После кризиса кандидаты стали отдавать предпочтения предложениям с большей фиксированной частью компенсации, тем самым обеспечивая себе некую стабильность. Тем не менее, в таких сферах, как FMCG и ритейл, работодатели по-прежнему делают акцент на бонусной части, зачастую предлагая более низкий уровень оклада».

Финансы

Kelly Services

В финансовой отрасли в 2010 году на рынке труда в основном наблюдалась стагнация, хотя во второй половине 2010 г. рынок оживился, в частности в области поиска внутренних аудиторов в нефтегазовой индустрии и энергетике. Количество открытых позиций практически не менялось по отношению к 2009 году, а вот количество и качество кандидатов на рынке возросло.

Самыми востребованными в 2010 году стали профессии финансовый контроллер и финансовый аналитик, также возросла потребность в специалистах по МСФО. Наибольшие сложности с трудоустройством испытывали финансовые директора, так как количество предложений от работодателей было ограничено, и в то же время значительно увеличилось число кандидатов на эти позиции.

По отношению к другим отраслям финансовая сфера занимала лидирующие позиции по качеству и уровню компетенций кандидатов – 3,7 по 5-бальной шкале. Вместе с тем для нее также были характерны общие для всех рынков проблемы: низкая лояльность сотрудников до 29 лет к текущему работодателю и недостаточность возможностей для развития (материальных и профессиональных) как основная причина ухода из компаний. Кроме того, в 2010 году была зафиксирована любопытная тенденция - соискатели уровня финансовый директор выражали крайнюю заинтересованность в start up проектах с участием западных инвесторов.

В 2011 году финансовое направление будет развиваться и во второй половине следующего года ожидается возрастание спроса на финансовых специалистов на рынке труда ввиду открытия новых проектов и регионального развития компаний. На рынке будут рассматриваться кандидаты с релевантным опытом в крупных компаниях из крупных городов с возможностью переезда.

Квалифицированные кандидаты будут ориентироваться на проекты с наиболее высокой оплатой труда и реальными перспективами профессионального роста в индустрии.

Antal Russia

Кристиан Леполяр, партнер:

«Количество вакансий для финансистов, которое заметно возросло в начале 2010 года, сейчас растет более медленными темпами. В большинстве случаев компании ищут людей на замену нынешним сотрудникам. Высока потребность в менеджерах по налогам, специалистам по финансовой отчетности.

Работодатели все еще не готовы предлагать кандидатам зарплаты, соответствующие докризисному уровню. Тем не менее, специалисты, обладающие уверенными навыками формирования отчетности, составления cashflow, глубокими знаниями стандартов российского налогового и бухгалтерского учета, могут рассчитывать на повышение уровня компенсации до 30% при переходе в другую компанию.

Прогноз на следующий год в целом оптимистичен: тенденция к постепенному восстановлению спроса на финансистов и рост их заработных плат сохранится».

– Финансовые директора

Артем Васильев, менеджер департамента финансового рекрутмента:

«Работодатели стали смелее заменять своих нынешних финансовых директоров. Сейчас высоко ценятся кандидаты, обладающие не только стратегическими, но и операционными, прикладными навыками. Профессионалы, свободно ориентирующиеся в стандартах учета и отчетности, юридических тонкостях, обладающие опытом постановки задач на внедрение систем автоматизации, сейчас в цене. Растет спрос на профессиональные квалификации ACCA, CPA, ACA, CIMA: восемь из десяти компаний требуют наличие сертификатов у CFO. При формировании компенсационного пакета акцент делается на ее переменную часть, а не на фиксированную зарплату».

– Бухгалтерия

Наталья Яклюшина, менеджер департамента финансового рекрутмента:

«Состояние рынка труда бухгалтеров пока не приблизилось к докризисному. Вакансий все еще немного, особенно для опытных бухгалтеров с высокими зарплатными ожиданиями. Тем не менее, можно отметить возросший спрос на бухгалтеров со стороны B2B- и FMCG-компаний. Фармацевтические компании, довольно активно открывавшие вакансии бухгалтеров в кризис, наоборот снизили свою активность. Постепенно начинают оживляться розничные сети, которые подбирают бухгалтеров среднего и высшего уровня, скорее всего эта активность сохранится в течение следующего года.

Поскольку работодатели все еще не готовы идти навстречу зарплатным требованиям кандидатов, последним приходится снижать свои ожидания, в некоторых случаях вплоть до 20% от желаемой суммы».

Менеджеры по продажам

Antal Russia

− IT/Телеком

Маргарита Еван, менеджер департамента IT-рекрутмента:

«Если во время рецессии менеджеры по продажам в сфере IT и телеком были востребованы в основном со стороны системных интеграторов, то сейчас заметно активизировались рекрутинговая активность вендоров. В условиях общего восстановления на рынке и возрастающего объем инвестиций в IT-компании фокусируются на сотрудниках, приносящих прибыль. Мы не ожидаем массового всплеска спроса на менеджеров по продажам, но он и так находится на достаточно высоком уровне.

Несмотря на то, что компании не очень охотно восстанавливают урезанные ранее соцпакеты, в целом уровень компенсации менеджеров по продажам в сфере IT находятся на докризисном уровне, а опытным и успешным кандидатам готовы предлагать и более интересные финансовые условия. Основной фокус в своих требованиях к соискателям работодатели делают на знание рынка (его состояния и тенденций, ключевых персон) либо на знание продукта – в зависимости от структуры отдела продаж. Свободное владение письменным и разговорным английским стало повсеместным требованием».

− FMCG

Аслан Царикаев, руководитель департамента FMCG-рекрутмента:

«Несмотря на то, что активность подбора менеджеров по продажам в FMCG-компаниях все еще далека от показателей двух – трехлетней давности, определенное оживление на рынке все же наблюдается. Сейчас наибольшее количество вакансий отмечается в компаниях среднего бизнеса, которые оказались достаточно гибки и сумели найти новые ниши для развития.

Компании избавились от «случайных» людей и стали весьма разборчиво подходить к процессу подбора персонала. Наиболее востребованы в секторе FMCG менеджеры по работе с ключевыми клиентами, территориальные менеджеры. Интересной особенностью рынка сейчас является и тот факт, что MLM-бизнес (сетевой маркетинг) становится все более признанным классическим бизнес-сообществом. Кандидаты серьезного уровня в FMCG-индустрии все чаще переходят в эту сферу деятельности».

− B2B

Вера Филатова, руководитель департамента B2B-рекрутмента:

«Количество вакансий менеджеров по продажам возросло практически во всех отраслях. Компании тяжелой промышленности, на рекрутинговой активности которых кризис сказался особенно заметно, снова готовы набирать сейлз-менеджеров. Также достаточно много вакансий в компаниях-производителях пищевых ингредиентов, в химической и горнодобывающей промышленностях. Сейчас спрос на менеджеров по продажам находится на стабильно высоком уровне, и, скорее всего, он будет расти до середины 2011 года.

По-прежнему непросто найти профессионалов, которые будут одновременно обладать профильным образованием, знанием самой отрасли и продукта, умением продвигать его, работать с клиентами. Таких специалистов на рынке немного, поэтому компании готовы идти навстречу их зарплатным ожиданиям».

Маркетинг

Kelly Services

Позитивная динамика в 2010 году наметилась на рынке трудамаркетинговых специалистов. Уже к началу второго квартала количество позиций в этой отрасли возросло в 2-3 раза, в том числе появились вакансии PR-менеджеров, специалистов по маркетинговым коммуникациям, дизайнеров – профессий, в первую очередь пострадавших в кризисные 2008-2009 гг. Однако при этом уровень заработных плат в сегменте не изменился по сравнению с 2009г.

Самым активным, как и прежде, стал сегмент FMCG, и отдельно – розничные электротехнические товары. Больше всего в 2010 году рынок нуждался в бренд-менеджерах, менеджерах по торговому маркетингу, аналитиках и специалистах по исследованиям рынка. Последние были востребованы не только клиентской стороной, но и исследовательскими агентствами, так как у них серьезно увеличилась количество заявок от компаний, планирующих рост бизнеса. Новой тенденцией можно назвать увеличение потребности в digital специалистах – то есть сотрудниках, отвечающих за продвижение продукта/услуги в интернет-пространстве, в том числе в социальных сетях и блогосфере.

Рынок кандидатов в маркетинге в 2010 г. можно охарактеризовать как очень живой: практически каждый второй из сотрудников как западных, так и российских компаний был готов перейти в статус соискателя. Появилось много кандидатов с опытом freelance, а также кандидатов, сменивших более высокую позицию на более низкую (так называемых downshifters), или перешедших на работу с менее интересным продуктом.

Основываясь на динамике рынка, можно ожидать, что в 2011 году количества вакансий по специальностям «Маркетинг» также продолжит расти.

Antal Russia

Екатерина Бахарева, руководитель департамента маркетингового рекрутмента:

«Продвижение в Интернете занимает все более значительную часть маркетингового бюджета крупных компаний. На рынке ощущается значительный дефицит специалистов, обладающих глубоким пониманием онлайн-среды и навыками эффективного стимулирования сбыта. В рекламных и Интернет-агентствах открываются позиции креативных директоров, ответственных за разработку и реализацию концепции продвижения продукта в интернете, и в связи с нехваткой местных специалистов компании часто приглашают иностранных креативщиков. Также востребованы менеджеры по работе с социальными медиа, специалисты по поисковой оптимизации – особенно не хватает опытных SEO-специалистов со знанием английского языка.

В целом потребность в представителях маркетинговых специальностей растет во всех отраслях. Достаточно много вакансий, в основном бренд-маркетологов, открывается в FMCG-компаниях. Интернет-порталы различной специализации ищут директоров по маркетингу. Растет количество позиций в страховых, девелоперских компаниях, в сфере ИТ и телекоммуникаций. Даже в B2B-секторе, который исторически не проявлял активности в найме маркетологов, появилась потребность в маркетинг-менеджерах.

Компенсации, предлагаемые соискателям, увеличиваются. В среднем они выросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и мы прогнозируем их дальнейший рост. При условии сохранения нынешних экономических условий спрос на маркетологов и их зарплатный уровень будут постепенно повышаться в течение следующего года».

Административный персонал

Kelly Services

Потребность в качественном административном персонале в кризисный период (2008-2009 гг) была достаточно ограниченной, тем не менее, с начала 2010 наблюдается рост объема предложения для сотрудников административной сферы, соответственно, увеличился уровень оплаты труда.

Востребованы, в основном, позиции ассистентов отделов, секретарей в приемную и личных ассистентов. Гораздо труднее пришлось персональным ассистентам к руководителям топ-уровня, вакансий для которых было немного.

В связи с ростом числа вакансий на рынке проявились тенденции докризисного периода, когда соискатели могли выбирать между несколькими предложениями. В непростой экономической ситуации на многие моменты кандидаты закрывали глаза, например, были готовы к большим переработкам, к работе в территориально удаленных от дома районах мегаполиса. Сейчас кандидаты не боятся отказываться от предложений по указанным причинам, готовы ждать более выгодных предложений.

Управление персоналом

Kelly Services

Позитивные тенденция присутствовали в 2010 год и в сфере управления персоналом. Количество вакансий существенно выросло, в том числе из-за того, что многие компании «разморозили» рекрутинговые процессы.

По функционалу в 2010 году наиболее востребованы были следующие специалисты HR-блока:

- HR Business Partners – менеджеры, отвечающие за широкий спектр вопросов в сфере HR для конкретного бизнес–подразделения;

- C&B менеджеры и менеджеры по организационному планированию;

- Рекрутеры на розничный сегмент, где больше всего требовались консультанты с опытом работы в кадровых агентствах или специалисты по подбору персонала из in house-подразделений.

- Кадровые администраторы, делопроизводители с опытом ведения всех участков кадрового делопроизводства в полном объеме численностью от 300 человек, со свободным уровнем английского языка.

В целом рынок труда HR в 2010 году можно охарактеризовать следующим образом: компании заинтересованы не просто в рабочей силе, а в партнерах по бизнесу, которые смогут не только оказывать сервисную поддержку, но и консультировать и предлагать экономически и стратегически эффективные решения в области управления персоналом. Исходя из ситуации, в которой завершается 2010 году, можно предполагать, что спрос на HR-кандидатов в 2011 году будет продолжать расти.

Antal Russia

Елена Бирюкова, руководитель департамента HR-рекрутмента:

«С возвращением на рынок определенной стабильности обеспечение эффективной внутренней коммуникации между всеми подразделениями снова стало одним из приоритетных направлений в работе крупных международных и российских компаний. Спрос на менеджеров по внутренним коммуникациям превышает предложение.

Умение консолидировать информацию и преподносить ее разным целевым группам, отличные навыки написания текстов, коммуникабельность – основные требования к кандидату на позицию менеджера по внутренним коммуникациям. Требования к бэкграунду соискателя различаются, но в целом работодателями приветствуется аналогичный опыт, либо опыт работы в PR или прямых продажах.

Активнее всего набирают профессионалов в сфере внутренних коммуникаций компании сферы FMCG. Средний зарплатный уровень таких специалистов колеблется от 100 до 250 тыс. рублей в месяц в зависимости от уровня позиции».

Рекомендации для кандидатов

Эксперты рекрутинговой компании Antal Russia составили свод рекомендаций для карьеристов на 2011 год. Уходящий год прошел под знаком стремления к эффективности, и этот тренд в дальнейшем будет только укрепляться. Сейчас наступает время задуматься о том, как повысить свою эффективность, и стать более конкурентоспособным и востребованным специалистом.

1. Активно «продавать» себя

Одна из основных характеристик посткризисного рынка труда – повышенная требовательность работодателей к кандидатам. Компании стали намного более разборчивы в вопросах подбора сотрудников, потому что руководство хочет совершать обдуманные инвестиции в том числе и в персонал. Опыт, навыки и личностные характеристики каждого соискателя тщательно анализируются и оцениваются. Основной акцент в разговоре с потенциальным работодателем необходимо делать на том, какую пользу вы принесете компании, продемонстрировать, почему инвестиции именно в вашу кандидатуру будут оправданы.

2. Быть более открытыми для предложений о смене места работы, идти на разумный риск

Количество вакансий в компаниях растет, а кандидатам, в свою очередь, начинает поступать больше предложений о работе. Время, когда обстоятельства диктовали необходимость держаться за свое место, прошло. «Не стоит бояться перехода в другую компанию, если это решение взвешенное, обдуманное, если вы четко осознаете, в чем именно вы выигрываете: в перспективах, в компенсации, в профессиональном развитии. Как говорится, больше всех рискует тот, кто не рискует», - советует Лилия Маслова, руководитель департамента по работе с розничными сетями Antal Russia.

3. Принимать решение о выборе компании, основываясь не только на материальных факторах

По данным Antal Russia, сейчас при переходе в другую компанию можно рассчитывать на увеличение дохода в среднем на 15-20%. Тем не менее, необходимо помнить, что исключительно денежная мотивация на переход не приветствуется ни новым работодателем, ни рекрутерами, которые возьмутся за ваше резюме, да и вряд ли вам будет интересна работа, которая привлекает только размером компенсации.

4. Развивать свои профессиональные знания и навыки

По прошествии кризисного времени, периода затишья, в компаниях начинают запускаться ранее сокращенные функции. В целом, сейчас одним из основных требований к кандидатам становится наличие уверенных операционных навыков или, иначе говоря, умения делать работу «руками». Например, сейчас востребованы IT-директора, имеющие непосредственный опыт внедрения и настройки ERP-систем, финансовые директора, свободно ориентирующиеся в стандартах учета и отчетности, юридических тонкостях.

5. Рассматривать предложения о работе в регионах

Регионы и страны СНГ открывают интересные возможности для столичных менеджеров. Для работы на некоторых ключевых позициях работодатели предпочитают брать соискателей из более крупных городов. Компаниям интересны столичные управленцы или менеджеры, когда-то переехавшие в Москву из региона и готовые релокироваться снова. В регионах часто из-за дефицита высококвалифицированных профессионалов открываются интересные возможности, тем более, что там уже представлены или планируют развивать бизнес многие крупные международные компании.

«Несмотря на то, что кандидаты стали более гибкими при обсуждении условий работы, найти профессионала с необходимым профилем в региональную компанию или в представительство довольно сложно, хотя часто работа в регионах может повысить профессиональный уровень, открыть новые перспективы. Расходы на проживание в регионах значительно ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге, поэтому даже при условии того, что сумма компенсации остается неизменной, специалист остается в выигрыше», - рассказывает Ирина Суднишникова, старший консультант департамента FMCG-рекрутмента Antal Russia.

Заработные платы: прогноз

Компания CASE и холдинг АНКОР провели исследование заработных плат, льгот и компенсаций по городам России. Исследование проходило в период с августа по ноябрь 2010 гг. по десяти городам: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Краснодар, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Новосибирск. Было собрано 589 опросных форм от компаний-участников, получены данные по 80 000 работников российских и зарубежных компаний различных секторов бизнеса.

В результате 70% из числа опрошенных компаний планируют в 2011 году повысить оклады сотрудникам в среднем на 10%. В таблице 1 представлен процент компаний по каждому городу, который планируют повышать оклады в 2011 году.

table-1.jpg

По оценкам Kelly Services, уровень заработных плат пришел в равновесие, в большинстве случаев кандидатам предлагают те деньги, которых они реально стоят как специалисты на рынке труда. У специалистов в области продаж бонусная составляющая медленно растет по отношению к уровню 2009 года.

Также смотрите:

Кто будет нужен в 2015-2020 годах?

Иду, куда позовут

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

По сути, ничего нового. Кадровый рынок в России в 2011 году так и останется в крайне вялом состоянии. Что не удивительно при сохраняющейся и даже уже сейчас демонстрирующей возрастание данного сегмента в 2011 году импортозависимой экономике с наличествующим солидным бюджетным дефицитом, при отсутствии реальных вложений в производственный сектор, возрастании непроизводственных вложений, снижении экспортных валютных поступлений реально приходящих в страну, а не оседающих за рубежом, и перспективе значительного сокращения аппарата государственных служащих, которых будут пристраивать на новые рабочие места в частный сектор по знакомству традиционно приоритетным образом.

Николай Романов

Технолог, Пермь

Из существующего рынка труда я понимаю, что никакого улучшения в промышленном производстве не намечается. Что будут считать экономисты, финансисты, бухгалтеры, менеджеры продаж и другая обслуга промышленного производства, если исчезают технологи, создающие продукцию. В страну продолжается закачка импорта за природные ресурсы. Как раньше говаривали, спасибо партии за наше счастливое будущее!

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>IT в России не нужно, там нефть и газ. В реальности, это одно слово, что набираются IT-специалисты. В большинстве случаев под этим броским и эффектным названием сегодня скрываются обычные «барабанщики» и «барабанщицы», которых набирают для набора и ввода данных в информационные системы в различные учреждения, так или иначе переходящие не широкое освоение компьютерной техники, - а вовсе не для написания программ, построения сайтов и т.д. В лучшем случае, если речь идет все-таки о последнем, то это сугубо обеспечительная техническая функция под данное направление работы. Вне зависимости от возраста. Хотя с возрастными специалистами в этом плане проще, - за ними, чаще всего, не нужно постоянно следить и контролировать каждый шаг в их дейстивях. Поскольку свои ошибки они часто в состоянии обнаружить и исправить сами. Резюмируя общим образом, - компаниям по работе с персоналом и кадровым агентствам в этом году какого-либо серьезного заработка на основном рабочем поприще не предвидится. Да и страна продолжит терять свои наиболее квалифицированные кадры по целым кадровым группам, успевшие сформироваться за прошедшие полтора десятилетия до уровня рыночной избыточности. Поскольку если за год - полтора еще как-то можно сохранить некие навыки прошлой специальности в случае увольнения, то за два - два с половиной уже нет. Т.е. кадровый массив и накопленный кадровый опыт стремительно разрушаются, - вернее, уже заканчивают разрушаться. Уволенные в кризис люди теряют опыт, навыки, степень владения ситуацией на своем рыночном сегментe, утрачивают оценку правовых основ своей работы и т.д. Т.е. более-менее успешно сформированный до недавнего времени кадровый массив находится в стадции прогрессирующей деградации. Как в отношении людей, находящихся на низших профильных должностях, на которые удалось устроиться после увольнения или иных перетурбаций в компаниях, так и в других сферах деятельности на весьма непрестижной работе, на которую в итоге пришлось устраиваться за неимением лучшего. Да и со специалистами газовиками и нефтяниками в этом году тоже ожидается беда. Поскольку из-за выработки и освоенности месторождений, а также из-за отсутствия потенциально вводимых в режим эксплуатации новых месторождений, для них тоже много рабочих мест не откроется. Основным востребованным кадровым контингентом в данной области по-прежнему остаются лишь ремонтники. Николай Романов
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Рамиль Гайсин
Коллеги, подскажите с такой ситуацией. Мы ООО на осно. Находим заказы на ремонт оборудования. Неп...
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.