Карьерная лестница – какие ступени надо преодолеть?

Игорь Сокуренко

Как и любой процесс, карьерный успех имеет этапы достижения и ступени. Я хотел бы выделить именно это слово «ступени». Не «пути» достижения, когда можно выбрать более легкую дорогу, срезать путь, а именно «ступени», как составляющие высокой извилистой лестницы. В этом случае, какими бы длинными не были наши ноги, мы не сможем проскочить весь лестничный пролет, сделав один единственный шаг.

карьера

Когда о человеке с восхищением говорят, что он «сделал отличную карьеру», мало кто задумывается, сколько труда, сколько пота и зубастых «акульих схваток» было в нее вложено. Загляните в себя: что вы видите? Есть ли в вас огонь, есть ли желание побороться с соперниками за лучшую территорию и качество жизни? Хватит ли у вас духу и пороху для того, чтобы ввязаться в непростую, но захватывающую карьерную игру, где правила негласны, игроки азартны, а выигрыш стоит самых больших рисков?

Чувствуете ли вы себя лидером?

Если да, то эта статья может открыть вам глаза на многие стратегические и тактические моменты предстоящей вам игры, без знания которых она может не только слишком затянуться, но и оказаться бесплодной. Если же ваш ответ «нет», то я советую вам отложить данную статью до лучших времен.

Итак, вы продолжаете читать дальше. И если это не машинальное скольжение глазами по строчкам, значит, вы чувствуете в себе дух лидерства. Допустим, мы определили, что имеем достаточный ресурс для карьерного роста. Но возникает извечный вопрос: как? Согласитесь, если мы не видим перед собой лестницу, то не сможем подняться по ней. Именно поэтому сейчас я бы хотел назвать и вкратце обрисовать каждую из предстоящих вам ступеней. И это зависит лишь от вас — ставить или не ставить ногу на первую из них.

Существует множество концепций лидерства. Все они, так или иначе, сводятся к тому, что лидер — это гениальный архитектор, строящий свой собственный мир, выполняющий судьбоносное предназначение. И самое великолепное в этом – что он получает искреннее наслаждение, ощущение куража и удовлетворенности от процесса строительства. Если вы профессионал – лидер в своей стихии, то вы уже испытали это чувство.

Но, как говорится, нет предела совершенству. Равно как и нет предела человеческим возможностям и желаниям. Задайтесь вопросом: вы удовлетворены достигнутым? Полагаю, что нет. Ведь покой, самодовольство и смакование прошлых побед — это не удел лидера. В таком случае, вы уже сейчас должны наметить рубеж, требующий покорения. Настоящий лидер отличается от рядового ведомого тем, что всегда четко осознает свои цели. Мы с вами вплотную подошли к первой ступени.

Первая ступень – осознайте свою цель и зажгитесь ею.

Запомните: лидер — это пороховая бочка. Без запала, без цели он — всего лишь груда сколоченных досок и серый порошок.

Любая цель нуждается в ресурсах. Ваши ресурсы — это время, здоровье, энергия, деньги, связи, влияние. Но не стоит обольщаться: при всех, достаточных на ваш взгляд, компонентах, ресурсы ограничены. И те, которые есть у вас сейчас, обеспечивают лишь ваше нынешнее состояние. Для нового состояния нужны новые ресурсы. А их может дать только внешняя среда. То есть эти ресурсы уже есть в какой-то системе, но сегодня ими владеет и пользуется кто-то другой. Ваша задача (это вторая ступень лестницы) — найти подходящую систему, войти в нее и получить необходимые вам ресурсы, обыграв других игроков.

Вторая ступень — найти подходящую систему.

Одни лидеры создают собственные системы, и, начиная с этой второй ступени, идут по совершенно другой лестнице. Я бы сказал, что эта лестница висит над пропастью, ведь риски возрастают в десятки и сотни раз. Но чем опасней охота, тем крупнее добыча. Другие лидеры выбирают системы, созданные кем-то, и уже там отвоевывают себе ниши влияния и доходов. Данная статья предназначена именно для них.

Прежде чем шагнуть на третью ступень, я бы хотел, чтобы вы вернулись и снова поднялись по первым двум. Думаю, что предложенный мной пример, разыгрывающий ситуацию, «в лицах», поможет вам преодолеть возможные трудности при определении цели и системы.

Представьте: вы — матрос, находящийся в поисках работы. Ваша заветная мечта — попасть на огромный сверкающий корабль, где командный состав — сплошь профессионалы, а заработная плата — едва ли не предел мечтаний. При этом быть матросом, драящим палубу, вы уже не желаете — ведь вы уверены в себе и достаточно опытны, чтобы претендовать, как минимум, на должность помощника капитана.

Это ступень постановки цели. Не-лидер в этом случае удовлетворился бы и должностью мойщика палуб. Лидер же понимает, что в такой системе, где все «хлебные» позиции заняты, а ресурсы распределены, шансы подняться от простого матроса до помощника капитана крайне невелики. Окрыленные надеждой, вы отправляетесь в кадровый отдел сверкающего корабля, но там категорично заявляют, что без соответствующего опыта работы, ваша единственная перспектива — щетка и швабра.

Вы с разочарованием осознаете, что горизонт ваших возможностей резко сузился, и выбирать теперь приходиться между небольшими грязными суденышками с плюющейся и отчаянно матерящейся командой. Это ступень выбора системы. Система должна соответствовать поставленной цели. Именно поэтому вы, как профессионал и лидер, понимаете, что дорасти до помощника капитана в максимально сжатые сроки на небольшом корабле — с вашими знаниями и опытом – это реально.

Не прерывая сюжета, предлагаю плавно перейти к третьей ступени карьерной лестницы. Это самая высокая и сложная из всех ступеней, поэтому преодолевать мы ее будем частями.

И вот вы поднимаетесь по трапу выбранного вами корабля, чтобы пройти собеседование. Не стесняйтесь походить по кораблю, поглазеть на работающую команду. Ведь сейчас для вас самое главное — выяснить, насколько комфортно будет вам на палубе этого судна, сработаетесь ли вы с коллективом? На собеседовании повнимательней приглядитесь к капитану — именно от этого человека зависит ваш карьерный рост. Насколько он симпатичен вам? Готовы ли вы работать на него и выполнять его указания? Капитан, команда и сам корабль кажутся вам довольно перспективными. Что ж, самое время приступить к достижению своей цели!

Третья ступень — постановка взаимоотношений с системой.

Вначале статьи я упомянул, что лидер должен быть хорошим тактиком и стратегом. И это не пустые слова. Профессионалу-лидеру, поставившему перед собой определенную карьерную цель, приходится вживаться в роль средневекового полководца и постоянно вести войну сразу в нескольких направлениях:

1) борьба за ресурсы;

2) борьба за статусы;

3) борьба за близость к «телу босса».

Борьба за ресурсы — фактически это борьба за право управлять, распределять и использовать имеющиеся материально-технические, финансовые, человеческие и другие ресурсы компании. Это — власть. Думаю, преимущества обладания подобной властью не стоит даже называть, они очевидны.

Борьба за статусы. Статус — это неформальная позиция в компании, дающая возможность влиять на решения и мнения других людей.

Близость к «телу» — право на внеплановые коммуникации с руководителем, возможность влиять на судьбоносные решения по распределению ресурсов и статусов.

Без сомнения, в эти игры играют не все. Отнюдь не у каждого менеджера возникает мысль даже просто попробовать выйти на поле битвы. Но мы ведь говорим о бойцах, о лидерах. Вы – одновременно и бочка с порохом, и рука с зажигалкой. Именно такая игра, порой опасная, порой кровопролитная, заставляет ваше сердце биться чаще, ведь на кону – соблазнительный куш в виде власти и материального вознаграждения, а это – качество вашей жизни.

Существуют простые закономерности, зная и используя которые, можно получить серьезный карт-бланш перед вашими соперниками. Одаренные менеджеры пользуются такими закономерностями интуитивно. Но знание и сознательное оперирование ими может значительно повысить результативность вашей работы и дать дополнительный импульс карьерному росту. Все эти закономерности можно изложить в простой трехходовке:

Ход №1. Продайте себя боссу, как личность

Как определить успешность подобной «самопродажи»? Показатель результата крайне прост. Любой успешный руководитель думает о развитии бизнеса — то есть о введении в него каких-либо инноваций. А в основе инноваций всегда лежат креативные идеи. Так вот, каждая идея, родившаяся в его голове, нуждается в своего рода «шлифовке», для чего ему необходим собеседник. И не просто первый встречный, а такой, чье мнение ему не безразлично.

Таким образом, если руководитель достаточно часто приглашает вас в свой кабинет со словами: «А как ты относишься к подобной идее?», значит, вам удалось продать ему себя, как интересного собеседника и неординарную личность. Если же вам в разработку дают уже готовый проект — значит, вам это не удалось, и следует искать другие пути проявления себя.

Ход №2. Детально выясните цели и приоритеты своего руководителя

Текущие, среднесрочные, долгосрочные приоритеты — в разрезе вашей функции. Научитесь их обслуживать. В профессиональной среде бытует мнение (которые я бы назвал глубочайшим из заблуждений) о том, что вы приходите в компанию для того, чтобы развивать бизнес, улучшать позицию на рынке, повышать ее конкурентоспособность. Мне жаль, если я сейчас вас разочарую, но эти важные результаты вашей работы являются, скорее, производными от основной функции. Любой работник, пришедший в компанию и имеющий над собой руководителя, обязан обслуживать его цели. Важно уже сейчас уяснить: вы работаете не на компанию, а на конкретного человека — вашего начальника. Чтобы эти цели обслуживать, их нужно знать. Именно поэтому я советую вам с большим интересом и вниманием задавать вопросы.

Задавайте вопросы

Выясните, какими параметрами он будет измерять результаты вашей работы. Определите, какие из показателей для него являются наиболее значимыми. То есть высота оценки результатов вашей работы будет зависеть не от ее качества, а от того, насколько она вписывается в видение вашего непосредственного руководителя. Подобную информацию вы не найдете в должностной инструкции или в положении об отделе.

Не удивляйтесь, если вы будете первым, кто спросит: «Каким вы видите развитие нашего направления? Какие цели ставите перед отделом? И чем, собственно, будем мерить результат работы?». Вы можете сказать, что цели других обслуживают те, кто не имеет своих. Но разве возможно реализовать собственную цель, не обслужив цель другого? Вспомните пример матроса, устраивающегося на работу. Реализовать его цель — сразу, не приложив усилий, невозможно. Именно поэтому он принимает решение пойти на небольшой корабль, где будет обслуживать цели капитана до тех пор, пока не добьется своей. Научитесь обслуживать цели вашего руководства.

Ход №3. Продавайте результаты своего труда в контексте целей и приоритетов руководителя

Многие профессионалы разбираются в своей работе куда лучше, чем их вышестоящее начальство — они могут принимать более грамотные решения, могут спрогнозировать возможные будущие проблемы. В конце концов, им действительно нравится делать что-то, что лежит за рамками поставленных перед ними задач. Они — профессионалы, и искренне считают, что гораздо лучше руководителя знают, как и в каком направлении использовать свой потенциал. Но чтобы не застопориться в самом начале, а успешно подниматься вверх по карьерной лестнице, вам следует четко разграничивать собственные желания и желания начальника. Это вовсе не означает, что вы не можете делать то, что вам нравится. Делайте! Занимайтесь любимым делом! В конце концов, если работа не приносит удовольствия, вам следует срочно подыскивать себе другую. Но продавать результаты своего туда нужно исключительно в контексте целей вашего босса. Только тогда вы сможете получить заветный профессиональный куш в виде статусов, ресурсов и доверия.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 7 апреля 2009 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник фото: bst.com.ua

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Виктор Шишкин, Анара Курманбекова
Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Точно весеннее обострение. Какая-то неумная страсть консалтеров неудачников 'изрекать' то, что многими давно було сказано и дополнять своим бредом. Массовый пиар при кризисе? Графомания? Мания величия?

Аналитик, Казахстан

Да статья полная чушь, пустые советы для тех, кто дообслуживался до того, что его выжали как лимон и выкунили. Не верю ни одному слову, потому что, отечественный бизнес - это сплошное вороство: ресурсов, идей, денег. :-!

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Точно весеннее обострение.
Какая-то неумная страсть консалтеров неудачников ''изрекать'' то, что многими давно було сказано и дополнять своим бредом. Массовый пиар при кризисе? Графомания? Мания величия?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.