Инклюзивное образование - это именно те слова, которые последнее время активно входят в нашу речь. Но, к сожалению, не все понимают, что это за процесс и чего от него следует ожидать.
Инклюзивное образование подразумевает под собой внедрение детей с различными недостатками в развитии в обычный образовательный процесс. Говоря простым языком, раньше эти дети учились в специализированных школах и практически были изолированы от обычного общества, теперь же новая программа позволяет детям с недостатками влиться в общеобразовательный поток и почувствовать себя наравне с детьми с нормой развития. В России действует единый закон об образовании 273 ФЗ .
Нововведения принимаются очень быстро и общество пытается принимать данную программу, вот только возможностей для этого не имеется. В обычных образовательных учреждениях педагогический состав мало знаком с тем, как необходимо производить обучение детей, у которых имеются какие-либо недостатки в развитии. Школы и детские сады бросаются устанавливать пандусы и поручни, считая, что к ним в школу обязательно должны прийти только дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Но нововведение распространяется на все группы нарушений, в детский сад и школу может поступить ребенок и с дефектами речи, и с нарушениями зрения, и с недостатками слуха и т.д. И в таком случае оснащение школы оказывается не готовым к тому, чтобы принимать в свои стены детей с такими недостатками. Кроме того, образовательные учреждения не обладают достаточным количеством квалифицированных специалистов. Школы и детские сады не имеют специализированных учебных пособий и программ для обучения особых детей.
Проблема встает и перед самими детьми с недостатками в развитии. Они попадают в социальную среду, которая в большинстве случаев еще не готова их принять. Сверстники начинают их бояться, сторониться, иногда, наоборот, могут издеваться и причинять дополнительный дискомфорт. Обучение в обычном классе для ребенка может оказаться слишком сложным. Программа не адаптирована для его интеллектуальных возможностей, ребенок может с ней не справляться, в результате возникнет неуспеваемость, а ребенок в очередной раз окажется в ситуации неуспеха.
Не все учителя способны принять такого ребенка. Многие могут начать испытывать к нему излишнюю симпатию и начать относиться слишком свободно, постоянно делать ребенку поблажки и завышать получаемые результаты. Или, наоборот, взрослые могут не принять дефекта такого ребенка, постоянно концентрировать на нем внимание, запрещать своим детям общаться с такими детьми, в силу своей неосведомленности, опасаясь за своих детей.
К тому же огромную роль играет и тот факт, что данное нововведение распространяется на все имеющиеся группы нарушений вне зависимости от тяжести имеющегося дефекта. Но в некоторых случаях дефект может носить очень тяжелый характер и помещать такого ребенка в систему обычного образования довольно халатно.
Но, не смотря на большое количество отрицательных моментов, инклюзивное образование имеет и свои положительные стороны. Оказавшись в одной образовательной среде с нормально развивающимися сверстниками, ребенок видит перед собой стимул и стремление того, что он может достичь большего количества знаний и умений, чем он обладает на данном этапе. Имея незначительные нарушения, в окружении детей с нормой развития, ребенок способен практически перейти на одну возрастную ступень в развитии со своими сверстниками и максимально компенсировать упущенные возможности.
Говорить о том, какие плоды принесет инклюзивное образование, еще очень рано. Но в скором времени мы сможем увидеть, как сработает очередное нововведение в нашей системе образования.
Глава 1: Общие положения закона
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального законаСтатья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законеСтатья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образованияСтатья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образованияСтатья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской ФедерацииСтатья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образованияСтатья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской ФедерацииСтатья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образованияСтатья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образованияГлава 2: Система образования
Статья 10. Структура системы образованияСтатья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандартыСтатья 12. Образовательные программыСтатья 13. Общие требования к реализации образовательных программСтатья 14. Язык образованияСтатья 15. Сетевая форма реализации образовательных программСтатья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологийСтатья 17. Формы получения образования и формы обученияСтатья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсыСтатья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образованияСтатья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образованияГлава 3: Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Статья 21. Образовательная деятельностьСтатья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организацийСтатья 23. Типы образовательных организацийСтатья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образованияСтатья 25. Устав образовательной организацииСтатья 26. Управление образовательной организациейСтатья 27. Структура образовательной организацииСтатья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организацииСтатья 29. Информационная открытость образовательной организацииСтатья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношенияСтатья 31. Организации, осуществляющие обучениеСтатья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4: Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 33. ОбучающиесяСтатья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулированияСтатья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитанияСтатья 36. Стипендии и другие денежные выплатыСтатья 37. Организация питания обучающихсяСтатья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихсяСтатья 39. Предоставление жилых помещений в общежитияхСтатья 40. Транспортное обеспечениеСтатья 41. Охрана здоровья обучающихсяСтатья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптацииСтатья 43. Обязанности и ответственность обучающихсяСтатья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихсяСтатья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихсяГлава 5: Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностьюСтатья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализацииСтатья 48. Обязанности и ответственность педагогических работниковСтатья 49. Аттестация педагогических работниковСтатья 50. Научно-педагогические работникиСтатья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образованияСтатья 52. Иные работники образовательных организацийГлава 6: Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Статья 53. Возникновение образовательных отношенийСтатья 54. Договор об образованииСтатья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельностьСтатья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обученииСтатья 57. Изменение образовательных отношенийСтатья 58. Промежуточная аттестация обучающихсяСтатья 59. Итоговая аттестацияСтатья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обученииСтатья 61. Прекращение образовательных отношенийСтатья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельностьГлава 7: Общее образование
Статья 63. Общее образованиеСтатья 64. Дошкольное образованиеСтатья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельностьСтатья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образованиеСтатья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программамГлава 8: Профессиональное образование
Статья 68. Среднее профессиональное образованиеСтатья 69. Высшее образованиеСтатья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитетаСтатья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитетаСтатья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образованииГлава 9: Профессиональное обучение
Статья 73. Организация профессионального обученияСтатья 74. Квалификационный экзаменГлава 10: Дополнительное образование
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослыхСтатья 76. Дополнительное профессиональное образованиеГлава 11: Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способностиСтатья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организацияхСтатья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровьяСтатья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражейСтатья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядкаСтатья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образованияСтатья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусствСтатья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спортаСтатья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работойСтатья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасностиСтатья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организацияхСтатья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образованияСтатья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской ФедерацииГлава 12: Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Статья 89. Управление системой образованияСтатья 90. Государственная регламентация образовательной деятельностиСтатья 91. Лицензирование образовательной деятельностиСтатья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельностиСтатья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образованияСтатья 94. Педагогическая экспертизаСтатья 95. Независимая оценка качества образованияСтатья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихсяСтатья 95.2. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельностьСтатья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программСтатья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образованияСтатья 98. Информационные системы в системе образованияГлава 13: Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образованияСтатья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетовСтатья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лицСтатья 102. Имущество образовательных организацийСтатья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельностиСтатья 104. Образовательное кредитованиеГлава 14: Международное сотрудничество в сфере образования
Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образованияСтатья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификацииСтатья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государствеГлава 15: Заключительные положения закона
Статья 108. Заключительные положенияСтатья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССРСтатья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской ФедерацииСтатья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона