Юрист консультант.
Потребителю товаров иногда приходится прибегать к защите своих прав. Это связано с огромным количеством товаров на потребительском рынке, и появлением множества продавцов, желающих продать некачественный товар. Для это и был создан закон о защите прав потребителей.
Есть, продавцы, которые и сами толком не знают, чем торгуют. В любом случае покупателю следует сразу осведомиться у продавца о качестве товара, о том есть ли на данный товар соответствующая документация и прочее.
Мало кто из граждан знаком с законодательством «О защите прав потребителей», а тем более со знанием того, как этот закон применять. Многие не знают своих прав и как следствие не могут правильно их отстаивать. Закон меняется, но суть остается неизменной и сейчас действует закон о защите прав потребителей последняя редакция. С новым законом можно ознакомиться на сайте posik-zakona.ru.
Продавцы, производители товаров, обладают большим опытом и знаниями по части законодательной базы и используют доверчивость и юридическую неграмотностью граждан для достижения своих противоправных целей.
Защищать свои права необходимо при помощи специальных законов также необходим опыт по части их применения. Граждане, потребители товаров, чьи права были нарушены, оказываются на распутье, теряются и не знают с чего начать, куда и как обратится и прочее.
Когда потребитель обнаружил, что его права нарушены, ему первым делом нужно обратиться к продавцу с требованием о добровольном устранении нарушений. Это могут быть требования, например, о замене проданного товара, о возврате товара и получении назад уплаченных за него денег, об устранении дефектов.
Следует учитывать, что для замены или возврата товара, необходимо чтобы он ещё не побывал в употреблении и его товарный вид сохранился. Желательно при покупке, всегда сохранять пломбы, чеки, ярлыки, упаковку приобретённого товара.
Если чек или другой документ, свидетельствующий об оплате за товар, были утеряны или не сохранились, то это ещё не означает, что приобретённый товар не подлежит обмену либо замене. В подобных ситуациях существует возможность добиться устранения нарушенных прав при помощи свидетельских показаний.
Требование к продавцу или изготовителю товара необходимо предъявлять в письменной форме. Такое письменное требование, называется претензией.
Бывают случаи, когда продавец или изготовитель товара отказываются принимать претензию от потребителя. В такой ситуации необходимо направить претензию в адрес продавца или изготовителя товара по почте, ценным письмом.
Существуют товары, которые возврату и замене не подлежат. Об этом необходимо знать заранее. Например, лекарства, продовольственные товары и т. д.
Если от продавца или изготовителя товара последует отказ добровольно устранить дефекты проданной вещи, заменить её или вернуть деньги, потребителю, следует обращаться в суд.
Потребитель должен иметь в виду, что когда права его нарушены, а мирно решить спор не удалось, следует решительно и безотлагательно приступить к подготовке документов для подачи в суд. Главное не терять ценное время. Время имеет большое значение, так как существуют определённые сроки, в пределах которых необходимо выполнить те или иные процессуальные действия. Например, сроки для предъявления претензии, сроки для обращения в суд, сроки, в течение которых товар может быть заменён.