Профессия директора бутика относится к сегменту розничной торговли, которая специализируется на продаже товаров класса Luxury&Premium. В России эта профессия появилась в начале 1990-х, когда на отечественный рынок стали выходить иностранные торговые марки, начали открываться первые бутики и запустился процесс формирования брендинга как части социальной культуры.
Между директором магазина и директором бутика есть кардинальные различия. В первом случае, формат бизнеса более динамичный, во втором – более глубокий. Первый работает с большими оборотами, конверсиями, площадями и для него важна массовость. Для директора бутика в приоритете лояльность клиента и высокий средний чек. Он ориентирован на долгосрочные отношения с каждым покупателем, его удержание в числе своих постоянных клиентов. Отсюда высокий уровень сервиса, клиентоориентированность (осведомленность касательно вкусов, привычек, интересов и увлечений клиента, его профессиональной деятельности, знакомство с его семьей и ближайшим окружением). Это практически дружеское общение, которое может включать в себя совместные посещения различных мероприятий, шопинг, кофе и т. д.
Современный директор бутика 80% своего рабочего времени проводит в торговом зале. Если раньше он больше ассоциировался с администратором, который координирует весь процесс из своего кабинета, то в современных условиях директор бутика – это прежде всего «играющий тренер». Он работает в зале наряду с консультантами и на своем примере показывает, как нужно встречать клиента, общаться с ним и презентовать изделия, постоянно занимается коучингом своей команды. С отдельными категориями клиентов директор бутика всегда работает лично.
В области продаж высокотехнологичных продуктов (например, гаджетов), директору бутика необходимо разбираться в технических параметрах реализуемой продукции, уметь грамотно рассказать о преимуществах товара, отвечать на любые каверзные и неожиданные вопросы клиентов. Специфические знания требуются и для работы в ювелирном бизнесе. Здесь пригодятся экспертные знания в области геммологии.
Стандарты и принципы работы у директора бутика примерно одинаковые вне зависимости от его размеров. Единственное исключение составляет разница форматов монобрендовых или мультибрендовых бутиков. В мультибрендовом бутике перед директором стоят более сложные задачи. В условиях, когда нет привязки к какому-то определенному бренду, он должен постоянно работать над оптимальным ассортиментом, который будет пользоваться стабильным спросом и поможет охватить более широкую аудиторию, принадлежащую к верхним и нижним границам ценового сегмента. При этом особенно важно соблюсти единый стилевой формат. Директор бутика должен разбираться в каждом бренде на экспертном уровне, знать его философию, эстетику, миссию, мастерки лавировать между марками, не превышая один бренд и не принижая другой.
Высшее образование гуманитарного профиля. Нет «привязки» к отдельным профессиям. Владение английским языком. Свободная разговорная речь необходима для общения со штаб-квартирами брендов. В зависимости от национальной принадлежности бренда, преимуществом для кандидата может быть дополнительный французский, немецкий или испанский языки.
Опыт работы не менее трех лет на менеджерской позиции в премиальном или люксовом сегменте. Успешный опыт управления коммерческой эффективностью, сильные навыки продаж. Отличные рекомендации. Luxury & Premium – это обособленный, очень «узкий» сегмент и здесь важна профессиональная репутация кандидата.
Яркий, активный и харизматичный лидер, умеющий грамотно презентовать продукт покупателю и мотивировать свою команду на достижение поставленных целей. Обладает азартом и искренне влюблен в свой бренд. Располагает к себе благодаря отличным коммуникативным способностям, умению слушать, предугадывать пожелания и улавливать настроение клиента. Стрессоустойчивый, способен найти правильный выход из любой непростой ситуации. Вежливый, интеллигентный, открытый, доброжелательный, улыбчивый, с хорошими манерами, высоким интеллектуальным и культурным уровнем, способный поддержать беседу на любую тему.
Уровень компенсации в иностранных компаниях в среднем составляет около 170 000 рублей до вычета налогов (ежемесячный оклад), а в российских компаниях – в районе 120 000 рублей. В случае, если это флагманский бутик, уровень компенсации может быть выше. Размер бонусной части варьируется в зависимости от ключевых показателей эффективности работы (выполнения плана продаж, размера среднего чека, конверсии, уровня сервиса для покупателей, качества работы с клиентской базой, менеджерской социометрии и т. д.).