На российском рынке профессию Менеджера продукта в банке можно считать относительно «молодой». Люди с такой специальностью стали появляться в банках в начале 2000-х гг. Как и многие функции и методы в банковском бизнесе, эта специализация пришла вместе с западными подходами, и, конечно, быстро адаптировалась к российской специфике. Развитие профессии связано с развитием банковского бизнеса в целом: новые технологии, новые подходы к клиентам. Например, в 2005 году не было таких развитых банковских систем, позволяющих принимать решения о выдаче кредитного продукта за 15 минут вне отделения банка, не было «сегментного» подхода к клиентам. Новые технологии дают возможность запускать новые продукты и реализовывать самые смелые идеи Менеджеров продуктов, в то же время требуя от них большей включенности в «технологические» процессы продукта и более глубокое их понимание. «Сегментный» подход клиенту дал возможность более эффективно продвигать продукт и делать акцент на работу с клиентами, которые с большей вероятностью заинтересуются продуктам и принесут доход банку. Также немаловажную роль играет быстрое изменение потребностей клиентов и развитие интернет- и мобильных технологий. Таким образом, сейчас для успешного выполнения своей роли Менеджеру продукта надо обладать гораздо большим количеством знаний, более широким кругозором и отвечать за более обширный круг задач.
Основная задача Менеджера продукта - создание продуктового ряда, востребованного рынком и приносящего банку доход.
Менеджер регулярно отслеживает рынок продуктов по своему направлению: предложения банков-конкурентов, тарифы, специфику в регионах, чтобы быть в курсе изменений и появления новшеств на рынке, вовремя изменить параметры продуктов, если это требуется, или ввести новый продукт.
При разработке и запуске нового продукта Менеджер определяет основные параметры, строя (самостоятельно или с помощью финансового департамента) финансовую модель, определяет целевой клиентский сегмент, а также каким образом продукт будет реализован в банковской системе и как его продвигать на рынке. Менеджер согласует концепцию продукта другими подразделениями (Финансовый департамент, Департамент рисков, Юридический департамент и т.д.) и утверждает её перед руководством. После утверждения Менеджер совместно с технологами и методологами внедряет продукт, прописывая процессы и регламентируя их.
Часто перед полноценным запуском продукта Менеджер проводит «пилотный проект», выбирая несколько регионов/офисов, а затем уже запускает на всю сеть, разработав совместно со специалистов по маркетингу способы продвижения продуктов и организовав обучение новому продукту сотрудников подразделений продаж.
Обязанности и зона ответственности Менеджера продукта различаются в зависимости от специфики банка. Наиболее сильно влияют такие параметры, как размер банка, общая направленность его бизнеса (универсальный/корпоративный/розничный), а также становая принадлежность (российский/западный/азиатский). Как правило, в крупных банках у Менеджера продукта более узкая специализация: на каждый вид продукта может быть выделен отдельный сотрудник. Например, один Менеджер отвечает за потребительский кредит, другой - за автокредит, третий за депозиты, четвёртый за банкострахование и т.д. Или даже ещё более узко. Например, такой продукт как кредитные карты может быть разделен между несколькими Менеджерами по виду карт (AmEx, Mastrercard, Visa) или даже по конкретным карточным продуктам (карта, включенная в определенную программу лояльности, карта с различными дополнительными услугами и т.д.).
На позицию Менеджера продукта как правило рассматривают кандидатов, уже обладающих аналогичным опытом. В зависимости от продукта, который будет развивать сотрудник обычно отдают приоритет кандидатам из тех банков, которые по этим продуктам являются лидерами рынка. Также часто важно финансовое образование, так как во многих банках, Менеджер продукта должен самостоятельно делать расчеты по продукту (например PnL) или проводить анализ «портфеля» продукта. Важно знание рынка (ценовая политика, конкуренты, продуктовые новинки), а также знание внутренних банковских процессов и желательно наличие опыта работы с ними. Во многих крупных банках требуется опыт проектного менеджмента и знание методологии PMI, так как запуск любого нового продукта – это отдельный проект в банке.
При выборе кандидата на позицию Менеджера продукта немаловажным фактором являются личностные качества. Менеджеру продукта необходимы такие качества как креативность (так как Менеджер продукта предлагает новые продуктовые идеи), презентационные навыки и навыки убеждения (важно уметь правильно и понятно представить идею, чтобы она понравилась руководству и другим департаментам, задействованным в продуктовой разработке), коммуникабельность и навыки переговоров (для успешного согласования продуктов с другими подразделениями, например, Департаментом рисков, а также с компаниями-партнерами, совместно с которыми может разрабатываться продукт), аналитические способности (для того, чтобы правильно оценить рынок и возможности продукта, а также предсказать актуальные тенденции), ориентация на результат (подразделение управления продуктами – это всегда «бизнес» подразделение банка, задачей которого является получение прибыли). Ещё одним требованием, часто предъявляемым к кандидатом, является наличие развитых управленческих способностей. Они необходимы, так как Менеджер продукта должен уметь правильно поставить задачи сотрудникам задействованных в разработке подразделений (методологи, ИТ, аналитики) и проконтролировать их выполнение. Также эти способности требуется, если предполагается, что Менеджер продукта будет отвечать за широкий продуктовый ряд и у него в подчинении будет команда, каждый сотрудник которой занимается отдельным продуктом.
Уровень компенсации на позиции Менеджера продукта зависят от специфики банка, зоны ответственности Менеджера и, конечно, от опыта и знаний кандидата. Банках ТОП 20 это: 120 000 – 250 000 руб, в ТОП 50 это: 60 000 – 200 000 руб. В небольших банках часто нет специализированного подразделения, занимающегося разработкой продуктов в принципе, поэтому эти функции выполняют сотрудники других подразделений по совместительству.