10 трендов автоматизации в 2022 году

Автоматизация — это направление, которое постоянно развивается. И в 2022 году скорость его роста, охват и масштабы внедрения инноваций будут только расти.

Что ждет автоматизацию в ближайшем будущем? Вот 10 трендов, которые лучше всего описывают новые технологии, новые подходы и новые революционные идеи в этой сфере. 

1. IT-директора – катализаторы инноваций 

Согласно данным недавнего опроса Gartner, 80% его участников планируют сохранить свои инвестиции в сферу автоматизации на текущем уровне или увеличить их. И реализация стратегий, выбор подходящих платформ, и внедрение инструментов автоматизации на уровне корпоративной инфраструктуры, судя по всему, лягут на плечи CIO, то есть IT-директоров.

В 2022 году им необходимо будет сосредоточить усилия на нескольких направлениях:

  • Определить, какие технологии автоматизации использовать.
  • Найти баланс между централизацией и индивидуальным подходом к автоматизации.
  • Выяснить, какие направления требуется автоматизировать в первую очередь.
  • Обеспечить эффективное управление, безопасность и качество процессов автоматизации.

Также важным вопросом в наступающем году станет доходная сторона автоматизации и новые возможности для бизнеса, которые она открывает. Роботизированная автоматизация процессов (RPA) уже зарекомендовала себя в таких направлениях, как системы самообслуживания клиентов, контакт-центры и автоматизация продаж и маркетинга продуктов. RPA-решения имеют многочисленные применения в работе с кадрами и HR, финансовом секторе, логистике и клиентском сервисе. И, согласно данным агентства IDC, в будущем выгода от применения этих технологий будет только расти.

2. Роботизация набирает популярность   

В сфере автоматизации постоянно идет борьба между различными технологиями. Ее основные участники — это роботизированная автоматизация процессов (RPA), автоматизация бизнес-процессов (BPA), интеграционные платформы как услуга (iPaaS), платформы приложений с низким кодом (LCAP) и платформы на базе искусственного интеллекта (AI). И, судя по всему, в этой борьбе за положение центральной технологии, вокруг которой будет строиться экосистема автоматизации, побеждает RPA. 

Популярность RPA на рынке продолжает увеличиваться. По данным Gartner, в 2020 году этот сегмент рынка корпоративного ПО стал самым быстрорастущим — темпы его роста достигли 38,9%, а объем увеличился до 1,9 млрд долларов США.

Почему именно RPA?

  • RPA лучше других технологий подходит для автоматизации работы с пользовательскими интерфейсами, а это — основа автоматизации огромного количества процессов. 
  • Современные платформы RPA поддерживают критически важные для клиентов функции, такие как эффективная система управления, Low-code и Zero-code среды сборки. Также их легко можно масштабировать.

В 2022 году RPA будет развиваться сразу в двух направлениях: увеличивать охват рынка путем «захвата» сфер, в которых чаще всего использовались другие технологии, такие как LCAP или платформы на базе ИИ; и увеличивать свою совместимость с существующими технологиями автоматизации, что позволит применять инструменты RPA параллельно с ними. 

3. RPA и ПО для экономии времени сотрудников  

В среднем, сотруднику современной организации для выполнения своих обязанностей необходимо использовать порядка 170 приложений. Большой процент рабочего времени он тратит на переключение между этими приложениями и перенос или редактирование данных. Такие рутинные процессы негативно влияют и на общую продуктивность, и на психологический комфорт сотрудников

Но в 2022 году все может измениться. Внедрение специальной связующей «прослойки» из технологий автоматизации между пользователем и ПО позволит минимизировать затраты времени сотрудников. Роботы, а не люди будут переносить данные, открывать и закрывать приложения и заниматься другими рутинными задачами. При этом, управление всеми процессами и возможностями роботов в этой «прослойке» будет производиться централизованно, что позволит высвободить человеческие ресурсы и ускорить внедрение новых технологий автоматизации. 

4. Бизнес-приложения уступают место конкретным задачам

Сегодня сотрудники обычно выполняют свою работу, ориентируясь на бизнес-приложения: открывают Jira, затем переходят в Workday, закрывают задачи в Salesforce и других подобных программах. Но уже в 2022 году может зародиться новая парадигма организации рабочих процессов.

Люди начнут получать конкретные задачи с использованием стратегии JIT (just in time, точно вовремя), которая более характерна для конвейерного производства. Она позволит отказаться от большого количества бизнес-приложений и заменить их роботами, которые будут присылать сотрудникам рабочие задачи по мере их появления и выполнения.

Специалисты IDC считают, что к 2024 году 25% проектов по разработке приложений для сотрудников будут заменены процессами Zero-code разработки дискретных задач, которые будут направляться сотрудникам по стратегии JIT с применением роботов-ассистентов.

5. Центры компетенций в сфере автоматизации помогают при развертывании моделей ИИ

В ходе недавнего исследования среди профессионалов в области искусственного интеллект 64% опрошенных заявили, что их организациям потребовался как минимум месяц, чтобы внедрить новую модель ИИ, а 20% утверждают, что на это может потребоваться полгода или больше.

Чтобы разобраться с этой проблемой, некоторые организации уже используют технологии автоматизации для внедрения моделей ИИ и машинного обучения. И все чаще привлекают CoE (центры компетенций) в сфере автоматизации, которые традиционно занимались только автоматизацией различных рабочих процессов.

В 2022 году эта тенденция сохранится, а CoE с различной специализацией, например, центры компетенций в сфере ИИ или аналитики и центры, которые занимаются автоматизацией, начнут налаживать более тесные отношения.

6. Семантическая автоматизация — революция в RPA

Сейчас разработчики должны «рассказывать» роботам, что им делать, создавая пошаговые инструкции: «переместите курсор сюда, откройте это, извлеките это, принесите туда…». Это приводит к тому, что даже в low-code средах автоматизация сложных процессов может требовать больших усилий и ресурсов.

Но семантическая автоматизация позволяет разработчикам отказаться от подходов, основанных на правилах. Роботы на базе семантического ПО смогут просто наблюдать за деятельностью, чтобы через какое-то время начать ее эмулировать. Это — настоящая революция в сфере RPA, которая может высвободить время и ресурсы разработчиков, упростить процессы автоматизации и их масштабирование.

Работа в сфере семантической автоматизации продолжается уже некоторое время. Например, новый ИИ UiPath, Forms AI, использует машинное обучение, чтобы распознавать документы, и способен самостоятельно извлекать данные из нужных полей даже в документах, которые ранее никогда не обрабатывал. 

7. Новые возможности развертывания и облачная архитектура

Возможности доставки и развертывания приложений часто становятся важным фактором при выборе платформы автоматизации. Это, в свою очередь, побуждает компании, занимающиеся технологиями автоматизации, разрабатывать платформы, которые поддерживают различные модели развертывания, от программного обеспечения как услуги (SaaS), до локальных приложений.

Также это приводит к росту популярности облачных архитектур с применением микросервисов и контейнеризации, которые позволяют создавать универсальные решения. В 2021 году эта тенденция будет только набирать обороты, а разработчики все больше внимания станут уделять упрощению процессов доставки и развертывания, обновления и настройки своих платформ.

8. Новый инициатор процессов автоматизации — директор по устойчивому развитию, CSO

CSO или директор по устойчивому развитию — сравнительно новая должность, но по состоянию на март 2021 года в компаниях из списка Fortune 500 их число уже достигло 95.

В ходе выполнения своих задач эти специалисты часто обращаются к инструментам автоматизации, которые помогают, например, отключать ЦОД в моменты простоя, чтобы сократить потребление электроэнергии или обеспечить автоматическую обработку и оцифровку различных документов, чтобы снизить расход бумаги.

Также автоматизация позволяет упростить сбор данных для отчетов и оценки соответствия организации требованием нормативных регуляторов. В 2022 году число директоров по устойчивому развитию продолжит увеличиваться, как и их вовлеченность в процессы автоматизации.

9. Новые задачи для отделов кадров

В ближайшие пять лет гибридная рабочая сила станет обычным явлением. Люди будут работать бок о бок со своими виртуальными роботами-ассистентами, делясь с ними задачами и обмениваясь данными. Но как именно этот процесс будет проходить? Например, как организации смогут обеспечить принятие инструментов автоматизации сотрудниками и научить их пользоваться цифровыми ассистентами? Как они будут организовывать процесс перераспределения кадров, который начнется, когда роботы возьмут на себя часть труда? 

На эти вопросы уже необходимо начать искать ответы, и дальновидные руководители отделов кадров в 2022 году займутся составлением планов, чтобы понять, какие изменения ждут инфраструктуру их организации в ближайшее время. Они будут планировать курсы повышения квалификации для сотрудников, чьи задачи возможно автоматизировать, а также курсы для обучения работе с инструментами автоматизации.

Отделы кадров станут крайне важной частью мира, в котором в ближайшие годы из-за внедрения инструментов автоматизации необходимо будет полностью переобучить до трети всех сотрудников.

10. Взрывной рост экосистемы автоматизации

Производители средств автоматизации — это только верхушка айсберга. Основной объем рынка автоматизации составляют элементы ее экосистемы, то есть те люди и компании, которые занимаются программным обеспечением, оборудованием, услугами интеграции, разработкой индивидуальных приложений и консалтингом. И эта экосистема крайне быстро растет.

IDC прогнозирует, что в 2022 году экосистема, построенная вокруг одной только платформы UiPath, «вырастет» на 2,3 млрд долларов (46%, по сравнению с показателями 2021 года), а к 2025 году — увеличится до 16,4 млрд долларов США. Подобные же тенденции охватят в 2022 году и остальной рынок, участники которого будут развиваться и активизировать усилия по маркетингу и продажам, чтобы привлечь новых клиентов. 

***

Как видно из описанных выше десяти трендов, автоматизация в 2022 году продолжит развиваться, охватывая новые сферы деятельности, привлекая новые кадры и занимая все более важную роль в инфраструктуре современной организации. И все, что можно сказать с абсолютной уверенностью — со временем этот процесс только будет набирать обороты.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Очень интересно! Но и очень смело! Заявлять всего лишь часть общей цифровизации в виде повсеместного тренда? Гм. Вы знаете, Светлана, таких смелых решений и заявок за историю ИТ было много. Сходили с ума по Case-технологиям, автоматизировали тестирование, влезали в чужой интерфейс, строили шины данных. Потом по разным причинам волна уходила и ждали нового приступа. В принципе, я не спорю - интереснейшие технологии, которыми было бы важно заняться. Но заменить скрупулезное исследование бизнес-процессов роботами вряд ли будет возможно в ближайшее время. 

Вы не пиаритесь? )))

IT-менеджер, Красноярск
Анатолий Курочкин пишет:

Очень интересно! Но и очень смело! Заявлять всего лишь часть общей цифровизации в виде повсеместного тренда? Гм. Вы знаете, Светлана, таких смелых решений и заявок за историю ИТ было много. Сходили с ума по Case-технологиям, автоматизировали тестирование, влезали в чужой интерфейс, строили шины данных. Потом по разным причинам волна уходила и ждали нового приступа. В принципе, я не спорю - интереснейшие технологии, которыми было бы важно заняться. Но заменить скрупулезное исследование бизнес-процессов роботами вряд ли будет возможно в ближайшее время. 

Вы не пиаритесь? )))

Это как подбирать тему для дипломной работы. Применить старый метод в новой области. Главное, быть первым. А дальше - запускается кузница хайпа, продакт менеджмент. Интересно подглядеть экономические расчеты проектов такого масштаба... 

Управляющий партнер, Москва

Интересная статья! Спасибо
Для меня не столько с точки зрения описания новых технологий в области автоматизации и цифровизации, сколько в изменения роли IT-директора.
Судя по этой статье значимость IT-директоров в развитии бизнеса будет только возрастать.
Это означает, что они больше и лучше должны разбираться в самом бизнесе.
В начале 2000-х годов была издана книга "CIO-новый лидер. Постановка задач и достижение целей"
Две цитаты  из этой  книги:
"У настоящих CIO-лидеров должны быть два важнейших качества: во-первых выдолжны вместе с коллегами по бизнесу ставить цели для компании ..."

"Понимайте все детали тех условий, в которых вы работаете. Вы должны подробно знать вашу отрасль экономики, всех конкурентов и убедить акционеров и руководителей в правильности ваших решений"

Для убеждения акционеров необходимо, чтобы CIO  умел говорить на языке бизнеса

Консультант, Украина
Но заменить скрупулезное исследование бизнес-процессов роботами вряд ли будет возможно в ближайшее время. 

 

Заменить - нет, а улучшить - вполне.

 

Инженер, Томск

По данным университета Калифорнии в 2020-м году компании США потратили на цифровизацию 1,3 трлн. $.

900 млрд. $ были потрачены впустую. Они не принесли никакой отдачи.

Разбирая тренды цифровизации можно с уверенностью говорить о хайпе, на котором сегодня растут многие пустышки.

Очень странно видеть задачу автоматического переноса данных в 2022 году после 20 лет тотальной автоматизации. Очевидно, что эта задача является ключевой и ее решение стоит т ри копейки. Квалификацию директоров ИТ предлагаю оценить самостоятельно.

Консультант, Калининград
Анатолий Курочкин пишет:
Вы не пиаритесь? )))

К сожалению, очередная джинса.

Вся статья написана ради одной фразы:

IDC прогнозирует, что в 2022 году экосистема, построенная вокруг одной только платформы UiPath, «вырастет» на 2,3 млрд долларов (46%, по сравнению с показателями 2021 года), а к 2025 году — увеличится до 16,4 млрд долларов США.

При этом автор - генеральный директор, UiPath, Москва.

 

Аналитик, Москва
Андрей Роговский пишет:
Но заменить скрупулезное исследование бизнес-процессов роботами вряд ли будет возможно в ближайшее время. 

 

Заменить - нет, а улучшить - вполне.

Поясните, пожалуйста, Андрей? Как при помощи RPA можно улучшить исследование бизнес-процессов? Я пишу именно про исследовние БП. и RPA - тоже об этом - грубо говоря, логирование, изучение логов и автоматизация логов.

Менеджер, Санкт-Петербург
Евгений Пугачев пишет:

По данным университета Калифорнии в 2020-м году компании США потратили на цифровизацию 1,3 трлн. $.

900 млрд. $ были потрачены впустую. Они не принесли никакой отдачи.

Разбирая тренды цифровизации можно с уверенностью говорить о хайпе, на котором сегодня растут многие пустышки.

Очень странно видеть задачу автоматического переноса данных в 2022 году после 20 лет тотальной автоматизации. Очевидно, что эта задача является ключевой и ее решение стоит т ри копейки. Квалификацию директоров ИТ предлагаю оценить самостоятельно.

можно, пожалуйста, доказательства того, что эти деньги были потрачены впустую? )

Менеджер, Санкт-Петербург
Елена Бреслав пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Вы не пиаритесь? )))

К сожалению, очередная джинса.

Вся статья написана ради одной фразы:

IDC прогнозирует, что в 2022 году экосистема, построенная вокруг одной только платформы UiPath, «вырастет» на 2,3 млрд долларов (46%, по сравнению с показателями 2021 года), а к 2025 году — увеличится до 16,4 млрд долларов США.

При этом автор - генеральный директор, UiPath, Москва.

 

а разве не логично, что директор UiPath оперирует цифрами про свою платформу? Учитывая, что UiPath - лидеры роботизации, их данные можно уверено апроксимировать на всю отрасль. 

Инженер, Томск
Алексей Шабельский пишет:
Евгений Пугачев пишет:

По данным университета Калифорнии в 2020-м году компании США потратили на цифровизацию 1,3 трлн. $.

900 млрд. $ были потрачены впустую. Они не принесли никакой отдачи.

Разбирая тренды цифровизации можно с уверенностью говорить о хайпе, на котором сегодня растут многие пустышки.

Очень странно видеть задачу автоматического переноса данных в 2022 году после 20 лет тотальной автоматизации. Очевидно, что эта задача является ключевой и ее решение стоит т ри копейки. Квалификацию директоров ИТ предлагаю оценить самостоятельно.

можно, пожалуйста, доказательства того, что эти деньги были потрачены впустую? )

Извините, не Калифорния. Северная Каролина.

Статья с упоминанием https://www.it-world.ru/cionews/business/144777.html


Исследование https://www.wsj.com/articles/businesses-predict-digital-transformation-to-be-biggest-risk-factor-in-2019-1544005926?tesla=y

И год 2019.

Когнитивные искажения в действии.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.