Доминик О: «В непредсказуемом мире выживают только предприниматели»

Первый раз Доминик О прибыл в Москву в 1977 году для участия в конференции Госплана. Второй раз – в 2011 году для организации программы Executive MBA бельгийской бизнес-школы Vlerick. Доминика О, получившего степень DBA в Harvard и долгое время возглавлявшего программу Executive MBA в INSEAD, для участия в московском проекте пригласил декан Vlerick Филипп Хаспеслах. Какой должна быть стратегия компании в этом стремительно изменяющемся мире? Об этом Доминик рассказал в интервью Executive.

Executive: В России малые и средние компании обычно не имеют стратегии как системы. У них есть некоторые представления о будущем, но нет стратегического процесса, формализованных критериев, процедур. А в Европе?

Доминик О: То же самое. У больших европейских компаний есть стратегическое планирование как функция бизнеса, для выстраивания которой они используют возможности консалтинга, есть документы, отражающие процедуры этого процесса, у малых ничего этого нет. Почему так происходит? Не только потому, что стратегическое планирование –дорогое удовольствие, но и потому, что поведение больших и малых организмов на рынке различно. Если вы инвестируете в исследование рынков, в развитие персонала – это говорит о том, что вы намерены влиять на будущее. Крупные фирмы контролируют рынки, они влияют на изменения, для этих целей они привлекают стратегических консультантов, которые располагают весьма сложным арсеналом исследовательских техник, тогда как малые вынуждены адаптироваться к этим изменениям, и от них в этом плане мало что зависит. Будущее определяют могучие корпорации, маленькие это делать не в состоянии. Соответственно первые проявляют больший интерес к макроэкономике, к стратегическому финансовому менеджменту, к перспективному планированию, а вторые мыслят гораздо более короткими отрезками времени – их интересует, что будет завтра, а не послезавтра.

Executive: Компании ли определяют изменения на рынках? Или эти изменения происходят по воле кого-то иного?

Д.О.: Я думаю, что долговременное планирование – это устаревшее явление. Если кто-то делает существенные инвестиции, например, в производство, он конечно же, стремится построить свой прогноз, но его способность прогнозировать кажется весьма скромной на фоне непредсказуемости среды. Это существенно. Большие компании сегодня стремятся быть проворными, одновременно они хотят иметь перспективные планы, и быть финансово защищенными. Звучит несколько лицемерно Как все это совместить? Я не знаю… Однажды я спросил Рюзабюро Каку, он тогда был СЕО Canon, что будет представлять собой бизнес компании завтра? Каку сказал: «Технологические инновации и дистрибуция». Я спросил его о камерах и копирах. Он ответил: «Это второстепенно. В течение 15 лет Canon не будет выпускать фототехнику и копировальное оборудование, компания будет делать что-то иное». Важен не товар, а способность компании удовлетворять изменчивый спрос покупателя. Есть американское выражение «Push your luck!» (подгоняй свою удачу!) . Удача не второстепенна. Но успех коренится в том, как к вам относится пользователь, а не в том, что думает о будущем компании офисная бюрократия. Соответственно корпоративное управление должно быть выстроено таким образом, чтобы оно усиливало факторы, работающие на успех. А для этого нужно слушать сейлз-менеджеров и преодолеть бюрократическое сопротивление внутри компании. Сейлз, а не инженер должен определять, что нужно изменить в продукте. Это – очень непросто, потому что противоречит традиционным представлениям об устройстве бизнеса. Во Франции компания обычно выстроена как пирамида, на вершине которой находится СЕО – царь и бог, распорядитель финансов. А в условиях современного конкурентного рынка конструкцию должен возглавлять пользователь, в том смысле, что именно его желания, устремления должны определять логику поведения компании.

Executive: Не могу не заметить, что в России бизнес также обычно организован строго вертикально: со всесильным СЕО во главе.

Д.О.: Я могу объяснить это тем, что в вашей стране прошло еще не так много времени с тех пор, как исчез Госплан. Кстати, у меня был опыт сотрудничества с Госпланом.

Executive: При каких обстоятельствах и когда?

Д.О.: В 1977 году я принимал участие в конференции в Москве. На форуме, организованном Госпланом, рассматривались различные подходы к формулированию национальной экономической стратегии.

Executive: Ваши советы помогли Госплану?

Д.О.: Ну, этого я не могу знать. Мне запомнилось, что средний возраст участников конференции составлял 85 лет.

Executive: Как вы полагаете, что принципиально изменилось со времен конференции в Госплане? Почему сегодня так важны стали факторы PEST-анализа? Мне думается, их роль возрастает с каждым днем. Вы согласны?

Д.О.: Роль PEST-факторов действительно возрастает: события в Ливии или в Японии могут иметь последствия для бизнесов, расположенных далеко от Северной Африки или Дальнего Востока. Изменилось следующее: прежде человечество полагало, что оно видит будущее, что мы можем вообразить, что будет завтра. Подобное представление было свойственно экономистам, например, в 1970-е годы, когда я готовил докторскую диссертацию в Гарварде. Пятилетнее корпоративное планирование было тогда распространено повсеместно. Говоря образно, менеджер чувствовал себя водителем на дороге лунной ночью: включай фары и веди машину, освещения будет достаточно. А теперь мы вынуждены признать, что мир становится менее контролируемым, что мы не можем предусмотреть, что случится завтра в ответ на события, которые происходят сегодня. Фары включены, но ничего не видно.

Executive: А почему мир становится менее предсказуемым? Ваша версия?

Д.О.: Есть несколько факторов. Первый – глобализация. Возникает планетарная зависимость всех от всех. Землетрясение в Японии может сказаться на состоянии автомобильной отрасли в Европе, потому что европейские компании получают комплектующие из Японии. Финансовый кризис в Южной Корее может вызвать общее бегство инвесторов из рискованных активов, в результате пострадать может, например, Бразилия, которая к Корее, на первый взгляд отношения не имеет. Второй – доминирование рынков, которые в своем «стремлении» к эффективности начинают диктовать требования компаниям, регуляторам, другим субъектам и тем самым оказывают воздействие на изменения пейзажа вокруг нас. Чем эффективнее, «рыночнее», если так можно выразиться, экономике, тем меньше вы можете планировать. Рынок захватывает в свою орбиту будущие возможности, он стремится приблизить будущее, он преобразует его в «уже сегодня существующие знания». Третий – «разрушительные» технологии, то есть такие, которые своим появлением ломают сложившийся порядок вещей, прежде всего, речь идет об интернете. Четвертый – разрушение старых социальных структур, которые базировались на традиционных идентичностях, таких как (я не утверждаю, что эти структуры были хорошими, я лишь говорю о том, что они существовали, были устойчивыми): Восток-Запад, принадлежность к фамилии, к религии, к идеологии. Теперь они исчезли, размылись, разрушились…

Executive: Не оспаривая значение этих факторов, хочу лишь заметить, что разрушение старых социальных структур приводит к появлению «новой социальности», когда человек самостоятельно выстраивает свое окружение в виртуальных сетях.

Д.О.: Да, Facebook и другие подобные проекты замещают собой «старые» социальные структуры. Но социальность в Facebook более подвижна, чем в реальном мире.

Executive: Какие главные вызовы в связи с этим стоят перед современным крупным бизнесом?

Д.О.: Тунис, Ливия, Япония… Все это для бизнеса означает одно: усиление конкуренции. Я в последнее время живу в Кембридже, где в свое время жил Чарльз Дарвин. Его теория происхождения видов применима к современной экономике – за выживание здесь борются не биологические виды, а бизнес-организмы. Тот, кто адаптируется к стрессам, имеет шанс попасть в завтрашний день. Тот, кто не сможет приспособиться – исчезнет. Как динозавр. Все факторы, о которых я говорил выше – глобализация, либерализация, развитие новых технологий и так далее, приводят к изменению жизненных стандартов, к новой финансовой роли покупателя в структуре корпоративных отношений. Особенно острая конкуренция – в секторе FMCG. Далеко не все компании могут в реальности адаптироваться в этих условиях. Многие исчезают, и это нормально. Другие делают ошибки, потому что не могут сразу научиться вести бизнес глобально и локально одновременно.

Executive: А вы можете привести примеры?

Д.О.: Когда у компании Wal-Mart, которая вышла на рынок Бразилии, в каталогах значились снегоходы, это говорит о том, что корпорация еще не умеет мыслить в категориях разных рынков. Ведь глобализация не подразумевает, что у вас есть один рынок величиной с планету, она означает другое: у вас на планете множество рынков, каждый из которых имеет свою специфику. Надо отдавать себе отчет, что в Бразилии нет снега. Как и McDonald’s перед выходом в Китай надо осознать, что гамбургер не может быть основой ее продуктового ряда на местном рынке. Мы в бизнес-школе учим адекватному подходу к каждой конкретной стране. К Японии с ее стремлением к закрытости. К России с ее советским опытом. К современному пользователю, который гораздо умнее пользователя вчерашнего. Современный менеджер не может понимать глобализацию так же примитивно, как это делал экс-президент США Джордж Буш.

Executive: А где в вашей логике проходит граница между «вчера» и «сегодня»? В какой именно момент пользователь «вдруг» поумнел?

Д.О.: Тогда, когда он приобщился к интернету. С этого момента у него появилась возможность исчерпывающе подробно сравнивать ваш товар и товар конкурента, изучать качество, анализировать цены, делать выводы. Для каждой конкретной компании это означало, что перед ней гораздо острее, чем вчера, возникла необходимость сформулировать: какие именно ценности она готовы предложить потребителю, в чем уникальность ее предложения, как она доставят эти ценности до покупателя. Успешные компании, такие как SouthWest Airlines или Dell ищут и находят убедительные ответы на эти вопросы. «Вертикальным» компаниям, о которых я говорил выше, поиск ответов на подобные вопросы дается с трудом. Потому что нельзя совмещать жесткую иерархию и предпринимательский дух (причем, подчеркиваю, речь идет о предпринимательстве внутри компании, о готовности менеджеров рисковать) без которого эффективный диалог с пользователем невозможен. В пирамидальных компаниях «живут» исполнители, а не бизнесмены. И пользователь для вертикальной компании отнюдь не король.

Executive: Как вы полагаете, мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 году, завершился?

Д.О.: Имеет место не один, а несколько одновременно протекающих кризисов. Первый был вызван «плохими» ипотечными долгами в США. Второй – размером государственного долга в странах Европы. Третий связан с торговыми войнами, в частности, между США и Китаем. Четвертый – дисбалансом финансовой системы США. У каждого из этих процессов есть своя собственная динамика, периодичность…

Executive: Вероятно, пик второго кризиса (долговая проблема в странах Европы) еще впереди? Как европейцы будут решать эту проблему?

Д.О.: Накачают денег в экономику. В Старом свете существуют большие структурные проблемы: ЕС – это скорее монетарный, чем экономический союз. У Европы нет общей хозяйственной политики, единого правительства, но есть наднациональная валюта. В этих условиях, как дает понять канцлер ФРГ Ангела Меркель, Германия не может бесконечно долго спасть другие европейские экономики. Противоречие, если оно не будет преодолено, может привести либо к выходу из зоны евро тех стран, которые разбалансировали свои финансовые системы, либо к появлениию двух евро, одна из этих валют будет «южной», а другая «северной».

Executive: Почему европейцы не смогли так же оперативно справиться со вторым кризисом из вашего списка, как американцы справились с первым?

Д.О.: Другой континент. Другое мышление. Когда в школа INSEAD в 1956 году открывала Executive MBA, то цель проекта состояла в том, чтобы учить европейцев конкурировать. Уровень конкуренции в Европе в тот период был значительно ниже, чем в США. По крайней мере, в континентальной Европе – Великобритания представляет собой исключение. Предприятие это, кстати, оказалось успешным – 2/3 дохода INSEAD поступало от программ E-xecutive MBA. Я руководил проектом на протяжении долгих лет, поэтому декан Vlerick мой друг Филипп Хаспеслах попросил меня помочь организовать программу Executive для России.

Executive: А чем E-xecutive MBA отличается от других программ МВА?

Д.О.: Слушатели старше, средний возраст – 35 лет. Мотивация другая: в центре интересов управление людьми, технологии лидерства. Но я бы не формулировал ответ на этот вопрос в терминах «программа». Речь идет не об учебном проекте продолжительностью два года, а о некотором новом качестве, которое слушатель приобретает в стенах школы. Я имею в виду включенность в процесс познания мира.

Executive: Непрерывное образование?

Д.О.: Да, наши выпускники встречаются периодически в разных городах, например, в Сингапуре, где проводят семинары продолжительностью от трех до пяти дней, в ходе которых они рассказывают друг другу о своем опыте. Это не учебные встречи в строгом смысле этого слова, а обмен мнениями профессионалов. На подобные события они приглашают и преподавателей школы. Если один выпускник говорит, что учеба в школе изменила его жизнь, это радует, но это еще не доказательство того, что стиль жизни после учебы действительно меняется. А если десять, то этому уже приходится верить.

Executive: Как вы формулируете миссию московского проекта E-xecutive MBA Vlerick? Что вы скажете слушателям?

Д.О.: Что это их программа, не моя. Каждый из них обладает уникальным опытом, который и является основой для достижения успеха. В учебе будут сделаны акценты на таких областях как стратегия, лидерство, инновации. Эти факторы совершенно необходимы для того, чтобы развить в себе предпринимательское мышление, которое и поможет, опираясь на опыт, добиться цели. Программа стартует в октябре 2011 года и продлится 19 месяцев. Ежемесячно в одну из недель с четверга по воскресенье будет проходить учебная сессия, в течение которой мы будем вовлекать слушателей в процесс самостоятельного приобретения знаний. Без этого невозможно выработать в себе предпринимательское мышление, а без предпринимательского мышления невозможно прорваться в будущее. Миссия бизнес-школы состоит именно в этом.

Фото Свена Эверерта

Также смотрите:

Мастер-класс Доминика О в Москве

Не учат, зато развивают

«Встряска мозгов» для бизнесменов

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
В общем и целом интервью, - набор устойчивых и привычных всем выражений, понятий, действий и устоявшихся формальностей. С которыми как-то и спорить даже неприлично. Но нового здесь ровным счетом ничего нет. Поскольку автор так и остался на уровне 70-х, что очень часто бывает со специалистами даже самого высокого уровня, которые в профессиональном плане по-прежнему все равно живут той эпохой, в которой прошла их молодость. Даже прекрасно сознавая, что мир и бизнес изменились. Поэтому обращаю внимание лишь на незначительные моменты, среди которых, правда, попадаются и серьезные ошибки. >А для этого нужно слушать сейлз-менеджеров и преодолеть бюрократическое сопротивление внутри компании. Сейлз, а не инженер должен определять, что нужно изменить в продукте. Обычно этим занимается маркетолог. В том числе и собирая информацию через систему обработки данных, полученных от клиентов через т.н. «обратную связь» с участием специалистов в области продаж. Т.е. ни в коем случае не специалист в области продаж долежн определять, что менять в продукции, а маркетолог. Дело т.н. «продажника» - продавать. Как и инженера – разрабатывать. На основании того, что предлагают для компании маркетологи. Каждый должен заниматься своим делом. Лишь время от времени вторгаясь в компетенцию связанных с ним специалистов, подразделений или рабочих групп, когда то действительно требуется. Но уж никак не специалист в области продаж должен определять, что именно нужно менять в продукции. Его дело – собрать чуть ли не по крупицам эту информацию и передать маркетологам в не искаженном виде. Что до роли корпоративной бюрократии в этом процессе, то в современных компаниях она захватывает в первую очередь лишь сферы компетенции соответствующих подразделений. Т.е. носит весьма узкий или вернее - узкоспециализированный характер. В результате чего редко когда выходит за пределы своей специальности или области компетенции. Причем, следствием этого, - как то ни парадоксально, - является общий вывод: «если нужно так, то пусть делают». Обычно критиками подобных начинаний в компаниях оказываются лишь высшие иерархи компании, отстаивающие интересы групп влияния, принимающих участие в компании, а также собственные интересы и интересы своих протеже. И в дополнение к ним, - это всегда финансовые директора, которым перманентно не хватает денег, и которые готовы на любое самопожертвование, лишь бы не допустить финансирования какого-либо нового проекта или работ по изменению продукции вопреки установленному бизнес-плану и затратным сметам на исследования и “R&D”. >E-xecutive: А почему мир становится менее предсказуемым? Ваша версия? Серьезная поправка. Проблема заключается в том, что именно сегодня мир становится все более предсказуемым. И дело здесь не в каких-то скрытых причинах и течениях, которые до поры или до времени кому-то не видны или не ведомы вездесущим журналистам. Сегодня в мировой политике наблюдается полная аналогия с подходом к принятию неких решений диктаторами или иными единоличными властителями и правителями. Которых впоследствии критикуют за принятые решения и говорят, что «нужно было сделать так-то и так-то». Забывая элементарную вещь, что не диктатор или не ведущие мировые государства (как в случае мировой экономики и политики) разрабатывают и принимают некие решения, которые вступают в силу в отдельно взятый момент. Они этого не делают. Т.к. им всего лишь остается … выбрать то, что кажется им в тот момент наиболее примлемым из некоторого объема доступных им в этот период решений. По аналогии с тем, как из стаканчика для карандашей выбирается один из них, который, как считается, наилучшим образом подходит для решения некоего вопроса, - например, для подчеркивания слов в газетной статье или для внесения правки. Именно это и делает выбор предсказуемым с учетом потребности в том или ином решении. Так ситуация обстоит в мировой политике и экономике и сегодня. Число упомянутых «карандашей» / доступных вариантов очень ограниченно. Что и дает возможность говорить именно о предсказуемости развития и прогнозирования ситуации, а не наоборот. Поскольку число возможностей для маневра при принятии решений сведено к минимуму. Вот почему именно сегодня мир, что называется, яснее ясного. Возможны вариации в частностях, коими и являются различные происходящие события. Но общие «тектонические» тенденции изменений налицо. Равно как и налицо общий перечень того, что именно они могут спровоцировать. А уж в каких частностях столкнутся с ними в виде их последствий рядовые жители планеты из числа граждан разных стран – это вопрос интересный, но уже малозначимый. Скажем так, - оказывающий мало влияния на ход указанных процессов. В результате чего то, о чем говорит интервьюент, - это как раз те самые малозначимые частности. >что разрушение старых социальных структур приводит к появлению «новой социальности», когда человек самостоятельно выстраивает свое окружение в виртуальных сетях. Речь идет о виртуальном, а не о реальном социальном окружении. Собственно, в виртуальных сетях ничего иного и быть не может. Следствием чего является переноси виртуальнйо социальности и ее составляющих в реальную жизнь, что приводит к кризису общества в целом и отдельных индивидов в частности. Поскольку любые попытки заставить реальное общество жить по виртуальным или иным эфемерным понятиям, - не подкрепленным ничем материальным, - заведомо обречены на бесплодность. Вне зависимости от того, как бы это ни проявлялось. Через социальные сети или иначе. >Его теория происхождения видов применима к современной экономике – за выживание борются не биологические виды, а бизнес-организмы. Дело в том, что по Ч.Дарвину биологические виды не борются за выживание. Они элементарно существуют в определенных природных условиях, находясь во взаимосвязи с другими видами. Между ними нет конкуренции. Поскольку исчезновение одного вида неизбежно приводит к деградации, гибели или на худой конец, - к мутации, приспособлению и видоизменению других, связанных с ним видов. Т.е. меняются природные условия, - быстро или медленно, - меняются и виды. Но они не борются за выживание. Они либо существуют, либо нет. Чуть изменилась природа – исчезли. Но на их месте появились другие. В отличие от человека, который действительно в отличие от иных представителей животного мира способен именно бороться за выживание, а не пытаться только лишь пассивно приспособиться к происходящим процессам про аналогии с другими живыми существами. Собственно, в чем и смысл теории Ч.Дарвина. То же и в отношении плода человеческих рук, - т.е. всех типов организаций и их эволюции в качестве «представителей» коллективного структурированного человеческого сообщества. Т.е. они не адаптируются. Они именно борются. В том числе и за счет накопленных ресурсов. Так что отсылки к теории Дарвина и различные биологические подходы здесь неуместны. >Надо отдавать себе отчет, что в Бразилии нет снега. Странно. Т.е. гор со снегом там совсем нет ? И горнолыжных курортов, на которые съезжаются даже из Европы и США тоже нет ? Тогда действительно, например, в районе того же горнолыжного курорта у горы Бандейры действительно на снегоходах делать нечего. А так, - у знакомого была та же история с поездкой в Кению, когда он вез с собой альпеншток, горные мини-лыжи, теплую одежду и увязку горного снаряжения для прохождения ледников. Сопутствующие иностранные туристы откровенно смеялись, - дескать, руcские и здесь чудят. И это при том, что на высотах Килиманджаро без этого всего просто делать нечего. Ничего, откатался человек и на лыжах, и походил по ледникам. >В пирамидальных компаниях «живут» исполнители, а не бизнесмены. И пользователь для вертикальной компании отнюдь не король. Именно поэтому компании с пирамидальной иерархией сегодня крайне редки. А так, - есть и А-формы, и М-формы, и Д-формы, и У-формы, - в самых различных модификациях. Что угодно встречается. Но вот пирамидальных компаний уже практически не осталось. Иначе как в тех случаях, когда такая форма оправдана с точки зрения характера и размера бизнеса. Не следует забывать, что компания и ее организационные формы также эволюционируют по мере развития. И на смену одной форме, утрачивающей свою эффективность, приходит другая. Более эффективная в конкретной ситуации. А на смену ей еще одна. И т.д. А что до пользователя, то он и не может быть в компании королем. В первую очередь потому, что … он не является частью компании. >Программа стартует в октябре 2011 года и продлится 19 месяцев. Ежемесячно в одну из недель с четверга по воскресенье будет проходить учебная сессия, в течение которой мы будем вовлекать слушателей в процесс самостоятельного приобретения знаний. Т.е. общий смысл рекламируемого, - самостоятельно заниматься самообразованием, да еще и платить за это школе. С возможностью получить в итоге соответствующий диплом. Скажу честно, - не вижу я перспектив в подобной революционности. Даже в России, где люди традиционно крайне негативно настроены по отношению к тому, чтобы куда-то регулярно ходить, отсиживать положенное число часов, что-то зубрить, делать какие-то задания, кому-то что-то отвечать и иным образом проявлять приверженность к тому, что принято называть регламентированным учебным процессом. Где идеальным считается образ программы МВА, которая сама доставляется к Емеле на печку и аналогичным же образом без каких-либо усилий им там усваивается. Николай Ю.Романов
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Мой Б-г, первый ответ либо коряво переведен, либо собеседники друг друга не поняли ''отредактировано модератором''

Стратегическиое планирование такой же атавизм, как и долгосрочное. Тот же Ансофф 3 (!!!) десятилетия назад доказывал необходимость переключения на стратегическое управление из-за высокой изменчивости окружающей среды, которую практически невозможно предсказать - здесь и крупные и мелкие компании находятся в равных условиях (каждый на своем уровне).

Про ''слушать сейлз-менеджеров'' - отличный совет! Только вот парой предложений раньше говорится от лица Р. Каку совершенно другое по смыслу. Или ''сейлз-менеджеры'' теперь вместо отделов НИОКР определяют состав ''технологической инновации и дистрибуции'' на след. 15 лет? Тот же Ансофф, все те же 30 лет назад целую главу в книге определил под взаимодействие оперативных (сейлз) и стратегических структур (исследования и разработки).

А теперь закономерный вопрос - что, в голове будет иметь выпускник бельгийской бизнес-школы? Потратить 2к рублей на несколько книг от гуру - Ансофф, Якокка, Деминг - будет эффективнее с точки зрения времени и денег.

Директор по рекламе, Москва
очень громко и ярко в интервью прозвучала ''банановая нота'' в стране базирования методисты заключены в рамки дотируемых образовательных проектов в банановых странах они Гуру и их взгляд на некоторые наборы техник становятся откровением Николай забудте о маркетологах влияющих на продуктовый R&D проектирование будущего удел специально тренированных экспертов, которые живут одной ногой в будущем, маркетологи живут срезами настоящего = прошлым второй резон в маркетинге пока еще не выработан даже подход к проектному языку и любые рекомендации каждый раз это творчество некоего маркетолога, выраженное им же созданным языком в рамках тех понятий, которые ему доступны а он во многих областях дилетант если устраивает постановка задач с помощью инициативных дилетантов то флаг в руки но такая ситуация что то до боли напоминает очень знакомое
Партнер, Нидерланды
Антон Медведев пишет: бельгийской бизнес-школы?
Антон, Бельгия - очень своеобразная страна. Рекордсмен по длительности формирования правительства (уже второй год пошел). А когда после кровавых беспорядков в университете Лёвена делили университет на валлонскую и фламандскую части, там страсти зашли настолько далеко, что библиотеку стали делить по принципу ''Вам четное - нам нечетное''. Т.е. по регистрационным номерам. Ибо каждый хотел только лучшее, а договариваться... Ну ме могли-с!
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск
Юрий Удалов пишет: Антон, Бельгия - очень своеобразная страна.
Охотно верю. Только вот приезжают такие ''бизнесу'' учить, а потом появляется ''русский менеджмент'' - бессмысленный и беспощадный. (сюда вот можно зеленого смайлика поместить, но он через чур экспрессивный - ограничимся упоминанием). Хотя, опять-таки оговорюсь, может это неудачная компиляция материала и/или перевод. В голове никак не может уложится, что DBA из Гарварда может не знать об эволюционных процессах в управлении и ведении бизнеса.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай забудте о маркетологах влияющих на продуктовый R&D проектирование будущего удел специально тренированных экспертов, которые живут одной ногой в будущем, маркетологи живут срезами настоящего = прошлым Просто применительно к статье я не рассматривал вопрос современного программирования рыночного спроса, рыночных предпочтений и формирования под них нового продукта. Вернее, адаптацию их под контуры и содержание нового продукта, который уже находится в разработке или готов к массовому выпуску вместе со всем своим наполнением. Когда компании изначально готовят покупателей заранее ''хотеть'' именно тот продукт, который они собираются выпустить на рынок, - хотя сами потенциальные потребители еще его и в глаза не видели. Занимаются этим действительно отдельные группы специалистов, но всегда в составе маркетинговой службы. Т.е. это своеобразная ''белая кость'', которые помимо дизайна изделия определяют и то, как маркетологам следует его продвигать, а специалистам в области продаж - реализовывать. Поскольку если дело маркетологов - оценка адаптативных ожиданий, то дело подобных специалистов - это формирование устойчивых рациональных ожиданий потребителей, а даже не их оценка с целью подгонки под продукт компании. Но поскольку в материале местами все-таки речь идет о России, то следует помнить, что российские специалисты в данной области ни на что не влияют вообще. Их удел - адаптировать то, что к ним приходит с Запада, сугубо под российскую потребительскую специфику. Сами они ничего не делают, ничего не решают и ни на что не влияют. Им это элементарно не доверяется. В первую очередь, в силу того, что собственных массовых потребительских товаров в России не производится. Исключая продукты питания, ряд бытовой продукции, трикотажа, тканей, продукции швейной промышленности и т.д. Что отчасти представлено на рынке. Все остальное в подавляющем большинстве либо импортное, либо основанное на импорте. А раз так, то и маркетинг для нее оказывается ... импортным. А разработка, влияние и программирование предпочтений рынка для такой импортной продукции вообще не учитываются - в этмо просто нет необходимости. Т.е. в подобной ситуации маркетинговая служба, ее функции и деятельность сводится лишь к банальному продвижению ''спущенных сверху'' товаров на рынок. Т.е. фактически - только к продажам уже того готового, что оказывается в распоряжении компаний. В подобной ситуации действительно маркетинговая сфера является не просто усеченной, а вообще отсутствует как таковая в выраженном виде, являясь лишь рудиментом области обеспечения продаж.
Руководитель проекта, Астрахань
Юрий Удалов пишет: ...по принципу ''Вам четное - нам нечетное''....Ибо каждый хотел только лучшее, а договариваться... Ну ме могли-с!
Да...
Общественные структуры распадаются на «атомы».
С форума конспираторов касательно и Европы (в контекст беседы главного редактора выше)... http://www.et-trade.ru/communication/forum/messages/forum5/topic4/message38003/#message38003
24.09.2010 17:43:41 Цитата Созерцатель мыслей пишет: а экономии соседей, а там есть на чем экономить. И в смысле соцрасходов, и в плане сокращения долгов, и в плане налогов. Никто не говорит о сегодняшней прикладной науке. Заметь, мы с Ростовщиком обсуждем потенциал через 5 лет - это период для сокращения и изменения спекулятивной составляющей и сокращения люфта между индексами и фундаментом. Выиграет на долгосрочке тот, кто сможет подтянуть фундамент, который у всех сейчас очень проблемный, как можно выше. Но в этот период будет трудно, собственно, именно об этом честно говорят немцы своим товарищам по Союзу. smile:) Так обсуждаете через 5 лет, а до этого предлагаешь до 5-ти лет что соцрасходы реально ужимать при постоянных забастовках и одновременно доводить ''фундамент'' при насыщенном рынке Европы - это сможет сделать только новый Гитлер, который должен указывать восточному бизнесу и госбюджетам ЕС. smile:) Это тоже не реально. Не будем дальше спорить - поживём увидим smile;) Цитата Кнехт пишет: У него свой ксерокс smile;) Так у нас маркетинговая идея - Сикорский ведь наш бывший патриот - соответстсвующая корпорация перебьёт нашей арендой в его вертолётах - будем разбрасывать билеты над всеми Штатами с потенциальным выигрышем держателя билета 1 к 100-е проигравших. С учётом, что каждый восьмой американец сидит на талонах на еду, каждый восьмисотый заработает на макулатуре для следующего броска лотереи с политическим драйвом. smile:) Изменено: Астраханский конспиратор :)) - 24.09.2010 17:44:26
http://www.et-trade.ru/communication/forum/messages/forum5/topic4/message37985/#message37985
24.09.2010 16:23:02 Цитата Созерцатель мыслей пишет: Поэтому плевать они хотели на Восточный блок. К тому же ЕС в свое время очень хитро ограничил и еще ряд свобод для него, которые были ограничены ''временно'' до момента приведения экономик в соответствие. Плевать не очень то получится - это же ещё и товарные рынки. Китай член ВТО - он может позволить забрасывать под тяжёлый юань много чего интересного, когда другие валюты упадут больше, чем он - и инвестиционный люфт у него много шире с его стабильным внутренним рынком, так что ЕЦБ будут под прицелом своих же ''эскпортёров''. Цитата Созерцатель мыслей пишет: А новый фундамент - это, прежде всего, новые технологии. Та же Германия при жестком ограничении бюджетных расходов и рисках для социальной стабильности планово и уверенно увеличивает расходы на развитие энергетики, биотехнологий, на обучение и привлечение специалистов. Очень интересная политика в условиях экономии. smile:) Да, уж Германия давно в некоторых муниципалитетах отапливается за счёт буквально даже человеческого дерьма. На чём дальше они будут экономить? smile;) Просто смешно - это уже вопросы к фундаментальной физике (для меня к метафизике smile:)) и бизнес стратегически здесь ничего решить не сможет - сегодняшняя прикладная наука не отменяет текущую экономическую спекулятивность.
http://www.et-trade.ru/communication/forum/messages/forum5/topic4/message37980/#message37980
24.09.2010 15:50:36 Цитата Созерцатель мыслей пишет: Э, не! Все совсем-совсем не так. smile:) Во-первых, не стоит мешать в одну кучу Грецию и Восточный блок - там разные финансовые и политические структуры в принципе. Восточный блок на первых порах можно исключить из процесса консолидации, а с Грецией надо работать уже сейчас. Именно поэтому на Грецию ЕС реагирует, а на Венгрию нет. Дойчланд не спонсирует, Дойчланд принимает на себя те долги, которые остаются внутри Европы, стараясь перевести внешних кредиторов на тонкую струйку обслуживания долга. Их и всех неевропейских спекулянтов. А параллельно меняет фундамент экономики, в том числе и долгосрочный в виде новых технологий. И Дойчланду долгосрочного так надо. И забастовки никого не волнуют. Ну в моменте будет тяжеловато, а кому сейчас легко?... smile:) А я и не смешивал: сначала Греция, а потом Восточный блок - в конечном счёте юридически он не рыжий в ЕС. И кто сейчас не будет ручаться, что и струйка будет очень дорогой. Фундамент экономики без России энергетически они поменять не смогут - Северный поток, бла-бла, а спекулянтов только денежных трилионных ежедневных электронных оборотов уговаривать коридорами - как Обама хочет уговорить дёргаться Китай в новую ипостась - вообще не реально. Изменено: Астраханский конспиратор :)) - 24.09.2010 15:51:47
http://www.et-trade.ru/communication/forum/messages/forum5/topic4/message37973/#message37973
24.09.2010 15:02:43 Цитата Созерцатель мыслей пишет: Будет, но совсем другим. Мы эту тему уже довольно подробно тут разбирали, у меня есть достаточно стройное мнение на предмет развития ЕС, причем, пока все действия Европы (всех участников) подтверждает эту теорию. Примерные действия (перечисляю без определенного порядка): - Консолидация долга внутри континента, - Консолидация бюджетов и постепенные переход на единые формы управления, - Создание единой внутренней финансовой системы, - Реформирование нормативно-законодательной базы к более структурированной системе ''сверху-вниз'', Это при отсечении лишней кредитной нагрузки, прежде всего, внешней; политическая консолидация внутри континента (без Острова), постепенное выстраивание фундамента для единой валюты. ЗЫ. В общем, где-то в архиве все это уже есть более стройно и подробно. Дойчланд юбер аллес, короче. smile:) Но в хорошем смысле. Я уже писал, что машина пошла в разнос... Греция и Восточный блог ЕС - это уже постоянные дефицитные реципиенты + забастовки, фундаменталисткий ислам + цены нашего Газпрома и пр., когда курс нельзя будет держать в коридорах, благодаря и неевропейским спекулянтам; Дойчланд''ууууу smile:) как раз надоест спонсировать остальных. Изменено: Астраханский конспиратор :)) - 24.09.2010 15:08:10
Руководитель проекта, Украина
Для А.Семеркина: в 1977 г. было несколько профильных «тусовок» Госплана (это был межвластный промежуток Косыгина-Тихонова, с выбором стратегии для СМ СССР). Как математик (в АСУ) участвовал от Минавтотранса в 2-х из них (от остальных отказался – малоинтересная говорильня людей Гвишиани), свидетельствую: «Мне запомнилось, что средний возраст участников конференции составлял 85 лет» - бред или намеренная ложь из привычного «анти-совка»! (там и вблизи 50-ти были единицы) Кстати, при обсуждении методик/методологии и моделей, - все иностранцы очень активно конспектировали: за рубежом только-только «входили в массы» идеи Римского клуба Печчеи и теоретико-системные работы Берталанфи/Месаровича (да и участвовали иностранцы там не в качестве экспертов/«гуру» Госплана), а в ВЦГ уже тогда свободно пользовались формализованными моделями, в т.ч. от министерств/ведомств, - «приспособляемыми» под машинную обработку (чуть позже это маневр в сторону АСУ и рационализации/оптимизации управления был фактически убит людьми Н.Моисеева). Для А.Медведева: «Тот же Ансофф… доказал» Забудьте, наконец, о том КТО сказал или доказал («…и это пройдет…» вместе с прошлыми и очередными залетными гуру), значительно важнее то, что А.Медведев об этом ЗНАЕТ. По поводу «В голове никак не может уложится, что DBA из Гарварда может не знать…» - это очень правильный и частный факт из общности, которую уже продекларировали на последнем Давосе. А применительно к РФ/СНГ, с сожалением приходится согласться с Н.Романовым – в части вторичности российского маркетинга/бизнеса (и упертого сворачивания местных R&D, что видно по текущему экспорту инвестиций и тупому «бегству капиталов» из России/СНГ)
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Николай Романов пишет: Просто применительно к статье я не рассматривал вопрос современного программирования рыночного спроса, рыночных предпочтений и формирования под них нового продукта.
Николай Юрьевич, даже если Вы рассматривали работу штатного маркетолога, а Вы рассматривали именно её:
Романов Николай пишет: Обычно этим занимается маркетолог. В том числе и собирая информацию через систему обработки данных, полученных от клиентов через т.н. «обратную связь» с участием специалистов в области продаж.
это никак не влияет на необходимость ''заметить'' высказывание'' Доминика О. о пересмотре процесса (взаимодействия продавец-маркетолог) в отечественных компаниях, учитывая, что он пишет в тоне - как было бы лучше, а Вы - как есть сейчас, а это почти как, было!! То есть Вы рискуете попасть под описанный Вами типаж:
Романов Николай пишет: остался на уровне 70-х, что очень часто бывает со специалистами даже самого высокого уровня, которые в профессиональном плане по-прежнему все равно живут той эпохой, в которой прошла их молодость. Даже прекрасно сознавая, что мир и бизнес изменились.
От себя добавлю, что если маркетологи на сегодняшний день действительно неэффективны + если учесть, что маркетинг всецело вынужден погружаться в среду потребителя (а это не может происходить из кабинета маркетолога), может статься и уже происходит..., что таки продавец будет диктовать инженеру о необходимых изменениях в продукте. Ну а маркетолога, за не надобностью, вытеснит/дополнит (описанный Д. Федоровым) специально тренированный эксперт... Который и поведет продавцов.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>это никак не влияет на необходимость ''заметить'' высказывание'' Доминика О. о пересмотре процесса Он в нескольких местах достаточно круто меняет направление движения. Поэтому нет ровным счетом никакой возможности точно сказать, куда же он все-таки в итоге направился. А здесь, как и всегда, требуется конкретный ответ. Тем более, с привязкой к российской специфике и ситуации на рынке. Еще раз подчеркну, - с тем, что он говорит в интервью, спорить в общем и целом бессмысленно, - это сложившаяся данность бизнеса и работы. Но от него-то ждут большего.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.