Планировать продажи, на основании прошлых периодов –
то же самое, что управлять автомобилем, глядя в зеркало заднего вида.
Эта статья продолжает начатую мной ранее тему реорганизации системы продаж.
Вопрос о том, сколько компания должна продать товаров (услуг), возникает всегда. Всем хочется поставить «правильные» планы, только у каждого свое понимание того, что такое правильный план и как он определяется. Как правило, владельцы хотят многого, и говорят, что рынок это позволяет, а «народ» всячески отбивается и объясняет, со своей стороны, что жизнь тяжелая, рынок – не резиновый, а конкуренты не спят.
Эффективное планирование продаж
Анализируя работу отдела продаж нашей компании, я обратил внимание на удивительный парадокс! На этапе собеседований сотрудники (как рядовые продавцы, так и руководители) очень комплексно и правильно рассуждают о необходимости планирования. При этом регулярно заявляется, что планирование продаж – это не просто «удовлетворение прихоти» топ-менеджеров или собственников, а в первую очередь возможность адекватно оценивать свою роль и значимость для компании.
Но если регулярно требовать «планирование продаж» от сотрудников коммерческого отдела, мы рано или поздно столкнемся с ощущением поверхностности процесса. С одной стороны, сотрудники прилежно выполняют свои обязанности. С другой же – есть целый ряд причин усомниться в эффективности подобных планов:
- Планы продаж могут как не выполняться, так и существенно перевыполняться;
- Планы не корректируются (продавец может «запланировать» 200% среднестатистического объема продаж, при этом за несколько дней до окончания месяца он будет искренне доказывать, что «еще есть время»);
- Планы продаж не проецируются в необходимые планы ежедневной работы. Ведь на самом деле продажи могут вырасти только за счет трех составляющих:
a) Рост среднего чека по имеющимся клиентам;
b) Рост количества клиентов;
c) Рост периодичности заказов.
Если график рабочего дня кардинально не изменяется (стандартное количество контактов со стандартной периодичностью и стандартной целью – взятие заявки) – то и кардинального изменения продаж не стоит ожидать. Руководитель отдела продаж заявляет: «Хорошо, что мои ребята анализируют возможности! Плевать, что их анализ далек от фактического результата. Они ставят «сильные цели»!» – уже это крайне важно!».
Что же такое «планирование продаж»? В идеале – это регулярная управленческая система, позволяющая прогнозировать финансово-хозяйственную деятельность компании и являющаяся отдельным элементом системы продаж. В таком случае, если планирование продаж представляет собой «управленческую систему», значит, она должна состоять из элементов, входящих в классический цикл управления (например, по методологии Файоля – «детализироваться на этапы»).
Цикл Файоля
Этап планирования
Планирование продаж должно осуществляться «сверху», от первых лиц. Несомненно, что качество подобного планирования зависит исключительно от адекватности и амбиций этих самых лиц.
Организация плана продаж
Чтобы «план сверху» был реален и выполним, необходимо четкое понимание «снизу», как его реализовать. Оптимальным инструментом для этого является структуризация плана продаж по различным сечениям:
План по сечениям
1. По регионам – сколько и где продадим.
2. По продавцам – сколько и кто продаст;
3. По товарам – сколько и чего будет продано;
4. По периодам времени – сколько и когда будет продано;
5. По клиентам (каналам сбыта) – сколько и кому будет продано;
6. По характеру продажи – сколько и как будет продано.
Последнее сечение продаж наиболее интересное. Оно включает в себя следующие категории:
- Гарантированные продажи – сделки, которые обусловлены прошлой историей совместной работы, существующей клиентской базой, отношениями между компанией-продавцом и клиентом. Они мало зависят от человека, представляющего компанию-продавца, потому что есть гарантированный, уже имеющийся, сформированный спрос. Данный вид продаж характерен для компаний, которые долгое время работают на рынке с уже сформировавшимся ассортиментом товаров.
- Запланированные продажи – сделки, периодичность которых не однозначна, их результат зависит исключительно от усилий человека, представляющей интересы компании-продавца, то есть, от усилий конкретной личности. Акцентировать внимание на данном виде продаж необходимо в следующих случаях:
a) Если компания только начинает свою деятельность;
b) При выводе на рынок новых товаров;
c) При выходе компании в новые географические регионы;
d) При изменении политики сбыта и определении новых целевых клиентов.
Контроль выполнения планов
Простой контроль над «План-Фактом» продаж не является достаточным. Необходимо контролировать качество планирования. Для этого нужно регулярно отслеживать и анализировать выполнение планов по каждому из описанных выше сечений.
Координация плана продаж
Если факт продаж по какому-нибудь направлению существенно отличается от плана, необходимо провести детальный анализ этого отклонения и принять меры. Существенное перевыполнение плана допустимо только в ситуации, когда «крупный клиент сам нашел нас, мы не планировали ничего продавать, но что ж поделаешь!». К сожалению, обычно перевыполнение связано с плохим качеством планирования. Чаще всего анализируется не потенциал клиента/продукта/региона/продавца, а история прошлых продаж. Подобные планы необходимо тут же подвергать критике и корректировать.
Невыполнение плана по какому-либо сечению может быть связано с недостаточной активностью продавца. Как правило, продавцы сидят и ждут, что клиенты «сами купят». Это возможно только в случае «гарантированного спроса». Все остальные планы продаж необходимо проецировать в планы ежедневной работы.
Мотивация на выполнение плана продаж
Если выполнение (а особенно невыполнение или перевыполнение) плана продаж не влияет на уровень заработной платы сотрудников коммерческого отдела – формальное отношение к планированию продаж преодолеть невозможно! Люди должны четко осознавать, ради чего они «планируют».
В системе мотивации сотрудников необходимо учесть ряд важных рекомендаций:
- Выполнение планов продаж должно влиять на заработную плату «по всей вертикали»: продавцы – линейные руководители – коммерческий директор. Если хоть одно звено будет недостаточно мотивировано на процесс, результата не будет.
- Выполнение плана продаж – это не конкретная цифра (например, 200 тыс. руб.), а диапазон. План выполнен на 100%, если объем выручки составил от 195 до 205 тыс. руб..
- Должен быть нижний предел выполнения плана. Например, 50%. То есть, если выручка составила 150 тыс. руб., то продавец может получить какой-то бонус. Но при продажах ниже 100 тыс. руб. о бонусе не может быть и речи.
- Разумеется, если есть нижний, то должен быть и верхний предел. Обычно его устанавливают на уровне 120%. На нашем примере это означает, что выручка в интервале от 205 до 240 тыс. руб. является перевыполнением плана, и это должно поощряться дополнительным бонусом. Но продажи выше 240 тысяч, в то же время, являются ошибкой планирования и поощряются тем же бонусом, что и 240 тыс. руб.
- Отдельно стоит отметить «планирование продаж в ассортименте». И мотивацию за выполнение этих планов. Для наглядности рассмотрим простой пример:
Пример. Планирование продаж в ассортименте
Допустим, компания торгует двумя товарами. Товар «А» и товар «В». При этом заработок на этих товарах неодинаков. Логично дифференцировать и мотивацию продавцов, например, выставив различные проценты от объема продаж. Для товара «А» – 10%, для товара «В» – 5%. Очевидно, с подобной мотивацией продавцы будут делать акцент на товар «А».
Что же делать, ведь продажи товара «В» также важны? Не будем отрицать, что компания зарабатывает на них не столько, сколько на товарах «А». Но ведь лучше зарабатывать на двух видах товаров, чем на одном! Да и начинать работу с новыми клиентами проще с товаров «В».Разрешить проблему может так называемый «метод колокольчиков». Для этого необходимо разделить две вещи: начисление бонуса и выполнение планов. Да, пусть бонусы начисляются, как и начислялись: 10% за товары «А», 5% за товары «В». Допустим, по итогам месяца общий бонус составил 15 тыс. руб. А выплачивать этот бонус будем за выполнение планов. 50% бонуса за выполнение плана по товарам «А» и 50% бонуса за планы по товарам «В». Если план по товарам «А» выполнен на 100%, продавец получает 7,5 тыс. руб.; но если при этом план по товарам «В» выполнен на 50% – следовательно, вторая половина бонуса не выдается. То есть, основная сумма бонуса начисляется за более интересные товары, но выплаты производятся за выполнение плана по всему ассортименту.
«Фишечки»
В завершение статьи хочу предложить несколько «фишечек», которые помогут сделать планы продаж в вашей компании «живыми»:
- Планируешь продажи – планируй зарплату. Мотивация продавцов напрямую зависит от результатов продаж. Защищая свой «план снизу», продавец должен также «защищать запланированный уровень заработной платы».
- Продавцы, планируя собственные продажи, планируют зарплату вышестоящим руководителям. Эта «фишечка» является логическим продолжением предыдущей. Защищая план продаж по компании, коммерческий директор должен указать ожидаемый уровень собственного бонуса.
- План продаж необходимо встроить в систему управления цепочкой заказов. Казалось бы, вполне логичная последовательность:
a) анализируя рынок, нужно планировать продажи;
b) анализируя план продаж, нужно планировать производство;
c) анализируя план производства, нужно планировать закупки сырья и материалов;
Но на практике все иначе! Планирование продаж если и ведется, то остается «внутренним инструментом» коммерческого отдела.
- Планирование «от клиента». Идея планировать продажи компании на основании продаж прошлых периодов должна быть пресечена в зародыше! Нужно выстраивать методику планирования, основанную на анализе потенциала каждого клиента. То есть, план продаж любого продавца должен складываться из планов по каждому из его клиентов.
Статья впервые опубликована в блоге автора.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 14 декабря 2010 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции
Как всё красиво... Но, снова одна беллетристика кажется... Скажите, Алексей... Вот к примеру, направление кондитерских изделий... На какие основные факторы, при планировании продаж лично Вы будете ориентироваться? Из каких данных будете черпать вдохновение, и за счет каких ресурсов (в том числе временных) Вы планируете достичь уровня, предположим 20% доли рынка России? Дополнительно скажу, что у компании собственное производство мощностью, ну допустим, 10 тыс. тонн товарной продукции ежемесячно и филиалы в каждом региональном центре, задействованы все ценовые сегменты... И ещё одна небольшая задачка (конечно офф-топ)... Объем закупаемого у Вас товара клиентом составляет 5000 единиц продукции, Ваша прибыль составляет 15%, цена за единицу продукции составляет 345 рублей, но клиент хочет иметь скидку на товар в размере 20%... На каких условиях Вы готовы предоставить клиенту эту скидку, при условии, что для Вас важно сохранить прошлый уровень доходности?
У меня тоже вопрос. Есть компании В2В, а есть В2С.
1. Как в В2С планировать поклиентно?
2. В В2В ответ понятнее, но есть нюанс: т.н. ''динамическое равновесие'' или ''текучка'' клиентской базы, При наличии в базе нескольких тысяч клиентов (что само по себе несколько осложняет поклиентное планирование, например, т.к. большая часть из них разовые) за некий период времени существенная доля клиентов перестаёт покупать, а ушедший объём компенсируется новыми клиентами и возросшими продажами старым. Как это всё планировать поклиентно?
З.Ы. Считаю статью толковой, поставил ей высокую оценку; не издеваюсь, а просто вопросы задаю, чтобы поддержать дискуссию и лучше понять автора.