В январе 2012 года редакция Executive.ru обратилась к экономистам, социологам и менеджерам – участникам Сообщества и авторам публикаций на нашем портале – с вопросами, каким им видится этот год. Нас в частности интересовало:
1. С какими рисками столкнется российский бизнес в 2012 году в области политики?
2. … экономики?
3. … общественной жизни?
4. … технологий?
В части ответов эксперты связали риски с возможностями. Это не случайно, ведь кризис – это не только проблемы, но и новые шансы. Сам жанр опроса может трактоваться, как заметил Евгений Плаксенков, как своего рода PEST-анализ (Politics, Economics, Society, Technologies) либо как STEP-анализ (те же параметры, расположенные в другой последовательности). При этом pest в переводе с английского – «бедствие», а step – «шаг».
Яков Миркин, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Международной школы бизнеса Финансового университета, председатель совета директоров инвестиционной компании «Еврофинансы»:
1. Усиление конфликта поколений между теми, кому за 40, и теми, кому от 18 до 40. Последним не достались активы в 1990-х и 2000-х, зато достались проблемы. Социальный лифт работает плохо. Обострение конфликта между сверхконцентрацией власти и необходимостью «раздать» полномочия. Столкновение интереса высших эшелонов к «наведению порядка» и потребности в росте экономической свободы. Риск кампании ужесточений и дальнейшего огосударствления, движения к командной, псевдорыночной экономике.
2. Падение мировых цен на нефть, на металлы и другое сырье, финансовые инфекции с экспортом кризиса, дестабилизация нерезидентами внутреннего финансового рынка. Наращивание госдолга и внешних долгов. Дальнейший рост регулятивных издержек. Разрастание госфинансов. Продолжение вытеснения среднего и малого бизнеса. Неизменность сырьевой модели экономики. Дальнейшее перемещение собственности и деловой активности за рубеж.
3. Дисперсность массового сознания, заполнение его конгломератом идей – от самых левых до самых правых и фантастических, имеющих равные веса. Вытеснение идеи открытого, динамичного, либерального общества на периферию сознания. Разрозненность идеологии общества, дающая дорогу самым экстремистским экспериментам, когда никому никого не жаль. Потеря ценности жизни как тенденция
4. Нарастание числа крупных технических катастроф как отражение критических потерь обществом технологий, научных школ, вялотекущей модернизации на импортной базе. Нарастающее заимствование технологий из Китая, не из первых рук. До сих пор все форсированные модернизации в России (в XVIII – XX веках) происходили на базе импорта из Европы и США, из стран – первоисточников технологий.
Евгений Корнев, независимый директор:
1. В области политики российский бизнес, который сотрудничает с государственными структурами, столкнется с «мертвым сезоном», который продлится, пока не пройдут выборы и новые и старые чиновники всех уровней не «усядутся» на свои места на следующий президентский срок. Причем, в зависимости от результатов выборов (не сомневаюсь в победе Владимира Путина) эти перемены могут существенными. А «если будет колбасить» крупный бизнес, то и малому перепадет…
2. Внешние экономические риски, также могут быть связаны с политикой в части потрясений еврозоны. Что касается внутренних, то они будут связаны с повсеместной приватизацией государственных предприятий (если конечно только от нее не откажутся), но эти риски начнут набирать обороты со второй половины года (см.п.1).
3. В социальной, надеюсь, тренд «пробуждения» общественного сознания не закончится, а у новой (старой) власти хватит ума не только считаться с этим, но и суметь работать в хорошем смысле этого слова в соответствиями с новыми трендами…
4. В 2012 году будут новые прорывы скорее всего в ИТ и медицине.
Сергей Мордовин, доктор экономических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского Института менеджмента:
1. Неопределенность перед выборами (до 4 марта 2012 г. ) и после выборов (до конца года), связанная с существенным и мало предсказуемым изменением в структурах государственной власти и соответственно с весьма вероятным изменением основных «правил игры» для бизнеса.
2. Трудно прогнозируемое и слабо аргументированное изменение приоритетов и преференций в отношении отдельных отраслей (НИОКР? Образование? Энергетика?). Резкое изменение (увеличение или уменьшение) цен на энергоносители.
3. Чрезмерная популистская активность маргинальных групп, могущая стать поводом для существенного ужесточения государственного регулирования на всех уровнях и во всех областях жизни.
4. Неоправданное стимулирование государством развития «технологий будущего» без должной технологической базы и востребованности. Неоправданное навязывание государством к использованию «отечественных разработок» в ущерб экономической целесообразности и эффективности
Алексей Верижников, доктор социологических наук:
1. Основным политическим риском будет нарастающая тошнота от существующей «стабильности» при отсутствии ей внятной альтернативы. С подобной ситуацией столкнулась советская политическая и хозяйственная элита во второй половине брежневского правления. Все, включая самого Леонида Брежнева, понимали, что дальше так больше жить нельзя. А что вместо этого, если все твои реальные интересы интегрированы в существующую систему? Если коррупция и «пиление» ресурсов является основным содержанием хозяйственной деятельности, и что именно от такого «предпринимательства» зависит благополучие тебя самого, твоей семьи, твоих детей и внуков? Умом-то все против, а сердцем за. В конечном счете, выходом является «перестройка», когда находящиеся чуть дальше от кормушки чиновники второго эшелона объявляют себя «революционерами» и вытесняют с наиболее хлебных мест «стариков» существующей элиты. Цена вопроса – развал и так кривой и дышащей на ладан инфраструктуры: помойки не вывозятся, в домах не топят, лифты не работают. Потом приходит крепкий человек, знающий «как дерьмо течет по трубам», кое-как все латает и начинает всех вертеть на своей вертикали. Цикл повторяется.
2. В российской экономике в 2012 основным содержанием будет столкновение двух противоположных факторов – негативного влияния кризиса суверенных долгов всех основных западных государств (кризис еврозоны лишь небольшая его составная часть) и достаточно высоких цен на нефть, формирующихся под влиянием стремительно ухудшающейся ситуации вокруг Ирана. Что в конечном счете перевесит, покажет только время. В 70-е годы во время затяжной рецессии и стагфляции победили обусловленные ситуацией на Ближнем Востоке нефтяные цены, дав таким образом вторую жизнь нашей первой «стабилизации».
3. В общественной жизни в связи с нарастающей «движухой» вокруг темы «честных выборов», при всей важности гражданского давления на потерявшую всякий стыд власть, тем не менее, главное не утратить чувство меры и не слишком увлечься темой «Долой самодержавие!». В феврале 1917-го и августе 1991-го тоже было очень весело, и все были также переполнены высокими гражданскими чувствами. Вопрос, что случилось потом.
4. Продолжится «жевание соплей» на тему модернизации. Плюс еще последний вброс на тему «новой индустриализации». Последнее, безусловно, жизненно важно, но цена вопроса – это возвращение на родину $500 млрд, вывезенных в оффшоры за последние 20 лет. Кто же повезет назад свои кровные с таким трудом вывезенные? Для сравнение: китайские зарубежные диаспоры при всех их «терках» с пекинскими властями вложили в экономику континентального Китая большие деньги. Потому что бывает патриотизм, а бывает ушлое «оффшорное государничество».
Владимир Крючков, доктор экономических наук, профессор РГТЭУ:
1.1. На внешнем рынке:
а). Дальнейшее падение престижа страны;
б). Ужесточение входных барьеров;
в). Уменьшение возможностей отстаивать свои права в зарубежных судах.
1.2. На внутреннем рынке:
а). Увеличение поборов явных (через налоговую систему) и неявных (прямых «пожертвований» в пользу местных властей);
б). Усиление коррупции;
в). Увеличение уровня фальши и имитации разумных перемен;
Произойдет военный конфликт на Кавказе, который спишет разворованные там федеральные средства (Сочи, развитие Северного Кавказа) и позволит ввести еще более жесткий внутриполитический режим.
2.1. Внешние экономические факторы:
а). Будет резко опущена цена на нефть, и эта цена продержится несколько месяцев;
б). Будут перекрыты возможности продажи российского газа;
в). ВТО начнет вводить ограничения на продажу и производство российских продуктов.
2.2. Внутренние:
а). Рубль «рухнет» примерно как в 1998 году;
б). Доходы населения «упадут» вслед за рублем;
в). «Прикроют» несколько крупных и множество мелких банков;
г). Начнется «эффект домино» в производстве.
3. Беспрецедентный всплеск грубой «бодряческой» пропаганды, отвлекающих мероприятий «народного волеизъявления» типа Болотной площади и засилья «потемкинских деревень» во всех сферах общественной жизни. Усилятся разочарование и пассивность в среде молодежи.
4. Разрушение остатков технической базы и утрата остатков технологий, созданных в советское время.
Евгений Плаксенков, генеральный директор компании «Российская экосистема инноваций и инвестиций»:
2012 год обещает преподнести букет опасностей и возможностей:
1. Политике – экстремальность. В области политики могут быть предприняты экстремальные меры по решению тех вопросов, которые обычно находят компромиссные решения. Например, в регулировании цен, распределении ресурсов, определении приоритетов. Эти решения вызовут разрушение одних структур и рождение новых. Больше всего могут пострадать компании, настроенные на стабильное окружение. Экстремально высокую выгоду получат организации, способные инициировать управляемые (регулируемые) ими же кризисы.
2. Экономике – волатильность. Инфляция может стать ведущим фактором развития производства. Рост спроса на товары и услуги встретится с отсутствием адекватного предложения. В этих условиях ряд стартапов продемонстрирует нам новые, поражающие воображение «истории успеха».
3. Общественной жизни – турбулентность. В социальной жизни продолжится раздвоение на web-2.0 (3.0) и на реальность. Рост социального напряжения будет усиливаться экстремальными политическими решениями и нестабильными экономическими показателями. Или, другими словами, силовые поля общественной жизни будут расти благодаря увеличению «социального напряжения» и в то же врямя снижению сопротивления «социальных цепей». Прямо таки по закону Ома из физики.
4. Технологиям – сингулярность. Новые изобретения выйдут на глобальный рынок благодаря эффекту технологической сингулярности. 2012 год – хорошая точка отсчета для этой «суммы технологий».
Сергей Трушкин, партнер компании «РДТЕХ. Центр управления знаниями»:
1. Трудно сказать, в какой день упадет доллар, или подешевеет нефть. Но есть общее ощущение, что напряженность увеличивается. Причины тоже понятны: мир изменился, а наши подходы к управлению и к жизни остаются прежними. Я чувствую тихий, но постоянный рост напряженности, сопровождающийся гудением. Гудит все сильнее и сильнее, искры проскакивают, митинги собираются. Поводов может быть много, причина одна. Один из текущих ближайших сбоев, который обострится к выборам, это политизация и поляризация людей по отношению к власти. Вопрос «А был ли ты на митингах?» уже может влиять на бизнес. В некоторых компаниях я заметил появление большей агрессивности и динамики, принимаются более рискованные решения. Сейчас лучше оставаться с холодной головой. При этом, как всегда перед выборами, деловая активность будет идти на спад. Непонятно же чем дело закончится,нои даже если понятно, все равно, подождем.
2. С экономикой все плохо, проблемы в непонимании экономистами, что вообще происходит, сколько еще денег надо и как сделать так что бы они не собирались в огромные кучи и не испарялись внезапно. А проблема в потреблении, Огромное число людей только потребляю, они минимизировали отдачу. Труд исчезает, тяжелые механизмы государства не справляются с учетом денежного обмена населения друг с другом и скоростью оборачиваемости денег, Дай бог что бы дошло наконец до методологов, что налоги надо брать с потребления. Но это не завтра и не через год. Тем более что ВВП заморозил систему здесь на неопределенный срок. Отсюда и напряженность и гудение, Для компаний это будет связано с резким насыщением или наоборот полным истощением денежных потоков. Вообще, тот кто умеет быстро меняться, будет выигрывать.
3. Уход поколения Х и приход поколения Y. Всем читать теорию поколений. Через год, два начнут разрушаться устои компаний. Придет персонал который мыслит иначе, хочет другого. Их будет все больше и больше, и придется менять все: менеджмент, отношения, коммуникации. Я сам представитель поколения Х, но я уже знаю чего ожидать от Y.
4. Тут без революций. Корпоративные социальные сети или компании, образованные в социальных сетях. Корпоративные смартфоны у каждого сотрудника, а офис компании в каждого клиента в смартфоне.
Фото: freeimages.com
Очень интересная тема, и очень интересны мнения уважаемых экспертов (потому поставил 5 баллов за публикацию).
Также понравился опрос (результаты) - большинство к катаклизмам готовы.
Было бы интересно снова вернуться к публикации ровно через год.
А если было что-то подобное год назад - было бы интересно почитать и обсудить.
Также интересно мнение и других со-общников на тему.
Порадовал общий пессимистический настрой участников опроса. Особенно порадовали предсказания профессорско-преподавательского состава. Но, к сожалению, так и не увидел ответа на вопрос, вынесенный в заголовок ''Более всего пострадают компании, настроенные на стабильное окружение''... почему пострадают, от чего пострадают, как пострадают... И уж совсем не увидел ответа на: ''Что делать?''... Печально, но очередные бесполезные с практической точки зрения мнения... а, впрочем, этот вопрос (''что делать?'') даже и редакцию не интересует... Но зачем тогда такие громкие заголовки???
С какого перепуга )))
Бизнес крайне стабилен - посмотрите на уровень коррупции - выстроена система взаимодействия - система построена.
За последние 10 лет источники продукта для рынка налажены, себестоимость продуктов, поставляемых на рынок снижается (качество не важно). Даже есть тренд производить скоропорт в России (худо бедно растет производство птицы - быстрая экономика на модели быстро заработать на птице работала в свое время Венгрия, подтягивается свинина (говядина это часть стабильной долгой экономики она не поднялась))
Китайские штаны, трусы для народа, местные черные носки, система сервиса и услуг для богатеющей на сырье части общества растет - меняются топовые рестораны и открываются яхт клубы, появляются более менее цивилизованные элитные поселки (не совсем полное фуфло как строили 5-7 лет назад)
Часть населения еще образованные, занятые в как раз сервисе для богатой части общества увеличиваются в количестве и ходят на демонстрации - это креативный класс - они нужны для развлечния имущих, без них совсем скучно и нужно уезжать жить в Европу - там веселее
Но не все имущие могут так уехать - бизнес то здесь и кратно имущим, которые здесь - количество креативного класса. Этот класс развлечет имущих и выставками и концертами и новыми музеями и демонстрациями.
Все гиперстабильно, конечно преподам экономистам скучно, их уже не слушают, они не креативный класс, а денег нет, им обидно, вот они и зудят )))))))
Владимир Крючков :D
Да забыл о нестабильности и турбулентности - единственная нестабильность последнее время была и будет для бандосов (простите парни но это так)
Помните были такие кругом ''бандосы'' - в замен арбитража и судов времени СССР - по сути народный арбитраж, народная, распределенная силовая сеть решения хозяйственных споров в количественных масштабах почти всего государства, сегодня есть арбитраж и обращаться к бандосам и ворам в законе стало не модным в бизнесе, нужны квалифицированные эксперты юристы, бизнес все более интегирован в международное контрактное право, а ''бандосы'' туда не вхожи, пытались шиковать в Европе, но там их как то не приняли...
Поэтому турбулентность как раз для низкоквалифицированных, необразованных в международном экономическом и юридическом праве ''бандосов'' продолжится, они никому не нужны, сегодня лишние
только кладбища с рядами могил пропавших молодыми на разборках и стрелках - напоминание об уходящей эпохе