Как рассчитывать стоимость малого бизнеса в российских условиях

Для предпринимателя, принявшего решение продать компанию, роковой ошибкой может стать так называемый фальстарт. Так я описываю ситуацию, когда компания выходит на рынок купли-продажи бизнеса с нечетко прописанным предложением, цена которого завышена и рассчитана по принципу: «хотелки» владельца плюс «еще чуть-чуть». Опасность кроется двух вещах: разумный покупатель (априори все покупатели разумные) сделает вывод о неадекватности цены и не станет встречаться с вами, а если и встретится, то начнет сомневаться в вашей адекватности. А поскольку рынок полнится слухами, то каждое последующее снижение цены предложения будет работать на укрепление репутации вашего объекта как «протухшего».

Поиски «неразумного покупателя» также ведут в тупик. Недаром же гуру оценки Асват Домадоран вывел правило, гласящее: «Большинство предпринимателей уверены, что найдется еще больший болван, который заплатит за мой бизнес столько, сколько я хочу». Не советую выступать в роли хоть и меньшего, но все же болвана.

1. Что влияет на цену бизнеса

Для доходного бизнеса верхней планкой стоимости служит текущая оценка его будущих доходов. Владельцам проблемных предприятий проще ориентироваться на нижнюю планку цены, которая равна ликвидационной стоимости активов компании. Ликвидационная стоимость по правилам оценки равна рыночной за минусом 25% за быструю реализацию. В качестве утешительного приза для компаний, временно попавших в сложную ситуацию и имеющих шансы на спасение, существует неписанная формула: рыночная стоимость активов плюс 25% за то, что это действующий бизнес.

Существует три общепринятых подхода к оценке бизнеса: имущественный (затратный), сравнительный (рыночный) и доходный.

2. Затратный метод

Как ни странно, но подход, основанный на стоимости активов компании или затратах на создании объекта-аналога, для оценки действующих предприятий применять не рекомендуется. Если бизнес, расположенный на собственных площадях, приносит доход до 15% в год от стоимости недвижимости, то это свидетельствует о неэффективном использовании этих активов. Грубо говоря, экономически выгоднее сдать площади в аренду и заняться чем-нибудь другим. Причем при расчете дохода необходимо в затратной части предусмотреть так называемую альтернативную аренду, то есть стоимость аренды аналогичных помещений в вашем районе (регионе).

3. Сравнительный метод

Самым правильным и справедливым представляется подход, основанный на сравнении сделок с сопоставимыми объектами. Однако в российских условиях применение такого подхода сильно затруднено по причине отсутствия в открытом доступе данных по сделкам. Я его применяю, когда нахожу в своей базе или у коллег достаточное количество объектов-аналогов.

Чаще всего приходится применять один из методов, основанных на доходном подходе (капитализация текущего дохода или дисконтирование будущих денежных потоков), подкрепляя полученный результат неформальными методами из собственной или зарубежной практики.

4. Метод прямой оценки капитализации

Метод прямой капитализации довольно прост и применяется для устойчивых компаний, находящихся на стадии стабилизации дохода. Сразу оговорюсь, что под доходом или денежным потоком понимается не величина выручки, а нормализованная чистая прибыль. Денежный поток учитывает и амортизацию, и капитальные вложения, и изменение стоимости активов и пассивов компании. В общем случае для малого бизнеса денежный поток примерно равен чистой прибыли компании.

В методе капитализации доход умножается на коэффициент капитализации, отражающий пожелания инвесторов по срокам окупаемости вложений в подобные объекты. К примеру, при доходе в 100 единиц в год и выбранной ставке в 25%, стоимость бизнеса составит 400 единиц, что соответствует четырехлетнему сроку окупаемости вложений в его покупку.

5. Метод дисконтирования денежных потоков

Метод ДДП значительно сложнее и требует определенных навыков и опыта его применения. Он основан на прогнозировании денежных потоков и дисконтировании (то есть приведении к текущей стоимости) потока каждого будущего года. Ставка дисконтирования отражает риски, связанные с инвестированием в данную компанию. Прогнозирование основывается на ретроспективных данных за три-пять лет до даты оценки, а будущий период (срок жизни бизнеса) колеблется от трех до шести лет.

Этот метод также учитывает и судьбу бизнеса после окончания прогнозного периода: это может быть его продажа (так называемая реверсия) либо капитализация бесконечного будущего дохода. На величину стоимости может влиять недостаток или избыток собственного капитала. Если для поддержания или роста уровня прибыльности требуются дополнительные вложения, они вычитаются из денежного потока соответствующего года.

6. Учет нематериальных активов

Мне часто задают вопрос, как учесть влияние нематериальных активов (гудвилла) на стоимость компании? Могу огорчить: в подавляющем большинстве случаев этот самый гудвилл, состоящий из ценности имеющихся патентов, лицензий и ноу-хау, отношений с контрагентами, уникальных сотрудников и деловой репутации, никак не влияет на стоимость бизнеса. В лучшем случае, он повышает инвестиционную привлекательность: компанию с гудвиллом купят, а без него нет. Дело в том, что нематериальные активы имеют стоимость только в том случае, если позволяют получать прибыль больше среднерыночной в вашем сегменте. При этом неотделимые улучшения помещений, взносы за полку в супермаркете, откаты, неудачные маркетинговые ходы, былая слава торговой марки относятся к нематериальным пассивам и не могут быть проданы в составе бизнеса. Однако существуют довольно простые методы, позволяющие оценить и капитализировать избыточную прибыль, если она все-таки есть.

Я придерживаюсь той позиции, что настоящий предприниматель должен знать текущую стоимость своего бизнеса и постоянно следить за ее изменениями. На основании мониторинга стоимости принимаются управленческие решения, в том числе о выходе из бизнеса или привлечении стратегических инвестиций. Существуют методы, позволяющие довольно точно определить границы возможной цены продажи самостоятельно. Но следует помнить, что правильная оценка основывается на пожеланиях инвесторов по срокам окупаемости и рисках, связанных с получением дохода. А лучше всего понимает пожелания инвесторов опытный специалист.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Глава филиала, регион. директор, Москва

Для первого знакомства с темой хорошая статья, спасибо.

Алексей, как оцените платежеспособность рынка за услуги привлеченных консультантов на подобные услуги? Очевидно, что даже при наличии своих расчетов, для всех участников процесса лучше использовать независимую оценку.

Генеральный директор, Москва

Сергей, я не совсем понял, в чём именно заключается оценка платежеспособности рынка. Давайте пообщаемся подробнее на эту тему. Напишите мне на moskvich-consult@mail.ru или в ФБ (найдёте меня легко, я там один Алексей Москвич)


Партнер, Украина

В общем хорошо изложены базовые вещи. Я бы только добавил один вопрос - насколько велико участие владельца продаваемой компании в бизнес-процессе?
Продавать (покупать) бизнес как бизнес можно только в том случае, если владелец-продавец вообще не участвует в операционной деятельности компании или это участие очень невелико.
В противном случае после ухода предыдущего владельца бизнес завалится, поскольку выяснится что какие-то важные вещи без его участия вообще не работают. Тогда можно покупать бизнес только как набор активов(((

Генеральный директор, Москва

Фёдор, соглашусь с вами, что отсутствие структуры управления и делегирования полномочий отрицательно сказывается на стоимости бизнеса. Однако предприниматель может загодя перестроить бизнес-процессы, нанять или вырастить грамотного ген. директора. По российскому законодательству устранение сильной зависимости от первого лица при продаже бизнеса можно оценить в деньгах, прописать как обязательство продавца сопровождать бизнес после смены владельца. Посмотрите предыдущую статью на моей странице

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.