Понятие «управленческий учет». Место управленческого учета в информационной системе бизнеса. Сущность управленческого учета — что может и что должна делать система управленческого учета.
Задачи управленческого учета: учет ресурсов, контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование, прогнозирование и оценка прогноза.
Базовые компоненты системы управленческого учета и анализа: учет и управление затратами, разработка оценочных и сравнительных показателей деятельности. планирование оперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности, а также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, составление управленческой отчетности.
Сопряжение систем управленческого учета с системой бухгалтерского учета. Технология постановки управленческого учета. Основные способы постановки управленческого учета.
Создание системы отчетности — основные требования к управленческой отчетности: своевременность, формат, содержание.
Создание внутренних нормативных документов, регулирующих управленческий учет. Учетная политика управленческого учета (учет активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, поступлений, выплат) — эффективное средство контроля операционной деятельности компании. Генератор учетной политики. Примеры нормативных документов.
Планирование как базовый компонент системы управленческого учета: Balanced Scorecard — опыт внедрения в российском бизнесе.
Совокупность оценочных и сравнительных показателей деятельности как базовый компонент системы управленческого учет: индикаторы рыночной стоимости, оценка деятельности финансового, операционного и риск-менеджмента, показатели, характеризующие риски бизнеса (рыночный, кредитный, риск ликвидности).
Практическая часть:
Проведение анализа информационных потребностей слушателей как пользователей системы управленческого учета.
Выбор способа сопряжения системы управленческого учета с системой бухгалтерского учета.
Расчет в системе управленческого учета кредитного риска компании (по методике Информации Минфина России N ПЗ-9/2012).
Внутренний аудит в системе внутреннего контроля и управления рисками
На семинаре Вы:
Оцените эффективность системы внутреннего контроля компании.
Создадите корпоративные стандарты внутреннего аудита.
Выявите признаки мошенничества в финансовой отчетности компании.
Практическая часть:
Создание тепловой карты рисков при планировании внутреннего аудита.
Выбор критериев оценки деятельности службы внутреннего аудита.
Расчет индексов по модели Бениша и формирование выводов о наличии признаков мошенничестве в финансовой отчетности.
Расчет и анализ поведения коэффициента денежных средств, полученных от текущей деятельности.
Основная часть:
Внутренний Аудит — определение, основные термины и понятия.
Система внутреннего контроля. Компоненты системы, принципы контроля. «Внутренний контроль. Интегрированная модель» COSO (2013). Оценка эффективности системы внутреннего контроля. Ограничения модели.
Российское законодательство о внутреннем контроле.
Управление рисками (COSO): понятие, цели и компоненты.
Роль внутреннего аудита в повышения эффективности деятельности бизнеса. Место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля. Совет по аудиту.
Особенности работы службы внутреннего аудита: полномочия, обязанности, ресурсы, взаимодействие с другими службами. Значение Положения о работе Службы внутреннего аудита (примеры).
Международные стандарты внутреннего аудита. Кодекс этики. Принципы объективности и независимости во внутреннем аудите.
Борьба с корпоративным мошенничеством как составляющая часть внутреннего контроля: учет личностного фактора, тактика борьбы.
Мошенничество в применении к финансовой отчетности: распространенные способы искажения отчетности, способы выявления фактов мошенничества. Обзор методик по выявлению преднамеренного искажения финансовой отчетности: система показателей Бениша (M-score), анализ расхождения денежного потока и операционной прибыли.
Контроллинг: актуальные аспекты
Функции контроллинга на каждом этапе жизненного цикла предприятия (ЖЦП).
Обновление системы управления предприятием (ССП).
Рациональность как ключевое понятие контроллинга.
Сбалансированная система ключевых показателей эффективности (KPI) по Нортону и Каплану как средство управления организацией.
Управление отклонениями: финансовая приборная панель руководителя.
Практическая часть:
Проведение анализа потребностей участников семинара как пользователей контроллинговой системы на предприятии.
Определение задач контроллера в зависимости от способностей менеджера
Рассмотрение кейса: «Управление организацией по системе KPI».
Практикум: «Коммуникация контроллера с руководителями различных психотипов».