Управление эффективностью сотрудников. Материальная и нематериальная мотивация
- Понятие системы вознаграждения и ее роль в управлении персоналом.
- Составляющие и принципы системы мотивации персонала. Диагностика системы мотивации, мониторинг удовлетворенности персонала.
- Разработка компенсационного пакета. Соотношение постоянной и переменной части в структуре дохода для различных категорий сотрудников.
- Постоянная часть вознаграждения.
- Грейды и выстраивание диапазонов заработных плат по грейдам.
- Эволюция подхода к управлению эффективность: MBO, BSC, OKR.
- Система управления по целям (Management by Objectives) и система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).
- Цели и ключевые результаты (Objectives - Key Results)
- Показатели, используемые для оценки эффективности разных категорий персонала. Построение дерева целей и декомпозиция целей. Формирование индивидуальной карты KPI сотрудника. Учет индивидуальных и коллективных результатов. Особенности разработки, внедрения и применения системы KPI.
- Практикум: «Упражнение в группах. Разработка ключевых показателей эффективности для ряда должностей».
- Переменная часть вознаграждения.
- Основные элементы системы премирования. Краткосрочное премирование на основе KPI.
- Порядок и условия премирования, требования к показателям премирования. Структура премиальных выплат в разрезе должностей.
- Долгосрочные премиальные планы для руководителей высшего звена.
- Практикум: «Упражнение в группах. Разработка системы премирования для ряда должностей».
- Социальный пакет и well-being.
- Построение системы льгот на основе well-being. Наиболее востребованные льготы. Принцип «Кафетерия». Оценка эффективности социального пакета.
- Практикум: «Упражнение в группах. Разработка пакета льгот для разных категорий сотрудников».
- Нематериальная мотивация.
- Факторы нематериальной мотивации персонала. Формирование корпоративной культуры. Роль HR и руководителей в нематериальной мотивации сотрудников.
Правовое регулирование оплаты труда
- Основные риски по оплате труда. Категории судебных дел по поводу оплаты, анализ судебной практики. Что делать работодателю, если в ТК РФ не на все вопросы есть ответы.
- Локальные акты по оплате труда — как и что пишем. Типовые ошибки по оплате труда в ЛНА и трудовых договорах. Примеры правильных формулировок.
- Должностные инструкции: составляем правильно. Используем профстандарты и ЕКС / ЕТКС для составления инструкций. В каких случаях это обязательно. Проблемы изменения инструкций: что говорит судебная практика.
- Изменение системы оплаты труда. Возможные варианты и сопутствующие риски. Риски работодателей при изменении заработной платы.
- Платим оклад правильно. Что входит в минимальную зарплату. Сроки выплаты заработной платы и ее части (частей) — как и где прописывать.
- Ответственность компании при нарушениях в сфере оплаты труда. Какие дела по зарплате наиболее часты.
- Индексация заработной платы. Текущая судебная практика по вопросам индексации заработной платы.
- Надбавки и доплаты. Повышенная оплата за «вредность». «Разъездная» надбавка. «Северная надбавка» и районные коэффициенты. «Вахтовая надбавка». Ночные и сверхурочные. Другие надбавки и доплаты.
- Особенности оплаты труда при сверхурочной работе и работе в выходной день. Как правильно оплатить сверхурочную работу при суммированном учете.
- Риски работодателя при формулировании условий премирования, удачные формулировки. Сможет ли работник взыскать премию. Вся судебная практика о премировании.
- Оплата труда при простое, браке и иных неблагоприятных ситуациях.
- Как и в каких случаях оплачиваются отсутствия. В каких случаях выплачивается средний заработок.
- Удержание из заработной платы. Можно ли удерживать суммы за спецодежду, расходы на телефонные разговоры, невозвращенный ноутбук и так далее.
- Материальная ответственность работников. Как взыскать материальный ущерб.
- Правовое регулирование нормирования труда. В каких случаях и с какой целью организации проводят нормирование труда.
- Фотография рабочего времени – инструмент нормирования. Порядок и этапы проведения.
- Правовые документы по проведения фотографии рабочего дня. Примеры использования ФРД в деятельности организации.
Система грейдирования должностей
- Разработка системы грейдов на предприятии, преимущества и ограничения метода.
- Разные подходы к грейдированию. Алгоритм разработки системы грейдов.
- Подготовка к грейдированию. Описание должности. Требования к описанию.
- Практикум: «Подготовка к грейдированию. Анализ должностей».
- Определение ценности должности через балльно-факторную оценку должностей.
- Практикум: «Подготовка к грейдированию. Проведение оценки должностей по балльно-факторному методу».
- Построение системы грейдов. Оптимизация постоянной части заработной платы на основе результатов грейдирования.
- Методы грейдирования. Определение количества грейдов для компании. Матрица грейдов.
- Выбор компенсационной политики оплаты труда относительно рынка.
- Определение величины окладов в зависимости от грейда. Анализ рынка. Построение вилок окладов.
- Типы грейдов. Преимущества и недостатки. Опыт применения и результаты внедрения системы грейдов в российских и зарубежных компаниях.
- Изменение зарплатных диапазонов, пересмотр и индексация
- Внедрение системы грейдов в компании.
- Особенности процесса коммуникации
- Практикум: «Разработка коммуникационной кампании».
Разработка системы премирования. Система управления эффективностью Perfomance Management. Система сбалансированных показателей BSC
- Разработка целей и KPI по методологии BSC.
- Алгоритм разработки эффективной системы вознаграждения. Разработка карты целей компании и ССП – сбалансированной системы показателей с учетом причинно-следственных связей.
- Каких финансовых показателей Вы хотите достичь? Разработка целей и показателей составляющей.
- Цели и показатели клиентской составляющей.
- Какие внутренние бизнес-процессы необходимо улучшить.
- Разработка таблицы ССП – сбалансированной системы показателей.
- Разработка сбалансированных таблиц целей и KPI для топ-менеджеров как основа для оценки результативности и вознаграждения.
- Примеры сбалансированных таблиц целей и KPI для руководителей.
- Внедрение PM – управление эффективностью. Разработка эффективной системы вознаграждения по результатам на основе KPI для основных подразделений (производство, продажи).
- Основные принципы системы Performance Management – управление эффективностью.
- Определение результативности сотрудника. Связь результативности с размером вознаграждения.
- Пример расчета CSI-индекса удовлетворенности внутренних клиентов.
- Таблицы целей и KPI для коммерческих подразделений. Расчет результативности и размера вознаграждения на примере руководителя отдела продаж.
- Таблицы целей и KPI для производственных подразделений. Расчет результативности и размера вознаграждения на примере начальника цеха.
- 2 подхода к формированию таблиц целей. Какой выбрать. Преимущества и недостатки.
- Таблицы вознаграждения в зависимости от результативности.
- Разработка эффективной системы вознаграждения на основе KPI для поддерживающих подразделений
- Алгоритм разработки целей и KPI для поддерживающих подразделений.
- Формулы расчета % выполнения целей и KPI. Пример расчета СSI-индекса удовлетворенности внутренних клиентов.
- Пример расчета результативности и размера вознаграждения для директора по персоналу, менеджера по персоналу, менеджера по подбору персонала и др.
- Примеры таблиц целей и КPI для поддерживающих подразделений: руководителя отдела закупки, главного бухгалтера, руководителя отдела маркетинга, ИТ и других.
- Пример расчета размера вознаграждения по результатам (KPI) и компетенциям.
- Практикум: «Работа в группах. Разработка таблиц целей и KPI и расчет размера вознаграждения».
Компенсации и льготы. Соцпакет. Система нематериальной мотивации. Связь с корпоративной культурой. Оценка Performance Review
- Формирование системы льгот. Понятие well-being.
- Алгоритм разработки системы льгот и критерии его эффективности.
- «Принцип кафетерия» — подходы, обеспечивающий эффективность системы льгот.
- Финансовое, физическое, социальное и ментальное благополучие сотрудников.
- Особенности налогообложения и бизнес-льготы.
- Примеры систем льгот на российских и зарубежных предприятиях.
- Практикум: «Формирование пакета льгот для разных категорий сотрудников».
- Факторы, влияющие на нематериальную мотивацию. Современные теории мотивации.
- Роль руководителя и HR в нематериальной мотивации сотрудников.
- Алгоритм проведения оценки результатов деятельности (Performance Review) и его связь с кадровыми решениями.
- Оценка профессиональных и корпоративных компетенций.
- Как повысить вовлеченность сотрудников примеры из опыта российских и зарубежных компаний.
- Корпоративная культура и методы ее трансформации.
- Практикум: «Задания на повышение мотивации отдельных сотрудников».