Недавний рейтинг бизнес-школ по версии журнала «Секрет фирмы» перессорил всех со всеми. Школы обвиняют СМИ в продажности, а журналисты парируют все нападки, используя вместо щита методику составления рейтинга, и советуют работать над ошибками, а не пенять на зеркало. Причина шумихи не в конкретном издании. Особое внимание к «Секрету фирмы» обусловлено только тем, что это наиболее авторитетное и читаемое из многочисленных российских СМИ, составляющих рейтинги бизнес-школ. Проблема в другом. Складывается впечатление, что российский рынок бизнес-образования не готов рассказать, а потом и узнать о себе всей правды.
Любой рейтинг составляется для того, чтобы человеку было проще выбирать на конкурентном рынке. «Мы первыми сделали рейтинг, в котором веса критериев и оценки по ним назначают сами выпускники,— говорит редактор отдела «Исследования и рейтинги» «Секрета фирмы» Влад Коваленко, разработавший методику для оценки школ. — Наша задача —лишь статистически правильно учесть мнение наших респондентов. Что касается недовольства, которое школы выражают в адрес нашего рейтинга, такова неблагодарная доля исследователей».
Но российских бизнес-школы видят ситуацию по-другому. По их мнению, СМИ выбирают необъективные критерии и назначают каждому из них неправильный вес, что влияет на результаты. Некоторые участники рынка образования склонны полагать, что издания в условиях финансовой зависимости от рекламодателей могут решиться на продажу мест в рейтингах. Понятное дело, что пресса подобные обвинения отрицает, объясняя это заботой о своей репутации.
В Европе и США успешность бизнес-школы рассчитывают исходя из изменения доходов выпускника. На Западе сравнивают зарплату до и после обучения. Влад Коваленко признает этот подход единственно правильным, но отмечает, что в России он работает не вполне корректно. Выпускники отечественных бизнес-школ категорически отказываются говорить о своих доходах. «Люди боятся излишнего внимания со стороны криминальных структур, — говорит Коваленко. — Я и сам не раскрываю свои доходы в социологических опросах, потому что не знаю, где потом всплывут эти данные».
Поэтому, не спрашивая о конкретной зарплате, «Секрет фирмы» учитывает, как изменились доходы и карьера выпускника после получения диплома. Кроме того, обладатели MBA оценивают свою школу по нескольким критериям (см. таблицу) и сами назначают им вес. «Нам остается только подсчитать среднее арифметическое и вывести результаты, — объясняет редактор «Секрета фирмы» Юлия Фуколова. — Мы самостоятельно назначили вес в 25% только одному критерию — стоимости обучения». По логике издания, это единственный абсолютно объективный критерий, по которому можно сравнивать школы, ведь у каждого отдельного абитуриента нет возможности поучиться в разных школах и сравнить их между собой. «Фактически, оценка абитуриента — это степень его удовлетворенности дипломом, а не абсолютное мерило качества», — говорит Коваленко.
Сами школы не видят серьезных барьеров для создания объективного рейтинга и всячески содействуют его появлению: созывают круглые столы для обсуждения проблемы и выказывают готовность к сотрудничеству. Правда, пресса содействия пока не ощущает. «Задумывая рейтинг, мы неоднократно обращались в РАБО с просьбой предоставить контакты выпускников, и каждый раз получали отказ, — вспоминает Влад Коваленко. — Позиция ассоциации была такая: у нас мораторий на участие в рейтингах. Что же касается «объективной» методики, то сообщество ищет ее давно. Все копья ломаются вокруг набора и веса критериев. У каждой школы есть свои сильные стороны, и каждая школа настаивает, чтобы именно этим критериям была присвоена максимальная значимость. Поэтому наша методика, где выпускник сам выбирает вес критерия, наиболее гармонична. Да и вообще это странно, когда участники рейтинга сами себя рейтингуют — это противоречит философии рейтингования».
Как представляется профессиональному сообществу MBA, есть два пути для появления приличного рейтинга. Первый — создать собственную отечественную методику рейтингования бизнес-школ с учетом российской специфики. Эту работу предполагается поручить профессиональным рейтинговым агентствам. И второй — копирование западного опыта или конкретной методики.
«Логика работы любого рейтингового агентства проста: делаются только те рейтинги, которые можно продать», — замечает шеф-редактор журнала «Энергия промышленного роста» Алексей Зайко, знающий индустрию рейтингов изнутри. Продаваться должны не места, а сами рейтинги. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов интересен губернаторам. Они готовы платить за составление адекватной и прозрачной методики, чтобы понять, в каком состоянии находится их регион относительно других. Подобный рейтинг можно создать и для бизнес-школ, но до тех пор, пока на него нет спроса на рынке, профессиональному агентству это малоинтересно.
Именно поэтому оценкой успешности MBA занимаются СМИ. Правда, по словам Зайко, чаще всего в результате получается PR, а не аналитика. «Я видел, как создаются рейтинги в СМИ, — продолжает он. — Редактор строит какую-то методику, пытается что-то посчитать, потом приходит главный редактор и говорит: «Нет, они же не достойны, как вы поставили их на первое место?». Редактор возражает: «Вот показатели». Ему отвечают: «Нет, все будет по-другому».
Вариант с заимствованием иностранной методики выглядит гораздо реалистичнее, и именно по этому пути отправилась газета «Ведомости», которая издается совместно с Financial Times и Wall Street Journal — общепризнанными мировыми лидерами в деле оценки бизнес-школ. «У нас есть договоренность с FT, что итогами нашей работы станет русская таблица на международных полосах, — рассказывает редактор образовательных и карьерных приложений газеты «Ведомости» Татьяна Мартьянова. — Проблема в том, что российский и западный MBA — это разные вещи, поэтому мы серьезно размышляли над весом критериев и принципами отбора участников опроса». Задача сложно выполнимая: по условиям контракта «Ведомостям» предстоит оценить российские программы MBA максимально приближенно к западной методике, которая предполагает полную прозрачность данных. Это серьезное испытание на прочность для российских бизнес-школ.
Методика FT строится на принципе опроса школ и анкет выпускников за последние три года, причем обе анкеты заполняются в интернете по системе персональных паролей, что защищает данные от несанкционированного доступа. В «Ведомостях» полагают, что такая защищенность информации убедит российских выпускников поделиться данными о своих доходах. «Наверняка мы столкнемся с проблемами, — смотрит в будущее Мартьянова, — но мерить динамику карьерного роста выпускников без знания размеров их зарплат — не имеет смысла».
«Ведомости» столкнулись и с другими проблемами. Один из критериев для оценки бизнес-школы — количество публикаций ее преподавателей в англоязычных независимых научных изданиях. Наши преподаватели почти не публикуются в них. «Ведомости» решили ввести в рейтинг дополнительно к этому российский список. Сейчас в РАБО спешно его составляют. Другая сложность — оценить эффективность трудоустройства выпускников: в большинстве российских школ, за исключением семи-восьми, попросту отсутствуют карьерные центры, которые помогают студенту найти работу. В любом случае школам не удастся приписать себе лишние заслуги. Все полученные данные будут подвергнуты аудиту в компании KPMG. Это обязательное условие рейтинга FT, и «Ведомости» уже начали обсуждение с российским офисом аудиторов технологию сотрудничества.
«Проблема журнала «Секрет Фирмы» в том, что они начали делать рейтинг рано, — считает Татьяна Мартьянова. — Рынок был не готов к тому, чтобы давать правдивую информацию». Первые опросники «Ведомости» планируют рассылать в декабре нынешнего года. А выпустить сам рейтинг издание планирует к февралю 2011 года. Воспользуется ли российское бизнес-образование возможностью сделать рынок прозрачным — большой вопрос. Но одно ясно точно — через полтора года у всех нас есть шанс узнать о MBA в России много нового.
| ||||
|
|
|
|
|
Средневзвешенная зарплата. Средняя зарплата выпускников через три года после получения диплома. Учитываются данные двух последних выпусков. |
|
Возраст школы |
|
Скрупулезность отбора студентов при поступлении на МВА. |
Рост зарплаты, разница между зарплатой до поступления в школу и спустя три года после ее окончания. Цифра — средневзвешенное значение за три предыдущих года. |
|
Количество выпускников МВА |
|
Преподавательский состав. |
Окупаемость расходов, краткосрочный показатель, который рассчитывается исходя из размеров зарплаты через три года после окончания школы и расходов на обучение по программе с учетом зарплаты, которую выпускник мог бы получать (или получал). Критерий «Окупаемость расходов» основан на данных только за последний год. |
|
Количество студентов МВА |
|
Требовательность преподавателей к слушателям. |
Карьерный рост, насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице через три года после обучения. Динамика отслеживается по уровню позиций и размеру компаний, в которых он работал. Данные за последний год сравниваются с данными за два предыдущих года. |
|
Аккредитация школы в международных организациях |
|
Уровень преподавания теоретических знаний. |
Прогресс в карьере. Как изменился трудовой стаж и размер компании, в которой работают после MBA. |
|
Зарубежные партнеры |
|
Уровень приобретенных практических навыков. |
Достижение целей — показывает, насколько удалось слушателю осуществить цели, которые он ставил перед собой накануне поступления на программу. |
|
Количество штатных преподавателе |
|
Полезность установленных связей. |
Рекомендуемое место в рейтинге, выпускников в анкетах просят назвать три бизнес-школы, из которых они взяли бы сотрудников к себе на работу. На основании всех ответов расчитывается число голосов в пользу каждой школы. |
|
Процент преподавателей, преподающих в западных учебных заведениях |
|
Стоимость обучения |
Наличие карьерного центра |
|
Процент преподавателей с докторской степенью |
|
Динамика зарплаты после обучения |
Успешное трудоустройство, бал рассчитывается исходя из процента обратившихся в карьерный центр выпускников, которым удалось найти работу с помощью карьерного центра школы бизнеса. Среднее значение за три последних года. |
|
Процент кандидатов и докторов наук среди преподавателей |
|
Изменения в карьере после обучения |
Женщины — преподаватели. |
|
Количество бизнесменов, проводивших лекции, мастер-классы |
|
|
Женщины — студенты |
|
Количество корпоративных программ за период |
|
|
Женщины в руководстве. |
|
Наличие программ с западным дипломом |
|
|
Иностранцы среди преподавателей. |
|
Число специализаций |
|
|
Иностранцы среди студентов. |
|
Аккредитация программы |
|
|
Иностранцы в руководстве/+в совете директоров/попечительском совете. |
|
Число курсов по выбору |
|
|
Международный опыт, среднее значение четырех параметров в анкете для школы, которое позволяет оценить уровень международных контактов студентов во время обучения. |
|
Процент студентов из ближнего и дальнего зарубежья |
|
|
Количество требуемых иностранных языков, сколько языков должен знать выпускник на момент окончания программы. |
|
Средний возраст студентов |
|
|
Языки. Количество дополнительных языков, необходимых выпускнику после окончания MBA. |
|
Язык обучения |
|
|
Процент преподавателей с кандидатской и докторской степенью. |
|
Стоимость обучения |
|
|
Количество подготовленных аспирантов. |
|
|
|
|
Позиция по научным исследованиями — 10% — рассчитывается по числу научных публикаций, опубликованных в 40 международных научных и специализированных журналах + 30 российских списка РАБО (для российской версии). Балы начисляются той школе, где автор работает сейчас. При подсчете используется общее число штатных единиц. Позиция по научным исследованиями — 10% — рассчитывается по числу научных публикаций, опубликованных в 40 международных научных и специализированных журналах + 30 российских списка РАБО. Балы начисляются той школе, где автор работает сейчас. При подсчете используется общее число штатных единиц. |
|
|
|
|
Аудит. Результаты аудита бизнес-школы за текущий год. |
|
|
|
|
Александр Шенаев, E-xecutive
Детальное описание школ бизнеса и MBA на E-xecutive:
А мне кажется проблема в другом. Я видел в своей практике специалистов, получивших МБА в Швейцарии и специалистов в России. Может мне так не везет, но это совершенны разные люди. У первых я с удовольствием учился и перенимал опыт, а вторых я даже на работу на не очень ответственные участки себе не возьму. Просто в Российские бизнес школы берут кого попало, и сколько их не готовь (не обсуждаю даже качество этой подготовки, может оно вполне и нормальное) ничего не выйдет. У этих людей в массе своей отсутствую базовые навыки менеджера и просто ответственного сотрудника.