Популярность онлайн курсов среди российских менеджеров стремительно набирает обороты. Со слов Дафны Коллер, сооснователя Coursera, российская аудитория в возрасте 25-40 лет – одна из самых быстрорастущих. По состоянию на конец 2015 года на площадке зарегистрировано ни много ни мало – 350 тыс. русскоговорящих пользователей. Coursera – не единственный проект, заинтересованный в расширении своего присутствия в России. Подтягиваются и отечественные площадки. Executive.ru решил узнать, кто и как сейчас делит российский рынок онлайн бизнес-образования.
Муки выбора: миллион слушателей или денег
Всего на российском рынке Executive.ru насчитал 14 нлайн-площадок, предоставляющих обучающий контент (см. таблицу в конце статьи), который прямо или косвенно можно отнести к MOOC (massive open online courses). Среди них достаточно тех, кто сотрудничает с ведущими экспертами-практиками в бизнесе, лучшими вузами, и по окончании обучения предоставляет сертификат.
MOOC для
предпринимателей и менеджеров в России практически нет
, считает Максим Спиридонов
Максим Спиридонов, основатель проекта «Нетология», полагает, что MOOC для предпринимателей и менеджеров в России практически нет. Есть образовательный маркетинг, но не полноценные курсы. Это некие «предобразовательные продукты», которые являются ознакомительными и предваряют покупку образовательного продукта. Согласно «Википедии», MOOC – это обучающий курс с массовым интерактивным участием c открытым доступом через Интернет. Однако та же Coursera предоставляет доступ не только к бесплатным, но и к платным курсам. Цена за курс невелика, в среднем – $45.
Со слов Спиридонова, число пользователей «Нетологии» перевалило за 100 тыс. Проект не касается высшего образования, соответственно, не работает и с вузами. Полноценный курс тут – всегда платный. Средняя цена – 10-20 тыс. руб. За эту сумму вы освоите новую профессию, изучите важные для работы навыки и получите диплом. Бесплатные знания на портале тоже представлены, но лишь в виде отдельных семинаров. Тренд «платности» в России носит массовый характер. Практически все площадки, предоставляющие доступ к обучающим курсам, семинарам, видео и т.д., ориентированным, в первую очередь, на бизнес, имеют платный контент. А вот бесплатный – либо представлен в очень ограниченном формате, либо отсутствует вовсе. Таким образом, вполне возможно, что отсутствие равноценного бесплатного контента и стоимость курсов – главные причины, почему Coursera привлекает новых пользователей миллионами, а российские площадки – тысячами.
Образовательные платформы постепенно переходят на платный контент, говорит Александр Оганов
Однако генеральный директор и основатель платформы UNIWEB Александр Оганов считает, что на «платность» подсели не только российские платформы. «Необходимо обозначить ключевой момент в развитии образовательных платформ. Они постепенно приходят к осознанию того, что платная форма оказания услуг является единственной устойчивой моделью монетизации и что слушателям необходимо предлагать дополнительную ценность, которая может выражаться только в формировании полноценных образовательных программ. Как переход на эту модель отразится на количестве российских пользователей на зарубежных платформах, мы сможем судить только через год», - подытожил эксперт.
Места в первом ряду: российский рынок готов делиться
В целом динамику отечественного рынка e-learning Оганов оценивает как стагнирующую. «Общий экономический фон и покупательская способность заметно просели в виду тех условий, в которых мы сейчас находимся», - говорит эксперт. Вместе с тем мы видим достаточно сильный спрос на дополнительное профессиональное образование со стороны работодателей. В частности, остро ощущается необходимость подготовки инженерно-технических кадров, что обусловлено усилением роли отечественного промышленного комплекса. Здесь можно особенно отметить появление проекта «Открытая технологическая академия». Те же тенденции наблюдаются и в области медицинского, педагогического и бизнес-образования. По мнению Александра Оганова, нынешняя экономическая ситуация позволит отсеять некачественные продукты и откроет рынок для тех, кто будет уделять максимальное внимание вопросам и подходам к созданию качественного образовательного контента.
Вузы объединились, чтобы дать отпор Западу
«Где термин MOOC сформировался, так это на рынке высшего образования, в качестве дополнительных курсов, - говорит Спиридонов». В большинстве случаев ведут эти курсы сами преподаватели, профессора. И если год назад внимание российских вузов на мировой арене MOOC ощущалось не так явно, то сегодня произошел кардинальный скачок. Например, к Coursera присоединилось уже шесть российских вузов: МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, ТГУ, НГУ и МИФИ. А восемь ведущих российских университетов, которые уже имели опыт разработки онлайн-курсов (МГУ, НИТУ МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ), создали в России Национальную платформу открытого образования – Openedu.ru, презентация которой состоялась в сентябре 2015 года в Москве на EdCrunch.
Миссия университетов – делиться своими накопленными знаниями не только в стенах университета, полагает Сергей Рощин
«Речь идет не о том, чтобы переключиться, а о том, чтобы создать еще один ресурс, который ориентирован на пространство российского образования, - говорит Сергей Рощин, проректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). - Действительно, НИУ ВШЭ был одним из трех первых вузов, подписавших соглашение с Coursera. Но одновременно среди вузов мы вели дискуссию о создании международной платформы. Придя на Coursera, мы поняли, во-первых, что есть огромная потребность в курсах на русском языке. И это связано, в том числе, с основным образованием. Во-вторых, на Coursera не совсем удобны универсальные стандарты с точки зрения того, как делается курс, как он упаковывается, длительность и т.д. На национальной платформе мы можем говорить о стандартах, адаптированных к российской системе образования. Это даст возможность использовать ее российскими вузами».
Чем национальная платформа надеется привлечь отечественную аудиторию? Со слов Александра Оганова она практически один в один дублирует подход зарубежных площадок. Существенное преимущество заключается в возможности перезачета пройденных на платформе курсов в рамках формальных образовательных программ. Однако, по мнению эксперта, было бы разумно сначала внедрить систему трансферных академических кредитов и понятную нормативную базу для зачета и перезачета дисциплин на онлайн-площадках, а не наоборот. Возможно, наличие платформы и образовательного контента ускорит процесс формирования нормативной базы, но пока делать какие-то выводы преждевременно.
«Если появится нормативная база, которая будет в достаточной степени объективной по отношению ко всем участникам рынка, то это, на мой взгляд, даст существенный толчок в плане открытой конкуренции на рынке онлайн-образования. Если же нормативная база найдет отражение только в национальной платформе, это будет означать, что мы приобрели некоего монополиста в области MOOC-движения в России, что будет достаточно обидно с учетом присутствия на рынке других игроков», - заключает Оганов.
Нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузов
Образование в интернете становится трендом. В 2015 году в сфере достаточно консервативного высшего образования сформировалось понимание того, что онлайн-образование – инструмент, который нужно использовать. Что это не конкурирующий, а дополняющий инструмент. Что миксы из онлайн- и очного образования – хороший инструмент для более эффективного обучения имеющихся и для привлечения новых студентов. «Учитывая тот факт, что мы сейчас стремимся все импортозаместить, понятно, что нам нужна своя Coursera, - говорит эксперт, – нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузов страны. С одной стороны, это выработает свой стандарт качества, на который будут равняться региональные вузы. С другой стороны, это будет одновременно и убийцей некоторых региональных вузов, просто потому, что они могут не выдержать конкуренции». Сейчас онлайн-курсы рассматриваются как дополнительное образование. Однако эксперт уверен, что со временем все знания, которые могут «уползти» в онлайн, будет это делать. Разумеется это процесс небыстрый, но вполне реальный.
Можно ли в этом ключе говорить про бизнес-школы? Вполне. Например, в конце 2014 года ИБДА РАНХиГС запустил программу совместно с UNIWEB под названием iMBA, предоставляющую 40% программы MBA онлайн. Стоит ли упоминать, что стоимость обучения на ней значительно ниже, чем на офлайновой. Это вселяет надежду, что российское бизнес-образование продолжит следовать за высшим в онлайн.
Список проектов онлайн бизнес-образования, представленных в России
Ресурс |
Платно/ бесплатно |
Профиль |
Целевая аудитория |
Даты |
Серти- фикат |
(1089 курсов) |
+/+ |
Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Предпринимательство, Финансы |
Менеджеры B2B, менеджеры B2C, топ-менеджеры |
Плавающие |
+ |
(11 программ, 155 курсов) |
+/+ |
Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, Web |
Студенты, менеджеры B2C, менеджеры B2B |
Жесткие/ Гибкие* |
+ |
(81 курс) |
-/+ |
Менеджмент, Маркетинг, Финансы, Web |
Студенты, менеджеры B2C, менеджеры B2B |
Жесткие |
+ |
(73 программы) |
+/+ |
Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы |
Менеджеры B2B, менеджеры B2C, топ-менеджеры |
Жесткие |
+ |
(599 курсов) |
+/+ |
Web, Менеджмент, Маркетинг, Финансы |
Студенты, менеджеры B2C, топ-менеджеры |
Гибкие |
+ |
(80 лекций) |
-/+ |
Менеджмент, Маркетинг, Web, Карьера, Предпринимательство |
Студенты, менеджеры B2C, топ-менеджеры |
Гибкие |
- |
(31 курс) |
+/+ |
Web |
Студенты, менеджеры B2C |
Гибкие |
- |
(6604 теста) |
+/+ |
Менеджмент, Маркетинг, Предпринимательство, Web, Финансы |
Студенты, менеджеры B2B, менеджеры B2C, топ-менеджеры |
Гибкие |
- |
(26 курсов, 3205 лекций) |
-/+ |
Web, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы |
Студенты, менеджеры B2C |
Гибкие |
- |
(104 курса и модуля) |
-/+ |
Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Финансы, Web |
Студенты, менеджеры B2C, менеджеры B2B |
Гибкие |
+ |
Eclass – агрегатор MOOC (1312 курсов на русском языке) |
+/+ |
Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Финансы, Web |
Студенты, менеджеры B2C, топ-менеджеры |
Жесткие/ Гибкие |
+ |
(80 курсов) |
+/+ |
Предпринимательство, Web, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, |
Студенты, менеджеры B2C |
Гибкие |
- |
(23 курса) |
+/- |
Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, Web |
менеджеры B2C |
Жесткие/ Гибкие |
- |
(263 курса, 358 видео) |
+/+ |
Предпринимательство, Менеджмент, Маркетинг, Карьера, Финансы, Web |
менеджеры B2C |
Жесткие/ Гибкие |
+ |
* Жесткие даты – курс проходит в строго обозначенные организатором сроки. Гибкие даты – курс не привязан к конкретным срокам и подразумевает самостоятельное изучение.
Источники изображения: pixabay.com, hse.ru, личные архивы экспертов
Спасибо за статью. Пусть небольшое количество рекламы и присутствует, однако это - небольшая плата за таблицу проектов. Вещь очень полезная.
Coursera классная, куча всего. Но я понабрала программ, думая, что они для свободного изучения, а они в режиме реального времени идут.