Профессор, вы хотите стать знаменитым как Lady Gaga?

Бывший никому не известный финансовый аналитик Салман Хан из Khan Academy, который в одиночку создал почти 4 тыс. 10-минутных лекций для школьников обо всем на свете, всего за несколько лет превратился в едва ли не нового мессию от образования. Лекторы корейского онлайн-проекта Megastudy заработали $67 млн в 2012 году. А онлайн-курс по введению в финансирование Гаутама Каула, профессора финансов в Michigan Ross School of Business, на 2012 год прошло более 130 тыс. человек.

Как добиться такой популярности?

Асват Дамодаран, профессор, преподающий в New York University Stern School of Business, мечтает стать«Lady Gaga финансов». Это желание не так уж безумно и совсем не далеко от своей реализации. В 2003 году Дамодаран начал записывать свои лекции на видеокамеру и размещать их в своем блоге. Качество самого видео было плачевным, аудио сопровождение состояло из неоднородных сегментов, удобство скачивания файлов тоже оставляло ожидать лучшего. Сегодня на его массовый открытый онлайн-курс уже настроилось около 30 тыс. студентов через ITunes и около 20 тыс. посмотрело его на YouTube и других интернет-площадках. В Twitter Дамодаран также имеет впечатляющее количество подписчиков – около 20 тыс.

К сведению, подобные онлайн-лекции или даже курсы как от ведущих университетов мира, так и от отдельных гениев, самостоятельно разрабатывающих учебные программы для десятков миллионов студентов сегодня – уже не редкость и являются одними из самых востребованных на платформах онлайн-обучения. Например, в 2011 году западная пресса впервые обратила внимание на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), когда Себастьян Трун, профессор из Стэнфорда, с успехом прочел в интернете бесплатный курс об искусственном интеллекте. Его студентами стали 160 тыс. человек из 190 стран. На образовательной онлайн-площадке Coursera, созданной двумя учеными Стэнфордского университета, самые популярные из сотен представленных онлайн-курсов различных университетов смогли привлечь более 200 тыс. человек. В дополнение к видеолекциям, текстовым материалам и набору задач, образовательные онлайн-площадки представляют собой интерактивные форумы, которые дают возможность общаться студентам и преподавателям. Для слушателя это эффективный и недорогой способ получить новые знания, освежить навыки или подзарядиться новыми идеями у лучших профессоров из лучших университетов мира. Для преподавателей – обрести почет и славу.

Такое обучение не остается незамеченным и среди вечно занятых представителей бизнес-среды, потому что технологии гораздо более интегрированы в их работу и жизнь, считает Джеффри Кацман, главный директор по обучению в Xyleme. «Профессора, которые преподают курсы онлайн, созрели для признания и популярности среди этой аудитории, потому что они предлагают спасательный круг для тех, кому это необходимо». Кацман прав, популяризация этих курсов несет не только просветительскую миссию. Хотя в оффлайне профессор может иметь очередь из желающих попасть на его лекции, интернет может сделать из него интернет-знаменитость, привлекающую интерес миллионов людей во всем мире, причем за достаточно короткое время. А современные технологии позволяют бесконечно расширить стены его виртуального учебного класса. И бизнес-школам стоит задуматься об этом.

Что же делает учителя великим в интернете?

Зачастую, если профессор уважаем и любим слушателями в офлайне, в интернете его тоже ждет успех. Однако заслужить популярность в онлайне труднее тем, что там отсутствует живое взаимодействие между студентом и преподавателем, а для многих зрительный контакт является ключевым. Хороший лектор – увлекателен, фотогеничен и умеет своевременно вставить хорошую шутку. Выдающийся должен уметь применить новые техники и подходы, не теряя внимания аудитории, будь то лекции в камеру, голос на фоне слайд-шоу или что-то еще. Для него не важно, какую тему он преподает, будь то математика, физика или астрология, - он в любом случае завладеет интересом аудитории даже на расстоянии. Например, лекции профессора Высшей школы Билефельда Йорна Ловисцаха в интернете были просмотрены более 7 млн раз. Высшая математика и физика, может, и скучные науки, но не с таким харизматичным профессором. Сначала вам может показаться, что лектор чудит, однако в скорости вы станете его поклонником за его нестандартные и увлекательные подходы. «Переработать офлайн курс для онлайна, понять основные правила игры в MOOC – это задача не из легких, - говорит Яков Сомов, генеральный директор всероссийской медиатеки – бесплатного образовательного портала Lektorium.TV. – На мой взгляд, выдающийся интернет-преподаватель должен обладать харизмой, терпением и гибкостью».

proff-Yorn.jpg

Фото из видеолекции Йорна Ловисцаха

Зачем российскому профессору/преподавателю становиться знаменитым?

Может быть, чтобы доказать высокий уровень своего профессионализма, в котором сегодня сомневается бизнес-сообщество и государство? Или чтобы повысить уровень своей стоимости на рынке? Яков Сомов уверен, что, несмотря на то, что у всех сугубо своя мотивация, можно выделить два основных мотива: получить признание/нести свет в массы, конвертировать всеобщее признание в коммерческую/научную деятельность. Кому-то нужен только первый пункт, у кого-то в плане оба. Если, согласно данным Минобрнауки на 2012 год, в продвинутых вузах Москвы платят в среднем 70-90 тыс. руб., то в других вузах Москвы и регионов России зарплата может не превышать 25 тыс. руб. Для сравнения, по данным New York Times, в США молодым преподавателям платят в месяц в среднем $4,95 тыс., а профессорам $7,358 тыс. Образовательные онлайн-площадки вполне могут стать источником дополнительного дохода, который будет напрямую зависеть от популярности преподавателя. Сегодня бесплатную Академию Хана спонсируют как одни из самых богатых людей мира (Билл Гейтс, Карлос Слим), так и сотни спонсоров калибром поменьше, а Google оплачивает перевод лекций Хана на различные языки. В мире различные модели монетизации трафика еще только находятся на стадии разработки: от платы за сертификаты об окончании курса, до обмена информацией о самых успевающих студентах с работодателями (например, Facebook и Twitter платят Coursera и Udacity за доступ к информации о лучших студентах из числа тех, кто изучает программирование). Портал по бизнес-обучению онлайн Eduson.tv выплачивает роялти от всех продаж платных курсов преподавателям (в том числе и российским). «Деньги – не единственная мотивация. Многим преподавателям проект помогает продвинуть их книгу, блог или консалтинговую практику», - говорит Елена Масолова, основатель и CEO Eduson.tv. Основной контент Eduson – курсы по менеджменту, лидерству, маркетингу, стратегии, HR, финансам. По словам Масоловой, российские предприниматели и топы тоже могут вдохновлять на успех, читая лекции в Сети. Например, одни из самых популярных курсов на портале – это авторский курс «От $0 до $400 миллионов оборота за 1.5 года» серийного предпринимателя Петра Кутиса, «Финансовое моделирование в Excel» (Наталья Загвоздина, экс-аналитик «Ренессанс Капитал»), «Искусство найма: как построить команду мечты» (CEO Pruffi, бывший HR-директор Mail.ru Алена Владимирская), и т.д.

Каковы шансы у российского профессора/преподавателя стать популярным?

Чтобы повысить свою интернет-популярность, вам нужно просто… записать курс и выложить его онлайн, считает Масолова. Если контент будет действительно интересным, полезным и качественным, интернет-популярность не заставит себя ждать. «Качественный контент нужно выдавать изначально. И не стараться делать его лучше. А дорог к этой цели – множество. В результате побеждает лучший контент, а пена уйдет в небытие, – заключает Сомов. – Именно поэтому мы на пушечный выстрел не подпускаем к Лекториуму бизнес-тренеров. Лекторов у нас много, наиболее популярные курсы – по IT и математике. Рейтинг по просмотрам пока не открыт, но я могу назвать несколько примеров, чтобы дать общее представление: Георгий Корнеев (кандидат технических наук, доцент кафедры Компьютерных технологий в Санкт-Петербургском Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики) c курсом по Java – более 100 тыс. просмотров всех лекций; Юлиана Каминская (кандидат филологических наук, доцент, сотрудник кафедры истории зарубежных литератур факультета филологии Санкт-Петербургского государственного университета) – курс «История зарубежной литературы» – Более 50 тыс. просмотров всех лекций; Кирилл Ильинский (кандидат физико-математических наук, партнер-учредитель и инвестиционный директор фонда FUSION Asset Management) с серией лекций по экономике – более 40 тыс. просмотров всех лекций. До конца каждого курса обычно доживают 10-20% студентов. Это соответствует западной практике. Знаменитостью становятся те, кто целенаправленно этим занимается и/или делает конкретное важное для общества дело. При должном усердии по обоим пунктам не так важно, из какой вы страны – шансы у всех примерно одинаковые».

Благодаря развивающимся в России образовательным онлайн-проектам, таким как UniWeb, «Универсариум», Eduson.tv, «Викиверситет», Лекториум, Businesslearning.ru, Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», VnimanieTV, Internist.ru и т.д. современный «малоизвестный» российский профессор тоже имеет возможность превратиться в интернет-знаменитость. В конце июня 2013 года Санкт-Петербургский государственный университет начал переговоры с Coursera о размещении курсов, в том числе русскоязычных, на ее сайте. В случае если переговоры завершатся успехом, СПбГУ окажется в элитной компании Принстона, Стэнфорда и еще 70 университетов рангом поменьше. Большинство партнеров Coursera — американские, европейские, израильские, гонконгские, тайваньские и латиноамериканские учебные заведения. Стоит отметить, что пользователи из России входят в топ-20 пользователей Coursera.

Для многих интернет – единственный способ получить доступ к образованию мирового уровня. Стоимость платных курсов намного ниже, чем если вы решите посетить лекцию того же преподавателя оффлайн, и в тысячи раз дешевле, чем записаться на тот же курс в рамках традиционного МВА. Часть курсов предоставляется вообще бесплатно. Энтузиасты и евангелисты онлайн-образования уверены, что в недалеком будущем система традиционного образования может трансформироваться до неузнаваемости. А карьера профессора в образовании действительно может начать все больше походить на карьеру рок- или поп-звезды и выдавить тех, кто по-старинке будет обучать только офлайн.

Что происходит? Мир прорывается к знаниям или попсеет? Как думаете вы?

Фото: vokrugzvezd.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер интернет-проекта, Москва

Анна, спасибо, отличный материал!
С одной стороны интернет-медали - доступность: каждый с интернет-доступом может найти себе курс по душе, и практически каждый может записать какую-нибудь лекцию. С другой стороны - при росте объема публикуемой информации все труднее отделить качественные материалы от ерунды. Оптимально, если интернет-пользователи привыкнут просматривать обучающие программы не абы где, а с помощью ресурсов, рейтингующих материалы и придающих им некий знак качества. Например, таким ресурсом вполне может быть E-xecutive.ru. :)

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Светлана Шишкова пишет: таким ресурсом вполне может быть E-xecutive.ru
Ресурс продающий рейтинги, может придавать знак качества, которому можно доверять...???!!! Лучше создать субпроект...
Креативный директор, Москва
Юрию Гринько В нашем контент-плане уже долгое время (я бы сказал, недопустимо долгое время) нет рейтингов. Поэтому очень интересно узнать, какие рейтинги продает E-xecutive.ru? Можете дать ссылку на наш рейтинг, причем, на такой, где места проданы?
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Андрей Семеркин Такое впечатление создалось после частых появлений мало читаемых, и без обсуждения материалов в рубриках ''лучшая статья за неделю (творчество без купюр)'', а так же, периодически, в рубрике ''звёзды''. Помню даже обсуждали конкретный материал Константина Бакшта, например. Причём волнующей массовости таких событий нет - это точно! И когда я говорю о продаже рейтингов, тут имею ввиду зависимость E-xe от платных сервисов (продвижение партнеров и т.д.). Может вы имеете ввиду, что продажа рейтингов не является основным или лучше, основой, бизнеса E-xe? Но позвольте, а на каких тогда условиях будет происходить доступ к материалу (лекциям) или его размещение на E-xe?? По моему работать бесплатно - это ''не красива'', а другой способ называется - естественный отбор!
Креативный директор, Москва
Юрию Гринько Юрий, Объясняю по пунктам: 1. Лучшее за неделю в ''Творчестве без купюр'' (ТБК). Рассказывал много раз, придется повторить еще раз. Тексты, которые не попадают в контентный блок (1, 2, 3, 4 места в рассылке и на главной странице), попадают в ТБК. В течение недели один из этих текстов набирает больше трафика, чем другие. Именно этот текст выводится в разделе ''Лучшее в ТБК за неделю''. Бесплатно. 2. ''Звезды''. Когда у редакции есть возможность взять интервью у человека с именем, у создателя интересной компании, у эксперта, редакция помещает этот текст в профильную рубрику и в ''Российские звезды''/ ''Мировые гуру''. Бесплатно. 3. Платные сервисы не есть рейтинги. Рейтинги не есть платные сервисы. Мы будем развивать платные сервисы, но это не имеет никакого отношения к рейтингам. О каком платном доступе к материалам (лекциям) вы говорите, я не понял. Ответить на вопрос, смысл которого мне не понятен, я не могу. Бизнес-модель Е-хе в этой ветке я обсуждать не буду. Текст был посвящен совершенно иной теме: может ли профессор быть популярным как звезда шоу-бизнеса.
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Интересная обзорная статья. И очень жизнерадостно написана. Поставила ''+'' :) .

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Светлана Шишкова пишет: Оптимально, если интернет-пользователи привыкнут просматривать обучающие программы не абы где, а с помощью ресурсов, рейтингующих материалы и придающих им некий знак качества. Например, таким ресурсом вполне может быть E-xecutive.ru.
Хорошая идея! Изложу, как я её понял. Действительно, в доинтернетовские времена, каждый спец начинал литературный поиск с реферативных журналов (РЖ). На Е-хе, действительно, интересно было бы завести раздел - аналог прошлых РЖ. Этот раздел мог бы иметь рубрики, соответственно профессиональным специализациям. Условия пополнения рубрик такого раздела - такие же, как и ВИКИ. Только, в отличие от ВИКИ, нужно указывать ФИО авторов аннотаций. Так что, мне очень понравилась идея Светланы Шишковой - по сути, создать на Е-хе раздел-аналог РЖ. Только не надо ''рейтинговать''. Это хлопотно. Вполне достаточно аннотаций типа тех, что были в прошлых РЖ.
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Андрей Семеркин пишет: Ответить на вопрос, смысл которого мне не понятен, я не могу.
Андрей, что бы не затрагивать вопросы ''не по теме'' я не буду так же ничего разъяснять.... Хотел уточнить к высказыванию Светланы Шишковой, что ресурс рейтингующий материалы не может придавать материалу знак качества! Только в этом аспекте и всё! Что бы не утруждать друг друга текстами и тем более - недоразумениями.
Светлана Шишкова пишет: не абы где, а с помощью ресурсов, рейтингующих материалы и придающих им некий знак качества. Например, таким ресурсом вполне может быть E-xecutive.ru
Чтобы выполнять работу по определению качества материала, необходим профессиональный труд, оплачивать который будут... либо те, кто размещает, либо те, кто использует. Все остальное (имею ввиду создание такого раздела и размещение в нём материала для пользователей E-xe) не имеет отношение к профессиональному (аторитетному или качественному) рейтингованию.... - это будет уже естественный отбор, не более. Оценка пользователей и/или сортировка по определенным параметрам.
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Светла Шишкова Хотя еще есть вариант, что я не правильно понял, и... вы имели ввиду, что рейтингование материалов пользователями E-xe - это и будет тот самый ''некий знак качества'' - за счёт определенного качества аудитории (коучи, тренера, менеджеры, руководители). Если так, то ''извиняюся''... Действительно, некий пользовательский рейтинг в сообществе (хоть какое ни есть), все же лучше, чем на каком-либо другом, ''непонятном'' ресурсе. Сразу прошу, чтобы сделали возможность просмотра рейтинга материала, без учета мнения лиц, которые состоят в игнор листе. :)
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Это - прямой путь к передаче знаний от преподавателя к ученику, минуя мозги обоих.
(использована старая преподавательская шутка про высшее образование).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.